Рабочая программа по литературе, 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_klass_fgos.docx | 115.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Рабочая программа разработана на основе следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
- Примерная основная образовательная программа ООО, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15);
-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»);
- Приказ Минобрнауки России № 253 от 31 марта 2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-Приказ от 26 января 2016 г. №38 Москва «О внесении изменений в Федеральный перечь учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющтх государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. № 189);
- Основная образовательная программа ООО МКОУ «Черниченская основная общеобразовательная школа»;
- Учебный план ООО МКОУ «Черниченская основная общеобразовательная школа»;
- Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО, ООО;
- Годовой календарный график на текущий учебный год.
Учебно – методический комплект
Литература – предметная линия УМК по курсу «Литература» 5-9 классы под редакцией Г.С.Меркина:
1. Программа курса «Литература» 5-9 классы, авторы – составители: Г.С.Меркин , С.А.Зинин -М.: «Русское слово»,2016 г.,
2.Учебник «Литература. 5 класс», автор – составитель Г.С.Меркин.- М.: «Русское слово», 2015 г.
3.Рабочая тетрадь к учебнику Г. С. Меркина «Литература». 5класс, автор: Ф.Е.Соловьёва - М.: «Русское слово»,2016 г.
Место предмета в учебном плане
Примерный учебный план основного образования предусматривает обязательное изучение предмета «Литература» на уровне основного общего образования в объеме 420 часов, в том числе в 5 классе 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю из часов обязательной части учебного плана.
Учебный план школы основного общего образования на 2017-2018 учебный год отводит 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю из часов обязательной части учебного плана.
Календарно-тематическое планирование изучения курса литературы в 5 классе ориентировано на реализацию требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Внесённые изменения в авторскую программу
Авторская программа предусматривает 1 час резервного времени.
1ч резервного времени распределён следующим образом:
- добавлен в раздел « Из литературы ХХ века» на изучение творчества В.П.Астафьева.
Считаю такое распределение часов обоснованным для данного класса.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» в 5 классе
№п/п | Название раздела | Количество часов | Планируемые результаты |
1 | Тема 1. Введение. | 1 | Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о литературе и ее роли в духовной жизни человека и общества, об особенностях работы с учебником. Будет знать: специфику художественной литературы как искусства слова, структурные элементы учебника-хрестоматии, понятия - « автор», «герой», «художественная литература». Научится: Предметные УУД - понимать содержание основных понятий, связанных с темой, и правильно применять их. Регулятивные УУД - самостоятельно определять своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Познавательные УУД – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; анализ информации. Коммуникативные УУД – формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в парном обсуждении проблем. Личностные УУД – чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любить и уважать Отечество, его язык, культуру. Получит возможность научиться: ориентироваться в мире книг, работать с учебником. |
2 | Тема 2. Из мифологии | 3 | Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о мифологии и мифах Древней Греции, мифологических героях, основных категориях мифов. Будет знать: понятия - « миф», « мифологический герой», «мифология», «мифологический сюжет», античная мифология», героев мифов, роль мифов в формировании современных представлений о мире и месте человека в нем. Научится: Предметные УУД – понимать содержание основных понятий, связанных с темой, и правильно применять их, работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки. Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче. Познавательные УУД – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные УУД – формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем. Личностные УУД – развивать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Получит возможность научиться: выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста. |
3 | Тема 3. Из устного народного творчества | 8 | Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о истоках устного народного творчества, его основных жанрах. Будет знать: понятия - « устное народное творчество», «жанр» , «волшебная сказка», « загадки, пословицы и поговорки», «бытовая сказка», «народная и авторская сказка», «композиция». Научится: Предметные УУД – осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приѐмам в различных ситуациях речевого общения, видеть черты русского национального характера в героях русских сказок целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; пересказывать сказки, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приѐмы. Регулятивные УУД - самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей. Познавательные УУД – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; анализ информации. Коммуникативные УУД – формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в парном обсуждении проблем. Личностные УУД – чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любить и уважать Отечество, его язык, культуру. Получит возможность научиться: вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в виде проекта, выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста. |
4 | Тема 4. Из древнерусской литературы | 3 | Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о древнерусской литературе. Будет знать: понятия - « древнерусская литература», «летопись», «древнерусская повесть», «сюжет». Научится: Предметные УУД - научится воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку, работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки, характеризовать отдельные жанры литературы Древней Руси (летопись), взгляды человека Древней Руси, нравственную позицию автора произведений древнерусской литературы. Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче. Познавательные УУД – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; анализ информации. Коммуникативные УУД – формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем. Личностные УУД – чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любить и уважать Отечество, его язык, культуру. Получит возможность научиться : выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста. |
