Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Общекультурное направление" для 6-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr._po_obshchekulturnomu_napravleniyu.docx | 41.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Общекультурное направление
Рабочую программу составила
учитель русского языка
Васькина Н.А.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
-рассматривать заявленные темы на занятиях;
- использовать интерактивные тренажеры;
- проводить практические занятия в игровой форме.
составлять шарады, метаграммы;
- рекламировать свои творческие работы;
- пользоваться средствами массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
- владеть различными видами диалога и монолога;
-пользоваться различными видами чтения
-знание основных разделов лингвистики;
-иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах.
-владеть нормативным ударением в словах и их формах;
- пользоваться орфоэпическими словарями;
знать историю русской письменности.
К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:
- использовать речевые средства в зависимости от цели, ситуации и условий общения;
-иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах.
-составлять словообразовательные пары, цепочки слов, характеризовать словообразовательные гнезда.
-осуществлять устный и письменный анализ.
-распознавать наречия разных разрядов;
- различать слова категории состояния и наречия.
-различать грамматические омонимы;
-различать предлог, частицу, союз;
-уметь проводить морфологический анализ.
Освоить алгоритм правописания не и ни с разными частями речи и уметь использовать их на практике;
- освоить правила слитного и раздельного правописания служебных частей речи.
-способствовать развитию творческих способностей школьников.
К концу четвертого года обучения учащиеся должны уметь:
В результате всего изучения курса учащиеся должны
знать/понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема,
слово, словосочетание, предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова;
тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста, его особенности;
основные виды тропов и фигур речи;
основные пути обогащения словарного запаса языка.
Уметь:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений;
анализировать тексты в любом стиле;
писать сочинения-рассуждения на лингвистическую и морально-этическую темы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Первый год обучения (6 класс)
Раздел 1. Секреты устной речи (1час)
1. Фонетика
2. Интонация
Работа с орфоэпическими словарями
Раздел 2. Загадки русского словообразования (1час)
1. Морфемика
2. Словообразование
3. Этимология
Работа с этимологическими и словообразовательными словарями
Раздел 3. Секреты письменной речи (1час)
1. Графика
2. Орфография
3. Пунктуация
Работа с орфографическими словарями
Раздел 4. Тайны русского слова (2 часа)
1. Лексика
2. Фразеология
Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок
Раздел 5. Секреты морфологии и синтаксиса (1 час)
1. Морфология
2. Синтаксис
Творческие элементы в игровых занятиях: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Раздел 6. Речевой этикет (2 часа)
1.Правила речевого этикета
2. Формулы речевого этикета
Мини-спектакли
Раздел 7. Обобщение (1часа)
Аукцион знаний
Всего: 9 часов
Второй год обучения (7 класс)
Раздел 1. Речь и чтение (2 часа)
1. Монолог. Виды монолога
2. Диалог. Виды диалога
3. Культура чтения
4. Абзац
5. Элементы абзаца
Занятия-инсценировки
Раздел 2. Лингвистика (1час)
1. Основные разделы лингвистики
2. Выдающиеся отечественные лингвисты
Научные теле-шоу
Раздел 3.Фонетика (1 час)
Русская письменность
1. Выразительные средства фонетики
2. Правила нормативного произношения ударения
3. Орфоэпические словари
4. История русской письменности
Просмотр научно-популярных фильмов о русской письменности
Раздел 4. Морфемика. Словообразование (1час)
1. Суффиксы
2. Исторические изменения в структуре слова
3. Этимологические словари
4. Выразительные средства словообразования
Морфологический и словообразовательный анализ текстов
Раздел 5. Лексика(1часа)
1. Лексикон человека
2. Толковые словари
«Занимательная лексикография»: подбор дидактического материала для презентации
Раздел 6. Морфология (2часа)
1.Самостоятельные части речи
2.Причастие
3. Деепричастие
4. Имя числительное
5. Местоимение.
6. Практические работы
Раздел 7. Повторение (1часа)
1. Аукцион знаний
Всего: 9 часов
Третий год обучения (8 класс)
Раздел 1. Устная и письменная речь (1час)
Выдающиеся лингвисты
1.Виды пересказов
2.Письмо
3. Спор – один из жанров разговорного языка. Его особенности
4. Выдающиеся лингвисты
Конкурс презентаций
Раздел 2. Словообразование (1 час)
1. Типичные способы образования слов
2. Словообразовательное гнездо
3. Практическая работа
Словообразовательный анализ
Раздел 3. Лексика (2 часа)
1. Лексика русского языка.
