ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ И КОНСПЕКТЫ
план-конспект урока (5 класс) на тему

Логинова Ирина Евгеньевна

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 78 Логиновой Ирины Евгеньевны

на тему «И.С.Тургенев «Муму». Характеристика главного героя».

Тип урока:

 Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цели:

1. Создать в сознании учащихся образ Герасима  как типичного представителя русского национального характера, показать сложность и богатство его внутреннего мира.

2. Обучение составлению характеристики главных героев через анализ портретных зарисовок, описание художественных средств выразительности.

3. Показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных.

4. Формировать навыки вдумчивого и осмысленного чтения художественного произведения, навык оформления монологического ответа.

Задачи:

  • создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
  • освоить  теоретико-литературные понятия;
  • воспитывать  духовно развитую личность, готовую  к самопознанию и самосовершенствованию, способную  к созидательной деятельности;
  • формировать  гуманистическое мировоззрение, гражданскую  позиции, любовь к литературе.

Технологии: обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Оборудование урока: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации, раздаточный материал, презентация.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Уметь характеризовать литературного героя, составлять его характеристику на основе плана, применять литературные термины в ответах, выявлять  особенности характера, авторскую позицию и способы ее проявления, работая с текстом и иллюстрациями,  уметь делать выводы, рассуждать, обобщать.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе, осознает; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

.

Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах.

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный этап

1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть! Давайте улыбнемся друг другу. Мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения, уверенности в себе, хороших результатов. Запомните это состояние, этот момент. Присаживайтесь!

Приветствие, проверка готовности к уроку.

  1.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Озвучивание темы урока.

Тема урока сегодня «И.С. Тургенев «Муму». Характеристика главного героя».

2. Вступительное слово учителя.

Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»

Вместе с тем рассказ этот не так уж прост и для взрослого читателя. Что нужно сделать на уроке, чтобы понять его правильно?

3. Я знаю, что текст вы знаете хорошо, рассказ вам понравился (об этом говорят ваши рисунки), и вы будете активно работать на уроке. Итак, разделимся на 4 группы и начнем.

Формулируют цели и задачи урока:

Примерный ответ: чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока.

  1. Первичное закрепление

1. Чтение отрывка рассказа учителем наизусть. (Приложение 1)

2. Вопросы по отрывку.

Вы прослушали отрывок произведения, что в нем описывается?

По отношению к кому совершает Герасим поступки? (Вывешивает на средней доске 4 блока героев вокруг главного).

Какие поступки совершает Герасим?

Можно  ли описать характер героя по его поступкам?

3. Общее задание группам.

Подберите синонимы к слову поступок и запишите крупным шрифтом на листках эти слова.

4. На доске слева вывешивает синонимы.

Молодцы, справились заданием, вы обозначили круг смыслов!

Что мы должны сегодня проанализировать?

Какой главный поступок в жизни совершает главный герой рассказа «Муму»?

Почему рассказ Тургенева так называется?

Как вы думаете, случайно ли Герасим лишен голоса в произведении И.С. Тургенева.

А теперь вернемся к нашему произведению и дадим полную характеристику внешности, характеру и поступкам Герасима.

Отвечают на вопросы.

(Раскрывают поступки Герасима по отношению к собаке, Татьяне, дворне, барыне).

Выполняют задание.

(на желтых, голубых, розовых, салатовых листах)

Отвечают на вопросы учителя:

(Примерный ответ:

Проанализировать взаимоотношения героев, раскрыть образ Герасима, описать его характер.

Герасим дал кличку собаке «Муму», т.к. был немой.

Образ Герасима символизирует народ, лишенный права голоса, под гнетом крепостного права.

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

1. Задание по группам

Перед вами текст произведения. (Приложение 3)

Ваша задача ознакомиться с ним, определить, к какому блоку на доске можно его отнести, и написать на листах поступки, которые совершает Герасим и качества героя, которые можно выявить.

Выпишите слова, значение которых непонятно.

