Урок "Загадки устаревших слов"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Урок на основе системно-деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zagadki_ustarevshih_slov.docx44.75 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский

Канева Нелли Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 6 класс

УМК под ред. М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской

Урок построен с учетом требований ФГОС ООО, на основе системно-деятельностного подхода.

Тема: Загадки устаревших слов.

Цель деятельности педагога: создать условия для успешного усвоения знаний об устаревших словах

Задачи:

Личностные: воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать своего товарища, быть культурным воспитанным.

Метапредметные: формировать умение видеть  задачу в контексте проблемной ситуации и в самой жизни, умение находить способы решения поставленной цели; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные: познакомить учащихся с ролью устаревших слов в художественном тексте, научить определять значение устаревших слов через подбор однокоренных современных слов и анализ значений морфем, составляющих слово.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Целевое назначение:

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действий на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в неё новых элементов.

Необходимое оборудование: мультимедийное оборудование, распечатки с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и заданиями для его анализа, толковые словари, ксерокопии репродукции картины В.М.Васнецова «Витязь на распутье».

Формы работы учащихся: парная, групповая, фронтальная.

Понятия: эпиграф, устаревшие слова,

Планируемые результаты:

Личностные: осмыслить значение общения для передачи и получения информации;  формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов; формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа  и как к государственному языку; формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;

Метапредметные: принимать и сохранять цель  и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;  высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;  проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу  осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,  вносить соответствующие коррективы;  целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и  решении познавательных задач;  ориентироваться в учебнике  и использовать условные обозначения при усвоении материала урока;

Предметные: научиться определять значение устаревших слов через подбор однокоренных современных слов и анализ значений морфем, составляющих слово.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

1

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.  Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Предлагаю  обменяться рукопожатиями,  пожелать друг другу хорошего настроения и плодотворной работы на уроке

Приветствуют  учителя.

Осознанное вхождение учащихся в пространство деятельности на уроке.

2

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с высказываний о языке и слове.

Так же, как из года в год меняют леса свои листья,-

Старые падают, так и слова ветшают и гибнут.                          Гораций

На всех словах события печать. Маршак

- Эти слова можно считать эпиграфом к сегодняшнему уроку. А кто из вас помнит, что такое эпиграф?

- А можете ли вы определить основную мысль сегодняшнего урока, вдумавшись в смысл высказываний?

- Итак, в русском языке есть устаревшие слова, которые несут на себе отпечаток своей эпохи и которые могут многое рассказать вдумчивому и неравнодушному человеку. Я надеюсь, что вы будете внимательны, тогда устаревшие слова откроют перед вами свои тайны. А теперь, оттолкнувшись от основной мысли урока, попробуйте сформулировать его тему.

- Записываем в тетради тему урока: «Загадки устаревших слов»

Беседа по уточнению и конкретизации первичных знаний.

- Ребята, об устаревших словах вы уже имеете представление. Скажите, что вы знаете о них?

 

-На доске вы видите цифры  и комментарии к ним

  •   Ничего не знаю
  •    Что-то слышал
  •  Имею неполные знания
  •  Знаю эту тему

Запишите в тетради на полях цифры от 0 до 3. Обведите в кружочек цифру, обозначив  тот уровень знаний, на котором вы находитесь в настоящее время.

Посмотрим, что изменится к концу  урока

 

Предполагаемые ответы учеников

 Эпиграф- краткое изречение, помогающее раскрыть основную мысль произведения.

В языке с течением времени появляются устаревшие слова. Слова связаны с тем временем, в которое существовали.

 Устаревшие слова.

Загадки устаревших слов.

О чем говорят устаревшие слова.

Коммуникативные УУД

взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме, слушают и слышат собеседника

Познавательные  УУД

Осуществляют сериацию.

По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные УУД

Слушают в соответствии с целевой установкой.

Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов.

2.1

Постановка цели и задач урока

-Итак, с темой мы определились.

- Какую  поставим перед собой цель?

- А какие задачи нам нужно выполнить?

-  научиться определять значение устаревших слов  

- узнать: какова роль устаревших слов в художественном тексте.

Познавательные  УУД

По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы.

Анализируют вербальную информацию.

