рабочая программа 10 класс литература
рабочая программа (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
№ п/п | Название раздела | Тема урока | Количество часов | Виды учебной деятельности | Практическая часть | Домашнее задание | Дата по плану | Дата по факту |
1 полугодие | ||||||||
Русская литература 19 века | ||||||||
1 | Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. | 1 | Составление плана конспекта | Письменная работа | Стр. 3-7,вопросы и задания | |||
2 | Основные темы и проблемы русской литературы 19 века. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | Устный рассказ | Стр. 15-25,35-40,80 чтение, ответы на вопросы | ||||
Литература 1 половины 19 века | ||||||||
3 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и её национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии. | 1 | Сообщение по периодам жизни поэта, выразительное чтение стихов | Наизусть | Стр. 87-90, наизусть | |||
4 | Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и михайловской ссылок (с повторением раннее изученного). «Погасло дневное светило», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление. | 1 | Чтение и анализ стихов | Наизусть | Стр. 91-105, наизусть | |||
5 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Поэту», («Поэт! Не дорожи любовию народной»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом». | 1 | Беседа, устный рассказ, чтение и анализ стихов | Стр.106-130,выраз. чтение, вопросы | ||||
6 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти». | 1 | Беседа, устный рассказ, чтение и анализ стихов | Наизусть | Стр.131-143,наизустьвопросы | |||
7 | Философская лирика А.С.Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…». | 1 | Беседа, устный рассказ, чтение и анализ стихов | Стр.143-145, вопросы и задания | ||||
8 | Урок развития речи Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.С.Пушкина. | 1 | Составление рабочих материалов, примерного плана | Творческая работа | Письменная работа | |||
9 | Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник». | 1 | Чтение отрывков из текста, устный рассказ, характеристика героя | Стр.146-154,перечитать | ||||
10 | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». | 1 | Чтение отрывков из текста, устный рассказ, характеристика героя | Стр.155-168, перечитать текст |
| |||
11 | Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России. | 1 | Устный рассказ, аналитическая беседа | Стр.169-196,подготовка к письменной работе | ||||
12-13 | Урок развития речи Контрольное классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина. | 2 | Творческая работа | |||||
14 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой…». Романтизм и реализм в творчестве поэта. | 1 | Сообщения по периодам жизни поэта, устный рассказ, выразительное чтение стихотворений | Наизусть | Стр.196-218,читать, наизусть | |||
15 | Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»). | 1 | Чтение и анализ стихотворений | Наизусть | Стр.218-235, наизусть, вопросы | |||
16-17 | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар долине Дагестана…»), «Завещание». | 2 | Чтение и анализ стихотворений | Наизусть | Стр.235-266, наизусть, вопросы | |||
18 | Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто пёстрою толпою окружён…» как выражение мироощущения поэта. | 1 | Чтение и анализ стихотворений | Стр.266-268,вопросы и задания | ||||
19 | Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…» | 1 | Чтение и анализ стихотворений | Стр.269-278, вопросы и задания | ||||
20 | Внеклассное чтение. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова. | 1 | Наизусть | Наизусть, анализ стихотворения | ||||
21 | Урок развития речи Подготовка к контрольному классному сочинению по лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 | Контрольная творческая работа | Подготовка к сочинению | ||||
22-23 | Уроки развития речи Контрольное классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова. | 2 | Контрольная работа | |||||
24 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного) Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | Сообщения о жизни и творчестве писателя, устный рассказ | Стр.280-285, пересказ, вопросы | ||||
25 | Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород». | 1 | Чтение отрывков из текста | Стр.285-294, пересказ, вопросы | ||||
26 | «Петербургские повести» Н.В.Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». | 1 | Составление плана-конспекта | Стр.294-316, пересказ, чтение художественных текстов | ||||
27 | Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. | 1 | Анализ произведения по плану | Стр.316-319, пересказ, ответы на вопросы | ||||
28 | Правда и ложь. Реальность и фантастика в повести «Невский проспект». | 1 | Чтение и анализ, устный ответ, беседа | Стр.320-326, чтение, ответы на вопросы | ||||
29 | Внеклассное чтение. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». | 1 | Устный ответ | Подготовка к сочинению | ||||
30-31 | Уроки развития речи Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя. | 1 | Творческая работа | |||||
Русская литература2 половины 19 века | ||||||||
32 | Обзор литературы второй половины 19 века. Её основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы. | 1 | Составление плана-конспекта, устный ответ, беседа | Стр.330-365, план-конспект | ||||