Вывешивает работы на доску.

Опрос групп  по очереди.

Вопросы 1 группе

– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?

– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

Вопросы 2 группе

– Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

Вопросы 3  группе

Чем отличается Герасим от остальной прислуги?

Вопросы 4 группе

– Какой была барыня? (слайд 6).

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)

– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

3. Работа с блоками на доске

А теперь, разделим героев и качества на две стороны – что у нас получилось?

4.Составление плана характеристики (Работа на доске

справа).

Чем мы пользовались, выполняя работу?

5. Историческая основа

Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет…

(Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика.)

В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!

Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.

6. Чтение учителем последнего эпизода. (Приложение 2)

 – Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.

– Что предпринимает Герасим?

– Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?

– Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое?

 Подумай, кто виноват в смерти Муму? Почему ты так считаешь?

  1. Герасим.
  2. Барыня.
  3. Степан, передавший приказ барыни.
  4. И. С. Тургенев.
  5. Крепостное право.

Выполняют задания

1. Отношения с Муму – качества: милосердный, добрый, чуткий, жалостливый.

2. Отношения с Татьяной – качества: любящий,  прощающий.

3. Отношения с дворней – качества: богатырь, сильный, справедливый.

4 Отношения с барыней – качества: крепостной крестьянин/бунтарь.

Отвечают на вопросы учителя.

Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.

Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.

Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, прощание неизбежно. 

Ответ:

Характеристика главного героя рассказа И.С. Тургенева «Муму».

Составляют план характеристики героя

- внешний вид

- поступки

- отношение к окружающим…

Слушают учителя.

Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.

Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не

только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).

Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

На протяжении урока вы выписывали слова из текста произведения, значения которых неизвестны, непонятны. Дома вы должны, пользуясь словарями, энциклопедиями раскрыть значение этих слов. С ними мы будем работать на следующем уроке.

Записывают домашнее задание.

  1. Рефлексия

Синквейн.

Составляют синквейн, озвучивают варианты.

Дополнительный материал:

http://www.proshkolu.ru/user/lionvolk/file/4970890/

http://www.proshkolu.ru/user/lionvolk/file/4970891/

http://www.proshkolu.ru/user/lionvolk/file/4970892/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Однажды за обедом кастелянша, начальница Татьяны, принялась ее, как говорится, шпынять и до того ее довела, что та, бедная, не знала, куда глаза деть, и чуть не плакала с досады. Герасим вдруг приподнялся, протянул свою огромную ручищу, наложил ее на голову кастелянши и с такой угрюмой свирепостью посмотрел ей в лицо, что та так и пригнулась к самому столу. Все умолкли. Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи. «Вишь, глухой черт, леший!» – пробормотали все вполголоса, а кастелянша встала да ушла в девичью. <…> И все это ему сходило с рук. Правда, кастелянша, как только прибежала в девичью, тотчас упала в обморок и вообще так искусно действовала, что в тот же день довела до сведения барыни грубый поступок Герасима; но причудливая старуха только рассмеялась несколько раз, к крайнему оскорблению кастелянши, заставила ее повторить, как, дескать, он принагнул тебя своей тяжелой ручкой, и на другой день выслала Герасиму целковый. Она его жаловала, как верного и сильного сторожа. Герасим порядком ее побаивался, но все-таки надеялся на ее милость и собирался уже отправиться к ней с просьбой, не позволит ли она ему жениться на Татьяне. Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтобы в приличном виде явиться перед барыней, как вдруг этой самой барыне пришла в голову мысль выдать Татьяну за Капитона.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

А между тем в ту самую пору по Т…у шоссе усердно и безостановочно шагал какой-то великан, с мешком за плечами и с длинной палкой в руках. Это был Герасим. Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину. Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, проворно уложил кой-какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо, да и был таков. Дорогу он хорошо заметил еще тогда, когда его везли в Москву; деревня, из которой, барыня его взяла, лежала всего в двадцати пяти верстах от шоссе. Он шел по нему с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях… Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, – с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели… Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу – ветер с родины, – ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу – дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его путь, и как лев выступал сильно и бодро, так что когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст…

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Группа 1

Герасим  нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг. Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.

Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей. уппа 1

Группа 2

Когда Герасима привезли из деревни, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры, всячески старалась не встречаться с ним, даже жмурилась, бывало, когда ей случалось пробегать мимо него, спеша из дома в прачечную – Герасим сперва не обращал на нее особенного внимания, потом стал посмеиваться, когда она ему попадалась, потом и заглядываться на нее начал, наконец и вовсе глаз с нее не спускал. Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает! Вот однажды пробиралась она по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту… кто-то вдруг сильно схватил ее за локоть; она обернулась и так и вскрикнула: за ней стоял Герасим. Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей пряничного петушка, с сусальным золотом на хвосте и крыльях. Она было хотела отказаться, но он насильно впихнул его ей прямо в руку, покачал головой, пошел прочь и, обернувшись, еще раз промычал ей что-то очень дружелюбное. С того дня он уж ей не давал покоя: куда, бывало, она ни пойдет, он уж тут как тут, идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками, ленту вдруг вытащит из-за пазухи и всучит ей, метлой перед ней пыль расчистит. Бедная девка просто не знала, как ей быть и что делать. Скоро весь дом узнал о проделках немого дворника; насмешки, прибауточки, колкие словечки посыпались на Татьяну. Над Герасимом, однако, глумиться не все решались: он шуток не любил; да и ее при нем оставляли в покое. Рада не рада, а попала девка под его покровительство. Как все глухонемые, он очень был догадлив и очень хорошо понимал, когда над ним или над ней смеялись.

Группа 3

Через несколько мгновений пять человек ломились в его дверь, но, почувствовав сопротивление засова, остановились. Гаврила прибежал в страшных попыхах, приказал им всем оставаться тут до утра и караулить, а сам потом ринулся в девичью и через старшую компаньонку Любовь Любимовну, с которой вместе крал и учитывал чай, сахар и прочую бакалею, велел доложить барыне, что собака, к несчастью, опять откуда-то прибежала, но что завтра же ее в живых не будет и чтобы барыня сделала милость, не гневалась и успокоилась. Барыня, вероятно, не так-то бы скоро успокоилась, да лекарь второпях вместо двенадцати капель налил целых сорок: сила лаврозишенья и подействовала – через четверть часа барыня уже почивала крепко и мирно; а Герасим лежал, весь бледный, на своей кровати – и сильно сжимал пасть Муму.

На следующее утро барыня проснулась довольно поздно. Гаврила ожидал ее пробуждения для того, чтобы дать приказ к решительному натиску на Герасимове убежище, а сам готовился выдержать сильную грозу. Но грозы не приключилось. Лежа в постели, барыня велела позвать к себе старшую приживалку.

Группа 4

Тот пришел, посмотрел, пожал плечами и решил, что немой либо бежал, либо утоп вместе с своей глупой собакой. Дали знать полиции, доложили барыне. Барыня разгневалась, расплакалась, велела отыскать его во что бы то ни стало, уверяла, что она никогда не приказывала уничтожать собаку, и, наконец, такой дала нагоняй Гавриле, что тот целый день только потряхивал головой да приговаривал: «Ну!» – пока дядя Хвост его не урезонил, сказав ему: «Ну-у!» Наконец пришло известие из деревни о прибытии туда Герасима. Барыня несколько успокоилась; сперва было отдала приказание немедленно вытребовать его назад в Москву, потом, однако, объявила, что такой неблагодарный человек ей вовсе не нужен.

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 270 Санкт-Петербурга

И. Е. Логинова

Предмет:    русский язык

Класс:      5

Тема урока:    Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение   

Тип урока:  открытие нового знания

Планируемые результаты обучения:

Личностные - основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;  сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Метапредметные - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; способы решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Техники и технологии: педагогика сотрудничества, критическое мышление, игровая деятельность, здоровьесберегающая технология.

