Рабочая программа по литературе, 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Ширлина Татьяна Васильевна

Рабочая программа по литературе  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5_klass_fgos.docx115.74 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

 Рабочая программа разработана на основе следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от      17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);

- Примерная основная образовательная программа ООО, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15);

-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»);

- Приказ Минобрнауки России № 253 от 31 марта 2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ от 26 января 2016 г. №38 Москва «О внесении изменений в Федеральный перечь учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющтх государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253;

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. № 189);

- Основная образовательная программа  ООО МКОУ «Черниченская основная общеобразовательная школа»;

- Учебный план ООО МКОУ «Черниченская основная общеобразовательная школа»;

- Положение о рабочей  программе педагога, реализующего ФГОС НОО, ООО;

- Годовой календарный график на текущий учебный год.

Учебно – методический комплект

Литература – предметная линия УМК по курсу «Литература» 5-9 классы под редакцией Г.С.Меркина:

1. Программа курса «Литература»   5-9 классы, авторы – составители: Г.С.Меркин , С.А.Зинин  -М.:  «Русское слово»,2016 г.,

2.Учебник «Литература.  5 класс», автор – составитель Г.С.Меркин.- М.:  «Русское слово», 2015 г.

3.Рабочая тетрадь к учебнику Г. С. Меркина  «Литература».  5класс, автор: Ф.Е.Соловьёва - М.:  «Русское слово»,2016 г.

        Место предмета в учебном плане

     Примерный учебный план основного образования предусматривает обязательное изучение предмета «Литература» на уровне основного общего образования в объеме    420    часов, в том числе в 5 классе 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю из часов обязательной части учебного плана.

     Учебный план школы основного общего образования на 2017-2018 учебный год отводит 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю из часов обязательной части учебного плана.

  Календарно-тематическое планирование изучения курса литературы   в 5 классе ориентировано на реализацию требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Внесённые изменения в авторскую программу

Авторская программа предусматривает 1 час резервного времени.

1ч резервного времени  распределён следующим образом:

-  добавлен    в раздел  « Из литературы ХХ века»   на изучение   творчества В.П.Астафьева.

  Считаю такое распределение часов обоснованным для данного класса.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» в 5 классе

№п/п

Название раздела

Количество часов

Планируемые результаты

1

Тема 1. Введение.

1

Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о литературе  и ее роли в духовной жизни человека и общества, об особенностях работы с учебником.

Будет знать:  специфику художественной литературы как искусства слова, структурные элементы учебника-хрестоматии,  понятия - « автор», «герой»,  «художественная литература».

 Научится:

Предметные УУД  - понимать содержание основных понятий, связанных с темой, и правильно применять их.

Регулятивные УУД  - самостоятельно определять своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Познавательные УУД –  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; анализ информации.

Коммуникативные УУД –  формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в парном обсуждении проблем.

Личностные УУД –  чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любить и уважать Отечество, его язык, культуру.

Получит возможность научиться:

ориентироваться  в мире книг, работать с учебником.

2

Тема 2. Из мифологии

3

Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о мифологии и мифах Древней Греции, мифологических героях, основных категориях мифов.

Будет знать:  понятия - « миф», « мифологический герой»,  «мифология», «мифологический сюжет», античная мифология», героев мифов, роль мифов в формировании современных представлений о мире и месте человека в нем.

Научится:

Предметные УУД – понимать содержание основных понятий, связанных с темой, и правильно применять их, работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки.

Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче.

Познавательные УУД – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные УУД – формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем. 

Личностные УУД – развивать  устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Получит возможность научиться:

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста.

3

Тема 3.  Из устного народного творчества

8

Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о истоках устного народного творчества, его основных жанрах.

Будет знать:  понятия - « устное народное творчество», «жанр» , «волшебная сказка», « загадки, пословицы и поговорки», «бытовая сказка», «народная и авторская сказка», «композиция».

 Научится:

Предметные УУД – осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приѐмам в различных ситуациях речевого общения, видеть черты русского национального характера в героях русских сказок целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; пересказывать сказки, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные  приѐмы.

Регулятивные УУД - самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей.

Познавательные УУД – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; анализ информации. 

Коммуникативные УУД – формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в парном обсуждении проблем.

Личностные УУД – чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любить и уважать Отечество, его язык, культуру.

Получит возможность научиться: вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в виде проекта,  выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста.

4

Тема 4.  Из древнерусской литературы

3

Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о древнерусской литературе.

 Будет знать:  понятия - « древнерусская литература», «летопись»,  «древнерусская повесть»,  «сюжет».  

Научится:

Предметные УУД - научится воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку, работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки,  характеризовать отдельные жанры литературы Древней Руси (летопись), взгляды человека Древней  Руси, нравственную позицию автора произведений древнерусской литературы.

Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче.

Познавательные УУД – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; анализ информации.

Коммуникативные УУД – формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем. 

Личностные УУД – чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любить и уважать Отечество, его язык, культуру.

Получит возможность научиться :

 выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста.

5

Тема 5.  Басни народов мира

1

Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о баснях и баснописцах  народов мира.

Будет знать:  понятия -  « басня», «сюжет»,  «эзопов язык», «аллегория»,                      «иносказание»,  роль басен в жизни общества.