33 | И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» – «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика. | 1 | Сообщение по вопросам, устный ответ | Стр.83-87(2ч), чтение текста, вопросы | ||||
34 | Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. | 1 | Чтение и анализ отрывков из текста | Стр.87-91, чтение, вопросы | ||||
35 | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе. | 1 | Чтение и анализ отрывков из текста | Стр.92-96, вопросы и задания | ||||
36 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» русской критике. | 1 | План-конспект | Мини-сочинение | Стр.97-102, план-конспект, письменная работа | |||
37 | А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра». | 1 | Сообщения, устный ответ | Стр.103-111, чтение и пересказ | ||||
38 | Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характера героев. | 1 | Чтение и анализ отрывков из текста | Стр.112-115, чтение текста, вопросы | ||||
39 | Своеобразие конфликта. Смысл названия. | 1 | Аналитическая беседа, устный ответ | Стр.119-124,чтение, вопросы | ||||
40 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». | 1 | Характеристика героев, чтение отрывков из текста | Стр.115-118,характеристика героев | ||||
41 | Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственные проблемы пьесы. Споры критиков вокруг драмы «Гроза». | 1 | План-конспект | Наизусть | Стр.124-134, план-конспект | |||
42 | Урок развития речи Домашнее сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза». | 1 | Контрольная творческая работа | Домашнее сочинение | ||||
43 | И.С.Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе. | 1 | Доклады по темам | Стр.168-172, сообщения | ||||
44 | И.С.Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». | 1 | Устный ответ, беседа | Стр.172-176, чтение романа | ||||
45 | Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. | 1 | Характеристика героя | Стр.176-183,ответ по плану | ||||
46 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». | 1 | Характеристика героев | Стр.183-186, анализ эпизодов | ||||
47 | Любовь в романе «отцы и дети». | 1 | Чтение и анализ отрывков из текста | Стр.187-192, характеристика героев | ||||
48 | Анализ эпизода «Смерть Базарова». | 1 | Анализ эпизода | Мини-сочинение | Стр.192,вопросы, письменная работа | |||
49 | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Урок развития речи Подготовка к контрольному домашнему сочинению. | 1 | План-конспект, план к сочинению, рабочие материалы | Подготовка к сочинению | ||||
50 | Зачётная работа за первое полугодие. | 1 | Контрольная работа | |||||
II полугодие | ||||||||
51-52 | Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…» | 2 | Сообщение о поэте, выразительное чтение стихов | Ч.1 стр.367-375, устный рассказ, выразительное чтение стихов наизусть | ||||
53 | Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…» | 1 | Чтение и анализ стихотворений | Наизусть | Стр.376-394 анализ, выразительное чтение наизусть | |||
54 | Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое…»). | 1 | Чтение и анализ стихотворений | Наизусть | Стр.395-408, ответы на вопросы, наизусть | |||
55 | А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта…», «Ещё весны душистой нега…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Заря прощается с землёю…» и др. | 1 | Сообщение о поэте, выразительное чтение стихов | Наизусть | Ч. 2 Стр.3-9, рассказ, наизусть | |||
56 | Любовная лирика А.А.Фета. «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Урок развития речи Домашнее сочинение по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. | 1 | Чтение и анализ стихотворений | Наизусть, творческая работа | Стр.9-28 анализ, наизусть, письменная работа | |||
57 | Внеклассное чтение. А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные мотивы, темы и образы поэзии А.К.Толстого. Фольклорные, романтически и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» | 1 | Беседа, устный ответ | Стр.31-50 рассказ, выразительное чтение | ||||
58 | Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «Еду ли ночью по улице тёмной…», «Надрывается сердце от муки…» и др. | 1 | Сообщение о поэте, выразительное чтение стихов | Стр.51-54,80-82, план-конспект, выразительное чтение | ||||
59 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-правдолюбца. «Рыцарь на час», «Блажен незлобивый поэт…» и др. | 1 | Чтение и анализ стихов | Наизусть | Стр.135-154, выразительное чтение наизусть | |||
60 | Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день. Часу в шестом…», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба…», «Поэт и гражданин» и др. | 1 | Чтение и анализ стихов | Наизусть | Анализ стихов, наизусть | |||
61 | Тема любви в лирике Н.А.Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…» и др. | 1 | Чтение и анализ стихов | Наизусть | Анализ стихов, наизусть | |||
62 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка». | 1 | Чтение и обсуждение | Стр.154-160, чтение поэмы | ||||
63 | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства. | 1 | Характеристика героев поэмы | Стр.161-165, чтение поэмы | ||||
