Айпинские чтения
план-конспект урока на тему

Кубышкина Галина Владимировна

Творчество Е.Д.Айпина как одно из средств духовно-нравственного воспитания. Знакомство с жизнью и творчеством хантыйского прозаика Е.Д.Айпина на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aypinskie_chteniya.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета-заявка на участие в конференции

Ф.И.О.

(полностью)

Кубышкина Галина Владимировна

Докладчик

Учитель русского языка и литературы

Организация

МКОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа»

Название доклада

Знакомство с жизнью и творчеством хантыйского прозаика Е.Д.Айпина на уроках русского языка и литературы

Название секции по перечню информационного письма оргкомитета конференции

Творчество Е.Д.Айпина как одно из средств духовно-нравственного воспитания

Форма участия в конференции

Заочная

Комплексный анализ текста

Кубышкина Галина Владимировна

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа»

Комплексный анализ текста - это анализ текста с точки зрения содержания и формы.

Данный вид работы позволяет раскрыть смысловое значение слова в контексте, уяснить выразительно-изобразительную функцию слова, а также может рассматриваться как «измеритель» языковой подготовки учащихся и позволяет отработать трудные случаи орфографии и пунктуации.

Произведения Еремея Даниловича Айпина знакомят с обычаями и традициями народов ханты и манси, воспитывают бережное отношение к родной природе, морально-этические нормы поведения.

(1)Он покачивался в такт скользящ…й нарте и пр…слушивался к музыке полозьев по жес…кому снегу, ровному дыханию оленей, серебря(н, нн)ому перезвону упряжных цепоч…к и колец. (2)И под эти звуки в его душе постепе(н,нн)о зар…ждалась песня - радовался он дороге и движению, ибо в этом была вся жизнь охотничьего рода. (3)Пришла песня такая же долгая, как эта зимняя дорога. (4)И (не)ожиданно пришедшая песня вытеснила постепе(н,нн)о его досаду на бе(с,з)причи(н,нн)ый вой старого Харко. (5)И он все покачивался в такт оленьему бегу, и на него наплывали заснеже(н,нн)ые боры и чистые болота, пр…дрогшие с…сновые гривки и печальные озера.

(6)Он почти (не)оглядывался, поскольку все знал по памяти…

(7)Песня все ехала (в)месте с ним. (8)Это была песня и снега, и деревьев, и неба, и земли. (9)То она зам…длялась, и он едва улавливал ее зат…хающую м…лодию. (10)То она наб…рала темп, наб…рала силу и звучала как бе(с,з)конечная симфония Вселенной. (11)И эта симфония прониз…вала и связ…вала в одно целое все, что было на земле и за пр…делами земли. (12)А он становился частью этой симфонии, (не)приметной скрипкой — наркасъюхом, что вела свою партию. (13)Без него симфония может делать свое дело, но она что-то непременно потеряет…

(14)Симфония не мешала его мыслям. (15)Дорога долгая — и дума долгая. (16)А в г…л…ве у него много дум. (17)Может быть, столько же, сколько деревьев в этом бору, сколько рек и озер на этой земле, где испокон веков охотились и пасли оленей его предки, что давно перебрались в Нижний Мир и лежат на углу вот этого Малого Яра. (18)Разные думы у Демьяна, приходят длинные и короткие, светлые и печальные. (19)Теперь ему казалось, что было время, когда он ни о чем не думал, кроме охоты и рыбалки. (20)И жили на земле и в душе мир и покой. (21)Во всяком случа…, так ему к…залось, так думалось. (Е.Айпин «Ханты, или Звезда Утренней Зари»)

Наркасъюх (буквально: «поющее дерево») - смычковый музыкальный инструмент, род хантыйской скрипки.

Еремей Айпин - хантыйский писатель, общественный деятель, член Союза писателей СССР, кандидат политических наук, Заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа, Государственный советник Российской Федерации.

Задания:

1. Определите тему текста.

2. Определите идею текста.

3. Текст не имеет заглавия, подумайте, как его можно озаглавить.

4. Определите тип речи.

5. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст?

6. Как связаны части текста?

7. На каком приёме/приёмах построен текст? (Сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли, быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание ).