Научится:

Предметные УУД – научится воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку, работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки, сопоставлять и характеризовать басни со схожим сюжетом, находить и объяснять мораль басни, характеризовать басенных персонажей. 

Регулятивные УУД -  адекватно воспринимать оценку учителя; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. 

Познавательные УУД – развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД – организовывать и осуществлять сотрудничество  с учителем, формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Личностные УУД – уважать  и принимать других народов  мира, быть толерантным.

Получит возможность научиться :

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста.

6

Тема 6.  Русская басня

5

Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о русской басне и русских баснописцах ХVIII – ХIХ века.

Будет знать:  понятия - «басенный сюжет», «мораль»,  «аллегория», « тропы литературы», роль басен в жизни общества.

 Научится:

Предметные УУД -  научится воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку, работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки,  определять тематику басен, характеризовать образы басенных персонажей у  И.А.Крылова  и С.В.Михалкова в процессе сопоставления произведений.

Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать действия согласно поставленной задаче.

Познавательные УУД – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные УУД – формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем. 

Личностные УУД –развивать  устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Получит возможность научиться :

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста.

7

Тема 7. Из литературы XIX века

37

Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о литературе XIX века.

Будет знать:  теорию литературы данного раздела,   биографию поэтов и писателей XIX века, роль книги в их судьбе, художественные особенности,  сюжет  и основную мысль произведений XIX века.

Научится:

Предметные УУД – научится воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку, осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки, выразительно читать произведения писателей XIX века.

Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. 

Познавательные УУД - формулировать и удерживать учебную задачу, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,  формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД – развивать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении, осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение.

Получит возможность научиться :

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в виде проекта.

8

Тема 8.  Из литературы XX века

34

Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о литературе  XX века.

Будет знать: теорию литературы данного раздела,   биографию поэтов и писателей XX века, роль книги в их судьбе, художественные особенности,  сюжет  и основную мысль произведений XX века.

Научится:

Предметные УУД - научится воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку, осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки, выразительно читать произведения писателей XX века.

Регулятивные УУД - формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; использовать речь для регуляции своего действия; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные УУД – формулировать и удерживать учебную задачу, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,  формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД – развивать  устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении, осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение.

Получит возможность научиться :

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста.

9

Тема 9.  Из зарубежной литературы

13

Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о зарубежной литературе.

Будет знать: теорию литературы данного раздела,   биографию зарубежных  писателей, роль книги в их судьбе, художественные особенности,  сюжет  и основную мысль произведений  зарубежных писателей.

Научится:

Предметные УУД – научится воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку, осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки, выразительно читать произведения  зарубежных писателей.

Регулятивные УУД – осознавать  значимость чтения; проявлять  эмоциональную отзывчивость на прочитанное, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные УУД – строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно воспринимать и передавать информацию, осуществлять сотрудничество.

Личностные УУД – уважать  и принимать других народов  мира, быть толерантным.

Получит возможность научиться:

получит возможность научиться выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста.

Содержание учебного предмета

5класс (105ч)

Тема 1. Введение (1ч)

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.). Особенности работы с электронным приложением к учебнику (тексты, тестовые задания, словари, различные рубрики).

Теория литературы: автор, герой, художественная литература.

Тема 2. Из мифологии ( 3ч)

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов («Рождение Зевса», «Олимп»). Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея»(«Одиссей на острове циклопов.Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж; античная мифология; эпитет, составной эпитет.

Тема 4. Из устного народного творчества ( 8ч)

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Загадки, пословицы, поговорки. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка».Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки отволшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. Бытовая сказка «Падчерица».

Теория литературы: жанр; загадки; пословицы и поговорки; волшебная сказка (развитие представлений); структура волшебной сказки; сказочные образы; сказочный персонаж (развитие представлений); бытовая сказка; антитеза; антонимы; иносказание; «бродячий сюжет»; народная и авторская сказка (развитие представлений); композиция.

Тема 5. Из древнерусской литературы ( 3ч)

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: древнерусская литература (первичное представление); летопись; древнерусская повесть (воинская повесть); сюжет; мотив.

Тема 6. Басни народов мира  (1ч)

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград».Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа. Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня; синонимы; сюжет (развитие представлений); притча; эзопов язык; аллегория, иносказание, олицетворение.

Тема 7. Русская басня  (5ч)

Русские басни. Русские баснописцы XVIII -XIX веков. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

В.В.Михалков. Басни«Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, олицетворение, сравнение, гипербола.

Тема 8. Из литературы ХIХ века (37ч)

А.С. Пушкин (6 ч)

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога», «Зимнее утро». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной» (С.Я. Маршак). Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; благодарность, верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы:пейзажная лирика (первичное представление), портрет героя, образ; риторическое обращение, эпитет; фольклорные элементы; стихотворение, интонация, ритм, рифма.

Поэзия XIX  века о родной природе (1ч)

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива...»

Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»,

А.А. Фет «Чудная картина...»

Теория литературы: лирика природы, образ-пейзаж, деталь; рефрен, олицетворение, эпитет.

М.Ю. Лермонтов (5ч)

Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература. Любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах), инверсия, риторическое восклицание; звукопись (аллитерация, ассонанс); повествование, монолог, диалог.

Н.В. Гоголь (3ч)

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд, обрядов и поверий; образы и сюжет повести. Зло и добро в повести.