Ресурс(учебники, наглядные пособия, ИКТ) Русский язык 5 класс.  Ладыженская Т.А.;  словари, карточки, кроссворд, рисунки; компьютер, мультимедийный проектор.

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1. Организационный момент (3 мин.)

Цель:

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Слово учителя:

- Добрый день, ребята!

Садитесь. Посмотрите, за окном прекрасная работа! Осталось немного до всеми любимых новогодних праздников.  И я думаю у вас сегодня прекрасное настроение!

Так как девиз нашего урока:

Улыбка, хорошее настроение, вера в себя и результат!

Задание

Решите кроссворд, выявите ключевое слово.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Лексика

Самоопределение -  осуществление гражданской идентификации личности.

Целеполагание -принятие учебной задачи.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества;     ориентировка на позицию партнера.

Построение речевого высказывания в устной форме; использование знаково-символических средств для решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

 (5 мин.)

Цели:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3. Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

 (5 мин.)

4. Построение проекта.

Выход из затруднения. (5 мин.)

Цель:

Зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

На доске предложение: «С малой удачи начинается большой успех»

Задание

- Распределите слова высказывания по группам

- Оцените работу соседа по парте

- По каким признакам распределяли слова? (На доске: малый – большой; удача – успех)

- Какие признаки важны для понимания смысла высказывания?

- Запишите смысл высказывания в виде схемы

- Обсудите результат в группе по 4 человека

- Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание?

Вопросы

- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?)

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

Вопросы

- Сколько слов в русском языке?

- А конкретнее? (Анализ упражнения №319)

- Почему же?

- Например?

- Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или ЛЗ?

- Что такое ЛЗ слова?

Задание

- Объясните ЛЗ слов, указанных на карточке (снегопад, искрится, безоблачное, сугробы.)

- Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы

- Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод

Предоставляет слово каждой группе

- Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова?

- Оцените свою работу?

- Дайте ЛЗ слов вестибюль, интерьер, фестиваль?

Вопросы

- Какие трудности возникли?

- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? (Что даёт ЛЗ многих слов языка?)

Обращается к выставке толковых словарей («Школьный толковый словарь русского языка.» Авторы: М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Москва «Просвещение» 2005г. «Словарь синонимов» Авторы: Г.А. Разумникова и др. Издательство «Наука» Ленинград 2003г.

«Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией Ф.П. Филина Москва Просвещение 2001г.)

-Составить и записать предложения со словами: поземка, изморозь, изморось и пороша. (кто затрудняется, обращайтесь к толковому словарю.)

Чтение стихотворения И.Токмаковой. Ложка – это ложка. А я придумал слово.

Ложкой суп едят. Смешное слово - плим.

Кошка – это кошка. Я повторяю снова -

У кошки семь котят. Плим, плим, плим…

Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет -

Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим…

Шапка – это шапка И ничего не значит -

Оделся и пошел. Плим, плим, плим…

- Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?)

Распределяют слова и осуществляют самопроверку

Дают ответ

Выделяют признак-значение слова

Составляют схему

Работают в группе по заданию

Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф)

Формулируют тему урока (Лексическое значение слова)

Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова)

Научиться определять ЛЗ слова

Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом.

Приводят примеры слов

Лексикология, лексикон, лексикография

Проговаривают ЛЗ терминов

То, что обозначает слово

Работа в группах по 4 человека

Анализ работ и вывод внутри группы

Обратиться к толковому словарю

Слушают

Работа в группах, осуществляют взаимопровер-ку.

Работа со стихотворным текстом

Формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека; формирование позитивной самооценки.

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуля-ция в ситуации затруднения

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание.

5. Первичное закрепление. (8 мин.)

Цель:

  • воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде,
  • брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция);
  •  учить видеть предмет как часть целого.                          

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

- Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям.

