Дидактические материалы по теме "Фразеология"
материал (6 класс) на тему

Бузанова Татьяна Владимировна

Дидактический материал для изучения фразеологических единиц на уроках русского языка содержит различные задания, лингвистические игры по данной теме, 3 варианта тестов для проверки знаний и умений, образцы олимпиадных заданий   по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_po_teme_frazeologiya.docx45.6 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал для изучения фразеологических единиц на уроках русского языка

Задание №1. Прочитайте тексты Е.Лаврентьевой. Выпишите выделенные сочетания слов, объясните их значение. Как называются эти выражения?

  1. Жил да был Воробей

По прозванью ротозей

И зимой и летом он

Обожал считать ворон.

  1. Филин стать решил певцом.

Не ударю в грязь лицом!

У меня отличный слух.

И запел он басом: «У- у-ух!»

 * Какое из этих выражений, встретившихся вам, является многозначным?

 *Какие из данных фразеологизмов имеют синонимичные устойчивые выражения? Назовите их.

Задание №2.  Установите соответствие фразеологизмов (1 колонка) и его значения (2 колонка).

  1. Нести свой крест
  2. Удельный вес
  3. Синяя птица
  4. Яблоко раздора
  5. Носиться в воздухе
  6. Последнее слово
  7. От аза до ижицы

  1. Символ счастья
  2. Причина ссоры
  3. Лучшее, новейшее достижение в чем-либо
  4. Мужество
  5. Ясно осознавать и предугадывать что-либо
  6. От начала до конца
  7. Определенная роль, значение, место кого-либо в чем либо

* По какому признаку можно объединить эти фразеологизмы?

*Расскажите о происхождении данных устойчивых словосочетаний (обратитесь за помощью к фразеологическому словарю). Составьте с двумя-тремя из них предложения.

Задание №3. Образуйте устойчивое словосочетание из глагола (1 колонка) и существительного (2 колонка).

  1. Играть
  2. Занимать
  3. Возлагать
  4. Нести
  5. Производить

  1. Место
  2. Обязанности
  3. Впечатление
  4. Роль
  5. Надежды

Задание №4. Прочитайте предложения, найдите речевые ошибки. Объясните, в результате каких ассоциаций они возникли.

1) Эта книга произвела на нас большое влияние. 2) Большую роль во всяком начинании имеет хорошая организация работы. 3) Вопросам экологии в последнее время придают большое внимание.

Задание №5. Подберите к данным фразеологизмам словарные синонимы и составьте предложения с теми и другими. Объясните синонимические различия между ними.

Уходить из жизни, смотреть сверху вниз, сбыть с рук, сбить с толку, выйти из себя, пускать пыль в глаза, стоять на пути, путаться под ногами, вылететь в трубу, куры не клюют, не из робкого десятка, не ко двору, в два счета.

Задание №6. Распределите данные фразеологизмы по трем группам:               1) книжные, 2) разговорно-литературные, 3) разговорно-просторечные. Истолкуйте значение фразеологизмов. Для справок пользуйтесь «Фразеологическим словарем русского языка» под ред. А.И. Молоткова или «Школьным фразеологическим словарем русского языка», составленным В.П.Жуковым.

Авгиевы конюшни, с три короба, проходить красной нитью, хлебом не корми, пустить корни, хоть кровь из носу, не с того конца, боевое крещение, сводить концы с концами, перемывать косточки, выйти из-под пера, из кулька в рогожку, переменить декорации, переть на рожон, подводить под монастырь, наливаться кровью, чертова прорва, строить на песке, опускать крылья, кто в лес кто по дрова, лебединая песня, зажать в кулак, как кур в ощип, курам на смех, вкушать плоды, через пень-колоду, перегибать палку, повергнуть в прах, попасть в переплет.

Задание №7. Письменная работа. Учитель зачитывает текст, а учащиеся должны выписать фразеологические обороты и раскрыть их лексическое значение, объяснить, откуда произошли эти фразеологические выражения.

Три загадки.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:

-Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет.

Тут подбежал к ребятам дежурный, стал растаскивать, а они на него напустились:

-Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами?

А дежурный как крикнет:

-Стойте, ребята! Разгадайте свои загадки!

-Какие загадки? – удивились ребята и разжали кулаки.

-А вот какие, - сказал дежурный, - слушайте. Откуда произошли выражения: где раки зимуют, из кожи вон лезет, спит с открытыми глазами?

