"Волшебный мир басен"
презентация к уроку (5 класс) на тему
Открытый урок по теме "Волшебный мир басен И.А.Крылова", 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basni_krylova.ppt | 1.33 МБ |
5_klass_otkrytyy_urok.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ ( 1769-1844 )
СОВРЕМЕННЫЕ ИЗДАНИЯ БАСЕН КРЫЛОВА
ГЕРОИ БАСЕН
Предварительный просмотр:
Тема: «Волшебный мир басен»
Урок по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС).
Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова.
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
* умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;
- воспитание интереса к классической литературе.
Предметные:
- проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
- проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные:
- развитие речи и творческого мышления обучающихся;
- формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Форма урока: Практикум.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс.
Вид урока: урок повторения знаний.
УМК:
— Литература.
— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2011
— Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003
— раздаточный материал;
— технические средства обучения
Средства наглядности:
— раздаточный материал: карточки с названиями животных;
— зрительная наглядность «Презентация к уроку»
Оборудование: карточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.
Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.
Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.
Ход урока
1.Оргмомент.
- Прозвенел долгожданный звонок, начинается наш урок!
1) Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок «Волшебный мир басен». А определить тему нашего урока помогут нам буквы, которые лежат на столах.
Выходят по одному ученику с каждого ряда и собирают из букв слова: А, Б, Я, С, Н. Командиры команд выходят к доске и демонстрируют буквы, а учащиеся угадывают, название какого термина можно собрать из данных букв. Учащиеся называют слово «басня»).
II. Повторение литературоведческих терминов.
Что такое басня?
Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.
Учитель: Можно дать и другое понятие термину «басня».
Басня - небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки.
А как называют строки, заключающие в себе смысл басни?
Ответ: (Мораль).
Мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора.
О ком эти слова?
«Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят». Вяземский
- Как называют в народе Крылова? (дедушка Крылов)
- Ребята, на предыдущих уроках мы много говорили о творчестве И.А.Крылова. Давайте сегодня вспомним его известные басни.
Конкурс-разминка.
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу? (Сырный дух)
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)
Продолжите крылатые слова.
Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)
А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)
Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)
Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)
«Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество», говорил Сократ.
-Ребята, какой басне Ивана Андреевича Крылова подходит данный эпиграф? (Правильно: «Свинья под дубом»).
Исследовательская работа в группах. (3-4 минуты)
1 группа – подготовить выразительное чтение басни по ролям. Постараться передать характер каждого персонажа.
2 группа – Найдите в словаре значение слов невежда и невежа. Кто такой невежда? Невежа? Почему о Свинье говорится как о невежде? Можно ли её назвать и невеждой, и невежей?
3 группа – Обратите внимание на образ Дуба. Что, с вашей точки зрения, олицетворяет собой Дуб? Что значит вековой дуб? Дуб называет Свинью неблагодарной. Прав ли он?
(Дуб - отражает образ мудрого человека, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину - его устами Крылов и передает нам мораль басни.)
Вывод учителя:
- Крылов же своей басней метко разил противников образования, доказывая их неправоту, показал истинное лицо, вернее, рыло, необразованных людей.
Физкультминутка.
Вспоминаем устное народное творчество. Называются фольклорные герои. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).
Василиса Премудрая, Баба Яга, Иван - царевич, Змей Горыныч, Иван – крестьянский сын, Кикимора, Марья – искусница, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Василиса Прекрасная, Чудо Юдо.
Продолжим знакомство с баснями И.Крылова. Н.В.Гоголь сказал о творчестве баснописца: «Басни И.А.Крылова – это книга мудрости самого народа». И чтобы убедиться в этом, посмотрим мультфильм «Ворона и лисица».
-Обратите внимание на выразительную речь персонажей.
-Вам понравился мультфильм?
-Что высмеивает Крылов?
(Хитрость, лесть Лисицы и глупость Вороны.)
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Проверка знаний учащихся.
ТЕСТ
1. Какой жанр художественной литературы имеет следующую характеристику: «Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл»?
1) сказка; 3)загадка;
2) басня; 4) рассказ.
2. Какая басня И. А. Крылова заканчивается следующими словами:
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды?
1) «Волк на псарне»;
2) «Ворона и Лисица»;
3) «Свинья под Дубом»;
4) «Квартет».
3. Кто из героев басни И. А. Крылова «Свинья под Дубом» говорит такие слова:
«Ведь это дереву вредит, - ...
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может»?
1) свинья; 3) сокол;
2) ворон; 4) лисица.
4. Куда села Ворона с кусочком сыра?
1) На пенёк
2) На ветку
3) На дерево
4) На ель
5.Как автор называет Лисицу из басни «Ворона и Лисица»?
1) Голубушка
2) Плутовка
3) Царь-птица
Подведение итогов урока.
Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами еще раз окунулись в прекрасный мир басен Крылова. Это басни о добре и зле, хитрости и коварстве, бедности и богатстве показывают бытующие в обществе взаимоотношения людей из разных слоёв населения и даже разных времен и эпох. Они применимы к разным жизненным ситуациям и поэтому актуальны и популярны и в наше время. И чтобы вы не забывали басни Крылова и почаще к ним обращались, я хочу представить вам игру «Центон», которая зародилась еще в Древнем Риме.
Чтобы выразить восхищение стихам какого-либо поэта, поклонники составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Строки из разных стихотворений одного поэта рифмовались между собой, причем рифму и формы слов менять было нельзя.
Вот что может получиться, если взять и срифмовать строчки из четырёх басен Крылова:
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой, ("Зеркало и обезьяна")
И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище? ( "Осел и соловей")
Спой, светик, не стыдись! ("Ворона и лисица")
Недаром говорится,
Что дело мастера боится". ("Щука и кот")
Домашнее задание:
1. Выразительное чтение полюбившейся басни.
2. Нарисовать иллюстрацию к любой басне.
Рефлексия: выставление оценок активным учащимся.
Урок окончен, всем - спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"
План-конспект внеклассного занятия...
Басенный жанр в творчестве И.А. Крылова.
Урок изучения басенного жанра в творчестве И.А. Крылова с использованем электронных образовательных ресурсов из Единой коллекции образовательных ресурсов....
Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсценирование басен.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока:Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсц...
Басни И.А.Крылова. Игра «Знатоки басен».
Материал к уроку по литературе по теме «Басни И,А,Крылова. Игра «Знатоки басен»» будет использоваться на заключительном занятии. 6 класс....
Имена существительные общего рода (на материале басен И.Крылова)
Данная разработка представляет собой комбинированный урок, где вначале повторяются трудные случаи правописания, в ходе изучения нового материала рассматриваются вопросы и определения рода данных сущес...
Результаты исследования комментариев к 9-ти книгам басен И.А.Крылова на предмет соответствия сюжетов басням западноевропейских предшественников (около 200 басен, из них 50 басен соотносимы по сюжету с авторами-предшественниками)
Данное исследование было проведено в период подготовки команды 10-го класса к районному литературному фестивалю, посвященному 245-летию И.А. Крылова...
" Герои басен И. Крылова рядом с нами..." Инсценирование басен. 5 класс
" Герои басен И. Крылова рядом с нами..." Инсценирование басен. 5 класс...