Проект "Слова-паразиты в речи учащихся и учителей"
проект (9 класс)

Ночкина Юлия Станиславовна

Актуальность выбранной темы: проект довольно актуален на сегодняшний день. Большинство людей используют слова-паразиты в своей речи, и не знают об их истории возникновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация проекта1005.2 КБ
Microsoft Office document icon Текст проекта128 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слова-паразиты в речи учащихся и учителей Проект подготовил: Микерин Максим, 9В класс Руководитель проекта: Ночкина Юлия Станиславовна Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №12»

Слайд 2

Задачи: проект довольно актуален на сегодняшний день. Большинство людей используют слова-паразиты в своей речи, и не знают об их истории возникновения. п ровести исследование истории и причин возникновения слов-паразитов Цель проекта: Актуальность выбранной темы: Изучить и рассказать историю слов-паразитов Поведать о причинах возникновения слов-паразитов Провести исследование среди учащихся и учителей МОУ «СОШ №12» города Воркуты на тему: «Какие слова-паразиты присутствуют в вашей речи?

Слайд 3

Что такое слова-паразиты?

Слайд 4

Какие бывают слова-паразиты? типа к ак бы короче э то самое ну нет На самом деле

Слайд 5

Исследование

Слайд 6

Результаты исследования Диграмма 1. Диаграмма 1. Диаграмма 2.

Слайд 7

Слова-паразиты Частота использования, % Типа 75 Короче 66,6 Блин 50 Таблица 1.

Слайд 8

Изготовление продукта проекта (буклет)

Слайд 9

Т типа ….. как бы……. э то самое…. н у, это…..



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12» г.Воркуты

Тема проекта:

«Слова-паразиты в речи учащихся и учителей»

Работу выполнил:

ученик 9В класса

Микерин Максим Николаевич

Руководитель проекта:

  Ночкина Юлия Станиславовна

Воркута

2018

Содержание

Введение.        3

Что такое слова-паразиты?        4

Какие бывают слова-паразиты?        4

Исследование        7

Процесс изготовления продукта проекта.        10

Заключение.        11

Список литературы:        12


  1. Введение.

Актуальность выбранной темы: проект довольно актуален на сегодняшний день. Большинство людей используют слова-паразиты в своей речи, и не знают об их истории возникновения.

Цель проекта: провести исследование  истории и причин возникновения слов-паразитов.

Задачи:

  1. Изучить и рассказать историю слов-паразитов
  2. Поведать о причинах возникновения слов-паразитов
  3. Провести исследование среди учащихся и учителей МОУ «СОШ №12» города Воркуты на тему «Какие слова-паразиты присутствуют в вашей речи?»

Продукт проекта: буклет.

  1. Что такое слова-паразиты?

Слова-паразиты – это слова, которые употребляются в речи очень часто, в большинстве случаев произвольно. Чаще всего человек не особо замечает присутствие этих слов в своей речи.

Они появляются будто бы ниоткуда: все эти «ну», «как бы», «на самом деле». Проходит время, и мы уже не можем построить даже простые фразы без их помощи. Мы объявляем им войну, но на их месте вырастают другие «сорняки»…

  1. Какие бывают слова-паразиты?

«Ну»

 Ну, начнем с одного из самых распространенных слов-паразитов. В  «Частотном словаре русского языка», в котором описано порядка 40000 слов, «ну» крепко держится в Топ-100.  Конечно, это слово употребляется не только в качестве «паразита»: оно может выражать побуждение,  удивление, восхищение и даже иронию. Однако не в таком количестве, которое мы наблюдаем сегодня в нашем повседневном речевом потоке. Слово «ну» - древнее; его можно встретить во многих славянских языках. Правда, точной этимологии слова так и не удалось установить. Большинство лингвистов сходятся во мнении, что изначально «ну» было звукоподражанием. Вопрос – чему?  Удару хлыста, полету стрелы, звуку топора?... Можно сказать одно: наши далекие предки употребляли «ну», когда хотели к чему принудить собеседника. Слова «нужда», «нудить», возможно, происходят именно от этой частицы. Со временем это «слово-угроза» стало употребляться  для  придания  высказыванию  большей  силы.  Вероятно, и мы, злоупотребляя «ну», неосознанно желаем придать нашей речи больше значимости. Филологи утверждают, что  мы говорим «ну» в диалоге, побуждая собеседника к ответному речевому акту, то есть эта частица выполняет функции поддержания коммуникационного контакта.  Интересно, что  в хеттском языке (был такой древний народ – хетты) «nu» ставилось практически перед каждой фразой.

