«Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»
статья на тему

Калина Виктория Геннадьевна

        Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию. Ещё они учат любить и ценить прекрасный родной русский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_pushkina.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Калина Виктория Геннадьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7, село Чкаловское, Приморский край

«Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»

«Хороша та сказка, где есть взрослые мысли»

Дарий  

        «У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки. Для десятилетних - "Руслан". В двенадцать - тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, "Полтава", "Медный всадник". В юношеские годы - "Онегин" и лирика. А потом - и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма... И это уже навсегда!» - писал С. Маршак.

        Земля русская издревле была богата на литературные таланты. Один из таких талантов — это конечно поэт Александр Сергеевич Пушкин. Каждый сможет найти в его произведениях что-то близкое сердцу, но самые родные, знакомые всем ещё с детства творения Пушкина – это его сказки. Можно сказать, что поэт и его сказки являются одними из самых ярких первых детских поэтических впечатлений для многих людей.

«Мой Пушкин!

Ты мне дорог с малых лет,

Твои стихи я слышу с колыбели.

Я сказками волшебными согрет,

Что музыкой в душе моей звенели»

        Список его сказочных произведений невелик, но в каждом из них сокрыта кладезь народной мудрости.  Образы, оживающие в его сказках - богатыри и прекрасные царевны, хитрые представители нечистой силы, смекалистые крестьяне, мудрецы и глупые цари, пришедшие к нам с чтением в детстве, населяют наше воображение и по сей день.

        Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию, что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня. Ещё они учат любить и ценить прекрасный родной русский язык, каждая строчка просится, чтобы её запомнили. Добиться такой красоты и такой простоты довольно трудно. Пушкин, великий гений и великий труженик, часто подолгу работая над каждой строкой, не копировал народные сказки, а переделывал их, придавая новую глубину или, вернее, вскрывая те глубины, которые в народной сказке есть, но которых поверхностные читатели не могли увидеть. И пусть этот мир, созданный Пушкиным, сказочный, но всё в нём полно жизни и правды. Пусть не бывает на свете чертей или говорящих золотых рыбок, но неподдельна красота этого мира, правдивы человеческие чувства, мудры мысли – и радостные и горькие, – которые Пушкин увидел в древней народной поэзии и воплотил в лёгких и прекрасных стихах.

        Педагогическое значение текстов сказок А.С. Пушкина связано с их своеобразной магической силой. Они легко проникают в самую глубь души в её бессознательные слои, прежде всего, это связано с тем, что они написаны языком, который понятен ребенку.

        В каждом произведении, за каждой строчкой скрывается суть и правда тяжелой жизни народа. Зачастую заложниками обстоятельств люди становятся только из-за своей глупости. Подтверждением тому служат произведения поэта. Например, сказка «О рыбаке и Золотой Рыбке» показывает читателю, что нельзя быть корыстным и жадным человеком. Если выпал шанс поменять свою жизнь к лучшему, то нужно остановиться и радоваться тому, что имеешь, иначе можно остаться у разбитого корыта.

        Находчивость и трудолюбие обыкновенного деревенского мужичка из       «Сказки о попе и работнике его Балде» противопоставляется жадности попа, который хотел заполучить себе бесплатного работника. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной» - в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки. За всё надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе.

        Зависть и ложь сестёр и бабки Бабарихи из «Сказки о царе Салтане» привели к страданиям и трудностям царицы и её сына, но, как и полагается в сказке для детей, побеждает любовь и прощение.

        Главными отличительными чертами сказок Пушкина является то, что добро всегда побеждает зло, они оптимистичны. Кроме того, каждая его сказка несёт в себе какой-либо нравственный урок:

«Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок»

        В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».

        Огромным потенциалом в духовно-нравственном воспитании школьников обладают сказки А.С. Пушкина. Они знакомят их с народным творчеством, историей и традициями народа, способствуют формированию нравственных эталонов - трудолюбия, доброты, смелости, формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности:

«…Отпустил он рыбку золотую.

И сказал ей ласковое слово:

"Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

 Ступай себе в синее море,

 Гуляй там себе на просторе"...»

        Его сказки обогащают знания об окружающей природе и жизни:

«…Там на неведомых дорожках,

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках,

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны,

На брег песчаный и пустой…»

         Начинать читать сказки Пушкина ребёнку можно с любого возраста. Малышам будут интересны герои сказок, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придёт понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удаётся им выпутываться из сложных ситуаций.

         Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, со снижением культурного и интеллектуального уровня развития подрастающего поколения. Большими возможностями в плане духовно-нравственного развития обладают сказки. Начиная со сказки, ребенок знакомится с захватывающим литературным миром в котором отражаются взаимоотношения, присущие миру людей. За образами героев сказок скрыты духовно-нравственные понятия, символизирующие эталоны нравственности, которые в свою очередь, должны прочно закрепиться и в реальной жизни детей, регулируя их мысли и поступки.

«Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!

Читайте Пушкина всегда, – вот вам подсказка,

 И пронесёте сквозь года вы радость сказки!

Читайте Пушкина, друзья!

И думайте над каждым словом!

Не прочитать его нельзя,

А, прочитав, вернитесь снова!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...

доклад«Нравственно-патриотическое воспитание в формировании духовно – нравственных ценностей дошкольников»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительны...

Тема занятия «Формирование духовно-нравственных понятий на примере произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Направление деятельности: духовно-нравственное.Вид деятельности: познавательная.Возраст обучающихся: 5 класс.Тип занятия: повторение пройденного материала, анализ и закрепление знаний.Технология занят...