Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"
рабочая программа

Галина Владимировна Манина

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vyyavleniya_tvor._sposobnostey_1.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 2» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

Рассмотрено на заседании МО

Протокол №

         от         2017г.

Руководитель МО         

/Иванова Е.Е./

"Согласовано"

Зам.директора

от         2017г.

         

/Маркина Н.С./

Рекомендовано МС Протокол №                           от         2017г.

         

/Манина Г.В./

"Утверждаю"

Приказ №         от         2017г.

Директор МБОУ «Средняя школа № 2» г. Десногорска

/Кочубей Л.В./

Программа

«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Учитель: Манина Галина Владимировна

2017-2018 учебный год

Цель программы: подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, муниципальным), участие в конференциях и творческих конкурсах; создание благоприятных условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Задачи программы:

Повышение познавательного интереса школьников к предмету;

Развитие творческой инициативы, исследовательской активности и интеллектуальных способностей учеников; Совершенствование форм работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся; Приобщение обучающихся к творческим видам деятельности, способствующим развитию творческого мышления.

Сущность опыта:

Выявление и развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей обучающихся.

Ожидаемые результаты:

Развитие творческих способностей, инициативы, толерантности и активности обучающихся.

Сформированность социально-ценностных отношений: расширение и углубление знаний о природе, об истории Родины.

Выявление и анализ творческой составляющей в процессе учебно-воспитательной деятельности на уроке русского языка и литературы

Пояснительная записка.

Русский язык и литература как учебный предмет является основой школьного филологического образования и считается одним из важнейших, так как способствует развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

В современном мире человеку необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Именно в школе начинается процесс становления творческой личности. Снижение общей культуры обучающихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению, отсутствие нравственного ориентира свидетельствуют о необходимости разработки новых подходов в обучении и воспитании. С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной. Рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников. С внедрением в процесс образования устного собеседования по русскому языку важнейшей составляющей процесса реализации личностно ориентированного обучения является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка и литературы через работу с текстом. Анализ текста с учащимися способствует

созданию на занятиях не только обучающей, но и развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка,

языковой интуиции, без чего невозможен процесс совершенствования речи и развитие творческих способностей. Важная задача уроков русского языка и литературы – повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст, что также способствует развитию творческих способностей обучающихся и в свою очередь ведёт к появлению нового творчества. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.

Участники, сроки и условия реализации программы

Программа рассчитана на обучающихся 6,7, 8 классов на три года.

Этапы реализации программы I этап: проектный – 2017-2018г.

Цель: подготовка условий для создания программы. Задачи:

  1. Изучить нормативную базу для реализации программы.
  2. Разработать, обсудить и утвердить программу.
  3. Разработать план работы.
  4. Проанализировать материально-технические, педагогические, научно-методические условия реализации программы.
  5. Выбрать эффективные формы работы и сотрудничества разных функциональных групп, осуществляющих реализацию программы.
  6. Разработать основы мониторинга по главным направлениям программы.
  1. этап: практический – 2018г.-2019г.

Цель: реализация программы. Задачи:

  1. Реализовать содержание деятельности.
  2. Развивать творческое мышление
  3. Расширять и укреплять связи обучающихся и отношения с учреждениями дополнительного образования, культуры.
  4. Вовлекать в систему воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  5. Проводить мониторинг реализации программы.
  6. Принимать участие в конкурсах, мероприятиях.
  1. этап: аналитический – 2019-2020г.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  1. Обобщить результаты работы по программе.
  2. Выявить и решить затруднения в реализации программы.
  3. Провести мониторинг реализации программы, оценить эффективность работы программы.
  4. Спроектировать план работы на следующий период.
  5. Осуществить обратную связь на основе диагностических процедур.

Принципы осуществления деятельности

  1. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
  2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям детей и типу ведущей деятельности: результатом деятельности является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.
  3. Принцип дифференциации воспитания.
  4. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.

