Литературный вечер в 6 классе. « Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века».
рабочая программа по литературе по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_vecher_v_6_klasse.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный вечер в 6 классе.
Тема: « Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века»
Цели: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов 19 века;
развивать любовь к поэзии, навыки выразительного чтения;
формирование эстетического вкуса учащихся.
Эпиграф: Опять она, родная сторона,
С ее зеленым, благодатным летом;
И вновь душа поэзии полна.
Да, только здесь могу я быть поэтом.
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя.
У каждого человека в глубине души живет мелодия. Будь то мелодия стихов или песен, мелодия осеннего дождя или яркого солнца, мелодия дорогих воспоминаний или близких людей. К ней человек обращается в минуты грусти, в минуты испытаний. Она помогает человеку быть самим собой, жить мечтой, она украшает его духовный мир. У многих людей таких мелодий несколько! Послушайте!И вы услышите их в себе!
1 ведущий. Во мне тоже живет мелодия. Мелодия стихов русских поэтов 19 века о родной природе. Когда за окном дождь, а на душе грустно, вдруг захочется взять томик стихов «Родная лира», услышать мелодию своего сердца, увидеть красоту природы.
Учитель. Чтение эпиграфа, текста:
Русская поэзия 19 века одна из самых славных страниц истории духовной жизни и национальной культуры нашего Отечества. Русские поэты зовут читателя в мир прекрасной мечты. Сегодня мы вновь почувствуем и увидим разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов 19 века.
2 ведущий. Прочитаем стихотворения и вместе попробуем понять, как неяркий, спокойный пейзаж может преображаться, являться всякий раз по – новому, волновать и удивлять нас.
1 ведущий. В чем же секрет их популярности? Наверное, в том, что в них много искренности, сердечности, музыкальности, задушевности, простоты и изящества формы, разнообразных построений. Они воспитывают любовь к родной природе, окружающему нас миру, бережному отношению.
Учитель. Всеобщее признание получила пейзажная лирика Федора Ивановича Тютчева, его принято называть «певцом природы».
2 ведущий. Для меня поэзия Тютчева - это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью ко всему: к природе, к Родине, к человеку. Его поэзия проникает в самые тайные уголки души. Тютчев научил замечать то, что раньше не замечали, любоваться тем, что не бросается в глаза.
Сообщение. Первое свое стихотворение Ф. И. Тютчев написал в 14 лет, а всего он создал их чуть более четырехсот. Не очень много для известного поэта – и этому есть объяснение. Главным делом в жизни Ф. И. Была дипломатическая служба, а уж потом стихи.
Богато одаренный с раннего детства – сегодня такого ребенка назвали бы вундеркиндом, - Федор Тютчев в 15 лет уже был студентом Московского университета, в 18 лет закончил учебу и уехал на службу в русское посольство за границу.
«Я более всего любил в мире любил Отечество и поэзию», - писал он. Особенно часто вспоминал Тютчев вдали от России родную природу с ее неброской, скромной красотой.
Учитель. У каждого человека, интересующегося поэзией Тютчева, есть свое любимое произведение. Предлагаю участникам литературного вечера поделиться своими предпочтениями с собравшейся аудиторией.
Чтение стихотворений:
«Неохотно и несмело…»
«Зима недаром злиться…»
«Есть в осени первоначальной…»
1 ведущий. Лирические произведения русских поэтов 19 века отличаются высоким совершенством поэтической формы. Многим и многим из них свойственна отчетливо ощущаемая музыкальность. Не удивительно, что едва ли не все эти произведения вошли в народный песенно-музыкальный репертуар, стали неотъемлемой частью духовной жизни народа.
Послушаем одно из таких произведений: романс «Весенние воды» муз. С. Рахманинова, стихи Тютчева исполняет Д. Хворостовский.
2 ведущий. Природа в произведениях русских поэтов 19 века изображалось не просто фоном, на котором проходила жизнь и деятельность человека, но и частью его души, одним из самых глубоких и значительных переживаний связывающих его с землей, «с малым домом» - родным краем и с «большим домом» - Отчизной. Чувство родной земли неотделимо от восприятия природы, от бережного и рачительного пользования ее дарами.
1 ведущий. Продолжая разговор о пейзажной лирике, нельзя не вспомнить о творчестве Афанасия Афанасьевича Фета. Поэт по праву является признанным мастером пейзажной лирики, подлинным художником природы.
2 ведущий. Я заметила, что его стихотворения ярко показывают наблюдательность и остроту чувств поэта. Он передает все краски и звуки природы, ее прелесть и неповторимость. Фет подмечает какой – то миг из жизни окружающего мира и запечатлевает его в стихах. Достоинством стихотворений Фета является их певучесть и музыкальность.