Коммуникативные УУД 

Владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

Регулятивные УУД

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Высказывают предположения на основе наблюдений.

Формулируют проблему (цель, задачи) урока.

3.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

(определение основной проблемы урока)

 - Ребята, на экране представлен текст – отрывок из произведения А. Толстого «Князь Серебряный», слова Ивана Грозного, использующего евангельский текст. Найдите в нем устаревшие слова.

 Званные мною на пир не пришли.

И я послал на торжища и на исходища путей

И повелел призывать елицех, какие обретутся.

  И се опять есть опричнина.

- Передайте точно смысл слов Ивана Грозного, используя современные слова.

   

 - Торжища.

Исходища.

Елицех.

Обретутся.

Се.

Опричнина.

Дети осознают причину затруднения.

Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

 Высказывают предположения на основе наблюдений.

Познавательные  УУД

 Сравнивают, анализируют, делают выводы, устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят рассуждения.

Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

4

Этап построения проекта выхода из затруднения

- Почему, ребята, вам трудно было это сделать?

- А можно ли глубоко понять историческое произведение, не зная значений устаревших слов?

- Как же быть в таком случае?

- Но толкового словаря может не быть под рукой, а сносок в некоторых изданиях нет. Как же быть в таком случае? Наверное, существует еще один способ, который может подсказать значение некоторых слов.

 - Ребята, вы не забыли, что перед нами художественное произведение, работая над которым автор не случайно использовал устаревшие слова? А значит, мы должны будем ответить на вопрос…

 

 - Не знаем значение устаревших слов

- Нет

- Обращаться к толковому словарю. Внимательно читать сноски.

 

- Узнать еще один способ, помогающий определять значение устаревшего слова. Узнать значение слова в отрывке.

- Для чего авторы художественных произведений употребляют устаревшие слова?

 

Познавательные  УУД

Устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

 Высказывают предположения на основе наблюдений.

Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

5

Этап реализации построенного проекта

 

- Обратите внимание на слово торжища. Как вы думаете: в каком числе употреблено слово? Приведите форму ед. ч. Какая часть слова изменилась? Какое окончание имеет слово? Как вы думаете: какие слова современного русского языка будут однокоренными к нему?

- Какой корень в этом слове?

- А теперь выделим суффикс и определим его значение. Для сравнения возьмем следующие слова: ристалище – место для спортивных состязаний, лежбище – место, где лежат стадами некоторые морские животные. Что объединяет эти слова?

- Догадались, какое значение имеет слово торжище?

- Итак, как же еще можно определить значение устаревшего слова?

 

-Во мн.ч.

- Торжище

- Окончание –е-

- Торговать, торг, торговля

- Торж-

- Суффикс, который вносит в слова значение «место, предназначенное для чего-нибудь

- Торжище – место для торговли, рынок

- Значение некоторых устаревших слов можно определить, разобрав слово по составу и определив значение каждой морфемы.

Познавательные  УУД

Устанавливают закономерности, строят логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Владеют приемами отбора и систематизации материала.

 Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

 Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

 

   - В тексте есть еще одно похожее слово- исходища. По найденному вами способу действий определите его значение? Работаем в парах.

- Итак, к какому открытию вы пришли?

- Молодцы!

- О значении некоторых слов можно догадаться из контекста.

- А можете сказать значение слова опричнина?

- Это как раз то слово, на котором есть «события печать», как сказал Маршак, ведь оно обозначает собой явление, тесно связанное с эпохой Ивана Грозного.

- А теперь, зная значение устаревших слов, представьте это высказывание в современном варианте. Продолжаем работу в парах.

- Текст стал гладким, понятным современному читателю, но утратил что-то очень важное. Что?

- Сделайте вывод. Для чего авторы художественных произведений используют устаревшие слова?

- А вот еще один маленький отрывок из басни С. Михалкова «Назойливый комар». Найдите в нем устаревшее слово.

Комар пиитом возомнил себя.

Пищать он в рифму научился!

И вот, что было сил, в свой хоботок трубя,

Терпение зверей испытывать пустился.

- Что оно обозначает? И почему автор употребил его, а не современный его вариант?

- Значит, у устаревших слов есть еще одна функция. Какая?

Ученики работают в парах, выполняют морфемный разбор слова.