64 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | Характеристика героев поэмы | Ответы на вопросы по плану | ||||
65 | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Урок развития речи Домашнее сочинение по творчеству Н.А.Некрасова. | 1 | Составление рабочих материалов к сочинению | Творческая работа | Письменная работа | |||
66 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок писателя. | 1 | Сообщение о писателе | Стр.274-281, сообщения | ||||
67-68 | Уроки внеклассного чтения Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников. | 2 | Беседа, чтение и анализ отрывков из текста | Стр.281-292, ответы на вопросы, чтение романа | ||||
69 | Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека. | 1 | Сообщения о жизни и творчестве писателя | Стр.194-200, сообщения, чтение рассказов | ||||
70 | Внеклассное чтение. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. | 1 | Беседа, устный ответ | Стр.203-204, пересказ, анализ эпизодов | ||||
71 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. | 1 | Беседа | Чтение романа т.1, стр.204-212 | ||||
72-73 | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. | 2 | Характеристика героев по плану | Стр.212-224, чтение т.2 | ||||
74 | Женские образы в романе «Война и мир». | 1 | Характеристика героев по плану | Стр.224-228, чтение т.3 | ||||
75 | Семья Ростовых и семья Болконских. | 1 | Характеристика героев по плану | Анализ эпизодов, Чтение т.4 | ||||
76-77 | Тема народа в романе «Война и мир». | 2 | Чтение и анализ эпизодов | Анализ эпизодов, рассказ о героях | ||||
78 | Кутузов и Наполеон. | 1 | Характеристика героев по плану | Сравнительная характеристика героев | ||||
79-80 | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа. | 1 | Беседа | Стр.233. ответы на вопросы | ||||
81 | Анализ эпизода из романа «Война и мир». Урок развития речи Подготовка к контрольному домашнему сочинению по роману «Война и мир». | 1 | Анализ эпизода, составление цитатного плана к сочинению | Творческая работа | Письменная работа | |||
82 | Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. | 1 | Сообщения о писателе | Стр.236-246, сообщения | ||||
83 | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского. | 1 | Беседа | Стр.246-249, чтение романа | ||||
84-85 | История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | 2 | Устный рассказ, беседа | Стр.249-251, чтение романа | ||||
86 | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. | 1 | Характеристика героя | Стр.252-256, чтение романа | ||||
87 | «Двойники» Раскольникова. | 1 | Чтение и анализ эпизодов | Стр.256-258, чтение эпизодов романа | ||||
88 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Урок развития речи Контрольное домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание». | 1 | Подготовка к сочинению | Творческая работа | Подготовка к письменной работе | |||
89 | Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании. | 1 | Беседа | Стр.295-298, сообщения, рассказ, составление цитатного плана | ||||
90 | Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа. | 1 | Беседа | Стр.300-310, ответы на вопросы | ||||
91 | Внеклассное чтение. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»), | 1 | Беседа, устный ответ | Стр.303-305, чтение сказа | ||||
92 | А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре». | 1 | Сообщение о писателе | Стр.332-354, чтение рассказов | ||||
93 | Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах». | 1 | Беседа, устный ответ | Стр.355-358, чтение рассказов, вопросы | ||||
94 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». | 1 | Характеристика героя | Стр.359-362, чтение рассказа | ||||
95 | Особенности драматургии А.П.Чехова. | 1 | Беседа | Стр.362-368, рассказ, тезисы письменно | ||||
96 | «Вишнёвый сад»: история создания, система образов. Разрушение дворянского гнезда. | 1 | Чтение и анализ эпизодов | Стр.369-370, чтение пьесы | ||||
97 | Символ сада в комедии «Вишнёвый сад». Своеобразие чеховского стиля. | 1 | Выразительное чтение наизусть | Наизусть | Стр.371-376, наизусть монолог | |||
98 | Зачётная работа за второе полугодие. | 1 | Контрольная работа | |||||
Зарубежная литература | ||||||||
99 | Внеклассное чтение. К.Хетагуров. жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа. Специфика художественной образности. | 1 | Беседа, устный ответ | Чтение произведений, ответы на проблемные вопросы. Стр. 313-323 | ||||
100-101 | Внеклассное чтение. «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье». Г.Ибсен. «Кукольный дом». А.Рембо. «Пьяный корабль». (По выбору учителя). | 2 | Беседа, устный ответ | Стр.323-330, чтение эпизодов и ответы на проблемные вопросы | ||||
102 | Подводим итоги. Нравственные уроки русской литературы 19 века. | 1 | Беседа, устный ответ | Список для летнего чтения |
Содержание тем учебного курса
Литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение.
Литература первой половины 19 века.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и её национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Отцы пустынники и жёны непорочны», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану», «Элегия», «…Вновь я посетил…», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нём через приближение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность – основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или а иной светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Сон», «Выхожу один на дорогу…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор).