Теория литературы:мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор, комизм; художественная деталь, автобиографическая деталь, портрет, речевая характеристика.

И.С. Тургенев (7ч)

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Герасима. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы:рассказ; тема (углубление представлений); образ; прототип; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений); эпизод (развитие представлений); конфликт (развитие представлений).

Н.А. Некрасов (5ч)

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины.

Теория литературы:фольклорные элементы в художественном произведении; эпитет, сравнение, риторическое восклицание и риторическое обращение; идея, композиция (развитие представлений), образ (развитие представление); ритм, рифма, стих, строфа.

Л.Н. Толстой ( 5ч)

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история произведения. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в рассказе. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям.

Теория литературы: рассказ; портрет (развитие представлений); контраст; конфликт; сюжет и фабула; фабульные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог (развитие представлений).

А.П. Чехов ( 5ч)

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы:рассказ; юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония, комизм; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация, диалог.

Тема 9. Из литературы  XX  века (34ч)

И.А. Бунин (4ч)

Детские годы И.А. Бунина. История рода. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы:стихотворение-размышление; образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений); метафора, эпитет; портрет; автобиографическое произведение.

Л.Н. Андреев  (3ч)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема; эпизод, финал, кольцевая композиция; контраст, деталь, эпитет; прототип, персонаж.

А.И. Куприн (3ч)

Краткие сведения о писателе. Детство, отношение к языку.  Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы:рассказ; финал; деталь, сравнение, эпитет; портрет героя (расширение и углубление представлений).

А.А. Блок  (2ч)

Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение  поэта чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза, пейзаж, цветопись.

С.А. Есенин ( 3ч)

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы:образ, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, ассонанс, аллитерация (развитие представлений о понятиях), неологизм.

А.П. Платонов (3ч)

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.

Теория литературы:тема, идея; фантастика (развитие представлений).

П.П. Бажов (4ч)

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы:сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования; побывальщина; афоризм.

Н.Н. Носов (3ч)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

В.П. Астафьев ( 3ч)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея рассказа; цельность произведения, взаимосвязь всех элементов повествования; глубина раскрытия образа.

Теория литературы:художественная идея, тема, сюжет, композиция.

Е.И. Носов (3ч)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы:юмор (развитие представлений), противоречия, синонимы; сравнение, эпитет.

Родная природа в произведениях писателей   XX века (3ч)

В.Ф. Боков. «Поклон»;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья» ;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин.«Век живи — век люби» (отрывок).

Теория литературы:лирическая проза; метафора, сравнение, олицетворение, эпитет (развитие представлений); повесть.

Тема 10. Из зарубежной         литературы (13ч)

Д. ДЕФО( 2ч)

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, роман-путешествия; сюжетные линии.

Х.К. АНДЕРСЕН (2ч)

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы:авторская сказка (развитие представлений), авторский замысел; контраст.

М. ТВЕН ( 3ч)

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в творчестве. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы:юмор (развитие представлений), приключенческая литература; композиция, сюжет, деталь.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ ( 2ч)

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Теория литературы:художественные средства (развитие представлений); деталь; приключенческая, историческая, фантастическая литература.

ДЖ. ЛОНДОН ( 2ч)

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише». Период раннего взросления, обстоятельства жизни: добро и зло, благородство, уважение взрослых.

Теория литературы: рассказ, герой (развитие представлений).

А. ЛИНДГРЕН ( 2ч)

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Учебно – тематическое  планирование

п/п

Раздел учебного курса

Общее количество часов

В том числе:

 Классные сочинения

Промежуточная аттестация

1

Введение

1

 

2

Из мифологии

 3

3

Из устного народного  творчества

8

4

Из древнерусской  литературы

 3

5

Басни народов мира

 1

6

Русская  басня

5

7

 Из литературы  XIX века

37

4

8

Из литературы  XX века

34

1

9

Из зарубежной литературы

13

ВСЕГО:

105

4

1

Календарно-тематическое планирование уроков литературы  в 5 классе

        

п/п

№ урока по теме

Тема урока

Тип урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Вид контроля

Формирование ИКТ -компетенции

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

I четверть

 Введение ( 1ч)

1

1

 Правила по ТБ при работе в кабинете. Книга и её роль в духовной жизни человека и общества

Урок «открытия» нового знания

Понимать, что такое художественная и

учебная литература, значение книги,

ее роль в жизни человека и общества,

особенности литературы как учебного

предмета и вида искусства.

 

Задания в рабочей тетради, устный опрос  

 Слайдовая презентация

 зад.8 раб.т.

 04.09

Из   мифологии ( 3 ч)

2

1

 Рассказ о мифе и мифологии. Античный миф. «Рождение Зевса»

Урок общемето-дической направленности

 Понимать содержание основных понятий, связанных с темой, и правильно применять их; отличать мифологического героя от мифологического персонажа; применять различные виды пересказа .

Задания в рабочей тетради, устный опрос  

Слайдовая презентация

чит. миф;

зад.7  раб.т.

 05.09

3

2

Античный миф: происхождение мира и богов.  «Олимп»

Урок общемето-дической направленности

 Подбирать ключевые слова и с их помощью характеризовать текст; создавать словесные иллюстрации к тексту,  находить краеведческий материал в разных источниках, в том числе в Интернете.