8. Отметьте основные образы в тексте. Не забудьте об образе автора.

9. Найдите контекстные синонимы.

10. Приведите примеры использования автором таких средств художественной выразительности, как: эпитеты и олицетворения.

11. В предложениях 1-5 найдите сравнение.

12. Выпишите из 1 предложения ряды однородных членов, графически объясните постановку знаков препинания

13. В предложении 5 объясните постановку знаков препинания.

14. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

15. Выпишите причастия из предложения 5.

16. Выполните фонетический разбор слова теперь.

17. Выполните морфемный разбор слова продрогшие.

18. Обозначьте в словах 3 абзаца приставки.

19. Выполните морфологический разбор слова зат…хающую.

20. Каково Ваше впечатление от текста?

Подготовка к ОГЭ по русскому языку (часть 3)

Кубышкина Галина Владимировна

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа»

(1)И Осеннее Селение рода не упустила бумага-карта на большой Протоке Болотной Стороны, в вековых соснах на крутом песчаном яру. (2)Там тоже целое становье с добротными домами и всеми необходимыми постройками. (3)Видел Демьян такие рисунки с ликом Матери-Земли — все там есть. (4)Не ошибаются те, кто их делает. (5)Не раз в этом убеждался. (6)И вот искатели, видно, тоже не ошиблись — прямо нацелились на Демьяна. (7)Через неделю-другую выйдут к его зимовью — сосновый бор разрежут, кедровники разрежут, березовые рощицы возле Древесной разрежут, попадется селение — разрежут. (8)Сказывают охотники, не могут они свернуть ни на шаг, не положено. (9)Где по бумаге-рисунку им указано, там они сверлят землю на полтора-два десятка метров и закладывают что-то порохоподобное, что бухает, стреляет в глубь Сидящей. (10)Но это только начало. (11)За ними приходят вторые. (12)Те уже дырявят землю на километры в глубину, они намного сильнее первых. (13)И если они находят горючий жир, нефть, появляются третьи — добытчики. (14)От тех, третьих, добытчиков, сказывают, уже совсем жизни нет. (15)В буквальном смысле переворачивают боры-беломошники, урманы черные, болота бескрайние. (16)Сказывают, будто сами же искатели и добытчики нефти бахвалятся, что на десятки километров от своих путей-дорог ничего живого не оставляют. (17)Никак не хотелось верить в это. (18)Но если здраво рассудить, то у тех же искателей сколько разных машин! (19)А ежели все это двинуть против тайги, против зверя и птицы — какая земля не застонет?! (20)Какой земле под силу выстоять и победить?! (21)К примеру, зимой, в глубокий снег, сохатого можно голыми руками брать. (22)А с небесными и наземными машинами тут и делать нечего. (23)Не на десятки, а на сотни километров все можно подчистить. (24)Сказывают, такая участь уже давно постигла охотников низовья Реки. (25)Но Демьян жил пока спокойно — угодья его в глуши, на отшибе. (26)Правда, пойму Реки задели: труба на востоке, нефть на юге, железная дорога на западе. (27)Сжимается кольцо вокруг него, но самого пока не тревожили. (28)Кольцо сжимается. (29)Лишь на Севере, между трубой и новой дорогой, совсем тихо. (30)Но там ненецкая тундра начинается, недалеко водораздел. (31)Реки уже текут прямо на полночь и впадают в студеное море, дыхание которого он иногда чувствует осенью и весной. (Е.Айпин «Ханты, или Звезда Утренней Зари»)

Еремей Айпин - хантыйский писатель, общественный деятель, член Союза писателей СССР, кандидат политических наук, Заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа, Государственный советник Российской Федерации.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «А ежели все это двинуть против тайги, против зверя и птицы — какая земля не застонет?! Какой земле под силу выстоять и победить?!»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Викторина

Жизненный и творческий путь Е.Д.Айпина

Кубышкина Галина Владимировна

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа»

И вот, когда читаешь Еремея Айпина, тебя не покидает ощущение, что кто-то обязательно должен был рассказать о его небольшом народе ханты (в переводе на русский хант — человек), о северной природе, о той действительности, в которую погружен сегодняшний Север. И доверяешь — в его словах ошибки быть не может. (Сергей ЗАЛЫГИН)

