Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Расширить знания о жизни и творчестве Н.С.Лескова. Формировать навыки анализировать текст, работать с лексикой, находить в словаре нужное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_v_6_kl_levsha.docx | 705.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"
Цели и задачи: расширение знаний о жизни и творчестве Н. С. Лескова; формирование навыков анализа текста, работа с лексикой, отработка умений находить в словаре нужное значение; развитие монологической речи учащихся, заинтересовать учащихся , необычностью повествования, воспитание любви к слову, к народной речи героев.
1. Организационный момент
Сообщение темы и цели урока.
2. Ход урока
Подготовка к восприятию.
1)Краткие сведения из биографии Н.С. Лескова. Выступает подготовленный ученик. слайд 1
Николай Семёнович Лесков – русский писатель XIX века, по мнению многих самый национальный писатель России. Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в селе Горохово (Орловская губерния) в духовной среде. Отец писателя был чиновником уголовной палаты, а мать – дворянкой. Детские годы Николай провел в родовом имении в Орле. В 1839 семья Лесковых переехала в село Панино. Жизнь в селе наложила свой отпечаток на творчество писателя. Он изучал народ по быту и разговорам, а также считал себя своим в народе.
С 1841 по 1846 год Лесков посещал Орловскую гимназию. В 1948 году он потерял отца, а их семейное имущество сгорело при пожаре. Примерно в это же время он поступил на службу в уголовную палату, где собрал много материала для своих будущих работ. Через год был переведен в казенную палату Киева. Там он проживал у своего дяди С. П. Алферьева. В Киеве в свободное от работы время он посещал лекции в университете, увлекался иконописью и польским языком, а также посещал религиозно-философские кружки и много общался со старообрядцами. В этот период у него проснулся интерес к украинской культуре.
В 1857 году Лесков ушел в отставку и поступил на службу к А. Я. Скотту – английскому мужу своей тети. Работая в компании «Шкотт и Вилькенс», он приобрел огромный опыт во многих отраслях, включая промышленность и сельское хозяйство. Впервые как публицист он проявил себя в 1860 году. Через год он перебрался в Петербург и решил посвятить себя литературной деятельности. Его работы стали появляться в «Отечественных записках». Многие его рассказы были основаны на знаниях русской самобытной жизни, и были пропитаны искренним участием к нуждам народа.
В своих рассказах Лесков пытался также показать трагическую судьбу России и неподготовленность к революции. В связи с этим он состоял в конфликтных отношениях с революционными демократами. Многое изменилось в творчестве писателя после знакомства со Львом Толстым. В его работах 1870-1880 годов появилась и национально-историческая проблематика. В эти годы он написал несколько романов и повестей о художниках. Лесков всегда восхищался широтой русской души, и эта тема отразилась в рассказе «Левша». Умер писатель 21 февраля (5 марта) 1895 года в Петербурге.
2)Слово учителя. История создания "Левши". слайд 2
Повесть Николая Лескова была написана и опубликованная в 1881 году.
Впервые напечатана в журнале «Русь», в 1881 году, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана в 1882 году. При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:
"Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был ещё в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением."
Произведение Лескова является авторским вымыслом.
Сам Николай Семенович определил жанр своего произведения как сказ. Что же это такое?
Сказ - принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры персонажа-рассказчика, лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.слайд 3
Восприятие. А теперь обратимся непосредственно к самому произведению и найдем лексические особенности. Первое интересное словосочетание, которое мы встречаем - это междоусобные разговоры. Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре.
Значение слова Междоусобный по Ефремовой:
Междоусобный - 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: междоусобие, междоусобица, связанный с ними.
В словаре Ожегова находим значение слова - (обычно о старине, далеком прошлом) несогласие, раздор между какими-нибудь общественными группами в государстве.
Это толкование не подходит к нашему тексту. Как же определить значение? Для этого познакомимся с понятием народная этимология.
Народная этимология — ложная этимология, лексическая ассоциация, возникающая под влиянием просторечия; в дальнейшем может восприниматься также и литературным языком. слайд 4
Давайте поразмышляем на основе каких ассоциаций могло возникнуть это слово.
Ответы учеников : междоусобные разговоры - разговоры между собой.
