рабочая программа по чтению и развитию речи
рабочая программа (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
Рассмотрена на заседании МО № от | Утверждена протоколом педсовета № от |
Рабочая программа учебного предмета
«Чтение и развитие речи»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Класс: 6
на 2017-2018 учебный год
Разработчик:
Полякова Людмила Викторовна,
учитель
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Чтение и развитие речи 6 класс” составлена на основании:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой.
- С учётом авторской учебной программы А.К. Аксёнова М: Просвещение, 2013 г и учебника «Чтение» И. М. Бгажновой, Е. С. Погостиной для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.: «Просвещение», 2008г.
- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказа Минобрнауки России от 21.04.2016 г. № 459 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».
- Приказа Минобрнауки России от 5 июля 2017г. № 629 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».
- Учебного плана СОГБОУ «Починковская школа-интернат» на 2017/18 учебный год.
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) СОГБОУ «Починковская школа-интернат».
Настоящая рабочая программа курса «Чтение и развитие речи» имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
- развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
-развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа адресована обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Изучение учебного предмета «Чтение и развитие речи» позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки обучающихся, предусматриваемый государственным стандартом начального общего образования.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков является контроль знаний (текущий и промежуточный), позволяющий определить уровень знаний, умений и навыков обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
По завершению изучения курса «Чтение и развитие речи» 6 класса обучающиеся должны достигнуть определенных результатов.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2)воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12)сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
-правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
-определение темы произведения (под руководством учителя);
-ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;
-участие в составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;
-пересказ текста по частям на основе составленного плана (с помощью учителя);
-выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
-установление последовательности событий в произведении; определение главных героев текста;
-составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;
-нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;
-заучивание стихотворений наизусть (7-9);
-самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
-правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
-ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
-определение темы художественного произведения;
-определение основной мысли произведения (с помощью учителя); -самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
-формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
-различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
-определение собственного отношения к поступкам героев (героя);
-сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);
-пересказ текста по составленному плану;
-нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
-ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого);
-самостоятельное чтение художественной литературы;
-знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
Содержание учебного предмета.
Чтение — один из важнейших предметов в системе уроков специальной (коррекционной) школы VIII вида. Все содержание материала направлено на развитие речи учащихся как средства общения.Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир во всем мире, о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней» о знаменательных событиях в жизни страны. Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Литературные сказки, басни. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
Навыки чтения.
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Составление плана в форме повествовательных, назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя. Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Знание основных сведений из жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений.
Произведения для внеклассного чтения.
В.Бианки «Птичья песенка», «Голубые лягушки», А.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича», «Приемыш», А.Р.Беляев «Остров погибших кораблей», Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Е.А.Пермяк «Волшебные истории», «Лесной», «Волшебная правда», «Голубые белки», Г.А.Скребицкий. «Длинноносые рыболовы», П.П.Бажов «Живой огонек», «У старого родника».
Произведения для заучивания наизусть.
М.Ножкин «Россия», И Бунин «Лес, точно терем расписной», Б.Заходер «Петя мечтает», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…», И. Суриков « Белый снег пушистый в воздухе кружится…», С.Смирнов «Первые приметы», В.Жуковский «Жаворонок», А.Твардовский «Как после мартовских метелей», В.Набоков «Дождь полетел», Н.Рыленков «Нынче ветер».
Тематическое планирование
по чтению и развитию речи 6класс (136 часов).
No п/п | Тема | Количество часов |
1 | Люблю природу русскую. | 30 часов |
2 | О далеком прошлом России. | 10 часов |
3 | Будь человеком, человек. | 55 часов |
4 | Животные в нашем доме. | 41 часов |