 «Нет»

Мы помним, что многие начинают с частицы «нет» практически любую фразу. «Нет, послушайте, вы же сами об этом говорили», «Нет, давайте поедем на каток». Лингвисты говорят о таких людях, что они придерживаются защитной стратегии в разговоре. Подобная привычка, вероятно, имеет корни в так называемой защитной магии, когда говорящий с помощью «отрицательно» начала утвердительной фразы пытался «застраховать» себя и свое утверждение от сглаза.

«Это самое»

В «этом самом», как правило, обвиняют людей малообразованных, неспособных в речевой стихии оперативно правильно подобрать слова. Но не все так просто с этим выражением: арсенал междометий и сорняковых фраз в русском языке довольно широк, чтобы прибегать к каким-то совсем странным конструкциям, вроде «это самое». Вероятно, данный речевой «паразит» изначально функционально заменял какие-то запретные, табуированные слова в языке по причины суеверий, например, (чтобы не сглазить).

«Пожалуй»

Слово-сорняк с интересной судьбой. В современной стихии языка оно обозначает допущение определённой возможности или неуверенного согласия («Пожалуй, пойдет дождь; «Пожалуй, я готов это сделать»). В первом значении оно близко к просторечному «небось», которое является сокращением от «не бойся».

«Пожалуй» происходит от древнерусского «жаловати», что означает «дарить что-либо из любви». Как «дарственное слово» или обозначение  какой-либо возможности стало выражать какую-либо возможность или неуверенное согласие, остается тайной.

«Как бы»

У каждого поколения есть свое, «фирменное», выражение-паразит. У нашего поколения – это «как бы».  Лингвисты утверждают, что его употребление в разговорной речи артикулирует уход от ответственности говорящего с помощью создания атмосферы неопределенности. «Я как бы собираюсь в отпуск», «Я как бы сейчас сплю». Так человек избегает возможного фронтального столкновения с собеседником и оставляет себе пространство для маневра. Конечно, этим «как бы-людям» лучше серьезные задачи не поручать – как бы что не вышло.    

«На самом деле»

 Одержимые вирусом этого выражения люди являются полной противоположностью «как бы-людей». Мода на выражение «на самом деле» пришлась на 60-ые – время энтузиастов. Психологи-лингвисты характеризуют таких людей, как уверенных в себе людей, знающих, что хотят в жизни, имеющих на все свою точку зрения. Исходя из этого, частое употребление «на самом деле» в разговорной речи говорит о самоуверенности говорящего.

«Короче»

Это сорняковое слово, которое в «обычном состоянии» является сравнительной формой прилагательного «короткий» и наречия «коротко», обязано своей паразитарной природе военной среде. Так старшие по званию учили подчиненных более четко выражать свои мысли. Потом слово попало в мир «штатских» и стало выполнять функция введения для очень долгих рассказов.

  1. Исследование

Слова-паразиты встречаются в речи практически каждого человека. Они могут быть совершенно разнообразными: от самостоятельно придуманных слов до нецензурной брани. Я провел опрос среди учащихся и учителей нашей школы на тему: «Какие слова-паразиты присутствуют в вашей речи?». Опрос состоял из следующих вопросов:
1) Какие слова-паразиты присутствуют в вашей речи?
2) Как часто вы их употребляете?
3) Замечаете ли вы  присутствие слов-паразитов в вашей речи?

Количество опрошенных: 3 учителя и 12 учеников.


