Материалы к уроку искусства Воздействующая сила искусства. Роль музыки в Великой Отечественной войне
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме

Волокитина Евгения Ивановна

Разработка данного урока может быть использована как на уроке искусства, так и музыки по программе Критской. Предварительно можно подготовить с учащимися индивидуальные сообщения по истории нескольких песен о ВОв, или можно ограничиться  беседой учителя с учащимися с прослушиванием песен, все на рассмотрение учителя в зависимости от возраста учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_iskusstva.rar900.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воздействующая сила искусства. Роль музыки в Великой Отечественной войне

                                                                                              Урок искусства в 9 классе

Цель: определение значения музыки в победе над фашисткой Германией

Задачи:

Понимать значение массового искусства в жизни и действиях общества на примере роли музыки в Вов;

воспитание чувства патриотизма за героизм советского народа, народа победителя;

развитие внимания, эстетического вкуса, музыкального слуха, искусства воспроизведения музыкального произведения.

Для учителя: звучание песен о Вов, презентация.

Для учащихся: предварительная подготовка индивидуальных сообщений по истории песен о войне.

Ход урока:

Вступительные слова учителя, индивидуальные сообщения учащихся по истории создания песен.

    Сегодня в преддверие Дня Победы, который отмечают уже не одно поколение, мы поговорим о роли музыки и о её значении в ходе Великой Отечественной войны. Узнаем истории создания некоторых песен, исполним одну из них.  

    Война была жестокая и страшная, первые песни о войне призывали людей на защиту Родины, хотя необходимости в этом не было, многие стремились попасть на фронт, молодежь приписывала себе год или два.

      Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

      Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия.  

    Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война». Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

  Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.

     В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке?  В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает... Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

   Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

   Автор «Священной войны» А. В. Александров в свое время писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»

     В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.   Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко. (видео(диск Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия)

В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

   Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп.

     Весной 1940 года в московском театре «Эрмитаж» проходили гастроли, известного польского оркестра Генриха Гольда «Голубой джаз». Пианист джаза,   композитор Ежи Петерсбурский на одном из концертов исполнил свою новую мелодию, написанную им во время недавних гастролей в Днепропетровске. Присутствовавший на концерте поэт и драматург Я.М. Галицкий обратил внимание; на эту яркую, очень напевную мелодию и тут же в зале, записал в своем блокноте возникший в его поэтическом воображении текст:

Синенький, скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты говорила, Что не забудешь

Ласковых, радостных встреч...

Встретившись после концерта с Ежи Петерсбурским в гостинице, поэт показал ему свои черновые наброски. Было решено, что песня, пожалуй, получится, но текст следует дополнить еще несколькими куплетами. Через несколько дней она была полностью готова, и на очередном концерте ее впервые исполнил солист «Голубого джаза» Станислав Ландау. Новая песня, названная авторами «Синий платочек», сразу понравилась москвичам. С этого дня она обязательно исполнялась в каждом концерте оркестра Генриха Гольда. Вскоре «Синий платочек» стал широко известен и его включили в свой репертуар многие мастера песенной эстрады. Клавдию Ивановну Шульженко «Синий платочек» не взволновал. Она вспоминала: «Синий платочек» в том, довоенном, варианте мне понравился – легкий, мелодичный вальс, очень простой и сразу запоминающийся, походил чем-то на городской романс, на песни городских окраин, как их называли. Но текст его меня не заинтересовал: показался рядовым, банальным». Так и не попал «Синий платочек» в довоенный репертуар Клавдии Ивановны.

Началась Великая Отечественная война. Часто во время концертов бойцы просили Клавдию Ивановну Шульженко исполнить  довоенные, сугубо «мирные» лирические песни, и, конечно же, «Синий платочек». Поэтому певица включила в свой репертуар и эту песню.

     Однажды весной 1942 года  после концерта, беседуя с бойцами, Клавдия Ивановна познакомилась с   сотрудником газеты   Михаилом Александровичем Максимовым. Когда речь зашла о любимых песнях и, в частности, о «Синем платочке», артистка сказала: – Песня популярна в народе, у нее простая, запоминающаяся мелодия. Но нужны другие слова, которые отражали бы сегодняшний день, нашу великую битву с фашизмом. Тогда песня будет нужна армии.

   Лейтенант М. А. Максимов не был поэтом, да и в газете работал всего лишь два месяца.   Но слова К. И. Шульженко его очень взволновали, и он воспринял их как личное задание, вернувшись с концерта певицы, сразу же принялся работать над новым текстом песни. Было это 9 апреля 1942 года. К утру текст был готов. «Мне сразу понравились простые, берущие за душу слова, – вспоминала К. И. Шульженко. – В них было много правды. У каждого из защитников нашей Родины, у каждого воина есть одна родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдание, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу...  