Задание №8. Прочитайте пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологическими единицами. Укажите фразеологизмы, пользуясь известными их признаками.

1. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. Я хотел было завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык. (Добр.) 2. Засучив рукава, я доставал выскользавших их рук живых рыб, бросал их на дно лодки. (С.-М.) Ребята работали засучив рукава. 3. Никиту как ветром сдуло с веранды. (Кетл.) Ярче синеет лед посредине Дона, где ветром сдуло снег. (К.) 4. Петр Сергеевич давно уже… махнул рукой на жизнь и живет нехотя. (Ч.) Ваня махнул рукой и побежал нам навстречу. 5. Нет, тут надо все как следует обдумать. (Каз.) Никто не знал, как следует с ним держаться и чем ему угодить (Кор.) 6. Мужчины  посмеивались: кто-то видел, как богатырь-агроном носил жену на руках. (Шам.) Настенька, сестрица моя!.. Мушке-комарику не дам обидеть тебя. На руках носить буду. (Гладк.)

Задание №9. Составьте пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами. Объясните, почему в одном случае это свободное словосочетание, а в другом – фразеологический оборот.

Стоять на часах, в двух словах, правая рука, держаться в тени, намылить голову, заварить кашу, утереть нос, черным по белому, со дна моря достать, за круглым столом.

Задание №10. Внимательно прочитайте описание жизненных ситуаций, подберите к ним фразеологизмы, которые кратко и образно выразили бы их основной смысл.

1. Мой друг никогда не говорит впустую, напрасно, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. 2. Дядя Миша умеет все: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель планера сделает. 3. Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». 4. Только мы вспомнили об Андрее, а он тут как тут, пришел. 5. Егор напроказничал, но каким-то образом избежал наказания.

Задание №11. К данным словам подберите как можно больше фразеологизмов. Скажите, когда они употребляются в речи? Составьте с ними предложения.

Капля, земля, снег, порох, стена, блины, масло.

Лингвистические игры

  1. «Четвертый лишний»

В каждом из столбцов найдите четвертый лишний фразеологизм; объясните, почему он «лишний», и составьте с ним по предложению.

а) хоть пруд пруди                             в) слово в слово

    кот наплакал                                       тютелька в тютельку

    тьма-тьмущая                                      вилами на воде писано

    яблоку негде упасть                           комар носа не подточит

б) во все лопатки                                г) попасть впросак

    сломя голову                                       попасть на седьмое небо

    черепашьим шагом                            попасть в переделку

    в мгновенье ока                                  попасть в переплет

  1. «Одним словом»

зарубить на носу – запомнить               намылить шею –

коптить небо –                                        пальчики оближешь -

себе на уме –                                           развесить уши -

куры не клюют –                                    прикусить язык -

вилять хвостом –                                    заткнуть за пояс -

наложить вето –                                     бить баклуши –

  1. «Глаголы наши – фразеологизмы ваши»

Гневаться – метать громы и молнии;  исчезнуть - …;  медлить - …;

прослушать - …;  победить - …; превзойти - …; бездельничать - …;

голодать - …; запретить -…

  1. «О ком так говорят?»

1) стреляный воробей

2) белая ворона

3) гусь лапчатый

4) тертый калач

5) желторотый птенец

6) семи пядей во лбу

7) правая рука

8) язык без костей

9) звезд с неба не хватает

  1. «Восстанови фразеологизм»

Перепишите, вставляя нужные по смыслу слова (из мира животных):

делить шкуру неубитого …;

купить …в мешке;

брать… за рога;

писать как … лапой;

пустить…в огород.


Тесты по фразеологии

ФРАЗЕОЛОГИЯ

Вариант I

1. Укажите неверное утверждение:

а)        фразеологизмы — свободные сочетания слов;

б)        существуют фразеологизмы-синонимы;

в)        к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;

г)        в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

а)   Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика (В. Катаев).

б)   Я перемахнул через забор в какой-то сад (В. Пьецух).

в)   Игрушкой золотой он блещет на стене (М. Лермонтов).

г)   Она знала, что старуху ждут со дня на день (Л. Толстой).

д)   Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа (А. Герцен).

е)   Хан, строивший крепость, думал только о собственном благе (П. Лукиницкий).

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить:

а)        как свои пять пальцев;

б)        яблоку негде упасть;

в)        души не чаять;

г)        проще пареной репы;

д)        носить на руках;

е)        положа руку на сердце.

