Внеклассное мероприятие " Ненэця" ва"ал"
методическая разработка (9 класс)

Зинченко Галина Ачувна

Предлагаемый материал знакомит читателей с обычаями ненецкого народа. Воспитывает уважительное отношение к традициям народа, развивает читательский интерес к фольклору народностей Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_zinchenko_ga.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат среднего общего образования»  с. Самбург Пуровского района ЯНАО

Зинченко Галина Ачувна,

учитель родного (ненецкого) языка и литературы

Внеклассное мероприятие

«Ненэця’’ ва’’ал»

Цель: привитие детям любви к родному краю;

Задачи: актуализировать имеющие у детей представления о ненецких приметах;

развивать интерес к познанию культуры, обычаев, традиций своего народа;  

воспитывать уважение к традициям ненецкого народа.

Оборудование: чум, нарта, хорей, стол, ненецкая посуда;

ненецкая одежда;

 куклы из утиных клювов, берестяная лодочка;

 фонограмма песни С.Няруй «Оленёнок».  

Ход мероприятия

( На сцене чум, в ней сидят женщины, играет девочка. Женщина напевает песню)

Бабушка: На чью половину чума искра от костра упала - у того будут гости.

Мать: Куропатки в большую стаю собрались - к пурге. Если куропатки кажутся маленькими или сидят, притаившись - это к морозам. Как бы наша дочь не замерзла, она, наверно забыла про сильные морозы.

( За сценой слышны возгласы: «Хэй, хэй!», слышен шум подъезжающей нарты.

Нюк откидывается, пригибаясь, входит отец. За ним дочь неуклюже входит в чум).

Отец: Эй, мать, принимай гостей!

Мама: Доченька!

(Обнимает дочь, замирает, прижав к груди дочери).

Отец: Хватит стоять, как важенка над теленком. Дай согреться с дороги.

Мать: Раздевайся, раздевайся, доченька

.( Она в ягушке, но когда снимает ягушку на ней модное платье.)

Мать: Абэй, доченька, так нельзя ходить в тундре, нельзя показывать руки.

(Переодевает дочь в национальное платье. Трапеза. Отец напевает национальный мотив)

Дочь: Что ты воешь, как голодный волк?

Отец: Это одна из прекрасных песен моего народа, я их буду петь тебе каждый день.

(На следующий день отец возвращается с охоты)

 Отец: Счастливый день, однако. Два песца свои лапы в капкан сунули.

Дочь: Ой, какие пушистые! Покажи-ка, папа.

(Идет к отцу мимо «святого места», вокруг задней стенки чума)

Мать: Ю-вэй, доченька! Рассердила ты Ңа, злого духа. Не будет охотнику удачи.

(Отец нахмурился, бросил песцов в угол. Раскуривает трубку. Молчит. Дочь переводит взгляд с матери на отца)

Дочь: Да вы что,  еще в дедушкины сказки верите?

Отец: А в приметы верить надо. Старики из века в век примечали: пройдет женщина мимо святого места - не жди удачи на охоте. Переступит женщина хорей - задерет волк важенку. Будет потрошить женщина осетра или щуку – пустыми будут твои сети. Вот и сейчас песец может мимо моих капканов пробежать.

Дочь: Мимо твоих пройдет, в капкан Нядмы попадет. (Смеется) Он ведь мою ленточку на рукаве носит.

Отец: Нядму я сейчас на звериной тропке встретил. Сказал, что ты погостить приехала. Он даже подпрыгнул от радости.

Дочь: (Спрашивает равнодушно) Ну и как живет Нядма? Как песца ловит? Не путает волчьи следы с медвежьими следами.

 (В голосе насмешка)

Мать: Что ты, доченька! Нядма своего первого песца много лет назад добыл. Теперь он настоящий охотник. Жене его будет тепло, как птенцу в гнезде.

Дочь: Почему жена должна быть птенцом?

Мать: Что ты, рыбка моя. Муж богатство в чум приносит, жена должна только чум стеречь.

Дочь: Как сторожевая собака?

Мать: Изменил тебя город, как зима тундру. Надо жить так, как старики жили.