Тест.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

чит. легенду об Одиссее

 07.09

4

3

 Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер «Одиссей на острове циклопов. Полифем»

Урок общемето-дической направленности

 Сопоставлять несколько мифов и находить общие и отличительные признаки в них, собирать краеведческий материал, связанный с преданиями своего края.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

 вопросы  для самоконтроля (раб.т.)

11.09

Из устного народного творчества ( 8ч)

5

1

Входной контроль. Техника чтения. Истоки устного народного творчества.  Загадки

Урок «открытия» нового знаний

Формулировать определение загадки, видов загадок (загадка-олицетворение, загадка- метафора, загадка-вопрос, загадка- противопоставление), находить изобразительные средства языка (метафора, сравнение, олицетворение.)

Задания в рабочей тетради, устный опрос  

Слайдовая презентация

 мини- проект «Книга загадок»

12.09

6

2

Малые жанры фольклора.  Пословицы и поговорки

 Урок общемето-дической направленности

Формулировать определение пословицы, поговорки; понимать язык произведений УНТ (сжатость и мудрость народной речи), многозначность смысла пословиц и поговорок, объяснять прямой и аллегорический смысл пословиц

Задания в рабочей тетради, устный опрос  

Слайдовая презентация

 состав. вопр. к статье с. 27-29, 31,

зад. 8 раб.т.

 14.09

7

3

Литературная игра

Урок рефлексии

Создавать устные монологические высказывания, вести диалог.

 Задания в рабочей тетради

Слайдовая презентация

 творческое задание-сочинение

18.09

8

4

Анализ письменных работ. Волшебная сказка «Царевна-лягушка»

Урок общеметодо-логической направленности

Понимать ключевые проблемы  изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных», «образ-пейзаж», «композиция волшебной сказки».

Задания в рабочей тетради, устный опрос  

 

 чит. с. 37-48, отв. на вопр.

19.09

9

5

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

Урок общеметодо-логической направленности

Выявлять характерные для сказок художественные приемы;  высказывать мнение о  проблематике фольклорных текстов как основе развития представлений о нравственном идеале своего народа.  

Задания в рабочей тетради, устный опрос  

прочит. сказку «Падчери-ца»

21.09

10

6

Сказки народов России. «Падчерица»

  Урок «открытия» нового знаний

Понимать ключевые проблемы  изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческими терминами «типы сказочных персонажей», «бродячий сюжет», «народная и литературная сказка».

Задания в рабочей тетради, устный опрос  

отв. на вопросы  1-3, с.58

25.09

11

7

Развитие речи. Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению

Урок общеметодо-логической направленности

 Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; владеть литературоведческими терминами «присказка», «зачин», «повтор», «концовка», «постоянные эпитеты», «сравнения», «композиция сказки», «сказочные формулы».

Задания в рабочей тетради, устный опрос  

 сочинить сказку

26.09

12

8

Развитие речи.  Творческая работа «Сочини сказку»

Урок рефлексии

Создавать устные монологические высказывания, вести диалог.

Творчес-кая работа «Сочини сказку»

 прочит.с. 59-60,

состав. вопр.

28.09

 Из древнерусской литературы (3ч)

13

1

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян»

Урок  «открытия» нового знания

 Осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст; уметь анализировать текст, выбирать ключевые слова, сравнивать древнерусский язык  и современный русский язык; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

чит., с.62-63, пересказ отрывка

02.10

14

2

 Из «Повести временных лет»: «Кий, Щек и Хорив»

Урок общемето-дической направленности

Понимать  ключевые проблемы изученных произведений древнерусской литературы; владеть литературоведческим термином «летопись».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

чит.  с.63-64, ч.1,

задание 1 раб.т.

 03.10

15

3

 Из «Повести временных лет»: «Дань хазарам»

 Урок общемето-дической направленности

 Понимать  ключевые проблемы изученных произведений древнерусской литературы; владеть литературоведческим термином «летопись».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

задание 6 раб.т.

 05.10

Басни народов мира (1ч)

 

16

1

Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград»

Урок  «открытия» нового знания

 Владеть литературоведческими терминами «басня», «притча», «эзопов язык»; приобщаться  к духовно-нравственным ценностям мировой литературы.

 

Задания в рабочей тетради, устный опрос

чит.  с.73,

 задание 1 раб.т.

09.10

Русская басня (5ч)

17

1

 Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…»

Урок общемето-дической направленности

Анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

 с. 76,отв. на воп.,

подгот. выр.чт. басни

10.10

18

2

Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаков-ского,  А.П.Сумароко-ва,И.А.Крылова

 

Урок общемето-дической направленности

Анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; владеть литературоведческим термином «сравнение».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

выр.чт. басен,

отв. на вопросы

12..10

19

3

 Сатирическое  и нравоучитель-ное в басне «Волк на псарне» И.А.Крылова

 Урок общемето-дической направленности

Владеть литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»;  понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

чит. с.81-86,

нарис.

иллюстр.

16.10

20

4

И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха»

Урок общемето-дической направленности

 Владеть литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

учить наизусть басню( по выбору)

17.10

21

5

 Русская басня в XX веке

 Урок общеметодологической направленности

 Владеть литературоведческим термином «аллегория»; понимать  авторскую позицию и своё отношение к ней; осмысленно читать и адекватно воспринимать образную  природу литературы как явления словесного искусства.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

сочинить басню

19.10

 Из литературы ХIХ века( 37ч)

        А.С.Пушкин ( 6 ч)

22

1

 Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам.