5 | Тема 5. Басни народов мира | 1 | Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о баснях и баснописцах народов мира. Будет знать: понятия - « басня», «сюжет», «эзопов язык», «аллегория», «иносказание», роль басен в жизни общества. Научится: Предметные УУД – научится воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку, работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки, сопоставлять и характеризовать басни со схожим сюжетом, находить и объяснять мораль басни, характеризовать басенных персонажей. Регулятивные УУД - адекватно воспринимать оценку учителя; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Познавательные УУД – развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Коммуникативные УУД – организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем, формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Личностные УУД – уважать и принимать других народов мира, быть толерантным. Получит возможность научиться : выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста. |
6 | Тема 6. Русская басня | 5 | Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о русской басне и русских баснописцах ХVIII – ХIХ века. Будет знать: понятия - «басенный сюжет», «мораль», «аллегория», « тропы литературы», роль басен в жизни общества. Научится: Предметные УУД - научится воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку, работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки, определять тематику басен, характеризовать образы басенных персонажей у И.А.Крылова и С.В.Михалкова в процессе сопоставления произведений. Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать действия согласно поставленной задаче. Познавательные УУД – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные УУД – формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем. Личностные УУД –развивать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Получит возможность научиться : выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста. |
7 | Тема 7. Из литературы XIX века | 37 | Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о литературе XIX века. Будет знать: теорию литературы данного раздела, биографию поэтов и писателей XIX века, роль книги в их судьбе, художественные особенности, сюжет и основную мысль произведений XIX века. Научится: Предметные УУД – научится воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку, осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки, выразительно читать произведения писателей XIX века. Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. Познавательные УУД - формулировать и удерживать учебную задачу, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные УУД - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию. Личностные УУД – развивать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении, осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение. Получит возможность научиться : выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в виде проекта. |
8 | Тема 8. Из литературы XX века | 34 | Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о литературе XX века. Будет знать: теорию литературы данного раздела, биографию поэтов и писателей XX века, роль книги в их судьбе, художественные особенности, сюжет и основную мысль произведений XX века. Научится: Предметные УУД - научится воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку, осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки, выразительно читать произведения писателей XX века. Регулятивные УУД - формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; использовать речь для регуляции своего действия; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные УУД – формулировать и удерживать учебную задачу, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные УУД – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию. Личностные УУД – развивать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении, осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение. Получит возможность научиться : выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста. |
9 | Тема 9. Из зарубежной литературы | 13 | Окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о зарубежной литературе. Будет знать: теорию литературы данного раздела, биографию зарубежных писателей, роль книги в их судьбе, художественные особенности, сюжет и основную мысль произведений зарубежных писателей. Научится: Предметные УУД – научится воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку, осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки, выразительно читать произведения зарубежных писателей. Регулятивные УУД – осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные УУД – строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно воспринимать и передавать информацию, осуществлять сотрудничество. Личностные УУД – уважать и принимать других народов мира, быть толерантным. Получит возможность научиться: получит возможность научиться выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста. |
Содержание учебного предмета
5класс (105ч)
Тема 1. Введение (1ч)
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.). Особенности работы с электронным приложением к учебнику (тексты, тестовые задания, словари, различные рубрики).
Теория литературы: автор, герой, художественная литература.
Тема 2. Из мифологии ( 3ч)
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов («Рождение Зевса», «Олимп»). Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея»(«Одиссей на острове циклопов.Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж; античная мифология; эпитет, составной эпитет.
Тема 4. Из устного народного творчества ( 8ч)
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Загадки, пословицы, поговорки. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка».Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки отволшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. Бытовая сказка «Падчерица».
Теория литературы: жанр; загадки; пословицы и поговорки; волшебная сказка (развитие представлений); структура волшебной сказки; сказочные образы; сказочный персонаж (развитие представлений); бытовая сказка; антитеза; антонимы; иносказание; «бродячий сюжет»; народная и авторская сказка (развитие представлений); композиция.
Тема 5. Из древнерусской литературы ( 3ч)
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Теория литературы: древнерусская литература (первичное представление); летопись; древнерусская повесть (воинская повесть); сюжет; мотив.
Тема 6. Басни народов мира (1ч)
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград».Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа. Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня; синонимы; сюжет (развитие представлений); притча; эзопов язык; аллегория, иносказание, олицетворение.
Тема 7. Русская басня (5ч)
Русские басни. Русские баснописцы XVIII -XIX веков. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
В.В.Михалков. Басни«Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, олицетворение, сравнение, гипербола.
Тема 8. Из литературы ХIХ века (37ч)
А.С. Пушкин (6 ч)
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога», «Зимнее утро». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной» (С.Я. Маршак). Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; благодарность, верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы:пейзажная лирика (первичное представление), портрет героя, образ; риторическое обращение, эпитет; фольклорные элементы; стихотворение, интонация, ритм, рифма.
