сочинение А. Солженицыну
творческая работа учащихся (11 класс) на тему
Письмо отражает личное отношение к писателю, анализируются его произведения "Костёр и Муравьи", "Матрёнин двор".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.73 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНАЯ РАБОТА |
Субъект Российской Федерации: Краснодарский край |
Город (населенный пункт): Курганинск |
Полное название образовательной организации: Государственное Бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат «Курганинский казачий кадетский корпус» |
Участник конкурса: Фамилия Носакин |
Имя Роман |
Отчество Александрович |
Класс (курс) обучения участника: 11 |
Тематическое направление: «Он хороший писатель. И прежде всего-гражданин» |
Тема сочинения: «Не по лжи» |
Жанр сочинения: сочинение-письмо |
Уважаемый Александр Исаевич, здравствуйте! |
Не посчитайте моё обращение к Вам каким-то вежливым штампом. Я счи- |
таю, что Вы, действительно, тот, кто достоин уважения и памяти потомков. |
Моё впечатление о Вас как человеке, писателе складывалось не один год. Спросите: «Почему?». Сейчас объясню. |
Первые строки из Вашего сборника «Крохотки» я прочитал ещё в пятом |
классе. Меня сразу заинтересовало название. Что такое «крохотка»? Тогда |
считал, что это просто маленькое произведение, зарисовка, миниатюра. Сей- |
час я уже знаю такой жанр, как стихотворение в прозе, и то, что главное в |
произведении не объём, а содержание. Особенно запомнилась миниатюра |
«Костёр и муравьи». Мне кажется, Вы специально брали простой, незатей- |
ливый сюжет, чтобы мы, читатели, сами смогли определить, что же тут |
главное. Признаюсь, после первого прочтения я понял только то, что му- |
равьи не только трудолюбивые, но и бесстрашные, поскольку возвращались |
на сгорающее брёвнышко, ставшее для них домом. Через время я намного |
больше увидел в Ваших строках. Насекомые преподнесли нам, людям, урок |
преданности. Когда твой дом (страна) в опасности, ты не можешь уехать и |
искать лучшей доли на чужбине. А ведь так было и после революции семнад- |
цатого года, и после перестройки… |
Я знаю, что Вам также пришлось уехать из СССР. Вас просто выслали. Что |
Вы чувствовали в тот момент? А Вы не боялись последствий после письма в |
июле 1966 года Л. И. Брежневу: «Если писателю не дано выразить обществу |
боль и тревогу,...то такой писатель не нужен…»1 Считаю, что Вы написали |
не просто точно, честно, Вы сказали сердцем, душой, что так присуще |
Вашим героям. Я сейчас говорю о Матрёне, чей светлый образ никогда не |
сотрётся из памяти. Матрёна- добрый, открытый человек, истинный правед- |
ник, «без которого…не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша»2 |
1 Решетовская Н. А. Александр Солженицын и читающая Россия- «Дон», 1999, №3, стр. 127 |
Знаю, что у героини произведения был прототип: ваша квартирная хозяйка |
Мария Васильевна Захарова, у которой Вы жили в деревне Мальцево Влади- |
мирской области в 1956 году. В газете «Труд» я видел фотографии, читал |
статьи о Вашем визите в эти места в 1994 году. А что Вами двигало? Говорят, |
что человек всегда возвращается туда, где его понимают, любят, ждут. И у |
Вас так? Знаете, о чём я жалею? Если бы в современном мире было поболь- |
ше таких, как Матрёна, то и жизнь была бы другой. Терпение, самоотдача, |
трудолюбие, бескорытие, любовь к окружающим… Думаю, что ещё много |
прекрасных качеств этой женщины можно перечислить. Если бы каждый |
брал что-то ценное из её характера для себя, то многое изменилось. Вы со- |
ласны со мной? А кто для Вас был идеалом? Кого вы считаете своим учите- |
лем? Понимаю, Александр Исаевич, что Вы человек сильный, выносливый, |
способный жертвовать собой ради других. Но для себя я выделил у Вас глав- |
ное качество: умение не озлобляться на тех, кто причинил тебе боль, умение |
не уподобляться их подлости. Профессор литературы Жиляев Г.Е. писал, что |
Вы «художник, по-своему, взглянувший окрест себя»3. Поэт А. Жаров обви- |
нял Вас в «клеветнической стряпне», в службе «зарубежным темным лицам»4 |
Я понимаю, что второе высказывание Вам очень больно слышать. Но ведь |
завистники, недоброжелатели есть всегда. Ваша Нобелевская премия многим |
не давала покоя. Из этой вашей жизненной ситуации я для себя сделал вывод: |
правда всё равно восторжествует. Ведь в своих произведениях о Родине, о |
перегибах в её правлении Вы хотели показать исторический ошибки, которые |
мы исправляем до сих пор. |
Я, воспитанник казачьего кадетского корпуса, будущий военный, понимаю, |
что жить надо по определённым правила. Мой принцип: «Жить- Родине слу- |
жить». Не посчитайте мои слова пафосом, просто я считаю, что настоящий |
2Солженицын А. И. Матрёнин двор.- М.:»Детская литература», 2011, стр. 204 |
3,4 Жиляев Г. Е. Художественный мир А. И. Солжеицына- Армавир, АГПИ, 1994, стр. 20 |
мужчина- это всегда защитник. А защищать можно и мечом, и словом, как |
это делали Вы и Ваши герои. Вот Иван Денисович Шухов не просто заклю- |
чённый, это человек с русскою душой, способный терпеть, любить, верить, |
жить на зоне. Мой прадед тоже воевал, был в плену у немцев, под арестом у |
