Внеклассное мероприятие " Ненэця" ва"ал"
методическая разработка (9 класс)
Предлагаемый материал знакомит читателей с обычаями ненецкого народа. Воспитывает уважительное отношение к традициям народа, развивает читательский интерес к фольклору народностей Севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_zinchenko_ga.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района ЯНАО
Зинченко Галина Ачувна,
учитель родного (ненецкого) языка и литературы
Внеклассное мероприятие
«Ненэця’’ ва’’ал»
Цель: привитие детям любви к родному краю;
Задачи: актуализировать имеющие у детей представления о ненецких приметах;
развивать интерес к познанию культуры, обычаев, традиций своего народа;
воспитывать уважение к традициям ненецкого народа.
Оборудование: чум, нарта, хорей, стол, ненецкая посуда;
ненецкая одежда;
куклы из утиных клювов, берестяная лодочка;
фонограмма песни С.Няруй «Оленёнок».
Ход мероприятия
( На сцене чум, в ней сидят женщины, играет девочка. Женщина напевает песню)
Бабушка: На чью половину чума искра от костра упала - у того будут гости.
Мать: Куропатки в большую стаю собрались - к пурге. Если куропатки кажутся маленькими или сидят, притаившись - это к морозам. Как бы наша дочь не замерзла, она, наверно забыла про сильные морозы.
( За сценой слышны возгласы: «Хэй, хэй!», слышен шум подъезжающей нарты.
Нюк откидывается, пригибаясь, входит отец. За ним дочь неуклюже входит в чум).
Отец: Эй, мать, принимай гостей!
Мама: Доченька!
(Обнимает дочь, замирает, прижав к груди дочери).
Отец: Хватит стоять, как важенка над теленком. Дай согреться с дороги.
Мать: Раздевайся, раздевайся, доченька
.( Она в ягушке, но когда снимает ягушку на ней модное платье.)
Мать: Абэй, доченька, так нельзя ходить в тундре, нельзя показывать руки.
(Переодевает дочь в национальное платье. Трапеза. Отец напевает национальный мотив)
Дочь: Что ты воешь, как голодный волк?
Отец: Это одна из прекрасных песен моего народа, я их буду петь тебе каждый день.
(На следующий день отец возвращается с охоты)
Отец: Счастливый день, однако. Два песца свои лапы в капкан сунули.
Дочь: Ой, какие пушистые! Покажи-ка, папа.
(Идет к отцу мимо «святого места», вокруг задней стенки чума)
Мать: Ю-вэй, доченька! Рассердила ты Ңа, злого духа. Не будет охотнику удачи.
(Отец нахмурился, бросил песцов в угол. Раскуривает трубку. Молчит. Дочь переводит взгляд с матери на отца)
Дочь: Да вы что, еще в дедушкины сказки верите?
Отец: А в приметы верить надо. Старики из века в век примечали: пройдет женщина мимо святого места - не жди удачи на охоте. Переступит женщина хорей - задерет волк важенку. Будет потрошить женщина осетра или щуку – пустыми будут твои сети. Вот и сейчас песец может мимо моих капканов пробежать.
Дочь: Мимо твоих пройдет, в капкан Нядмы попадет. (Смеется) Он ведь мою ленточку на рукаве носит.
Отец: Нядму я сейчас на звериной тропке встретил. Сказал, что ты погостить приехала. Он даже подпрыгнул от радости.
Дочь: (Спрашивает равнодушно) Ну и как живет Нядма? Как песца ловит? Не путает волчьи следы с медвежьими следами.
(В голосе насмешка)
Мать: Что ты, доченька! Нядма своего первого песца много лет назад добыл. Теперь он настоящий охотник. Жене его будет тепло, как птенцу в гнезде.
Дочь: Почему жена должна быть птенцом?
Мать: Что ты, рыбка моя. Муж богатство в чум приносит, жена должна только чум стеречь.
Дочь: Как сторожевая собака?
Мать: Изменил тебя город, как зима тундру. Надо жить так, как старики жили.