Поэзия XIX века о родной природе (1ч)
М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива...»
Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»,
А.А. Фет «Чудная картина...»
Теория литературы: лирика природы, образ-пейзаж, деталь; рефрен, олицетворение, эпитет.
М.Ю. Лермонтов (5ч)
Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература. Любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах), инверсия, риторическое восклицание; звукопись (аллитерация, ассонанс); повествование, монолог, диалог.
Н.В. Гоголь (3ч)
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд, обрядов и поверий; образы и сюжет повести. Зло и добро в повести.
Теория литературы:мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор, комизм; художественная деталь, автобиографическая деталь, портрет, речевая характеристика.
И.С. Тургенев (7ч)
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Герасима. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы:рассказ; тема (углубление представлений); образ; прототип; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений); эпизод (развитие представлений); конфликт (развитие представлений).
Н.А. Некрасов (5ч)
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины.
Теория литературы:фольклорные элементы в художественном произведении; эпитет, сравнение, риторическое восклицание и риторическое обращение; идея, композиция (развитие представлений), образ (развитие представление); ритм, рифма, стих, строфа.
Л.Н. Толстой ( 5ч)
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история произведения. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в рассказе. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям.
Теория литературы: рассказ; портрет (развитие представлений); контраст; конфликт; сюжет и фабула; фабульные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог (развитие представлений).
А.П. Чехов ( 5ч)
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы:рассказ; юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония, комизм; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация, диалог.
Тема 9. Из литературы XX века (34ч)
И.А. Бунин (4ч)
Детские годы И.А. Бунина. История рода. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы:стихотворение-размышление; образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений); метафора, эпитет; портрет; автобиографическое произведение.
Л.Н. Андреев (3ч)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема; эпизод, финал, кольцевая композиция; контраст, деталь, эпитет; прототип, персонаж.
А.И. Куприн (3ч)
Краткие сведения о писателе. Детство, отношение к языку. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
Теория литературы:рассказ; финал; деталь, сравнение, эпитет; портрет героя (расширение и углубление представлений).
А.А. Блок (2ч)
Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение поэта чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза, пейзаж, цветопись.
С.А. Есенин ( 3ч)
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы:образ, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, ассонанс, аллитерация (развитие представлений о понятиях), неологизм.
А.П. Платонов (3ч)
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.
Теория литературы:тема, идея; фантастика (развитие представлений).
П.П. Бажов (4ч)
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы:сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования; побывальщина; афоризм.
Н.Н. Носов (3ч)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
В.П. Астафьев ( 3ч)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея рассказа; цельность произведения, взаимосвязь всех элементов повествования; глубина раскрытия образа.
Теория литературы:художественная идея, тема, сюжет, композиция.
Е.И. Носов (3ч)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы:юмор (развитие представлений), противоречия, синонимы; сравнение, эпитет.
Родная природа в произведениях писателей XX века (3ч)
В.Ф. Боков. «Поклон»;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;
Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья» ;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Распутин.«Век живи — век люби» (отрывок).
Теория литературы:лирическая проза; метафора, сравнение, олицетворение, эпитет (развитие представлений); повесть.
Тема 10. Из зарубежной литературы (13ч)
Д. ДЕФО( 2ч)
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, роман-путешествия; сюжетные линии.
Х.К. АНДЕРСЕН (2ч)
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы:авторская сказка (развитие представлений), авторский замысел; контраст.
М. ТВЕН ( 3ч)
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в творчестве. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы:юмор (развитие представлений), приключенческая литература; композиция, сюжет, деталь.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ ( 2ч)
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Теория литературы:художественные средства (развитие представлений); деталь; приключенческая, историческая, фантастическая литература.
ДЖ. ЛОНДОН ( 2ч)
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише». Период раннего взросления, обстоятельства жизни: добро и зло, благородство, уважение взрослых.
Теория литературы: рассказ, герой (развитие представлений).
А. ЛИНДГРЕН ( 2ч)
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел учебного курса | Общее количество часов | В том числе: | |
Классные сочинения | Промежуточная аттестация | |||
1 | Введение | 1 |
| |
2 | Из мифологии | 3 | ||
3 | Из устного народного творчества | 8 | ||
4 | Из древнерусской литературы | 3 | ||
5 | Басни народов мира | 1 | ||
6 | Русская басня | 5 | ||
7 | Из литературы XIX века | 37 | 4 | |
8 | Из литературы XX века | 34 | 1 | |
9 | Из зарубежной литературы | 13 | ||
ВСЕГО: | 105 | 4 | 1 |
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....