А теперь вы самостоятельно начнете составлять толково-этимологический словарь. Тетрадь разделить на 2 колонки, в первую записывать слова, имеющие определение в толком словаре, во вторую - не имеющие. (Класс можно разделить на 2 группы, одна работает по 1 главе, другая по второй. Работать детям лучше в парах, используя мобильный интернет и интернет-словари)
Анализ. Далее идет проверка работы и совместное составление словаря.(слайд 4,5)
Перед написанием толкования слова детям предлагается подумать из каких слов могли образоваться новые понятия.
Интерпритация. Беседа по вопросам:
- Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов?
Предполагаемый ответ: Рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе народного понимания.
- Какой вы находите речь героев?
Предполагаемый ответ: Речь героев необычна и непривычна для современного читателя за счет широкого употребления слов народно-этимологического происхождения.
3.Итог урока. Рефлексия.
Продолжить предложения.
- Я познакомился с.....(творческой биографией Н.С. Лескова)
-Я узнал об ....(истории создания "Левши")
- Я запомнил новые термины...(сказ, народная этимология)
- Особенно понравилось..
4.Домашнее задание.
Продолжить составление словаря по следующим главам.
Рекомендации к последующим урокам.
1)Урок № 2 можно начать с проверки усвоения значения новых слов.
Указать номера слов, толковании которых есть ошибка.
1)провожатые - Тот, кто сопровождает кого-нибудь
2) шабаш - Довольно, кончено, баста.
3) нимфозория - вид инфузорий, одноклеточный организм
4) деньщик - дневной дежурный.
5) ажидация - агитация
6) Складень - складная икона
7)Керамиды - египетские пирамиды.
Соотнесите слова и реалии (предмета или рисунка этого предмета) при толковании лексического значения слова.
Керамиды | |
Мерблюзьи монтоны | |
Нимфозория | |
Складень. | |
пистоля |
Чтобы усложнить задание, в правой колонке можно не давать слова, а попросить учащихся подобрать их самим.
2) В качестве домашнего задания можно дать составление кроссворда.
3)На уроке № 3 для закрепления знания новых слов можно разгадать пару наиболее удачных кроссвордов.
Кроссворд. Образец. Работа Водопьяновой Юлии (6 класс 2015 год)
Вопросы:
1. Этот вид одежды изготавливали из верблюжьей шерсти
2. Как называлось море, по которому плыл на корабле Левша?
4. Значение этого слова объясняется как смутить, поставить в неловкое положение.
5.Прибор для разглядывания мелких предметов
6.Так называется продовольственный склад.
7.Определение носа с горбинкой
8. Они являются главной достопримечательностью Египта
9.В тексте синоним к слову ожидание.
10 Название винного напитка.
4) После более подробной беседы о жанре сказа, дать детям творческое задание, придумать свой сказ. Пример работы ученицы 6 класса.
Сказ о том, как бабушка посетила соревнования по художественной гимнастике.
Раз позвонила моей соседке внучка в деревню по сотелю (сотовый телефон) и пригласила на свое выступление по художественной гимнастике. Она у нее групповичка(выступает в групповых упражнениях). Бабуля отправилась на железку (на железнодорожную станцию), взяла билет и поехала в город Нижний Новгород.
Внучка её выступала в Училище олимпийского запасу(резерва). Зашла бабуля в зал, народу тьма тьмущая. Присела и стала выжидать(ждать). Вот вышли девчонки в ярких, красивых нательниках (купальник на тело), на лице раскрас, как у Сережи Зерского (Зверева). Заиграла музыка. Девочки стали выполнять разные закидушки (закидывать высоко ноги, за уши), подбрасывать вверх булавы. У бабули аж дух захватило. Номер выполнили безушибочно (без ошибок и падений). Одержали победу.
Радости не было предела, гордится бабуля своей внучкой!
работу выполнила Царева Валерия (6 класс).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока физики в 8 классе по теме"понятие о электричестве"
Данная разработка написана на татарском языке. К ней имеентся презентация, которую можно использовать всем желающим....
Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"
Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"...
Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа
Разработка урока...
Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа
Конспект урока Н. С. Лескова. Сказ "Левша"....
Н. С. Лесков (1831-1895). Сказ «Левша». Особенности сказа
Урок подготовлен для изучения творчества Н.С. Лескова . Сказ "Левша", история его создания. Особенности сказа.Связь с жизнью автора....
Разработка урока по литературе в 6 классе. Тема урока: Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Особенности жанра.
Урок литературы с использованием методов и приемов технологии смыслового чтения....
Разработка урока по литературе в 5 классе по сказу П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
Данная разработка урока поможет учителю в изучении сказа П.П. Бажова "Медной горы Хозяйка"...