Строчит пулеметчик

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

       С новым текстом «Синий платочек» и вошел в историю песен Великой Отечественной войны

Осенью 1941 года Илья Френкель написал строки (со слайда) «Какая строчка родилась первой? Вероятно «будем вспоминать» говорил поэт. Значит будем живы.

  Стихи привлекли многих композиторов. Однако в золотой фонд войны вошел вариант мелодии, созданный композитором Модестом Табачниковым. «Давай закурим – моя первая и самая любимая песня. С неё началась моя творческая жизнь на фронте» - рассказывал композитор.

   Песня стала наиболее известна с 1943 года, когда Клавдия Шульженко включила её в свой репертуар. Если бы в годы войны композитор Модест Табачников и поэт Илья Френкель не сочинилы более ни одной песни, то и тогда имена их, безусловно, остались бы в памяти благодаря песне «Давй закурим».

Слайд 8. Трудно поверить,  но песню «Тёмная ночь», которую в дни войны знал каждый от мала до велика, родилась совершенно неожиданно.

В 1942 году режиссер Леонид Луков на Ташкентской киностудии снимал фильм «Два бойца». Картина рассказывала о крепкой фронтовой дружбе двух солдат — уральского сталевара Саши Свинцова и одесского сварщика Аркадия Дзюбина. Эти роли исполняли замечательные артисты советского кино Борис Андреев и Марк Бернес. По замыслу постановщика фильм должен был сопровождаться только симфонической музыкой. Но по ходу съемки Луков почувствовал, что без песни не обойтись, «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни», — признался он композитору Никите Богословскому, который писал музыку для фильма. И режиссер стал объяснять, какой представляется ему эта песня и почему она здесь нужна.

— Луков так зримо обрисовал ситуацию, — вспоминает композитор, — так ярко передал чувства героев, их внутреннее состояние, так взволнованно и талантливо рассказал тему песни и ее настроение, что произошло чудо: я сел к роялю и сразу, без остановки, сыграл ему мелодию будущей песни, которая и вошла потом в фильм без единого изменения. Случай в моей практике — небывалый. Песня пришла сама, откуда-то из глубины сознания.

       Быстро и удачно сложились стихи на эту музыку и у поэта Владимира Агатова. Они понравились всем. Фильм «Два бойца» был закончен в октябре 1943 года. Но уже до этого «Темная ночь» стала широко известной.

— Еще до окончания съемок меня направили на фронт для помощи фронтовым ансамблям, — рассказывает Н. Богословский. — К моему удивлению, сразу по прибытии в армию я повсюду слышал «Темную ночь», непонятно как сюда попавшую. И только потом выяснил, как это произошло. Дело в том, что я, обуянный нетерпением, легкомысленно показал песню своему давнему Другу Леониду Утесову, не предупредив, что она из не готового еще фильма, и он стал петь «Темная ночь» повсюду, а в первую очередь на фронтах, куда часто выезжал с концертами.

      «Темная ночь» получила всеобщее признание. Ее пели везде — на фронте и в тылу, пели пехотинцы и моряки, партизаны и десантники, рабочие и колхозники.

     С тех пор, как создан фильм, прошло более шести десятилетий. И конечно, картина эта, когда-то пользовавшаяся большим и заслуженным успехом, сейчас уже редко идет на нашем экране. Но песню из фильма распевают и поныне.

 "В землянке" муз. К.Листова, сл. А.Суркова

    Вначале были стихи, которые автор не собирался публиковать и уж совсем не рассчитывал, что они станут песней

“Это были шестнадцать “домашних” строк из письма моей жене Софье Антоновне", – вспоминал Алексей Александрович Сурков.  Написал их Сурков действительно в землянке, «в белоснежных полях под Москвой», в районе Истры, в конце ноября 1941 года под живым впечатлением очень трудного дня, когда автору — корреспонденту фронтовой газеты — пришлось вместе со штабом одной из гвардейских частей вести тяжелый бой с гитлеровцами.

    Так бы и остались они в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию фронтовой газеты “Красноармейская правда” композитор Константин Листов, которому позарез нужно было “что-нибудь, на что можно написать песню”. “Чего-нибудь” не оказалось. И тут Сурков вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи уверенным в том, что... песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет...

     Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции и под гитару спел свою песню “В землянке”. Всем показалось, что песня “вышла”. После опубликования в “Комсомольской правде” стихов и мелодической строчки песню подхватили и запели всюду, несмотря на то, что больше она нигде не публиковалась и одно время была даже под запретом.