Направления деятельности

  1. Научно-методическое
  2. Диагностическое
  3. Практическое

Методическое обеспечение:

  1. Наличие программы, плана работы.
  2. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  3. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Педагогические условия:

  1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации обучающихся.
  2. Организация различных видов деятельности.
  3. Добровольность включения детей в организацию творческих дел.
  4. Создание ситуации успеха. (Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему. Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Учить переживать радость творческого открытия, воспитывать потребность к творчеству).
  5. Постоянная обратная связь.
  6. Организация различных видов стимулирования.

Методы для развития творческих способностей обучающихся

  1. Эвристический
  2. Метод проблемного обучения
  3. Модельный
  4. Метод проекта
  5. Исследовательский
  6. ИКТ

Ведущая педагогическая идея:

использование средств развивающего обучения при формировании мыслительных и творческих способностей и познавательных потребностей учеников. Все это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основе принципов сотрудничества, взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения, основанного на достижении успеха.

Методы и приемы работы с детьми:

  • слово учителя и сообщения учащихся;

-беседа по сообщённому факту (фактам);

  • анализ языковых фактов, явлений, процессов в истории русского литературного языка;

-решение лингвистических задач, отражающих историю языка;

-решение учебных задач в конкретных областях лингвистики с привлечением исторического материала;

-анализ художественных текстов с использованием знания фактов «жизни языка»;

-выполнение творческих работ исследовательского характера;

  • самостоятельный подбор учащимися дидактического материала;

-задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний.

-выполнение заданий, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы.

-выполнение заданий на сравнение, сопоставление явлений.

-выполнение заданий, содействующих формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний.

Функции учителя:

Выявление одарённых детей.

Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, муниципального и республиканского уровней. Создание банка данных материалов повышенного уровня сложности.

Задача учителя – увидеть одаренных, талантливых детей и помочь им реализоваться Методы

Формы выявления эффективности работы по программе:

Входная диагностика

Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детском коллективе (беседа). Диагностика уровня развития творческих способностей, познавательной творческой активности.

Педагогическое наблюдение за поведением обучающихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение.

Проведение мероприятий состязательного и презентационного характера: конкурс выразительного чтения, конкурс

актерского мастерства, кто быстрее придумает продолжение текста по заданному началу, интеллектуальный марафон для выявления творчески способных обучающихся.

Промежуточная диагностика

Беседы.

Карты настроений. Конверты достижений.

Вынесение проблемы, творческой идеи на общее обсуждение. Организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности.

Промежуточная диагностика творческой активности каждого ученика (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ).

Осуществление взаимодействия с родителями с целью выявления способностей обучающихся и предупреждения снижения мотивации к обучению и творческому развитию.

Выяснение пожеланий и предпочтений (беседа)

Итоговая диагностика

Анкетирование (анкета «Обратная связь» для детей и родителей). Тестирование.

Творческий отзыв.

Карта настроения обучающихся. Беседа.

Предполагаемые результаты деятельности по программе:

- развитие творческих способностей;

  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;
  • осознание детьми высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому творческому коллективу единомышленников. Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

Содержание программы

Научно-методическое направление:

  1. Изучение литературы:

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения в 3т. – М., 1979.

  1. Подбор диагностических процедур.
  2. Изучение педагогического опыта по теме.
  3. Разработка методов, средств реализации программы.

Диагностическое направление:

  1. Метод наблюдение: отслеживание уровней творческой деятельности: пассивно-подражательная деятельность; активно-подражательная - из нескольких образцов умение выбрать один; творческая деятельность – создание качественно нового.
  2. Метод наблюдение: отслеживание познавательных задач (интегративной основы, способствующей развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей – памяти, внимания, мышления, воображения; задачи от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон. Система познавательных задач, ведущая к формированию характеристик творческих способностей: беглости мысли (количество идей, возникающих за единицу времени); гибкости ума (способность переключаться с одной мысли на другую); оригинальности (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых; любознательности (чувствительность к проблемам в окружающем мире); умения выдвигать и разрабатывать гипотезы).
  3. Метод наблюдение: отслеживание уровней познавательной творческой активности (по Е.В.Коротаевой): Нулевой уровень. Учащимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя. Относительно-активный уровень творческой активности. Для учащихся этого уровня

характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Исполнительно-активный уровень. Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями.

Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.