4.        Найдите синонимические фразеологизмы:

а)        во что бы то ни стало;

б)        игра не стоит свеч;

в)        ни слуху ни духу;

г)        хоть караул кричи;

д)        себе дороже;

е)        хоть волком вой;

ж)        кровь из носу;

з)        как в воду канул.

5.        Найдите антонимические фразеологизмы:

а)        душа в душу;

б)        засучив рукава;

в)        играть на руку;

г)        положа руку на сердце;

д)        вставлять палки в колеса;

е)        кривить душой;

ж)        как кошка с собакой;

з)        через пень колоду.

6.        Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

  1. вернуться к разбитому корыту;        а) А. Пушкин;
  2. Демьянова уха;        б) А. Чехов;
  3. рыльце в пуху;        в) Н. Некрасов;
  4. человек в футляре.        г) И. Крылов.

7.        Укажите правильный синтаксический разбор предложения.

A.        Незачем валить с больной головы на здоровую.

Б.    Незачем валить с больной головы на здоровую.

ФРАЗЕОЛОГИЯ

Вариант II

1.        Укажите неверное утверждение:

а)        фразеологизмы придают речи живость и образность;

б)        смысл фразеологизма нельзя выразить одним словом;

в)        существуют фразеологизмы-антонимы;

г)        к фразеологическим оборотам можно отнести и поговорки.

2.        Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

A.        Чуть стелется туман над золотистой нивой (К. Фофанов).

Б.    И веют древними поверьями ее упругие шелка (А. Блок).

B.        С часу на час Сергей ожидал телеграммы (А. Гайдар).

Г.   Он всю литературу как свои пять пальцев знает (Б. Лавренев).

Д.   Симонов в виде шутки хлопал меня по плечу (В. Гиляровский).

Е.   Но и такая цена была мне не по карману (С. Маршак).

3.        Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень быстро:

а)        как с гуся вода;

б)        хоть пруд пруди;

в)        пуд соли съесть;

г)        сломя голову;

д)        вытягиваться в струнку;

е)        во весь дух.

4.    Найдите синонимические фразеологизмы:

а)        волосы дыбом;

б)        два сапога пара;

в)        ум за разум заходит;

г)        испустить дух;

д)        протянуть ноги;

е)        кровь стынет в жилах;

ж)        голова идет кругом;

з)        одним миром мазаны.

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а)        семи пядей во лбу;

б)        дойная корова;

в)        китайская грамота;

г)        заячья душа;

д)        проще пареной репы;

е)        не робкого десятка;

ж)        олух царя небесного;

з)        черная дыра.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

  1. тришкин кафтан;        а) А. Пушкин;
  2. подковать блоху;        б) И. Крылов;
  3. вертеться как белка в колесе;        в) Н. Гоголь;
  1. есть еще порох в пороховницах.        г) Н. Лесков.

7. Укажите правильный синтаксический разбор предложения.

A.Скрепя сердце пришлось дать согласие.

Б. Скрепя сердце пришлось дать согласие.

ФРАЗЕОЛОГИЯ

Вариант III

1. Укажите неверное утверждение:

а)        фразеологизмам присуща устойчивость грамматической формы;

б)        существуют многозначные фразеологизмы;

в)        существуют синонимические и антонимические фразеологизмы;

г)        к фразеологизмам нельзя отнести афоризмы.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

A.        Наперекор всем невзгодам я был бодр и весел (В. Гиляровский).

Б.    Вся цепь гор Таунуса видна как на ладони (И. Тургенев).

B.        Хотел о чем-то спросить, а ее нет как нет (М. Пришвин).

Г.    И пострадали-то они когда-то за одно и то же (А. Говоров).

Д.   Та же профессия, тот же круг знакомых, та же семейная ситуация (Ф. Абрамов).

Е.    Не вдруг раскрыл он мне свою душу (М.С.-Щедрин).

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словам   угождать, льстить:

а)        бередить душу;

б)        невзирая на лица;

в)        играть в кошки-мышки;

г)        рассыпаться мелким бесом;

д)        переворачивать вверх тормашками;

е)        извиваться ужом.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а)        закинуть удочку;

б)        показать где раки зимуют;

в)        висеть на плечах;

г)        шито-крыто;

д)        наступать на пятки;

е)        бросить пробный шар;

ж)        концы в воду;

з)        прописать ижицу.

5.        Укажите соответствие антонимических фразеологизмов левого и правого столбиков:

а)        задать перцу;        д) лучше синица в руках...;

б)        курить фимиам;        е) отлегло от сердца;

в)        идти ва-банк;        ж) гладить по шерсти;

г)        кошки скребут на душе;        з) обливать грязью.

