Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока в 6 кл ЛЕВША | 705.9 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_levsha.pptx | 270.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"
Цели и задачи: расширение знаний о жизни и творчестве Н. С. Лескова; формирование навыков анализа текста, работа с лексикой, отработка умений находить в словаре нужное значение; развитие монологической речи учащихся, заинтересовать учащихся , необычностью повествования, воспитание любви к слову, к народной речи героев.
1. Организационный момент
Сообщение темы и цели урока.
2. Ход урока
Подготовка к восприятию.
1)Краткие сведения из биографии Н.С. Лескова. Выступает подготовленный ученик. слайд 1
Николай Семёнович Лесков – русский писатель XIX века, по мнению многих самый национальный писатель России. Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в селе Горохово (Орловская губерния) в духовной среде. Отец писателя был чиновником уголовной палаты, а мать – дворянкой. Детские годы Николай провел в родовом имении в Орле. В 1839 семья Лесковых переехала в село Панино. Жизнь в селе наложила свой отпечаток на творчество писателя. Он изучал народ по быту и разговорам, а также считал себя своим в народе.
С 1841 по 1846 год Лесков посещал Орловскую гимназию. В 1948 году он потерял отца, а их семейное имущество сгорело при пожаре. Примерно в это же время он поступил на службу в уголовную палату, где собрал много материала для своих будущих работ. Через год был переведен в казенную палату Киева. Там он проживал у своего дяди С. П. Алферьева. В Киеве в свободное от работы время он посещал лекции в университете, увлекался иконописью и польским языком, а также посещал религиозно-философские кружки и много общался со старообрядцами. В этот период у него проснулся интерес к украинской культуре.
В 1857 году Лесков ушел в отставку и поступил на службу к А. Я. Скотту – английскому мужу своей тети. Работая в компании «Шкотт и Вилькенс», он приобрел огромный опыт во многих отраслях, включая промышленность и сельское хозяйство. Впервые как публицист он проявил себя в 1860 году. Через год он перебрался в Петербург и решил посвятить себя литературной деятельности. Его работы стали появляться в «Отечественных записках». Многие его рассказы были основаны на знаниях русской самобытной жизни, и были пропитаны искренним участием к нуждам народа.
В своих рассказах Лесков пытался также показать трагическую судьбу России и неподготовленность к революции. В связи с этим он состоял в конфликтных отношениях с революционными демократами. Многое изменилось в творчестве писателя после знакомства со Львом Толстым. В его работах 1870-1880 годов появилась и национально-историческая проблематика. В эти годы он написал несколько романов и повестей о художниках. Лесков всегда восхищался широтой русской души, и эта тема отразилась в рассказе «Левша». Умер писатель 21 февраля (5 марта) 1895 года в Петербурге.
2)Слово учителя. История создания "Левши". слайд 2
Повесть Николая Лескова была написана и опубликованная в 1881 году.
Впервые напечатана в журнале «Русь», в 1881 году, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана в 1882 году. При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:
"Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был ещё в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением."
Произведение Лескова является авторским вымыслом.
Сам Николай Семенович определил жанр своего произведения как сказ. Что же это такое?
Сказ - принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры персонажа-рассказчика, лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.слайд 3
Восприятие. А теперь обратимся непосредственно к самому произведению и найдем лексические особенности. Первое интересное словосочетание, которое мы встречаем - это междоусобные разговоры. Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре.
Значение слова Междоусобный по Ефремовой:
Междоусобный - 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: междоусобие, междоусобица, связанный с ними.
В словаре Ожегова находим значение слова - (обычно о старине, далеком прошлом) несогласие, раздор между какими-нибудь общественными группами в государстве.
Это толкование не подходит к нашему тексту. Как же определить значение? Для этого познакомимся с понятием народная этимология.
Народная этимология — ложная этимология, лексическая ассоциация, возникающая под влиянием просторечия; в дальнейшем может восприниматься также и литературным языком. слайд 4
Давайте поразмышляем на основе каких ассоциаций могло возникнуть это слово.
Ответы учеников : междоусобные разговоры - разговоры между собой.
А теперь вы самостоятельно начнете составлять толково-этимологический словарь. Тетрадь разделить на 2 колонки, в первую записывать слова, имеющие определение в толком словаре, во вторую - не имеющие. (Класс можно разделить на 2 группы, одна работает по 1 главе, другая по второй. Работать детям лучше в парах, используя мобильный интернет и интернет-словари)
Анализ. Далее идет проверка работы и совместное составление словаря.(слайд 4,5)
Перед написанием толкования слова детям предлагается подумать из каких слов могли образоваться новые понятия.
Интерпритация. Беседа по вопросам:
- Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов?
Предполагаемый ответ: Рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе народного понимания.
- Какой вы находите речь героев?
Предполагаемый ответ: Речь героев необычна и непривычна для современного читателя за счет широкого употребления слов народно-этимологического происхождения.
3.Итог урока. Рефлексия.
Продолжить предложения.
- Я познакомился с.....(творческой биографией Н.С. Лескова)
-Я узнал об ....(истории создания "Левши")
- Я запомнил новые термины...(сказ, народная этимология)
- Особенно понравилось..
4.Домашнее задание.
Продолжить составление словаря по следующим главам.
Рекомендации к последующим урокам.
1)Урок № 2 можно начать с проверки усвоения значения новых слов.