  1. Относится к кому-, чему-нибудь с глубоким уважением и любовью.
  2. Старый, бывалый, опытный воин.
  3. Успех в битве, войне, полное поражение противника.

- Проверьте себя по словам для справок и оцените свою работу.

- Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение?

- Что для вас эта победа?

- Составьте предложения с этими словами.

Выполняют задание в парах

Проверяют и оценивают

Краткий ответ

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи

Оценивание усвояемого содержания

Контроль, коррекция, оценка

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

действия.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование

Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

- Мы устали путешествовать. Давайте передохнем. Отгадайте загадки:

1. На каких полях не сеют и не пашут? (на тетрадных)

2. Какой рукав нельзя пришить? (реки)

3. Из какого крана нельзя напиться? (из подъемного)

- На каком явлении построены эти шутливые вопросы? (На явлении омонимии).

Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Лексика. Культура речи» и изображают предмет.

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

6. Этап продуктивного использования

(8 мин.)

Цели:

  • мотивировать учащихся к деятельности;
  • координировать деятельность учащихся;

  • контролировать

выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.

 Игра «Угадай-ка»

- Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Кому трудно составить ЛЗ слова самим, обратитесь к толковому словарю. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно. (Доп. Задание: 1) подобрать близкие по значению слова, синонимы к слову равнодушный. 2) Раскрыть значение частей слова: тот, кто «без сердца». 3) Указать отличительные признаки слова, описать его: тот, кто не проявляет внимание к людям, кто равнодушен к чужой беде, к чужим переживаниям.

Оценивают свою работу

Ответ: Тот, кто не проявляет внимания к чужой беде, чужим переживаниям

Самоопределение -самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного -  осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя;  внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;. практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.

7.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности
  • повторить способ нового знания

Вопросы

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно?

Дают ответы на вопросы

Не забыть о девизе урока и толковом словаре

Анализируют работу на уроке через самооценку

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Домашнее задание:

Выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся)

- Урок окончен. До свидания.

Записывают задание.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе

Подготовила: Логинова И.Е. – учитель русского языка и литературы

ТЕМА. Работа над ошибками в изложении «Речкино имя»

Тип урока: развитие речи.

Вид урока: практикум.

Цель урока: анализ ошибок учащимися в изложении и совершенствование умений и навыков применения правил русского языка при анализе текста.

Задачи:

1.Формировать умение исправлять  речевые, пунктуационные, орфографические, грамматические и стилистические ошибки.

2.Развивать умения анализировать текст, развивать логическое мышление, умение находить изученную орфограмму, подбирать проверочное слово.

3. Воспитывать активную личность, чувство бережного отношения к окружающей среде, положительный интерес к окружающему предмету.

Технология: технология совершенствования общеучебных умений  

Оборудование:  индивидуальные карточки с заданием, интерактивная доска, доска.  

Форма деятельности: коллективная, индивидуальная.

                                                         Ход урока

  1. Организационный момент. 1 минута
  2. Сообщение о результатах работы. 2 минуты
  1. Анализ изложений.
  1. Проверка д\з: 3 минуты

Учащиеся озвучивают ошибки, которые зафиксировали, прислушиваясь к окружающей речи (речевые, грамматические, ошибки в ударении, ошибки в произношении).

IY.     Работа над ошибками изложения. Слайд 1. 7 минут

Речевая разминка.

  1. Отредактируй предложения:
  • Наплывет ветер и над рекой стоит тонкий перезвон.
  • Взяли и назовут ее петлянкой.
  • Идет светлая речька на сияющих берегах.
  • Так заискриться, как внутри его лампочку зажгли.

  1. Вопросы:
  1. Какому тексту принадлежат эти предложения?
  2. Правильно ли они записаны?
  3. Попробуем исправить ошибки. Какие правила нам пригодятся в исправлении ошибок? Приступим.

  ДЕТИ РЕДАКТИРУЮТ ТЕКСТ, КОММЕНТИРУЮТ, ПРОВЕРЯЮТСЯ УЧИТЕЛЕМ.