Итого: | 136 часов |
Календарно - тематическое планирование
по чтению и развитию речи 6класс (136 часов)
Раздел | № урока | Тема урока | Дата | |
по плану | по факту | |||
Люблю природу русскую (30ч.) | Первая четверть | |||
1 | По В.Пескову «Отечество». | 01.09. | ||
2 | М.Ножкин «Россия». | 04.09. | ||
3 | В.Бианки «Сентябрь». | 05.09. | ||
4 | И.Бунин «Лес, точно терем расписной…» | 07.09. | ||
5-6 | Ю.Качаев «Грабитель». | 08.09. 11.09. | ||
7-8 | Б.Житков «Белый домик». | 12.09. 14.09. | ||
9-13 | А.Белорусец «Звонкие ключи». | 15.09. 18.09 19.09. 21.09. 22.09. | ||
14-16 | К.Паустовский «Заячьи лапы». | 25.09. 26.09. 28.09. | ||
17 | Внеклассное чтение по произведениям В.Бианки «Дробинка», «Птичья песенка». | 29.09. | ||
18 | И.Тургенев «Осенний день в берёзовой роще». | 02.10. | ||
19 | Е.Носов «Хитрюга». | 03.10. | ||
20 | В.Бианки «Октябрь». | 05.10. | ||
21 | С.Михалков «Будь человеком». | 06.10. | ||
22 | Б.Заходер «Петя мечтает». | 09.10. | ||
23 | По Д.Биссету «Слон и муравей». | 10.10. | ||
24 | По Д.Биссету «Кузнечик Денди». | 12.10. | ||
25 | Внеклассное чтение по произведению А.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича». | 13.10. | ||
26 | Дж.Родари «Как один мальчик играл с палкой». | 16.10. | ||
27-30 | Дж.Родари «Пуговкин домик». | 17.10 19.10. 20.10. 23.10. | ||
О далеком прошлом России (10ч.) | 31 | «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из былины). | 24.10. | |
32 | Ф.Глинка «Москва». (В сокращении.) | 26.10. | ||
33 | В.Бианки «Ноябрь». | 27.10. | ||
Вторая четверть. | ||||
34 | По С.Алексееву «Без Нарвы не видать моря». | 06.11. | ||
35-36 | По С.Алексееву «На берегу Невы» | 07.11. 09.11. | ||
37 | По С.Алексееву «Рассказы о русском подвиге». | 10.11. | ||
38-40 | По Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин». | 13.11. 14.11. 16.11. | ||
Будь человеком, человек (55ч.) | 41 | По Н.Носову «Как Незнайка сочинял стихи». | 17.11. | |
42 | Внеклассное чтение по произведению Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». | 20.11. | ||
43-44 | Е.Пермяк «Тайна цены». (Сказка). | 21.11. 23.11. | ||
45 | Перевод с польского Д.Гальпериной «Здравствуйте!». (В сокращении.) | 24.11. | ||
46 | В.Бианки «Декабрь». | 27.11. | ||
47 | Е.Благинина «Новогодние загадки». | 28.11. | ||
48 | А.Никитин «Встреча зимы». (В сокращении.) | 30.11. | ||
49 | А.Дорохов «Тёплый снег». | 01.12. | ||
50 | А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» | 04.12. | ||
51 | Д.Хармс «Пушкин». | 05.12. | ||
52 | В.Бианки. Январь | 07.12. | ||
53 | Х.-К.Андерсен «Ель» (Сказка). | 08.12. | ||
54 | А.Чехов «Ванька». | 11.12. | ||
55 | И.Никитин «Весело сияет месяц над селом…» | 12.12. | ||
56 | И.Суриков «Белый снег пушистый…» | 14.12. | ||
57 | Внеклассное чтение Е.А.Пермяк «Волшебные истории». | 15.12. | ||
58-60 | М.Зощенко «Лёля и Минька». | 18.12. 19.12. 21.12. | ||
61-62 | Ю.Рытхэу «Пурга». | 22.12. 25.12. | ||
63-64 | Ю.Дмитриев Таинственный ночной гость». | 26.12 28.12. | ||
Третья четверть. | ||||
65 | В.Бианки «Февраль». | 12.01. | ||
66 | Внеклассное чтение Г.А.Скребицкий «Длинноносые рыболовы» | 15.01. | ||
67-71 | С.Маршак «Двенадцать месяцев». | 16.01. 18.01. 19.01. 22.01. 23.01. | ||
72-77 | По Х.-К.Андерсену «Снежная королева» (Сказка). | 25.01. 26.01. 29.01. 30.01. 01.02. 02.02. | ||
78 | Внеклассное чтение П.Бажов «Живой огонёк» | 05.02. | ||
79 | С.Смирнов «Первые приметы». | 06.02. | ||
80 | В.Бианки «Март». | 08.02. | ||
81 | М.Пришвин «Жаркий час». | 09.02. | ||
82-83 | Г.Скребицкий «Весенняя песня». | 12.02. 13.02. | ||
84 | В.Жуковский «Жаворонок». | 15.02. | ||
85 | А.Толстой «Детство Никиты» (отрывок). | 16.02. | ||
86 | А.Твардовский «Как после мартовских метелей…» | 19.02. | ||
87 | А.Плещеев «И вот шатёр свой голубой…» | 20.02. | ||
88 | В.Бианки «Апрель». | 22.02. | ||
89 | Внеклассное чтение Е.Пермяк «Лесной». | 26.02. | ||
90-92 | К.Паустовский «Стальное колечко». (Сказка). | 27.02. 01.03. 02.03. | ||
93-95 | По В.Астафьеву «Злодейка». | 05.03. 06.03. 09.03. | ||
Животные в нашем доме (41ч.) | 96-99 | По У.Барониной «Рассказы про зверей». | 12.03. 13.03. 15.03. 16.03. | |
100-102 | В.Драгунский «Кот в сапогах». | 19.03. 20.03. 22.04 | ||
Четвертая четверть. | ||||
103-104 | В.Драгунский «Кот в сапогах». | 02.04. 03.04. | ||
105-106 | Д.Хармс «Заяц и Ёж». | 05.04. 06.04. | ||
107 | И.Крылов «Зеркало и обезьяна». (Басня). | 09.04. | ||
108-112 | По Р.Киплингу «Рикки-Тикки-Тави». | 10.04. 12.04. 13.04. 16.04. 17.04. | ||
113 | В.Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…» | 19.04. | ||
114 | Внеклассное чтение М.М.Пришвин «Барсук». | 20.04. | ||
115 | В.Бианки «Май». | 23.04. | ||
116 | М.Дудин «Наши песни спеты на войне». | 24.04. | ||
117-121 | В.Медведев «Звездолёт «Брунька».(Сказка.) | 26.04. 27.04. 30.04. 03.05. 04.05. | ||
122-125 | ПО К.Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». | 07.05 08.05. 10.05. 11.05. | ||
126-128 | По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 14.05. 15.05. 17.05. | ||
129-132 | В.Астафьев «Зорькина песня». | 18.05. 21.05. 22.05. 24.05. | ||
133-135 | Внеклассное чтение А.Р.Беляев «Остров погибших кораблей». | 25.05. 28.05. 29.05. | ||
136 | Обобщающий урок. | 31.05. |
Всего: 136 часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.
Рабочая программа курса чтения и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В....
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.
Рабочая программа курса чтения и развития речи в 9 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В.В. Вор...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...