Литературная игра "Ломоносов"
методическая разработка (8, 9 класс) на тему

Шаламова Любовь Юрьевна

Литературная игра позволит вам перенестись в 18 век, почувствовать его атмосферу. Ломоносов становится нам ближе и понятнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra._lomonosov_dokument_microsoft_word.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

                                                                        Светлана Геннадьевна Зотова.

                                                                        Елена Станиславовна Марчук

                                                                        Любовь Юрьевна Шаламова

                                                                        общеобразовательное частное учреждение

                                                                        «Первая Московская гимназия»                    

                                                                                       (ОЧУ «ПМГ»)

                                                                         учителя русского языка и литературы

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА,

ПОСВЯЩЁННАЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ

М.В.ЛОМОНОСОВА

   О гениальном М.В.Ломоносове поэт А.С. Пушкин напишет: «Ломоносов был великий человек. Между Петром и Екатериною II он является самобытным сподвижником Просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Цель игры: воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова.

     Задачи:

 1. раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества;

 2.  представить энциклопедичность таланта М.В. Ломоносова;

 3. показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе;

 4. активизировать учащихся на самостоятельный поиск информации по теме;

 5. способствовать интеллектуальному и творческому развитию учащихся;

 6.  формировать положительное отношение к знаниям, книгам;

 7.  развивать у детей умение работать в команде.

  Начало интеллектуальной игры состоялось в театральном зале гимназии, где собрались ученики 5-11 классов вместе со своими педагогами. Мы оказались в 18 веке, «безумном и мудром» столетии: встретились с императрицей Елизаветой Петровной и графом И.И.Шуваловым, увидели поэта В.К. Тредиаковского, услышали голос самого М.В.Ломоносова.

   Сборные команды учащихся 5-9 классов, получив задания, во главе с капитанами отправились на предметные станции, чтобы ответить на вопросы, посвящённые жизни и деятельности Ломоносова. Таких интеллектуальных станций было 8: русский язык и литература, математика и химия, физика и иностранные языки, МХК и история. Ими руководили гимназисты 10 и 11 классов, именно они посчитали набранные командами баллы, а результаты игры были объявлены на праздничном концерте, посвящённом Дню учителя.

                           

                             СЦЕНАРИЙ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ

ЗВУЧИТ ТОРЖЕСТВЕННАЯ МУЗЫКА. НА ЭКРАНЕ ЗАЛ ДВОРЦА.

Распорядитель бала: Государыня императрица Елизавета Петровна!

           (Входит императрица)

             На балу сём приглашены:

- Его сиятельство граф Иван Иванович Шувалов,

- Пиит Вашего высочества, академик Тредиаковский Василий Кириллович

-  Статский советник, профессор химии, действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почётный член Королевской Шведской академий наук, пиит Михаил Васильевич Ломоносов

ШУВАЛОВ и Тредиаковский кланяются ИМПЕРАТРИЦЕ.

ШУВАЛОВ (Тредиаковскому): Каково поживаешь, Василий Кириллович? Оду принес?

Тредиаковский: Повергну к стопам её величества!

ШУВАЛОВ: Вот и соперник твой, Ломоносов, оду несет.

Тредиаковский: Премного наслышан. Знаю, Вы печётесь о Ломоносове.

ШУВАЛОВ: Ломоносов талантлив. Ломоносов трудолюбив. Ломоносов честен. Ломоносов русский и к тому же "простого" происхождения. Заступиться за него некому, а у каждого большого таланта есть горестный дар - притягивать к себе ненависть посредственностей и злобу бездарей.

    НА ЭКРАНЕ ТАНЕЦ- МИНУЭТ

Елизавета (ШУВАЛОВУ) Ну, где твои учёные? Академия, я чаю, опять опоздает к первому танцу!?

ШУВАЛОВ (во время прохождения Ломоносова к сцене): Господа Академия, сей бал по высочайшему повелению посвящается славному мужу, пииту и академику Михайло Васильевичу Ломоносову!

       Елизавета благосклонно кивает головой. Ломоносов подходит и Ел. Петровне и кланяется                                                   

Елизавета: А почто ты, батюшка, не танцуешь?

Ломоносов: Ты, государыня, по справедливости всех дел и Похвал Петровых истинная наследница! А что касается танцев, то я более головой могу пользу Отечеству принести. А не крендели ногами выписывать!

Елизавета: Вещай, сладкоречивый Ломоносов! Вещай похвалу твою, ибо твоему красноречию довлеет похвалить тебя!