4.Как вы думаете, в наших работах допущены ошибки?

5. Что мы попытаемся выяснить сегодня на уроке?

6. Как мы должны действовать сегодня?  

6. С чем будем работать сегодня?

7. Нужно ли знание правил при обнаружении и исправлении ошибок?

8. Нужно ли отрабатывать умения находить и исправлять ошибки?

9.  Для чего нужно анализировать ошибки?

== ЗАДАЧИ НА ДОСКАХ Слайд 2.

  • 1) Найти и проанализировать ошибки в тексте изложения;
  • 2) Применить правила к найденным ошибкам;
  • 3) Потренировать поиск и анализ ошибок на примере разных текстов.

Записываем число и тему урока!

      Y.  Работа с текстом ( работа по карточкам): 7 минут

  1. Сегодня мы с вами займемся поиском ошибок.
  2. Какие виды ошибок мы знаем (орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, стилистические…)
  3. РАЗДАЮ ПРАВИЛА #1

Для этого нам понадобятся 3 правила:

1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово (слова), ошибку в котором ты легко можешь объяснить, твёрдо знаешь правило

(сам удивлён: “Почему же в диктанте я сделал ошибку в этом слове!”).

Заполни табл. №1.

2. Затем переходи к словам (слову), в написании которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя правило вроде бы знаешь…

Обратись к учебнику, повтори правило и выполни задание в таблице №1.

3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не можешь объяснить и нужное правило найти не можешь:

а) обратись к Орфографическому словарю (может быть, это словарное слово, а ты и не знал);

б) Не можешь заполнить таблицу №1, объяснить допущенную ошибку – обратись к учителю!

Орфографические словари помогут нам сегодня, используйте их как можно чаще.

Итак, приступим (РАЗДАЮ КАРТОЧКИ #2).

Перед вами текст изложения, который написал ученик 6 класса  Петя и ниже таблица. Наша с вами задача (см. доску): выявить все ошибки в изложении, определить и в таблицу, применяя правила и примеры.

Вопросы:

Сколько ошибок нашли?

Какие это ошибки?

Возникли ли трудности в поиске? Какие?

Возникли ли трудности в исправлении? Какие?

Какую оценку можно поставить Пете?

Какие правила следует ему выучить?

 VI. Физкультминутка 2 минуты

 -Существует такой вид искусства, где нет слов, а есть только движения тела, жесты,

мимика. Это пантомима. Представьте пантомиму по заданию.

  1. Вокруг твоей головы летает надоедливая муха, а ты пытаешься отбиться от неё.
  2. Новый шерстяной шарф колет тебе шею, тебе неудобно в нём.
  3.  Летним утром в поле ты подставляешь своё лицо солнышку, а потом вдруг набегает туча…
  4. Ты радостно садишься за уроки.

 

         YII. Самостоятельная работа: Письменные ответы на вопросы

         (по карточкам # 3)

Наша работа не останется без внимания.

А теперь напишем письмо другу, при написании которого понадобиться АНАЛИЗ РАБОТЫ, КОТОРУЮ НАПИСАЛИ ВЫ САМИ!

Приступаем!...

Собираю работы.

XI.  Домашнее  задание.

Дома нужно будет найти небольшой  текст с ошибками и проанализировав его, исправить ошибки – всю эту работу зафиксировать в тетрадь. Предлагаю проанализировать письма друзьям = фрагменты личных переписок в и т.д.

VIII.  Найдите в тексте письма местоимения – определите разряд каждого.

X.   Итог урока. Рефлексия. ОЦЕНКИ!

       -Чем занимались на уроке?

       -Какие ошибки называются орфографические?

       -Какие ошибки называются пунктуационные?

-Какие ошибки называются грамматические?

-Какие речевыми?

-Удалось ли решить задачи, поставленные на уроке?

-Удалось ли найти ошибки в ткстах?

-Все ли правила удалось применить к ошибкам?