Вопросы:

  1. Назовите дату и место рождения Е.Д.Айпина.
  2. В какой семье родился писатель?
  3. Представителем какого народа является писатель Еремей Данилович Айпин?
  4. Назовите первое учебное заведение, в которое поступил Еремей Данилович по окончании школы.
  5. Какой институт закончил Е.Д.Айпин?
  6. В каком году принят в Союз писателей СССР?
  7. «Да, это (общественная работа) далекая от искусства, литературы сфера деятельности, но она тоже дает мне материал для книг, расширяя представления о психологии, характерах людей. У меня нет ощущения, что я занят не своим делом». Какова общественная деятельность писателя?
  8. Назовите произведения Е.Д.Айпина (не менее трёх).
  9. Назовите первый рассказ, опубликованный в окружной газете «Ленинская правда».
  10. Укажите название и время издания первого сборника повестей.
  11. Какие проблемы поднимает Е.Д.Айпин в своём творчестве?
  12. Почему стал писателем?
  13. Укажите награды писателя.
  14. Как появился в Ханты-Мансийске музей под открытым небом «Торум Маа».
  15. Автор пишет: «Главную для меня книгу – … – я начал писать со дня своего рождения. Так вначале мне казалось. Но сейчас я думаю, что, возможно, она зародилась задолго до моего появления на свет. Я искал Истину о своем народе». О какой книге идёт речь?
  16. Кто назвал Е.Д.Айпина «летописцем своего народа»?

Ответы:

  1. 27 июня 1948г. в селе Варьёган Сургутского района ХМАО-Югры
  2. В семье профессионального рыбака-охотника
  3. Представитель народа ханты
  4. 1967-1971 годы – учёба в Ханты-Мансийском педучилище.
  5. Литературный институт имени А.М.Горького
  6. В 1981 году принят в Союз писателей СССР.
  7. Депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры; представитель Президента РФ в Ханты-Мансийском автономном округе; советник аппарата полномочного представителя Президента РФ в Ханты-Мансийском автономном округе, Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
  8. Автор более 20 художественных и публицистических произведений.
  9. Рассказ «По насту»
  10. В 1979 году издается его первый сборник повестей «В ожидании первого снега».
  11. Айпин в своём творчестве поднимает проблемы нравственности и социальной справедливости. В его прозе звучит призыв к бережному, заботливому, чуткому отношению к национальной культуре народа ханты.
  12. В одном из многочисленных интервью на вопрос «Почему стал писателем?» ответил: «Просто в детстве я слышал много сказок, преданий, охотничьих историй. Все запоминал, вскоре в голове складывались какие-то сюжеты. Становилось некомфортно, хотелось выплеснуть историю на бумагу. Я писал, и на душе становилось легко. Любовь же к литературной деятельности мне привил мой учитель Александр Корнеев... Он увидел во мне стремление писать и поддержал меня».
  13. Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, знаком «За заслуги перед округом», Почётной грамотой Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Отмечен значком Министерства культуры СССР «За отличную работу». Имеет почётное звание «Заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа», лауреат премии Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа в области литературы. Имеет Благодарственное письмо Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, в 2005 году объявлена благодарность полномочного представителя Президента РФ в Уральском Федеральном округе. Награждён Почётным нагрудным знаком Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «За вклад в развитие законодательства».
  14. Осенью 1987 г. вместе с единомышленниками привез и собственноручно собрал уникальные деревянные постройки из своего родового селения на реке Аган, сотворенные руками его деда и отца, другими родственниками. Так появился в Ханты-Мансийске музей под открытым небом «Торум Маа».
  15. Роман «Ханты, или Звезда Утренней Зари».
  16. Сергей Залыгин

Литература:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия.
  2. Залыгин Сергей. Летописец народа ханты. Интернет-ресурсы.
  3. Электронная библиотека писателей ХМАО-Югры «Югра литературная».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Чтение. Виды чтения

Виды чтенияВ Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:1.       Понимание осн...

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

Методическое пособие по развитию техники чтения «Прочитайка. Странички для чтения» для учащихся обучающиеся с нарушениями письма и чтения

Данный сборник упражнений предназначен для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и ...