 “Некоторым блюстителям солдатской нравственности, – заметил по этому поводу Сурков, – показалось, что строки “до тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага” упаднические, разоружающие. Просили и даже требовали, чтобы про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее дальше от окопа. Но портить песню было уже поздно...”

Да, «Землянка», — произведение лирическое, чуть-чуть грустное. Но не уныние вызывала она у бойцов, не тоску. Нет, она воодушевляла на подвиг, звучала как вызов врагу, как презрение к смерти. Случалось, что ее пели перед атакой, ее пели, идя в бой.

И сейчас, спустя десятилетия, песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.

Седьмая симфония Д. Шостаковича

            Несмотря на настойчивые предложения эвакуироваться, Шостакович остается в осажденном Ленинграде, неоднократно просит зачислить его в народное ополчение. Зачисленный, наконец, в пожарную команду войск противовоздушной обороны, он внес свой вклад в оборону родного города.

      7-я симфония, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые исполненная. К первому исполнению симфонии в осажденном Ленинграде командующий Ленинградским фронтом Л.А.Говоров приказал огневым ударом подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича. И музыка этого заслуживала.  

   9 августа 1942 года, осажденный немцами Ленинград. В этот день в Большом зале филармонии впервые была исполнена Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича.  Ленинградская симфония была написана в блокадном городе Дмитрием Шостаковичем как ответ немецкому нашествию, как сопротивление российской культуры, отражение агрессии на духовном уровне, на уровне музыки.

  На репетициях с каждым днем было все меньше и меньше музыкантов, кто-то болел, кто-то не мог передвигать ноги, кто-то умирал от голода. Первый концерт с исполнением симфонии давали только 15 музыкантов, но музыка гремела, звучала по всему городу по радио.

      Седьмая симфония сразу после своего первого исполнения получила огромный резонанс в мире. Триумф был всеобщим – музыкальное поле сражения тоже осталось за Россией. Гениальное произведение Шостаковича наряду с песней "Священная война" стало символом борьбы и победы в Великой Отечественной войне.

 Смуглянка  Музыка А. Новикова, слова Я. Шведова

     У этой песни не простая судьба, нелегкий путь она прошла прежде, чем получила «путевку в жизнь». Осенью 1940 года  поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали 7 песен для одного концерта о молдавских партизанах для Киевского ансамбля песни и пляски. В  том числе и была написана «Смуглянка» — песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Композитор сочинил музыку с необычным ритмом, и Шведову пришлось немало поработать.

            Все песни в ансамбле звучали, но «Смуглянка» по каким-то причинам не исполнялась.

   Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали.

— Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор героических песен, — говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай.

   Как-то в 1944 году Новикову позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров и спросил, нет ли у того новых песен. Композитор принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку», которую прихватил с собой на всякий случай. К великому  удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту.

    Казалось бы, все в порядке: «Смуглянка» принята, ансамбль начал ее репетировать. Однако с ней что-то не ладилось. Солист, хор и оркестр в отдельности звучали хорошо. А когда их сводили вместе, чего-то не хватало. Словом, песня не получалась.

— Ну, значит, не судьба, — решил композитор.

Но через некоторое время его вновь пригласили на репетицию, и солист Николай Устинов попросил переложить песню для баритона (первоначально она была написана для тенора). И тут случилось чудо — песня отлично зазвучала. Александров со свойственной ему решительностью включил ее в программу концерта.

— Концерт этот проходил в Зале имени Чайковского, — вспоминал композитор. — Когда наступила очередь «Смуглянки», я от волнения почти ничего не слышал. Пришел в себя только когда в зале раздались громкие аплодисменты и крики «бис»! Песню повторили три раза. Самое любопытное, что концерт транслировался по радио, по тому самому радио, где в свое время категорически отвергли песню о любви, свидании, расставании...

       «Смуглянка» полюбилась бойцам, и хотя в ней говорилось о партизанах гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя

 Соловьи

Музыка В. Соловьёва-Седого, слова А. Фатьянова

Наверное, нет человека, который, хоть раз услышав эту песню, не влюбился бы в нее. Она появилась на фронте ранней весной 1945 года и сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, каким-то необычайным обаянием. Слова песни очень точно и вместе с тем просто говорили о том, что было в те дни на душе у каждого бойца:

Ведь завтра снова будет бой —

Уж так назначено судьбой,

Чтоб нам уйти, недолюбив,

От наших жен, от наших нив.

Но с каждым шагом в том бою

Нам ближе дом в родном краю.