 - Исходища – слово изменяемое, значит, имеет окончание –а, ед.ч. – исходище; однокоренные слова – ходить, ход, корень –ход-; приставка ис- имеет значение «движение вне», суффикс – ищ- - значение места. Таким образом, исходище – место, откуда выходят пути, перекресток.

- Обретутся - найдутся

- Се – это

- Елицех - всех

- На уроках истории мы познакомились с этим словом.

- Опричнина – система внутриполитических мер, предпринятых Иваном Грозным для укрепления самодержавия и разгрома боярско-княжеской оппозиции, а еще одно значение – особое войско для такой борьбы.

     

 

Учащиеся продолжают работу в парах.

Затем читают, что получилось

- Званные мною на пир не пришли, и я послал на рынки и на перекрестки путей и повелел призывать всех, какие найдутся. И это есть опричнина.

- Речь Ивана Грозного звучит современно, не похоже, что это говорит человек 16 века.

- Устаревшие слова в художественном тексте употребляются для речевой характеристики героев. Автор достоверно передает колорит эпохи.

- Устаревшее слово – пиит.

- С. Михалков употребил слово пиит, а не поэт, потому что хотел посмеяться над назойливым комаром.

- Создание иронии.

Познавательные  УУД

Устанавливают закономерности, строят логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Владеют приемами отбора и систематизации материала.

 Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

 Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

(Работа в группах)

Физминутка (Задача: способствовать сохранению здоровья учащихся)

 

- У вас на столах лежит текст – отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Прочитаем его.

Но между тем какой позор

Являет Киев осажденный?

Там, устремив на нивы взор,

Народ, уныньем пораженный,

Стоит на башнях и стенах

И в страхе ждет небесной казни;

Стенанья робкие в домах,

На стогнах тишина боязни;

Один, близ дочери своей,

Владимир в горестной молитве;

И храбрый сонм богатырей

С дружиной верною князей

Готовится к кровавой битве.

- Представьте нарисованную автором картину.

- Какое чувство передано в отрывке?

- Немаловажную роль в создании этого чувства играют устаревшие слова.

- Ваша задача: выписать из текста устаревшие слова, попытаться определить значения этих слов: вы можете это сделать разными способами

Позор – вид, зрелище

Нивы – поля

Стенанья – стоны, плач

Стогны – улицы и площади города

Сонм – большая группа, множество

- Неверное  истолкование какого слова может привести к существенному искажению смысла отрывка? Почему?

Организация и проведение физминутки.

 Зарядка для глаз.

Ученик читает

- Нам представляется Киев, осажденный врагами. Жители охвачены страхом. Князь Владимир молится. Дружина полна решимости вступить в схватку с врагом.

- Картина наполнена чувством страха, уныния, горести.

Учащиеся в группах  выписывают значения устаревших слов, используя разные способы: работа со словарем, подбор современных однокоренных   слов, анализ значения морфем, контекст.

Учащиеся  сравнивают значения слов, составленных  в группах  со значениями, представленными на слайде учителем. Формулируют  выводы наблюдений.

- Слово позор в современном языке имеет другое значение.

Упражнения для снятия усталости глаз.

Познавательные  УУД

Устанавливают закономерности, строят логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Владеют приемами отбора и систематизации материала.

 Регулятивные УУД

 Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

 Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

В группах самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

Принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют в группе для решения задания.

Устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выводы.

8

Этап включения в систему знаний и повторения

(Применение новых знаний)

  

 - Ребята, а вы в своей речи употребляете устаревшие слова? В каких ситуациях?

- Употреблять устаревшие слова нужно умело и уместно, чтобы не получилось, как в следующих высказываниях.

1. Самостоятельная работа

- Исправьте ошибки

Таня прибежала в слезах к Вере Ивановне и поведала о своей ошибке.

Опытный педагог быстро узрел старания ученика.

Молодой предприниматель быстро узрел деловитость своего менеджера.

Спонсора привечали с радостью.

Ученики зашли к учителю и поведали ему о случившемся.