Урок                             « открытия» нового знания

Понимать  ключевые проблемы изученных произведений русских писателей XIX века; создавать устные монологические высказывания разного типа.

 Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

напис. сочинение- рассказ о родном человеке

23.10

23

2

 А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне»

Урок общемето-дической направленности

 Выразительно читать стихотворение,

оценивать отношение поэта к няне, определять

роль эпитетов и метафор в создании словесной

картины, доказывать принадлежность

стихотворения к лирике как роду литературы;

определять стихотворный размер, способы

рифмовки, виды рифм.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

 чит. с.104-123,

отв.  на в. 1-2, с.123

 24.10

24

3

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

К: устанавливать

Формирова

§20, задания

Урок общемето-дической направленности

Выявлять особенности стихотворной сказки;

понимать систему образов, основные мотивы

(добро и зло, противостояние красоты

внешней и красоты душевной).

Задания в рабочей тетради, устный опрос

 выуч. наизусть фрагмент сказки

 26.10

2 четверть

25

4

Литературная сказка и её отличия  от фольклорной. Богатство выразительных средств

Урок общемето-дической направленности

  Определять  в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, владеть  литературоведчески ми терминами «литературная сказка», «народная сказка.

 Задания в рабочей тетради, устный опрос

с.132-133, учить в тетради

 07.11

26

5

А.С.Пушкин. Поэма  «Руслан и Людмила» (отрывок)

Урок  «открытия» нового знания

Формулировать определение жанра поэмы; составлять характеристику персонажа, опираясь на текст произведения, выразительно читать наизусть; определять стихотворный размер, способы рифмовки, виды рифм.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

 выраз. читать отрывок из поэмы

 09.11

27

6

 Образы природы в стихотворениях поэта « Зимняя дорога», «Зимнее утро»

Урок общемето-дической направленности

Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; выразительно читать стихотворения, владеть литературоведческим термином «пейзажная лирика».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

выр. чтение стих., проил-люстр.

 13.11

        

Поэзия XIX века о родной природе ( 1ч)

28

1

Поэзия XIX века о родной природе

 Урок общемето-дической направленности

 Владеть литературоведческим термином «пейзажная лирика»; определять в произведении элементы  композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать  их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, выразительно читать стихотворения.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

уч. наизусть по выбору,

с. 150 зад. 1

 14.11

        М.Ю. Лермонтов ( 5ч)

29

1

Краткие сведения о М.Ю.Лермон-тове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам

Урок                             « открытия» нового знания

Понимать ключевые проблемы  изученных произведений, их связь  с эпохой написания и нравственными ценностями, подбирать ключевые слова и сочетания для рассказа о писателе.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

с. 151- 153, состав

.вопр. к статье

 16.11

30

2

Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонто- ва в стихотворении                     « Бородино»

Урок общеметодоло-гической направленности

Владеть литературоведческими терминами «эпитет», «сравнение», «прототип»; анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

устные портреты солдат,

уч. наизусть отрывок

 20.11

31

3

Художествен-ное богатство стихотворения. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы»

Урок общеметодоло-гической направленности

 Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

редактиро-вать сочинение

 21.11

32

4

Развитие речи. Сочинение  «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников)

Урок развивающего контроля

Владеть литературоведческим термином «повествование»; писать  сочинение  на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.

Сочине-ние  «Путешествие на поле славы»

р.т. с.76-77

23.11

33

5

Анализ  сочинения. История и литература

Урок общеметодоло-гической направленности

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

подг. сообщение

о Н.В.Гоголе

27.11

Н.В.Гоголь (3ч)

34

1

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве  Н.В.Гоголя

Урок                             « открытия» нового знания

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

 читать  «Ночь перед Рождест-вом»

28.11

35

2

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий, легенд, обрядов и поверий

Урок общеметодологи-ческой направленности

Владеть литературоведческими терминами «мифологические и литературные мотивы»; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

подг.рас-сказ о фантаст. существах

30.11

36

3

Добро и зло в повести «Ночь перед Рождеством»

Урок общеметодоло-гической направленности

Характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; владеть литературоведческими терминами, пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

читать  «Муму»,

задание 2 урока 37 раб.т.

04.12

        И.С.Тургенев ( 7ч)

37

1

Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново

Урок                             « открытия» нового знания

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; владеть  литературоведческим термином «прототип»; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

читать  «Муму»,

задание 4 урока 38 раб.т.

05.12

38

2

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима

Урок общеметодоло-гической направленности

Характеризовать героев русской литературы 19 века; сюжет произведения, его тематику, владеть литературоведческими терминами «рассказ», «тема художественного произведения».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

сост. рассказ о героях,            задание 1 урока 39 раб.т.

07.12

39

3

Образы центральные и второстепен-ные,  образ Герасима

Урок общеметодоло-гической направленности

Делать сравнительную характеристику персонажей, художественно пересказывать эпизоды.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

творческий пересказ эпизодов

11.12

40

4

Герасим и Муму. Подготовка к сочинению «Эпизод в рассказе                       « Муму»

Урок общеметодоло-гической направленности

Владеть литературоведческим термином «эпизод»; анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

подг. выраз. чтение эпизода

12.12

41

5

Развитие речи.  Сочинение «Эпизод в рассказе                    « Муму»

Урок развивающего контроля

Грамотно строить письменную  монологическую речь, выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи.

