Заметка о роли человека в Великой Отечественной войне
статья на тему
Образ человека в Великой Отечественной войне на уроках литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Заметка | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Человек в Великой Отечественной войне:
в литературе и искусстве
Н.Г. Копытова,
Беловский район, Кемеровская область
Семьдесят лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны, все меньше и меньше остается свидетелей страшного времени. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. Прочувствовать дыхание войны на уроках литературы помогут программные произведения русских писателей. Надо донести до сознания учащихся мысль о том, что перед лицом смерти человек раскрывается до конца, до самой сути.
В 9 классе изучается рассказ М. Шолохова «Судьба человека», который был написан всего за несколько дней. В основу сюжета легла рассказанная история встречи автора со случайным человеком, прототипом Андрея Соколова. Целых десять лет живет в писателе потребность высказаться и передать людям услышанную когда-то исповедь.
Перед читателем проходит жизнь обыкновенного человека. Он с детства узнал, почем «фунт лиха», сражался в гражданскую войну. Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. В первые месяцы войны был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди – он попадает в фашистский плен. Андрею Соколову пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Через два года ему удается бежать. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оставался человеком. И все же самые серьезные испытания выпали на долю героя, когда он вернулся домой - погибла вся семья.
Судьба Соколова полна таких тяжких испытаний, таких неисполнимых потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Но этот простой солдат и труженик, преодолевая все физические и нравственные страдания, сохраняет в себе чистую, широко открытую добру и свету душу. Андрей встречает маленького мальчика Ванюшу, детство которого тоже искалечено войной. Всю сохранившуюся в сердце теплоту он дарит этому ребенку.
Автор восхищается своим героем, красотой его души, в его голосе мы слышим нотки гордости за русского человека.
Я думаю, что надо познакомить учащихся 8 класса с повестью Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», где прототипом героя Алексея Мересьева стал реальный человек, летчик, полковник, Герой Советского Союза.
Борис Полевой был военным корреспондентом газеты «Правда», познакомился с командиром эскадрильи Алексеем Петровичем Маресьевым. В этот день отважный летчик сбил два фашистских самолета. Но писателя потрясло другое: у летчика не было ног! После боя в землянке Маресьев рассказал свою историю.
Подбитый фашистами истребитель рухнул в чащу леса. Летчик, выброшенный из самолета взрывной волной, упал на огромную ель и сполз по ее ветвям в снег. В жестокую зимнюю стужу, без пищи и воды, теряя сознание от острой боли в раздробленных ступнях, раненый летчик 18 суток упрямо полз к своим.
В повести Б. Полевого изображается целый ряд событий из жизни героя – гибель самолета в воздушном бою, спасение летчика, путь к своим, жизнь в подземной деревушке, пребывание в госпитале, ампутация ног, борьба за возвращение в строй. Через многие испытания прошел он, прежде чем вновь сел за штурвал боевого самолета. Характер главного героя раскрывается перед читателем постепенно, в разных эпизодах произведения. Сначала учащиеся узнают о мужестве летчика, затем о его воле и настойчивости, в конце повести – о выдержке и отваге. Обязательно учителю надо заострить внимание учеников на том, что другие люди (второстепенные герои) помогли Мересьеву поверить в себя, не сломаться.
Повести В.П. Катаева «Сын полка» нет в программе школьного курса. Знакомлю семиклассников с данным текстом на уроках внеклассного чтения. Повесть описывает героические события военных лет.
Главный герой – двенадцатилетний Ваня Солнцев, простой крестьянский мальчишка, у которого война отняла все: родных и близких, дом и само детство. Судьба Вани не отличалась от судеб его современников. Многие «дети войны» остались без родителей. Мальчик два года прятался от немцев, испытал все ужасы военной поры. И вот судьба маленькому герою улыбнулась – он становится «сыном полка». Образ Вани учит, как преодолевать препятствия, оставаться человеком в тяжелых условиях военного времени, быть мужественным и стойким.
Героя окружали замечательные люди – сержант Егоров и капитан Енакиев, наводчик Ковалев и ефрейтор Биденко, которые не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали в нем лучшие качества русского человека. Прочитанная повесть помогает обучающимся осознать, что человеческий подвиг состоит не только из героических поступков, а из таких простых вещей как труд, дисциплина, огромная любовь к Родине и людям.
Не могу не остановиться на давно подзабытом романе А.А.Фадеева «Молодая гвардия». Знакомство с данным произведением происходит на факультативных занятиях в 10-11классах.