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое ( «Тарас Бульба» ). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» - демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины 19 века.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор).
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы её выражения. Роман «Обломов» в зеркале критики. («Что такое Обломовщина?» Н.А.Добролюбова, «Обломов» Д.И.Писарева).
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор). Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Её народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Приём антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанрово своеобразие. Драматическое мастерство Островского. Островский в критике («Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбова).
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор).
«Отцы и дети». Духовный конфликт ( различное отношение духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отражённый в заглавии и лёгший в основу романа. Базаров ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д.И.Писарева).
Фёдор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик.
Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева – слияние человека с природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр – лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров – героической и философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающей образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифилогизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения6 «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид…». «Как хорошо ты, о море ночное…», «Я встретил вас, и всё былое…», «Эти беднее селенья…», «Нам не дано предугадать…». «Природа – сфинкс…». «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…».
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор). Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фет – практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно- реалистической детали и умение передать «мимолётное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шёпот, робкое дыханье…», «Ещё майская ночь…», «Ещё весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Заря прощается с землёю…», «Это утро, радость эта…», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях».
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор). Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонаций, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия
в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тем социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения : «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки…», «Душно! Без счастия и воли…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро…», «О Муза! Я у двери гроба…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тёмной…».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор).
«История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намёк на смену царей в русской истории. Терпение народа как отрицательная национальная черта. Сказки 9по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор). Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя – просвещённого правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» - вершина творчества Л.Н.Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало романа, вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с е «умом» - просвещённым дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого – художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Фёдор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная школа»,
«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и её преобразование в сюжете романа. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Николай Семёнович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор).
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.
Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость – основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры – сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между пёстрой и сложной жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего – темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах».
«Вишнёвый сад». Образ вишнёвого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Из литературы народов России
Кота Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Некрасова. Изображение тяжёлой жизни простого народа, тема женской судьбы. Образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века
Основные тенденции развитии литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделённых земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь – игра и героиня - кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль».пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощённости, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию граней между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...