Отец: Уж не хочешь ли ты, доченька, позор на нашу голову накликать? С рождения мы тебя с Нядмой просватали, да вот улетела ты, как лебедь из гнезда.

Мать: Чему старики учат, того в городе не знают. Как по шелесту травинки зверя услышать, как по разбегу волны рыбку увидеть. Разве тебя этому научат в городе?

Отец: Вот закончишь учебу, поженим вас. Хорошим мужем будет Нядма.

(За чумом слышится шум подъезжающей нарты. Нядма едет и поёт)

 

Отец: Вот и Нядма приехал.

Нядма: Ңани торова!

(Те в один  голос: «Торова, торова.» Нядма останавливается около Саване, здоровается смущённо).

Нядма: Ңани торова, Саване.

.Саване: Здравствуй, Нядма.

Нядма: Какая ты красивая, Саване!

Саване: Ты тоже изменился.

Нядма: Вот твоя ленточка, Саване. (Показывает красную ленточку на рукаве)

А где моя ленточка, Саване?

Саване: Не помню, Нядма.

Мать: Садитесь к столу.

(Саване обращается к матери)

Саване: Давай я помогу тебе, мама. (бросается к щуке)

Мать: Что ты, что ты, доченька! Нельзя женщине щуку потрошить. Слетятся в чум беды, как вороны на слабого теленка.

Саване: (весело) Ну чего приуныли, будто волк любимую собаку задрал? Расскажи, Нядма, как живешь, как песца ловишь?

Нядма: Сколько белок я тебе настрелял на ягушку, не сосчитать. Больше, чем шишек в тайге. Лису на воротник поймал. Я теперь большой охотник, хитер песец, а я хитрее.

 Саване: (лукаво) Многому ты научился, пока меня не было.

Нядма: (не замечая насмешки, хвастается)  Много девушек на меня из-под платка смотрят. Много стариков мне свою трубку предлагают. Хороший работник в каждом чуме нужен.

Саване: Разве ты работник, Нядма? А не хозяин?

Нядма: (он продолжает) Увижу куропатку в тундре - моя будет.

Увижу лисицу - моя будет. Увижу песца - мой будет. Увижу девушку – улыбается мне, но в свой чум приведу только тебя, Саване.

(Саване свистит)

Нядма: А свистеть подавно нельзя за столом – достатка не будет, так гласит примета,

 « все пропоешь, все просвистишь».

Саване: А что, если не будет тебе удачи, Нядма? Я вокруг чума прошла, щуку начала резать, свистеть люблю.

Нядма: В городе ты отвыкла от законов наших предков. Сейчас мать выгонит неудачу из чума. А ты больше не будешь нарушать поверья.  Иначе рассержусь. Я хоть и добрый, но строгий. Заповеди отцов в нашем чуме - закон. Они для меня запреты, и правила, и предупреждения.

Отец: Правильно, Нядма, говоришь. Семья, как оленья упряжка. Муж-вожак, жена-нарта. Куда упряжка с вожаком, туда и нарта.

Саване: А если я не хочу быть нартой? Тогда как?

Мать: Не порти нам праздник, доченька, Вот и Нядма собирается. Проводи его.

Нядма: Хозяйка, возьмись за край стола, иначе «унесу» с собой достаток.

Мать: Какой-то другой стала наша доченька. Не признаёт законов отцов.

(Отец молчит, покуривает трубку. За чумом слышны возгласы Нядмы)

Нядма: Ю-вэй, Саване! Это же у меня лучшая упряжка! Что теперь будет? Пропали мои олени!

 

(Упряжка отъезжает. Далекий крик: »Хэй-хэй! Входит Саване. Смеется.)

Мать: Что случилось?

 Саване: (смеясь) Да вот нечаянно через хорей переступила, на полозья нарты наступила. Нядма боится, что волки оленей задерут.

Мать: Сколько примет нарушила: вокруг чума обошла, щуку резала, через хорей переступила, на полозья нарты наступила.

Уйдет удача из стойбища, уйдет.

( Мать окуривает чум, нарты, хорей  паленой шерстью - выдры. Саване по поверью отвела удачу от охотников)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...