6.        Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

  1. двадцать два несчастья;        а) А. Пушкин;
  2. с корабля на бал;        б) А. Грибоедов;
  3. герой не моего романа;        в) И. Крылов;
  4. не мудрствуя лукаво.        г) А. Чехов.

7.        Укажите правильный синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены).

A.        Он был не лыком шит и пустив пыль в глаза и нашим и вашим дал деру куда Макар телят не гонял.

Б. Он был не лыком шит и пустив пыль в глаза и нашим и вашим дал деру куда Макар телят не гонял.

B.        Он был не лыком шит и пустив пыль в глаза и нашим и вашим дал деру куда Макар телят не гонял.

Г. Он был не лыком шит и пустив пыль в глаза и нашим и вашим дал деру куда Макар телят не гонял.

Задания по фразеологизмам из олимпиады по русскому языку

5 класс

Продолжите пословицы и поговорки: а) Без труда…; б) Семь раз отмерь, один раз…; в) Век живи…; г) Взялся за гуж…

6 класс

Объясните значение фразеологизмов: через час по чайной ложке, сбоку припека, без сучка и без  задоринки.

7 класс

а) К следующим устойчивым сочетаниям подберите фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы: бить баклуши, рукой подать.

б) Выберите правильный вариант фразеологического оборота:

Нужно (воздать дань – воздать должное) этой жемчужине среди славянских библиотек.

С началом побед на фронтах люди (распрямились духом - воспряли духом).

Прекрасный артист, он (задавал высокий критерий – задавал высокий тон) спектаклю.

Игроки (души не чают – душу не чают) в своем тренере.

8 класс

а) Определите какой частью речи является каждое слово фразеологизма: лучше меньше, да лучше.

б) Подберите русские эквиваленты к следующим фразеологизмам, кратко сформулируйте их обобщенный смысл:

- жить как петух на откормке (франц.);

- промокший пудель (немец.);

- покупатель зайца в мешке (чешск.);

- когда на ладони вырастут волосы (польск.).

в) Определите стилистическую роль фразеологизма в тексте:

Имущество это состоит из скудной движимости, в числе которой был и знаменитый тарантас, едва не послуживший яблоком раздора между матерью и сыном. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

г) Исправьте ошибки в предложениях и объясните причины их появления:

Они такие враги, что их водой не разольешь.

У меня пол под ногами горит.

Он уже сыграл свое значение.

д) Вспомните 5 фразеологизмов из произведений русских писателей.

9 класс

а) Произведите синтаксический разбор предложений:

Денег у нас было кот наплакал.

Вам медведь на ухо наступил!

Из уцелевших бревен на скорую руку сколотили избенку, покрыли ее барочным тисом. (И.Тургенев)

По дорогу в Вешенскую они заговорили о создавшемся положении и очень быстро нашли общий язык. (М.Шолохов)

б) Подберите слова, соотносимые по значению с фразеологизмами: как горькая редька; заговаривай зубы.

в) На чем строится языковая игра в примерах, взятых из произведений М.Салтыкова-Щедрина?

 Превзошли самые смелые их опасения.

 Проявлялось в вопросах, касавшихся выеденного яйца.

 Горькими слезами разливается.

 Как Кузькину тещу зовут.

 Спешили наутек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7. Дидактические материалы

В данном разделе представлен дидактический материал к урокам русского языка и литературы: практикумы по орфографии и пунктуации, карточки с заданиями, тексты для диктантов,тренинги для подготовки к ЕГ...

Дидактические материалы к уроку по теме "Компьютерные сети" и "Моделирование"

Данные дидактические материалы(презентация, тесты) могут быть использованы на уроках информатики в 9 классе при изучении темы "Компьютерные сети" и "Моделирование"...

Cистема КИМов и дидактических материалов - необходимый инструментарий оценки качества знаний(из опыта работы)

На современном этапе развития общества возросла потребность в подготовке школьника к тем условиям, в которых он будет жить. Новая концепция образования требует таких методов и приемов обучения, ...

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»

Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...

Дидактические материалы для учащихся. Тема: «Создание дидактических материалов для учащихся с использованием различных серверов»

     На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знани...

Дидактические материалы по предмету "Технология" по разделу «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» 5 класс.

Дидактические материалы содержат готовые разработки рабочиих листов, кейсовых заданий, лабораторных и практических работ по разделу «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов&raqu...