.

Сочинение «Эпизод в рассказе  « Муму».

доработать сочинение

14.12

42

6

Анализ сочинения . И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык».

Урок  «открытия» нового знания

Владеть литературоведческими терминами «стихотворение в прозе», «эпитете», «сравнение»;  анализировать и выразительно читать стихотворения в прозе.

 

Задания в рабочей тетради, устный опрос

выуч. наизусть  стих. в прозе «Русский язык»

18.12

43

7

И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Два богача»

Урок общеметодоло-гической направленности

Владеть литературоведческими терминами «стихотворение в прозе», «эпитете», «сравнение»; анализировать и выразительно читать литературное произведение.

 

Задания в рабочей тетради, устный опрос

выуч. наизусть фрагмент стих. Н.А.Некрасова «На Волге»

19.12

Н.А.Некрасов ( 5ч)

44

1

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево

Урок                             « открытия» нового знания

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

  с.249, прочитать «Крестьянские дети»

21.12

45

2

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы её раскрытия

Урок общеметодоло-гической направленности

Понимать  ключевую проблему произведения, анализировать литературное произведение; владеть литературоведческим термином «композиция» , анализировать и выразительно читать литературное произведение.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

выуч. отрывок,

задание 1 урока  46 раб.т.

25.12

46

3

Стихотворение  «Крестьянские дети». Отношение автора к персонажам стихотворения

Урок общеметодоло-гической направленности

Понимать и формулировать тему и идею литературного произведения; владеть литературоведческими терминами «строфа», «эпитет», «сравнение», «оксюморон».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

прочит. стих-е «Тройка»,

 с.263

26.12

3 четверть

47

4

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины

Урок общеметодоло-гической направленности

Анализировать литературное произведение; владеть  литературоведческим термином «фольклорные элементы в художественном произведении, анализировать и выразительно читать литературное произведение.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

написать словарную статью «Строфа»  ( работа в группе)

11.01

48

5

Развитие речи. Анализ письменных работ. Исследователь-ская работа с текстом

Урок рефлексии

Создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог, проводя исследовательскую работу с текстом.

Исследовательская работа с текстом

читать «Кавказ-ский  пленник»

15.01

Л.Н.Толстой ( 5ч)

49

1

Л.Н.Толстой.  Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну

Урок                             « открытия» нового знания

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимать  связь  литературных произведений с эпохой их написания.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

 читать рассказ,                      задание 5 урока 50 раб.т.

16.01

50

2

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену

Урок общеметодоло-гической направленности

Характеризовать героев русской литературы 19 века; владеть литературоведческими терминами «рассказ», «портрет».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

задание 1 урока 51 раб.т.

18.01

51

3

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник»

Урок общеметодоло-гической направленности

Владеть литературоведческими терминами «завязка», «кульминация», «развязка», анализировать и выразительно читать литературное произведение.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

 с.301-302,

задание 2 урока 52 раб.т.

22.01

52

4

Развитие речи. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

Урок общеметодоло-гической направленности

Грамотно строить устную и письменную  монологическую речь.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

редактиро-вать сочинение

23.01

53

5

Развитие речи. Сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

Урок  развивающего контроля

Грамотно строить письменную  монологическую речь.

Составление  словарной статьи «Творческая история произведения»

подг. сообщение  о Чехове

25.01

А.П.Чехов ( 5ч)

54

1

Анализ  сочинения.

Детские и юношеские годы А.П.Чехова.  Книга в жизни А.П.Чехова

Урок  «открытия» нового знания

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

с.303-304.,

чит. «Злоумыш-ленник»

29.01

55

2

Рассказ А.П.Чехова «Злоумышлен-ник». Жанровое своеобразие рассказа. Работа над проектом

Урок общеметодоло-гической направленности

Характеризовать героев русской литературы 19 века; сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

подг.к чтению по ролям рассказа «Пересо-лил»

30.01

56

3

Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проектом

Урок общеметодоло-гической направленности

Характеризовать героев русской литературы 19 века; сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

задание 2 учебника, с.322

01.02

57

4

Развитие речи. Сочинение – юмористичес-кий рассказ о случае из жизни

Урок  развивающего контроля

Осмысливать  роль детали в создании художественного образа;  писать классные  творческие работы.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

доработать сочинение

05.02

58

5

Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова)

Урок  - проект

Создавать проекты  по данной тематике, демонстрировать их.

Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова).

подг.сообщение о И.А.Буни-не

06.02

Тема 8. Из литературы ХIХ века( 34ч)

И.А.Бунин ( 4ч)

59

1

Анализ  сочинения. Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам

Урок                             « открытия» нового знания

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

раб.т. с.4 з.2-3,

выуч стих.     ( по выбору)

08.02

60

2

Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её раскрытия

Урок общеметодоло-гической направленности

Выразительно читать стихотворение, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владеть литературоведческим термином «стихотворение-размышление».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

чит. «В деревне»,

задание 2 урока 61 раб.т.

12.02

61

3

И.А.Бунин. Рассказ  «В деревне»

Урок общеметодоло-гической направленности

Выразительно читать текст;  давать характеристику персонажу, определять его нравственно-эмоциональное состояние; владение литературоведческим термином «образ-пейзаж».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

прочитать «Подснеж-ник»

13.02

62

4

И.А.Бунин. «Подснежник»

Урок общеметодоло-гической направленности

Владеть литературоведческими терминами «герой», «персонаж», «повествователь»; понимать и формулировать тему, идею и нравственный пафос литературного произведения.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

 с.28-30,.