2. Основные средства выразительности лексики и фразеологии
3.Лексический разбор слов
4. Лексические словари
5. Практическая работа
Лексическая кладовая русского языка
Раздел 4. Синтаксис (1час)
Словосочетание и предложение
1. Основные единицы синтаксиса
2.Виды связи слов в словосочетании
3. Элементы интонации в предложении
4. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого
5. Практическая работа
Синтаксический анализ словосочетаний и предложений
Раздел 5. Морфология (1 час)
Самостоятельные и служебные части речи
1. Разряды наречий
2. Категория состояния
3. Грамматические омонимы
4. Служебные части речи
5. Практическая работа
Лингвистический конкурс на лучшего знатока служебных частей речи
Раздел 6. Правописание (2часа)
Орфография и пунктуация
1. Дружба не и ни с разными частями речи
2. Предлоги, союзы, частицы
3. Правила пунктуации
4. Практическая работа
Сочинение лингвистических сказок про орфографию и пунктуацию
Раздел 7. Повторение (1час)
1. Аукцион знаний
Всего: 9 часов
Четвертый год обучения (9 класс)
Раздел 1. Слово в художественном тексте (1час)
1. Лексическое богатство русского языка
2. Основные пути обогащения словарного запаса языка
3. Лексический повтор и его виды (анафора, эпифора)
Работа с лингвистическими словарями.
Раздел 2. Переносное значение слова (1час)
1. Прямое и переносное значение слова
2. Троп как образное употребление слова в переносном значении
3. Основные виды тропов: метафора, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха
Практическая работа с текстом.
Раздел 3. Многозначные слова (1часа)
1. Стилистическое использование многозначных слов.
2. Основные функции этого художественного приема: создание комического эффекта, выражение иронии, сарказма; речевая характеристика героя т.д.
Исследование поэтического текста, практическая работа.
Раздел 4. Омонимы, синонимы, антонимы (1часа)
1. Виды омонимов: их экспрессивное использование в художественных произведениях для усиления изобразительности.
2. Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи.
3. Контекстуальные синонимы и антонимы.
4. Антитеза и оксюморон.
Лингвистический анализ текстов. Работа со словарями.
Раздел 5. Лексика ограниченного употребления (2 часа)
1. Изобразительные функции лексики ограниченного употребления (диалектизмов, жаргонизмов, профессионально-терминологической лексики)
2. Основные требования к использованию лексики ограниченного употребления в художественном тексте.
3. Приемы разъяснения значения диалектизмов, профессионализмов в художественной речи (сноски, скобки и т.д.).
Практическая работа (анализ текстов). Работа со словарями.
Раздел 6. Устаревшие слова (1час)
1. Устаревшие слова как живые свидетели истории.
2. Виды устаревших слов.
3. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизация старинной речи, создание речевого колорита эпохи, средство сатиры и юмора, средство придания поэтическому тексту высокого звучания.
Лингвистический анализ текстов. Работа со словарями.
Раздел 7. Фразеологизмы (1час)
1. Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи как средство эмоциональной характеристики явлений и персонажей, индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов, намеки на известное выражение.
2. Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат в художественном тексте.
Анализ текстов, использование игр, юмора, работа со словарями.
Раздел 8. Обобщение (1час)
1. Защита реферата, проекта по одной из тем занятий с использованием художественного текста или лингвистический анализ текста (защита составленных словарей, кроссвордов).
Раздел 9. Творческая мастерская (1час)
1. Научно-практическая конференция
3.Тематическое планирование
Первый год обучения (6 класс)
№ занятия | Тема | Всего | Теория | Практика |
Раздел 1. Секреты устной речи | 1 | 1 | - | |
1 | Фонетика. Интонация. | 1 | 1 | - |
Раздел 2. Загадки русского словообразования | 1 | 1 | - | |
2 | Морфемика. Словообразование. Этимология | 1 | 1 | - |
Раздел 3. Секреты письменной речи | 1 | 1 | - | |
3 | Графика Орфография Пунктуация | 1 | 1 | - |
Раздел 4 Тайны русского слова | 2 | 1 | 1 | |
4 | Лексика. Фразеология. | 1 | 1 | - |
5 | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. | 1 | - | 1 |
Раздел 5 Секреты морфологии и синтаксиса | 1 | 1 | - | |
6 | Морфология. Синтаксис. | 1 | 1 | - |
Раздел 6 Речевой этикет | 2 | 1 | 1 | |
7 | Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета. | 1 | 1 | - |
8 | Мини-спектакли | 1 | - | 1 |
Раздел 7 Обобщение | 1 | - | 1 | |