Критерии оценивания:

Нет ошибок -«5»

1-2 ошибки  - «4»

3-4 ошибок  - «3»

5 ошибок и более – «2»

2. Дифференцированная работа

Учащиеся сами решают, выполнить творческую работу (письменно ответить на вопрос: «Что вы увидели на картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье», используя устаревшие слова) или  выполнить упражнение  136 в учебнике

- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданиями. Тексты в основном получились выразительные за счет употребленных вами устаревших слов.

 

- Используем устаревшие слова, отвечая на уроках истории или литературы.

- Поведала – рассказала

Узрел – заметил, увидел

Привечали- приветствовали

Учащиеся выполняют задание, обмениваются листочками, проверяют, сравнивают ответы с ответами на слайде, оценивают себя.

Самостоятельно в тетрадях выполняют выбранное  задание.

Презентуют полученный  текст.

- На картине Васнецова изображен русский витязь, который в раздумье стоит перед камнем с надписью. На голове его островерхий шлем. На нем доспехи и латы богатырские. Стальная кольчуга надежно защищает витязя от стрел врага. Но и сам воин может постоять за землю-матушку: в одной его руке копье, а в другой – щит. Колчан полон легких, послушных стрел. Вся фигура выражает задумчивость и в то же время достоинство и силу.

Познавательные УУД

Владеют приемами отбора и систематизации материала.

Анализируют, сравнивают, устанавливают сходства и различия, группируют.

Устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

9.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подведем итоги:

  -Что нового узнали на уроке?

 -  Назовите разные способы нахождения значений устаревших слов

  • -  Какова роль устаревших слов в художественном тексте?

- Удалось ли нам ответить на вопросы, которые задали в начале урока?

- Достигли своей цели?

Д/з. всем учащимся прочитать материал учебника на стр.75-76 .

Дифференцированная работа

(Учащимся предлагаю выполнить задания на выбор)

1) упр. 135

Или

2)  провести исследование «Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина»

- В заключение урока посмотрите на слайд, закончите высказывания

Я вспомнил, что…

Я узнал…

Я понял…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Было сложно…

Я ничего не понял…

- Вернемся к шкале знаний, оцените себя:

0 – ничего не понял

1 – что-то понял

2 – понял, но есть вопросы

3 – хорошо понял

- Спасибо за вашу работу

Подводят итоги своей работы

-Учащиеся произносят законченные высказывания.

На доске изображена шкала знаний от 0 до 3. На партах учащихся лежат самоклеящиеся  закладки зеленого и желтого цвета. Учащиеся подходят к доске и крепят закладки на шкале знаний. Желтые показывают  уровень знаний учащихся в начале урока,  зелёные являются  результатом знаний учащихся на конец урока.

Регулятивные УУД:

Соотносят цели и результаты своей деятельности.

Определяют степень успешности работы.

Коммуникативные УУД 

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Познавательные УУД

Владеют приемами отбора и систематизации материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Устаревшие слова».

Цели:Развивающая- обогащать словарный запас учащихся за счет устаревших слов, вырабатывать умение пользоваться справочной литературойВоспитывающая- воспитывать интерес к истории РоссииКоррекционная – ...

Презентация к уроку русского языка "Устаревшие слова"

Презентация  помогает учащимся увидеть национально-культурные традиции русского народа. Материал презентации способствует глубокому осмыслению и освоению темы. Побуждает интерес и изучению русско...

Урок- презентация "Устаревшие слова"

Урок- презентация по теме "Устаревшие слова" с использованием фрагмента художественного фильма...

Урок русского языка в 6-ом классе по теме: "Устаревшие слова"

Забобоны, порекло, потылица. Что это такое? Урок погружает учеников в старину и связывает прошлое с настоящим. При разработке урока использована авторская тематическая физминутка, которая служит приме...

Урок по теме "Устаревшие слова"

На уроке учащиеся знакомятся со значениями некоторых устаревших слов и фразеологизмов, учатся работать со словарями, обращаются к сказкам, в которых употребляются устаревшие слова. Рассматривается реп...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Устаревшие слова"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Устаревшие слова" с использованием технологии речевого критического мышления....

Заключительный урок проекта "Слова-старики, или устаревшие слова"

Заключительный урок проекта "Слова-старики, или устаревшие слова" даёт возможность проследить, как в  языке отражается  история народа; узнать, что такое устаревшие слова, пополнить свой лек...