сообщение о Л. Андрееве

15.02

Л.Н.Андреев ( 3ч)

63

1

Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе

Урок  «открытия» нового знания

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

 чит. «Петька на даче»,

 задание 2 урока 64 раб.т.

19.02

64

2

Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе

Урок общеметодоло-гической направленности

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владеть литературоведческими терминами «тема», «эпизод».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

выр. чт. фрагмента рассказа,

задание 1 урока 65 раб.т.

20.02

65

3

Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопостав-ление мира города и дачи в рассказе

Урок общеметодоло-гической направленности

Владеть литературоведческим термином «финал»; понимать  связь литературных произведений с эпохой их написания, анализировать и выразительно читать литературное произведение.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

художест-венный пересказ

22.02

А.И.Куприн( 3ч)

66

1

А.И.Куприн. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате

Урок                             « открытия» нового знания

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

чит. «Золотой Петух»,

 задание 1 урока 67 раб.т.

26.02

67

2

Рассказ А.И.Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа

Урок общеметодоло-гической направленности

Пересказывать прозаические произведения или их фрагменты; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; владеть литературоведческими терминами «рассказ», «характеристика персонажа», «портрет».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

сост. уст.отзыв-впечатле-ние об увиденном в удивитель-ном мире природы

27.02

68

3

Развитие речи. Обучение анализу эпизода

Урок  рефлексии

Создавать устные и письменные монологические высказывания разных типов.

Творчес-кая работа: отзыв  - впечатле-ние.

подг. сообщение о Блоке

01.03

А.А.Блок ( 2ч)

69

1

Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места

Урок  «открытия» нового знания

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведений, участвовать в диалоге.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

выраз. чтение стих. с.63, 65

05.03

70

2

А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». Художествен-ное своеобразие стихотворений

Урок общеметодоло-гической направленности

Выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников  к природе,   определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владеть литературоведческими терминами «антитеза», «художественное пространство».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

выуч. наизусть «Летний вечер»

06.03

С.А.Есенин ( 3ч)

71

1

Детские годы С.А.Есенина. В есенинском Константинове

Урок  «открытия» нового знания

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, участвовать в диалоге.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

рассказ о С.А.Есени-не по материа-лам учебника и урока

12.03

72

2

С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…». Единство человека и природы

Урок общеметодоло-гической направленности

Анализировать лирические произведения, выразительно читать стихотворения; владеть литературоведческими терминами «эпитет», «метафора», «сравнение», «олицетворение».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

учить наизусть (по выбору)

13.03

73

3

С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…». Малая и большая родина

Урок общеметодоло-гической направленности

Анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; умения правильно, выразительно читать стихотворения;  владеть  литературоведческим термином «олицетворение».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

подг. сообщение о семье А.П.Плато-нова

15.03

А.А.Платонов ( 3ч)

74

1

А.П.Платонов. Краткие биографические сведения о писателе

Урок  «открытия» нового знания

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, участвовать в диалоге.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

прочит. «Никита»,

задание 2 урока 75 раб.т.

19.03

75

2

А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита»

Урок общеметодоло-гической направленности

Художественно пересказывать фрагмент; владеть литературоведческим термином «мифологическое сознание».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

прочитать «Цветок на земле

20.03

76

3

Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова  «Цветок на земле»  

Урок общеметодоло-гической направленности

Составлять словарь для характеристики предметов и явлений;  давать характеристику герою.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

художест-венный пересказ

22.03

4 четверть

П.П.Бажов( 4ч)

77

1

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе

Урок  «открытия» нового знания

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, участвовать в диалоге.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

прочитать «Каменный цветок»

02.04

78

2

П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова

Урок «открытия» нового знания

Давать характеристику герою;  пересказывать текст от другого лица.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

 задание 1 урока 78 раб.т.

03.04

4 четверть

79

3

П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художествен-ного образа

Урок общеметодоло-гической направленности

Отличать сказ от сказки, знать основные особенности сказа и сказки; владеть литературоведческими терминами «сказ и сказка», «герой повествования», «афоризм».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

описать вазу, которую хотел создать Данила-мастер

05.04

80

4

Развитие речи. Анализ письменных работ. Творческая работа: рассказ о событиях от лица участника

Урок общеметодоло-гической направленности

Пересказывать текст от другого лица, анализировать письменные работы.

Творческая работа: рассказ о событиях от лица участника

Проект      « Н.Н.Носов и его книги»

09.04

Н.Н.Носов( 3ч)

81

1

Н.Н.Носов. Краткие сведения о  писателе

Урок  «открытия» нового знания

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, участвовать в диалоге.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

 выраз. чт. рассказа «Три охотника» по ролям

10.04

82

2

Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов

Урок

общеметодоло-гической направленности

Владеть литературоведческим термином «юмор»; воспринимать  на слух литературные произведения  разных жанров.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

задание 1 уроков 84-85 раб.т.

12.04

83

3

Промежуточная аттестация. Техника чтения. Литературная викторина

Урок рефлексии

Грамотно строить устную монологическую речь, вести диалог.

Литературная виктории на

чит. «Васютки-но озеро»

16.04

В.П.Астафьев ( 3ч )

84

1

В.П.Астафьев.  Рассказ  «Васюткино озеро»: тема и идея рассказа

Урок  «открытия» нового знания

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, анализировать литературное произведение.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

задание 2 уроков 84-85 раб.т.