Ломоносов: Великая Петрова Дщерь

                      Щедроты отчи превышает

                      Довольство муз усугубляет

                       И к счастью отверзает дверь!»

Елизавета: Сказывают, ты новую оду сочинил?

Ломоносов: И с радостью прочту её Вам.

Елизавета: А мы послушаем.

Ломоносов:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

 И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

 О, ваши дни благословенны!

 Дерзайте ныне ободренны

 Раченьем вашим показать,

 Что может собственных Платонов9

 И быстрых разумом Невтонов10

 Российская земля рождать.

 Науки юношей питают,

 Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

 В несчастной случай берегут;

 В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

 Науки пользуют везде,

 Среди народов и в пустыне,

 В градском шуму и наедине,

 В покое сладки и в труде11.

ШУВАЛОВ: Разрешите, Ваше Величество, спросить его насчет занятий русской пиитикой и сочинительством. Он ведь у нас первый знаток нашего языка и красноречия, учит ораторов говорить остро, стремительно, крепко.

Елизавета: И хорошее дело, я сама наш язык превыше всех почитаю

Ломоносов (горячо, заинтересованно говорит): "Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским с богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятельми, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого и нежность итальянского. Сверх того, богатство и сильная в изображении краткость – греческого и латинского.

Елизавета (обращается к Шувалову) Знаешь, Иван Иванович, я за то Ломоносова люблю, что он столь отменно все русское любит.


Все аплодируют. Уходят.

                               НА ЭКРАНЕ ПОРТРЕТ ЛОМОНОСОВА

Выходят ведущие (капитаны команд):

Ведущий 1. У каждого народа свои гении, но слава гениального Ломоносова шагнула далеко за пределы России, приумножая славу Отечества нашего.

Ведущий 2. Имя Ломоносова дорого каждому русскому человеку. По его «грамматике» знакомились русские люди с родным языком, по «риторике» овладевали они искусством слова,…

Ведущий 3. …по Ломоносовским правилам стихосложения создавали свои стихи русские поэты.

Ведущий 4. А его открытия в физике,…

Ведущий 5. …геологии,…

Ведущий 6. …оптике,…

Ведущий 7.     химии

Ведущий 4. …астрономии,…

Ведущий 5 …электричестве…

Ведущий 6. …заложили фундамент отечественной науки.

Ведущий 3. Этих открытий хватило бы на десятки жизней других ученых. А ведь Ломоносов прожил всего 54 года!

Ведущий 1 вручает капитанам маршрутные листы. Капитаны объявляют о составах команд. Команды выходят из зала и отправляются по маршрутным листам.

Вот лишь несколько вопросов, на которые пришлось отвечать гимназистам:

1.Назовите правильно место и год рождения М.В. Ломоносова.

2. В каком году и каким способом М.В. Ломоносов отправился в Москву?

3. Какое давно забытое на Руси искусство возродил М.В. Ломоносов?

4. В России М.В. Ломоносов учился в самом первом учебном заведении, созданном в 17 веке. Назовите это учебное заведение.

5.  Куда был отправлен Ломоносов для обучения горному делу и металлургии?

 

6. Что составило основную статью расходов Ломоносова в Германии?

7. Какое произведение положило начало его поэтической славе?

8. М.В. Ломоносов работал в разных отраслях научного знания. А каковы настоящие специальности М.В. Ломоносова?

9. Были ли учебники у М.В. Ломоносова, если да, то какие? Перечислите их.

10. Сколько правителей сменилось за жизнь М.В. Ломоносова? Перечислите их.

 Все команды справились с заданиями, но на сцену была приглашена только команда-победитель, блеснувшая своими знаниями и проявившая упорство. Ей аплодировал зал! Всех нас вдохновил ЛОМОНОСОВ!

Список использованной литературы:

1. https://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/2012/05/06/intellektualnaya-igra-dlya-uchashchikhsya-6-7-klassov-on

2. https://infourok.ru/intellektualnaya-igra-posvyaschyonnaya-yubileyu-mv-lomonosova-1821737.html

3. https://infourok.ru/intellektualnaya-igra-posvyaschyonnaya-yubileyu-mv-lomonosova-1821737.html

4. http://www.myshared.ru/slide/1282313/

5. https://www.culture.ru/movies/347/mikhailo-lomonosov

6. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/09/14/viktorina-po-zhizni-i-tvorchestvu-m-v-lo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект

Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время н...

Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"

Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"

Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...

Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)

Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...