Какие правила нужно повторить?

-Отработали ли мы материал в полной мере?

- Следует ли продолжать изучение и закрепление правил  на следующих уроках?

 - Как вы оцениваете свогю работу сегодня на уроке?

 

К V этапу

ВИДЫ ОШИБОК

1. Орфографические ошибки – неправильное написание русских слов, несоблюдение правил переноса,  сокращения слов и др. нарушения русской орфографии. 

2. Пунктуационные ошибки – нарушение правил постановки знаков препинания.   

3.Грамматические – неправильное  образование грамматических форм рода, числа, падежа, склонения, спряжения, вида.

4. Речевые ошибки -ошибки, которые  нарушают правильность речи, ее точность, выразительность, чистоту, образность, богатство, уместность, краткость, затрудняя тем самым восприятие содержания написанного.

5. Стилистические ошибки – использование слов разговорного стиля в книжных стилях,  ненормативное употребление в книжных стилях внелитературных средств.

Текст изложения

Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озера а потом расспрашивали, что и как называется, чтобы поставить на карте верные названия. Услыхали, что наша речка Хрустальной зовется, усмехнулись:

- Хрустальная! Откуда ж такое название? Она же мелкая и тиной она поросла.

Сказали и ушли. А мы побеспокоились. Вдруг изменят у нашей речки имя? Возьмут и назовут её Петлянкой, Мелководной или вовсе Болотным ручьем…Обидно!

Обожают у нас эту речку. Она ведь на самом деле бывает хрустальной.

Весною берега речки вдруг покрывается ледяными кораллами. На каждой травинке, на каждом стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаються прозрачные ледяные столбики. Они большие, величиной с палец.

Набежит ветер, начнет кусты и траву, и над рекой стоит тонкий, стеклянный перезвон.

А взойдет солнце и каждый столбик вспыхнет темным, феолетовым, зеленым огнем. Так заискрится, будто внутри него лампочку зажгли.

Не видать тогда ни топких берегов, не видать ни зарослей тростника. Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах.

Вот какой у нас она бывает! Разве можно ее «Болотным ручьём» обозвать? ( По Э. Шиму)

Слово, в котором была допущена ошибка

Правило, на которое была допущена ошибка

Примеры

Например: РешаИт - решает

решать – 1 спр.

колет - колоть, 1 спр.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта и конспект урока по физике по теме "Испарение и конденсация"

Техкарта и конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Учителем проводятся проблемные эксперементы, разбирая которые ученики сами формулируют тему, цели урока. Выполняя ра...

Технологическая карта и конспект урока математики в 6 классе по теме "Координаты"

Открытый урок разработан в соответствии с новыми образовательными стандартами по технологии деятельностного метода обучения..  Указаны цели каждого этапа и формируемые УУД.Получил высокую оценку ...

Рабочие программы по физической культуре, технологические карты, планы-конспекты уроков, презентации.

Рабочие программы, технологические карты, планы-конспекты уроков. Презентации....

"Образование в Великобритании". Технологическая карта. План-конспект. Самоанализ. Методическая характеристика группы.

Материал подготовлен для студентов 4 курса БОУ СПО УР "Увинский профессиональный колледж" по специальности "Преподавание в начальных классах"согласно требованиям к аттестации педагогических работников...

"Внешность, одежда, личностные качества повара". Технологическая карта. План-конспект. Самоанализ. Методическая характеристика группы.

Материал подготовлен для студентов 1 курса БОУ СПО УР "Увинский профессиональный колледж" по специальности "Технология продукции общественного питания" согласно требованиям к аттестации педагогических...

Конструирование технологической карты (плана -конспекта) урока по учебнику серии «Английский в фокусе» 5 класс.

Разработанная  Г.Л. Копотевой, к.пед.н., заведующей лабораторией разработки, экспертизы и апробации новых образовательных технологий ИСИО РАО и И.М. Логвиновой, к.пед.н., заместителя директ...