Результаты опроса были следующими:

  1. Все из опрошенных учеников используют слова-паразиты в своей речи.
  2. У всех опрошенных учителей слова-паразиты отличались друг от друга
  3. Один учитель из опрошенных вообще не использует слов-паразитов в своей речи
  4. Самое малоиспользуемое слово-паразит - «Лол» (от англ. Lol). Оно встретилось лишь у одного ученика из опрошенных (частота использования — 8,3%)
  5. Самое используемое слово-паразит - «Типо» (частота использования среди опрошенных учеников — 75%), на втором месте - «Короче» (частота использования — 66,6%), третье место – «Блин» (частота использования – 50%)
  6. 75% опрошенных учеников используют слова-паразиты часто, 25% - редко.
  7. 50% опрошенных замечает присутствие слов-паразитов в своей речи, 16% - иногда, 34% - не замечают.
  8. 2 из 3 учителей замечают присутствие слов-паразитов в своей речи, и употребляют их не очень часто.

 

Диграмма 1.

Диаграмма 2.

Таблица 1.

Слова-паразиты

Частота использования, %

Типо

75

Короче

66,6

Блин

50

Так же, проанализировав тетради нашего класса по русскому языку за 8 класс, я увидел довольно много речевых ошибок. Этими речевыми ошибками являлись слова-паразиты, употребленные в форме разговорного стиля.

Итог: в нашей школе и учителя, и ученики используют слова-паразиты. Их количество довольно большое, частота употребления тоже. Чтобы снизить все эти показатели, нужно расширять свой словарный запас, повышать уровень знаний, быть более внимательным при озвучивании своих мыслей, обдумывать свою речь, стараться заменять слова-паразиты и фразы-паразиты другими словами.

  1. Процесс изготовления продукта проекта.

Для того, чтобы изготовить продукт своего проекта (буклет), мне понадобилось:

  • Лист бумаги формата А4
  • Ножницы
  • Ручка
  • Карандаши, фломастеры
  • Аккуратность в выполнении

После этого я приступил к работе. Последовательность действий была следующей:

1)подготовка нужных предметов для продукта

2)изгиб листа А4 для достижения нужной формы буклета

3)нанесение нужной информации на продукт с помощью ручки.

4)красивое оформление буклета.

  1. Заключение.

В нашей речи очень много слов-паразитов. Избавиться от них очень сложно, но возможно. Чтобы это сделать, нужно:

  • пополнить свой словарный запас новыми, необычными словами
  • обдумывать свою речь
  • повысить уровень знаний

Думаю, мой проект может поведать людям об истории возникновения слов-паразитов, о способах избавления от них. Некоторые  могут узнать новые для себя слова-паразиты.

Вывод: слова-паразиты присутствуют в речи почти каждого человека. От них нужно избавляться. Так же использование слов-паразитов говорит о том, что люди  не всегда обдумывают свою речь.

  1. Список литературы:
  1. Толковый словарь русского языка
  2. Орфографический словарь русского языка
  3. Википедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Работа учителя математики по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся.

В наше время, в связи с компьютеризацией, большим объемом информации, часто письменными ответами на вопросы, снижается речевая культура учащихся, а также качество оформления письменных работ....

Сообщение на методическом объединении учителей гуманитарно-эстетического цикла по теме: «Система работы по развитию описательно - повествовательной речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках чтения».

Уроки чтения – важнейшее средство осуществления воспитательно – образовательных задач в работе школы.Чтение формулирует у детей знание о жизни общества и природы, обеспечивает нравственное воспитание ...

Мастер-класс в рамках конкурса "Учитель года г. Сочи 2015" на тему "Работа с текстом как средство формирования развития речи учащихся"

Мастер-класс на тему "Работа с текстом...."Прилагается презентация, текст для работы.Работа планируется в группах....

Устная речь учащихся: от диалога к монологу. Развитие речи учащихся как одна из образовательных задач учителя географии.

Не секрет, что сегодня дети все меньше и меньше читают. Им все сложнее выражить свои мысли. Поэтому развитие речи учащихся является одной из образовательных задач учителя....