Музыку «Соловьев» написал постоянный соавтор Фатьянова, композитор Василий Соловьев-Седой. ...Это было в конце 1944 года. Соловьев-Седой, ненадолго приехавший в Москву, остановился в гостинице «Москва». Однажды утром дверь его номера открылась и на пороге появился Фатьянов, молодцеватый, улыбающийся, с медалью на выцветшей гимнастерке. Оказывается, он только что приехал из освобожденного нашими войсками венгерского города (ему дали отпуск на несколько дней) и привез с собой написанные на фронте стихи. Среди них были и «Соловьи».

— Я не спал после этого дня два, — вспоминал композитор, — не мог сладить с необычайным волнением, охватившим меня. Еще шла война, еще лилась кровь, и наши советские парни гибли на полях сражений. Победа была уже близка, она была неотвратима, и тем ужаснее в своей жестокости были человеческие жертвы. Но я уже знал, что в самые тяжелые дни, в самое суровое время солдату нужна разрядка. Нужны, конечно, рассказы о мужестве, о героизме, но нужна и лирика. И так уж получилось, — продолжал он, — что в один присест я написал песню.

Послушать ее авторы позвали обслуживающий персонал гостиницы и генерала Соколова, жившего в соседнем номере. Приняли песню хорошо, только генерал предложил одну поправку:

— Почему у вас поется «пусть ребята немного поспят»? Речь ведь идет о солдатах! Это очень хорошее русское слово — «солдат», и не надо его стесняться. Оно овеяно славой, это слово. Мы на время позабыли о нем — война напомнила. Ну и надо петь — «пусть солдаты немного поспят»!..

Авторы последовали совету генерала. И с этой поправкой песня пошла в жизнь. Начиналась она, вопреки традиции, с припева:

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят...

День победы. В марте 1975 г. поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с предложением о создании песни, посвящённой Великой Отечественной войне. Страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов был объявлен конкурс на лучшую песню о войне.

    Буквально за несколько дней до окончания конкурса В. Г. Харитонов передал свои стихи соавтору. Давид Тухманов очень быстро написал музыку, и песню успели передать на последнее прослушивание конкурса.

      Но никакого места песня «День Победы» не заняла. Мало этого  против песни прозвучали очень резкие высказывания, о чем немедленно стало известно на Гостелерадио.

    Причина была в музыке и в её авторе. Поэт В. Г. Харитонов был ветераном войны, песни на его стихи ещё в 1950-е годы писали увенчанные лаврами композиторы. А Давид Тухманов был молодым автором, известным лишь по эстрадным шлягерам.

  По мнению руководства Союза композиторов, а также теле- и радионачальников, Тухманов никак не мог соответствовать статусу автора песни государственного масштаба.

   Был и второй «минус» — в музыке песни «День Победы» были услышаны   элементы не то танго, не то фокстрота. В результате песня была запрещена. Песню не пропускали в эфир — ни на радио, ни на телевидении.

    Некоторые из бывших начальников Гостелерадио, которые сейчас рассказывают о том, как они стали «крёстными отцами» песни «День Победы», на самом деле были теми цензорами, кто не пропускал песню в эфир. А без эфира песня как бы и не существовала.

     Первым исполнителем песни «День Победы» был Леонид Сметанников. Он исполнил её на съёмках передачи «Голубой огонёк» в канун 9 мая 1975 года. Но её вырезали.

       Лишь в ноябре 1975 года в концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство) исполнил «День Победы» в прямом телевизионном эфире. Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен ещё раз — на «бис». После чего эту песню стала петь вся страна.

«День Победы» давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира.

Обобщение темы: Какое действие оказала музыка во время Вов на людей?

 д/з: создать компьютерную презентацию (2-3 слайда) по  историю создания любой другой песни о войне, можно с исполнением  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Роль химии в Великой Отечественной войне"

Все дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Уже давно встали из руин города и села, разрушенные фашистскими варварами, шумят густыми кронами деревья, выросшие на брустверах с...

Роль химии в Великой Отечественной войне.

Роль химии в Великой Отечественной войне....

Контрольная работа по искусству "Воздействующая сила искусства"

Контрольная работа по искусству в 9 классе. Ориентирована на использование учебника под редакцией Сергеевой и Критской...

Заметка о роли человека в Великой Отечественной войне

Образ человека в Великой Отечественной войне  на уроках литературы...

Презентация"Химия и война" (роль химии в Великой Отечественной войне)

В презентации отражается роль химических элементов в создании оружия,которым ковали Победу....

«Она приближала Победу» (роль математики в Великой Отечественной войне) реферативно - исследовательская работа

В 2020 году наша страна празднует 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Актуальность данного исследования состоит в том, что мы должны знать историю своей страны, Саратовского края, знат...

Роль музыки в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.

В годы Великой Отечественной войны музыкальное искусство приобрело особое значение. Искусство напрямую участвовало в борьбе народа с врагом. Оно не избегало страшной правды войны, однако в самые ...