В феврале 1943 года Советская Армия освободила шахтерский городок Краснодон. За месяц до этого фашисты зверски расправились с комсомольцами – членами «Молодой гвардии». Судьба молодых патриотов не могла не взволновать писателя. Он выезжает в Краснодон. Материалы расследования фашистских зверств, встречи с родителями молодогвардейцев помогли воссоздать события, которые легли в основу произведения.
Нередко этот роман называют поэмой о молодежи, имея ввиду масштабность изображаемых в нем событий, его лиризм, поэтическую проникновенность. Обязательно надо посмотреть с учащимися отрывки из художественного фильма «Молодая гвардия»; статью «Бессмертие» в газете «Правда» от 18 августа 1943 года; показать фотографии Ф.П. Лютикова, Н. Баракова, дом Олега Кошевого; послушать звукозапись выступлений автора.
Перед учащимися проходит целая вереница человеческих судеб. Фадеев не мог в работе ограничиться только документальным материалом, ведь он создавал художественное произведение. Поэтому на страницах его романа наряду с героями реальными живут герои вымышленные.
Роман велик по объему и сложен по содержанию. Поэтому знакомство с ним надо построить как разбор опорных, узловых глав. Первая тема для обсуждения – «Коммунисты в изображении Фадеева». Благодаря таким людям как Проценко, Лютиков, Бараков, воплощающих в себе мудрость партии, борьба с фашизмом приобрела организованный характер и объединила в общем строю разные поколения людей.
Вторая узловая тема занятий – «Молодогвардейцы в романе». Во время Великой Отечественной войны для миллионов людей борьба с фашизмом стала делом жизни и смерти. И для краснодонских комсомольцев – они понимали это - не было иного выбора как беспощадная война с врагом. Тема ответственности – важнейшая тема в романе. Эпизод освобождения военнопленных оттеняет героизм молодогвардейцев, красоту их духовного облика. Вынужденные убивать, они остаются благородными и человечными.
Третья тема - «Сцена с Фенбонгом» помогает увидеть политический и моральный облик фашистов, самых злобных, бесчеловечных представителей реакционной буржуазии.
Следующая тема - «Тема предательства». Пытаемся ответить на вопрос – почему Стахович становится предателем? Подводим учащихся к мысли, что трагедия Стаховича – это трагедия эгоизма. Под пытками он легко вступает в сделку со своей совестью – ведь никого на свете он не любил больше самого себя.
Читаем концовку романа – документальный перечень имен, высеченный на надгробном памятнике героям. За каждым именем стоит герой, его облик, его поступки, чувства, мысли.
Обязательно знакомлю учащихся на уроках с книгой «Всекузбасская книга памяти», где собраны материалы по погибшим жителям Беловского района. Ученики с большим интересом ищут сведения и имена родственников, земляков. 9 Мая наша школа приняла участие в шествии «Бессмертный полк». Многие ребята с гордостью несли портреты павших, о которых узнали именно из этой книги.
Литература
1. Бирюков, Е.Ю. Всегда на страже: Рассказы о войне. Текст/ Е.Ю Бирюков//М.:Просвещение,2005.
2. Озеров, В.И. Александр Фадеев. Текст/ В.И.Озеров//М. Санкт-Петербург- 1990 -. С.45-49.
3. Сайт http:||russia.rin.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку искусства Воздействующая сила искусства. Роль музыки в Великой Отечественной войне
Разработка данного урока может быть использована как на уроке искусства, так и музыки по программе Критской. Предварительно можно подготовить с учащимися индивидуальные сообщения по истории нескольких...
Разработка урока "Роль химии в Великой Отечественной войне"
Все дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Уже давно встали из руин города и села, разрушенные фашистскими варварами, шумят густыми кронами деревья, выросшие на брустверах с...
Роль химии в Великой Отечественной войне.
Роль химии в Великой Отечественной войне....
Презентация"Химия и война" (роль химии в Великой Отечественной войне)
В презентации отражается роль химических элементов в создании оружия,которым ковали Победу....
«Она приближала Победу» (роль математики в Великой Отечественной войне) реферативно - исследовательская работа
В 2020 году наша страна празднует 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Актуальность данного исследования состоит в том, что мы должны знать историю своей страны, Саратовского края, знат...
Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»
Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...
Заметка о проекте "История России-моя история" НПК "Моя семья в годы Великой Отечественной войны"
Проект " История России - моя истории" объединил и взрослых, и детей. Ребята с интересом изучали архивные документы, брали интервью, находили старые фото, узнавали факты из истории сво...