Сообщение. Сын орловского помещика, Афанасий Фет, по его собственным словам, с детства был «жаден до стихов». Он разыскивал их, учил наизусть, сам очень рано стал писать. Когда Фет уже был студентом философского факультета Московского университета, он решил показать свои стихи Н. В. Гоголю. Гоголь нашел у юного поэта «несомненное дарование», и в 1840 г. вышел 1 сборник стихов А. Фета.
Фет очень любил родную природу – ведь вырос он в деревне, вместе с крестьянскими ребятишками бегал по лесу, ловил птиц, ездил верхом.
1 ведущий. Бесспорно, лирика Фета составляет важную часть нашей великой культуры, которой по праву гордится каждый русский человек. Родной природе посвящена значительная часть стихотворений Фета. Он по своему пишет о природе и создает поразительную картину, сейчас вы в этом убедитесь сами.
Чтение стихотворений…
«Ель рукавом мне тропинку завесила…»
«Учись у них – у дуба, у березы…» -
2 ведущий. Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник поэзии. В подборке учебника- хрестоматии лучшие образцы пейзажной лирики русских поэтов 19 века:
Е. Баратынский;
Я. П. Полонский;
Ч. С. Никитин;
А. Н. Майков;
А. К. Толстой;
Соприкоснемся к сокровищам русской поэзии!
- Евгений Абрамович Баратынский
«Весна, весна! Как воздух чист…»
- Яков Петрович Полонский
«По горам две хмурых тучи…»
- Иван Саввич Никитин
«Встреча зимы»
- Аполлон Николаевич Майков
«Осень»
- Алексей Константинович Толстой
«Где гнутся под омутом лозы»
Прослушивание романса на слова А. К. Толстого (муз. П. Чайковского, исп. Д. Хворостовский)
В качестве эмблемы нашего литературного вечера мы взяли изображение мифологического крылатого коня – Пегаса. Ребята, а кто из вас может рассказать об истории этого мифологического коня и о том, как он связан с поэзией?
Сообщение. Пегас – в древнегреческой мифологии – конь, родившийся из туловища убитой Персеем медузы Горгоны. Впоследствии был укрощен Беллерофонтом, который с помощью Пегаса победил чудовище Химеру. От удара копытом Пегаса на горе Геликон возник источник Гиппокрена, вода которого, по позднеантичным представлениям, вдохновляла поэтов. Отсюда выражение «Седлать Пегаса – стать поэтом».
Учитель. Поэтическая классика – наиболее частный вдохновитель юных поэтов. Взрослые люди с большим уважением относятся к поэтическому творчеству детей. Я хочу познакомить с талантливым мальчиком – молодым поэтом - Митрейкиным Алексеем, который прочитает свои стихи о природе. Чтение стихотворений.
Поблагодарим Алексея и на память о литературном вечере подарим книгу – собрание стихотворений с пожеланиями творческих успехов в дальнейшем и издания своего сборника стихов.
(Вручение подарка)
Учитель. А теперь вашему вниманию предлагается викторина, и вам еще раз представится возможность показать свои знания в области поэзии.
Для проведения викторины слово предоставляется работнику районной детской библиотеки.
( Проведение викторины)
Учитель. Подведение итогов конкурса рисунков к стихотворениям русских поэтов 19 века – слово гостям вечера.
(Вручение призов)
Учитель. Я очень надеюсь, что литературный вечер не только оставит добрый след в душе каждого из вас, но и повысит интерес к поэзии.
Главное, читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется насладиться:
«Откройте томик одинокий –
Томик в переплете полинялом
Человек писал вам эти строки
Я не знаю, для кого писал он,
Пусть он думал и любил иначе
И в столетьях мы не повстречались…
Если я от этих строчек плачу,
Значит, мне они предназначались.
В шуме берез, в свете солнца, в пении птиц мы будем слушать мелодию произведений русских поэтов, их лирика будет жить всегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)
Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...
Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).
Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...
План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...
Дистанционное обучение. литература 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"
Материал, содержащийся в презентации, предназначен для самостоятельной работы учащихся 6 класса Г в условиях карантина...
Сценарий урока литературы в 7 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19-20 веков».
Данный урок позволит показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять учащимся настроения, чувства авторов....
План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
План-конспект урока литературы в 6 кл "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века" (Ян Полонский, Ф.Тютчев, А.Фет и др.)...
Урок литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»
Урок литературы в 6 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века» с применением компьютерных технологий....