своих. К сожалению, о нём знаю больше по рассказам своих близких, по фо- |
тографиям, письмам- «треугольничкам», бережно хранящимся в нашей семье |
Произведения о войне, память о героях тех лет никогда не сотрутся из нашей |
памяти. А«обнажение» правды тех лет, думаю, поможет избежать ошибок в |
будущем. Именно поэтому я сейчас начал читать «Архипелаг ГУЛАГ». Реп- |
рессии, адская жизнь заключенных особых лагерей. Знаете, реалистичность |
Ваших произведений позволяет нам чувствовать боль и страх и претерпе- |
вать все те испытания, через которые Вы прошли сами. В годы Великой Оте- |
чественной Вы, Александр Исаевич, воевали совсем молодым человеком. Я |
посчитал, что на момент ареста 9 февраля 1945 года Вам было всего 27 лет. |
До Победы оставалось немного, когда Вас прямо на передовой, под Кёниг- |
сбергом, в звании капитана арестовали органы СМЕРШ за критику Сталина. |
Было страшно и ли боль, разочарование, ведь, наверное, догадались, кто на |
Вас донёс? А что испытывали, когда слушали приговор, вынесенный Особым совещанием по статье 58? Я думаю, что это происходило из-за того, что Вы |
человек, который не может лицемерить, обманывать, подстраиваться под |
ситуацию. Вы жили «не по лжи», по-другому просто не могли. И убедитель- |
ным доказательством этому служит Ваш сборник «Как нам обустроить Рос- |
сию». Впервые я взял его в руки на уроке литературы в начале года. Неболь- |
шая брошюра с пожелтевшими страницами. Издана в 1990 году «Комсомоль- |
ской правдой». Первые строчки сразу же заставили задуматься: «Часы ком- |
мунизма своё отбили. Но бетонная постройка всё ещё не рухнула. И как бы |
нам, вместо освобождения, не расплющиться под его развалинами.» Я соби- |
раюсь сдавать историю, поэтому такие материалы всегда вызывают интерес. |
А некоторые строчки, на мой взгляд, можно считать пророческими. Например, Ваши слова об «ослаблении связи с землёй». За время существо- |
вания нашего государства многое менялось, но земля всегда была, есть и бу- |
дет кормилицей, опорой русскому человеку. |
Вы пишете: «Семья- основное спасение нашего будущего». Точнее не ска- |
жешь. Действительно, если ты чувствуешь любовь близких, если у тебя |
взаимопонимание с родными, то и по жизни идёшь легко, уверенно. Я знаю, |
что Вы ещё до рождения потеряли отца. Но любовь, забота Вашей матушки |
Таисии Захаровны помогли Вам стать именно таким, каким мы Вас знаем. И |
поверьте мы Вас не забываем: ведь каждый год в декабре одиннадцатиклас- |
сники пишут итоговое сочинение по литературе. Уже не один год действует |
этот проект, предложенный Вашей женой Натальей Дмитриевной и утверж- |
дённый президентом России. Не буду лукавить, что кому-то это не нравится. |
Но мне кажется, что это сочинение стало для каждого нового поколения вы- |
пускников какой-то отправной точкой, которая помогает приблизиться к |
родному слову, корням. |
Александр Исаевич, в работах учеников постепенно накапливается то, что |
поможет со временем в душе каждого школьника зажечь любовь к литературе, истории, людям. Спасибо Вам за всё… |
С уважением, Роман. |
Всероссийский конкурс сочинений - 2018 МП
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- исследование в 11 классе " Слово Солженицына"
Урок был проведен в форме исследования, посвящен А.И.Солженицыну.Цели урока были определены так: - обучающая - представить А.И.Солженицына как знатока русского языка и блестящего метра слова; - ...
Учебно-методическое пособие по творчеству А.Солженицына
Пособие содержит методические указания, дидактический и тестовый материал по творчеству писателя....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/18/picture-245078-1366300213.jpg)
Жизнеописание А.И.Солженицына, Тема трагической судьбы в тоталитарном государстве (повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
Цель урока:познакомить учащихся со страницами биографии и творчества необычного человека;умений конспектировать, выявлять главное, обобщать, размышлять;воспитание личности. Цель урока:на основе а...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-526540-1416141873.jpg)
Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».
Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/27/picture-658318-1440680175.jpg)
Слово об А.И. Солженицыне. Основные особенности творчества А.И. Солженицына
Слово об А.И. Солженицыне. Основные особенности творчества А.И. Солженицына...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/19/picture-145167-1353343886.jpg)
Из опыта работы по подготовке к сочинению по литературе 11 класс (А.И. Солженицын "Матрёнин двор")
Произведение А.И. Солженицына "Матрёнин двор" как пример "универсального" произведения для подготовки к декабрьскому сочинени...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/07/picture-1148279-1559915430.jpg)
Новый подход к написанию сочинений «по картине» (на материале рассказов А.И. Солженицына)
Интегрированное занятие: литература, история, изобразительное искусство, русский язык.Класс: 6-7 классы.Цель: ознакомить учащихся среднего звена с жизнью и творчеством А.И. Солженицына через включение...