Отец: Уж не хочешь ли ты, доченька, позор на нашу голову накликать? С рождения мы тебя с Нядмой просватали, да вот улетела ты, как лебедь из гнезда.
Мать: Чему старики учат, того в городе не знают. Как по шелесту травинки зверя услышать, как по разбегу волны рыбку увидеть. Разве тебя этому научат в городе?
Отец: Вот закончишь учебу, поженим вас. Хорошим мужем будет Нядма.
(За чумом слышится шум подъезжающей нарты. Нядма едет и поёт)
Отец: Вот и Нядма приехал.
Нядма: Ңани торова!
(Те в один голос: «Торова, торова.» Нядма останавливается около Саване, здоровается смущённо).
Нядма: Ңани торова, Саване.
.Саване: Здравствуй, Нядма.
Нядма: Какая ты красивая, Саване!
Саване: Ты тоже изменился.
Нядма: Вот твоя ленточка, Саване. (Показывает красную ленточку на рукаве)
А где моя ленточка, Саване?
Саване: Не помню, Нядма.
Мать: Садитесь к столу.
(Саване обращается к матери)
Саване: Давай я помогу тебе, мама. (бросается к щуке)
Мать: Что ты, что ты, доченька! Нельзя женщине щуку потрошить. Слетятся в чум беды, как вороны на слабого теленка.
Саване: (весело) Ну чего приуныли, будто волк любимую собаку задрал? Расскажи, Нядма, как живешь, как песца ловишь?
Нядма: Сколько белок я тебе настрелял на ягушку, не сосчитать. Больше, чем шишек в тайге. Лису на воротник поймал. Я теперь большой охотник, хитер песец, а я хитрее.
Саване: (лукаво) Многому ты научился, пока меня не было.
Нядма: (не замечая насмешки, хвастается) Много девушек на меня из-под платка смотрят. Много стариков мне свою трубку предлагают. Хороший работник в каждом чуме нужен.
Саване: Разве ты работник, Нядма? А не хозяин?
Нядма: (он продолжает) Увижу куропатку в тундре - моя будет.
Увижу лисицу - моя будет. Увижу песца - мой будет. Увижу девушку – улыбается мне, но в свой чум приведу только тебя, Саване.
(Саване свистит)
Нядма: А свистеть подавно нельзя за столом – достатка не будет, так гласит примета,
« все пропоешь, все просвистишь».
Саване: А что, если не будет тебе удачи, Нядма? Я вокруг чума прошла, щуку начала резать, свистеть люблю.
Нядма: В городе ты отвыкла от законов наших предков. Сейчас мать выгонит неудачу из чума. А ты больше не будешь нарушать поверья. Иначе рассержусь. Я хоть и добрый, но строгий. Заповеди отцов в нашем чуме - закон. Они для меня запреты, и правила, и предупреждения.
Отец: Правильно, Нядма, говоришь. Семья, как оленья упряжка. Муж-вожак, жена-нарта. Куда упряжка с вожаком, туда и нарта.
Саване: А если я не хочу быть нартой? Тогда как?
Мать: Не порти нам праздник, доченька, Вот и Нядма собирается. Проводи его.
Нядма: Хозяйка, возьмись за край стола, иначе «унесу» с собой достаток.
Мать: Какой-то другой стала наша доченька. Не признаёт законов отцов.
(Отец молчит, покуривает трубку. За чумом слышны возгласы Нядмы)
Нядма: Ю-вэй, Саване! Это же у меня лучшая упряжка! Что теперь будет? Пропали мои олени!
(Упряжка отъезжает. Далекий крик: »Хэй-хэй! Входит Саване. Смеется.)
Мать: Что случилось?
Саване: (смеясь) Да вот нечаянно через хорей переступила, на полозья нарты наступила. Нядма боится, что волки оленей задерут.
Мать: Сколько примет нарушила: вокруг чума обошла, щуку резала, через хорей переступила, на полозья нарты наступила.
Уйдет удача из стойбища, уйдет.
( Мать окуривает чум, нарты, хорей паленой шерстью - выдры. Саване по поверью отвела удачу от охотников)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...