9 | Аукцион знаний | 1 | - | 1 |
Всего | 9 | 6 | 3 |
Второй год обучения (7 класс)
№ занятия | Тема | Всего | Теория | Практика |
Раздел 1 Речь и чтение | 2 | 1 | 1 | |
1.Монолог. Виды монолога. 2. Диалог. Виды диалога. 3.Культура чтения. 4. Абзац. 5. Элементы абзаца. | 1 | 1 | - | |
2 | Занятия-инсценировки. Смысловое чтение текста. | 1 | - | 1 |
Раздел 2 Лингвистика | 1 | 1 | - | |
3 | Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты. | 1 | 1 | - |
Раздел 3 Фонетика | 1 | 1 | - | |
4 | Русская письменность | 1 | 1 | - |
Раздел 4 Морфемика. Словообразование | 1 | 1 | - | |
5 | Суффиксы. Исторические изменения в структуре слова. Этимологические словари. Выразительные средства словообразования. | 1 | 1 | - |
Раздел 5 Лексика | 1 | 1 | - | |
6 | Лексикон человека. Толковые словари. | 1 | 1 | - |
Раздел 6 Морфология | 2 | 1 | 1 | |
7 | Самостоятельные части речи. Причастие - что это такое? Деепричастие. Почему не изменяется? Имя числительное. Местоимение. | 1 | 1 | - |
8 | Практическая работа. | 1 | - | 1 |
Раздел 7 Повторение | 1 | - | 1 | |
9 | Аукцион знаний | 1 | - | 1 |
Всего | 9 | 7 | 2 |
Третий год обучения (8класс)
№ занятия | Тема | Всего | Теория | Практика |
Раздел 1 Устная и письменная речь | 1 | 1 | - | |
1 | Виды пересказов. Письмо. Спор – один из жанров разговорного языка. Его особенности. Выдающиеся лингвисты. | 1 | 1 | - |
Раздел 2 Словообразование | 1 | 1 | - | |
2 | Типичные способы образования слов. Словообразовательное гнездо. | 1 | 1 | - |
Раздел 3 Лексика | 2 | 1 | 1 | |
3 | Лексика русского языка. Основные средства выразительности лексики и фразеологии. Лексический разбор слов. Лексические словари . | 1 | 1 | - |
4 | Практическая работа. Лексическая кладовая русского языка. | 1 | - | 1 |
Раздел 4 Синтаксис | 1 | 1 | - | |
5 | Словосочетание и предложение | 1 | 1 | - |
Раздел 5 Морфология | 1 | 1 | - | |
6 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | 1 | - |
Раздел 6 Правописание | 2 | 1 | 1 | |
7 | Орфография и пунктуация | 1 | 1 | - |
8 | Практическая работа. Сочинение лингвистических сказок про орфографию и пунктуацию. | 1 | - | 1 |
Раздел 7 Повторение | 1 | - | 1 | |
9 | Аукцион знаний | 1 | - | 1 |
Всего | 9 | 6 | 3 |
Четвертый год обучения (9 класс)
№ занятия | Тема | Всего | Теория | Практика |
Раздел 1. Слово в художественном тексте | 1 | 1 | - | |
1 | Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного запаса языка. Лексический повтор и его виды (анафора, эпифора) . | 1 | 1 | - |
Раздел 2. Переносное значение слова | 1 | 1 | - | |
2 | Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тропов: метафора, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха. | 1 | 1 | - |
Раздел 3. Многозначные слова | 1 | 1 | - | |
3. | Стилистическое использование многозначных слов. Основные функции этого художественного приема: создание комического эффекта, выражение иронии, сарказма; речевая характеристика героя т.д. | 1 | 1 | - |
Раздел 4. Омонимы, синонимы, антонимы | 1 | 1 | - | |
4 | Виды омонимов: их экспрессивное использование в художественных произведениях для усиления изобразительности. Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. | 1 | 1 | - |
Раздел 5. Лексика ограниченного употребления | 2 | 1 | 1 | |
5 | Изобразительные функции лексики ограниченного употребления (диалектизмов, жаргонизмов, профессионально-терминологической лексики) Основные требования к использованию лексики ограниченного употребления в художественном тексте. Приемы разъяснения значения диалектизмов, профессионализмов в художественной речи (сноски, скобки и т.д.). | 1 | 1 | - |
6 | Практическая работа (анализ текстов). Работа со словарями. | 1 | - | 1 |
Раздел 6. Устаревшие слова | 1 | 1 | - | |
7 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизация старинной речи, создание речевого колорита эпохи, средство сатиры и юмора, средство придания поэтическому тексту высокого звучания. | 1 | 1 | - |
Раздел 7. Фразеологизмы | 1 | 1 | - | |
8 | Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи как средство эмоциональной характеристики явлений и персонажей, индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов, намеки на известное выражение. Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат в художественном тексте. | 1 | 1 | - |
Раздел 8. Творческая мастерская | 1 | - | 1 | |
9 | Научно-практическая конференция «Лексикология русского языка» | 1 | - | 1 |
Всего | 9 | 7 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...