Указать номера слов, толковании которых есть ошибка.
1)провожатые - Тот, кто сопровождает кого-нибудь
2) шабаш - Довольно, кончено, баста.
3) нимфозория - вид инфузорий, одноклеточный организм
4) деньщик - дневной дежурный.
5) ажидация - агитация
6) Складень - складная икона
7)Керамиды - египетские пирамиды.
Соотнесите слова и реалии (предмета или рисунка этого предмета) при толковании лексического значения слова.
Керамиды | |
Мерблюзьи монтоны | |
Нимфозория | |
Складень. | |
пистоля |
Чтобы усложнить задание, в правой колонке можно не давать слова, а попросить учащихся подобрать их самим.
2) В качестве домашнего задания можно дать составление кроссворда.
3)На уроке № 3 для закрепления знания новых слов можно разгадать пару наиболее удачных кроссвордов.
Кроссворд. Образец. Работа Водопьяновой Юлии (6 класс 2015 год)
Вопросы:
1. Этот вид одежды изготавливали из верблюжьей шерсти
2. Как называлось море, по которому плыл на корабле Левша?
4. Значение этого слова объясняется как смутить, поставить в неловкое положение.
5.Прибор для разглядывания мелких предметов
6.Так называется продовольственный склад.
7.Определение носа с горбинкой
8. Они являются главной достопримечательностью Египта
9.В тексте синоним к слову ожидание.
10 Название винного напитка.
4) После более подробной беседы о жанре сказа, дать детям творческое задание, придумать свой сказ. Пример работы ученицы 6 класса.
Сказ о том, как бабушка посетила соревнования по художественной гимнастике.
Раз позвонила моей соседке внучка в деревню по сотелю (сотовый телефон) и пригласила на свое выступление по художественной гимнастике. Она у нее групповичка(выступает в групповых упражнениях). Бабуля отправилась на железку (на железнодорожную станцию), взяла билет и поехала в город Нижний Новгород.
Внучка её выступала в Училище олимпийского запасу(резерва). Зашла бабуля в зал, народу тьма тьмущая. Присела и стала выжидать(ждать). Вот вышли девчонки в ярких, красивых нательниках (купальник на тело), на лице раскрас, как у Сережи Зерского (Зверева). Заиграла музыка. Девочки стали выполнять разные закидушки (закидывать высоко ноги, за уши), подбрасывать вверх булавы. У бабули аж дух захватило. Номер выполнили безушибочно (без ошибок и падений). Одержали победу.
Радости не было предела, гордится бабуля своей внучкой!
работу выполнила Царева Валерия (6 класс).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Левша».История создания.
Сказ - принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры персонажа-рассказчика, лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.
Народная этимология — ложная этимология , лексическая ассоциация, возникающая под влиянием просторечия ; в дальнейшем может восприниматься также и литературным языком.
таблица Слова, зафиксированные в толковом словаре Первая глава провожатые - Тот, кто сопровождает кого-нибудь( по словарю Ожегова С.И. http://tolkslovar.ru /) шабаш - Довольно, кончено, баста. (по словарю Ефремовой Т.Ф .) кунсткамера- Музей, собрание редкостей, диковинных предметов (Ожегов) бурка - Мужская одежда в виде длинной, расширяющейся книзу накидки из тонкого войлока . деньщик - солдат (матрос), состоявший при генерале (адмирале) или офицере в качестве казенной прислуги Складень - складная икона Вторая глава взахался - Начать усиленно ахать, жаловаться. (по словарю Ушакова Д.Н. http://www.classes.ru/) сконфузить - привести в конфуз, в смущение, поставить в неловкое положение Слова имеющие народно-этимологическое происхождение Первая глава цейгауз (цейхгауз)- военный вещевой склад гробоватый (горбатый) Кислярка (Кизлярка) - виноградная водка невысокого качества, вырабатывавшаяся в городе Кизляре на Кавказе Междоусобные разговоры — здесь в смысле «разговоры между собой» Вторая глава двухсестная карета(двухместная ) Аболон полведерский ( Апполон Бельведерский ) бюстры (люстры) - соединение слов «бюсты» и «люстры » буреметры (барометр) из ассоциации со словами -мерить бурю мерблюзьи (верблюжьи) вместо «верблюжьи»; соединение слов «мерзнуть» и «верблюжьи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Слово и его лексическое значение"
Лексикология - важнейший раздел русского языка. Необходимо как можно раньше научить учащихся работать "над словом" и "со словом". В 5 классе продолжить знакомство со школьным толковым словарем, научит...
Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"
Расширить знания о жизни и творчестве Н.С.Лескова. Формировать навыки анализировать текст, работать с лексикой, находить в словаре нужное значение....
Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа
Разработка урока...
Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа
Конспект урока Н. С. Лескова. Сказ "Левша"....
Н. С. Лесков (1831-1895). Сказ «Левша». Особенности сказа
Урок подготовлен для изучения творчества Н.С. Лескова . Сказ "Левша", история его создания. Особенности сказа.Связь с жизнью автора....
Разработка урока по литературе в 6 классе. Тема урока: Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Особенности жанра.
Урок литературы с использованием методов и приемов технологии смыслового чтения....
Разработка урока по литературе в 5 классе по сказу П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
Данная разработка урока поможет учителю в изучении сказа П.П. Бажова "Медной горы Хозяйка"...