17.04

85

2

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»: глубина раскрытия образа

Урок

общеметодоло-гической направленности

Владеть литературоведческим термином «художественная идея»;  отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

художест-венный пересказ

19.04

86

3

Развитие речи. Творческая работа: рассказ по личным впечатлениям с элементами фантазии «Это было со мной»

Урок общеметодоло-гической направленности

Создавать устные монологические высказывания по личным впечатлениям с элементами фантазии.

Творческая работа: рассказ по личным впечатлениям с элементами фантазии «Это было со мной»

подг. сообщение о Е.И. Носове

23.04

Е.И.Носов ( 3ч)

87

1

Е.И.Носов.  «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта

Урок  «открытия» нового знания

Различать жанровые разновидности рассказа;  овладевать различными видами пересказа.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

выраз. читать рассказ

24.04

88

2

Юмористичес-кое и лирическое в рассказе « Как патефон петуха от смерти спас»

Урок

общеметодоло-гической направленности

Различать жанровые разновидности рассказа; знать особенности юмористического рассказа; овладевать различными видами пересказа.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

запис. пословицы и поговорки народов мира о Родине, природе

26.04

89

3

Развитие речи. Анализ письменных работ. Мир глазами ребёнка

Урок общеметодоло-гической направленности

Проводить исследовательскую работу с текстом.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

чит.стихи о природе, Родине

26.04

Родная природа в произведениях писателей XX века ( 3ч)

90

1

Родная природа в произведениях В.И.Белова, Н.М.Рубцова, Р.Г.Гамзатова

Урок  «открытия» нового знания

Анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; правильно, выразительно читать стихотворения.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

наизусть одно из стихотворений( по выбору)

03.05

91

2

В.И.Белов. «Весенняя ночь»

Урок общеметодоло-гической направленности

Анализировать литературное произведение; правильно, выразительно читать  произведение,

владеть литературоведческим термином «лирическая проза».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

чит. с.194-201

07.05

92

3

В.Г.Распутин. «Век живи – век люби»

Урок общеметодоло-гической направленности

Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, анализировать литературное произведение.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

чит. роман

08.05

Из зарубежной литературы ( 13ч)

Д.Дефо ( 2ч)

93

1

Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь, необыкновен-ные  и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Урок  «открытия» нового знания

Сопоставлять духовно-нравственные ценности  русской литературы и культуры с духовно-нравственными ценностями других народов; владеть литературоведческим термином «приключенческий роман».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

художественный пересказ глав романа (12, 21)

10.05

94

2

Сюжет, характеристика персонажей романа

Урок общеметодоло-гической направленности

Применять разные типы пересказа, давать характеристику герою.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

задание 1 урока 95 раб.т.

10.05

Х.К.Андерсен ( 2ч)

95

1

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе.

Заочная экскурсия на родину сказочника

Урок  «открытия» нового знания

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, участвовать в диалоге.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

переска-зать сказку, с.225-236

14.05

96

2

Сказка  Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота

Урок общеметодоло-гической направленности

Характеризовать литературных героев; владеть литературоведческими терминами.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

отв. на вопросы к сказке

15.05

М.Твен ( 3ч)

97

1

Автобиографи-ческие мотивы в произведениях М.Твена

Урок  «открытия» нового знания

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, участвовать в диалоге.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

выраз. чтение эпизодов

17.05

98

2

М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых

Урок общеметодоло-гической направленности

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, анализировать литературное произведение.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

чтение по ролям эпизодов

17.05

99

3

Жизнерадост-ность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера

Урок общеметодоло-гической направленности

Давать характеристику герою; владеть литературоведческим термином «юмор».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

задание 1 к урокам 99-100 раб.т.

21.05

Ж.Рони-Старший (  2ч)

100

1

Ж.Рони-Старший.  Повесть «Борьба за огонь».

Урок  «открытия» нового знания

Пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

выраз.  чтение

22.05

101

2

Человек и природа , борьба за выживание, эмоциональный мир доисторичес-кого человека в повести              « Борьба за огонь»

Урок общеметодоло-гической направленности

Устно и письменно характеризовать героя, составлять цитатный план.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

подг. сообщение о Д.Лондоне

22.05

Дж. Лондон ( 2ч)

102

1

Дж. Лондон. «Сказание  о Кише»

Урок  «открытия» нового знания

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, создавать устный портрет героя.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

отв. на вопросы к произв.

24.05

103

2

Д.Лондон. Период раннего  взросления , обстоятельства жизни  в «Сказании о Кише»

Урок общеметодоло-гической направленности

Давать характеристику герою, определять тему произведения; владеть литературоведческим термином «рассказ».

Задания в рабочей тетради, устный опрос

кр.пересказ

28.05

А. Линдгрен ( 2ч)

104

1

Астрид Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги»

Урок общеметодоло-гической направленности

Готовить сообщение на материале учебника, с использованием самостоятельно найденных сведений.

Задания в рабочей тетради, устный опрос

Слайдовая презентация

подг. к викторине

29.05

105

2

Литературная викторина. Рекомендации для летнего чтения

Урок рефлексии

Актуализировать знания за курс 5 класса в ходе проведения викторины.

Литературная виктори- на

рекоменда-ции для летнего чтения

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....