Система работы по выявлению творческих способностей обучающихся.

Система по выявлению творческих способностей обучающихся включает в себя следующие мероприятия:

  • диагностику уровня развития творческих способностей; педагогическое наблюдение за поведением учащихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение;
  • организацию системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности;
  • промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ);
  • осуществление взаимодействия с родителями с целью выявления способностей учеников и предупреждения снижения мотивации к обучению и развитию

Диагностика уровня развития творческих способностей проводится, используя следующие методики:

  • Метод «Креативное поле» Д.Б.Богоявленской;
  • Методика определения оригинальности мышления по рисункам, по конструированию фраз, предложенная Гилфордом;
  • Тесты Торренса;
  • Тесты Ровена и Венгера.

Практическое направление:

  1. Конструирование специальных педагогических ситуаций, требующих и создающих условия для творческого решения.
  2. Конструирование специальных познавательных задач, нестандартных проблемных вопросов, гипотез.
  3. Развитие творческой активности учащихся в рамках предметов русский язык и литература (сознательное овладению богатством родного языка и высокий уровень развития речи), стимулирование развитие личности ученика, стремление к творчеству.
  4. Побуждение учеников к творческой активности через целенаправленно организованное языковое наблюдение на уроках русского языка и литературы.
  5. Литературное развитие школьников, осуществляемое в русле творчества. Сухомлинский: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества».
  6. Создание атмосферы позитива и креативности на уроках русского языка и литературы.
  7. Формирования личностного отношения к предмету и опыта творческой деятельности.

  1. Система заданий, способствующих развитию творческих способностей на уроках русского языка (лингвистический эксперимент; письмо- послание; эвристическая задача, корректирование и редактирование текста, этимологические экскурсы, составление опорных сигналов, индивидуальная работа над ошибками, толкование языковых терминов, игра, опора на языковой текст).
  2. Система творческих заданий на уроках литературы (иллюстрирование: графическое, словесное, музыкальное; рассказывание: рассказ от лица одного из героев, рассказ с изменением лица рассказчика, творческое продолжение, дополнение одной из частей произведения, изменение сюжета по типу: «А что было бы, если…», перенесение места действия в необычную обстановку, рассказывание по аналогии, чтение с опорой на жизненный опыт, изменение позиции героев; драматургия: чтение по ролям с опорой на интонацию, чтение по ролям с предварительным устным описанием героев, их поз, постановка «живых картин», инсценировка).
  3. Проведение уроков развития речи (эссе, письмо, сочинение, изложение подробное, сжатое, выборочное изложение, изложение с творческим заданием, автобиография, заметка, свободный диктант, творческие диктанты).
  4. Вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность, в том числе, в деятельность непрофилирующих организаций (кружок, предметная неделя, конкурсы, мероприятия, вечера);
  5. Участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях (предметные олимпиады разного уровня, Международный конкурс «Русский медвежонок», «Пегас» и другие).
  6. Организация проектно-исследовательской деятельности; подборка тем и разработка дидактических материалов для проведения исследовательской и проектной деятельности.
  7. Просвещение родителей, передача информации по вопросам творческого развития обучающихся.
  8. Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.

План мероприятий

№ п/п

Содержание работы

Цель

Сроки

Ответственный

1.

Вводный контроль. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детском коллективе (беседа).

Беседа с родителями.

Способствование успешной организации работы

Сентябрь

Учитель русского языка и литературы

2

Подбор диагностических процедур

Способствование успешной диагностике

Сентябрь

Учитель русского языка и литературы

3.

Метод наблюдение: отслеживание уровней творческой деятельности

Развитие творческой самостоятельности обучающихся

В течение года

Учитель русского языка и литературы

4.

Диагностика уровня развития творческих способностей, познавательной творческой активности. /Методика определения оригинальности мышления по рисункам, по конструированию фраз, предложенная Гилфордом/

Выявление уровня развития творческих способностей

Сентябрь Май

Учитель русского языка и литературы

5.

Развитие творческой активности учащихся в рамках предметов русский язык и литература

Развитие творческой самостоятельности обучающихся

В течение года

Учитель русского языка и литературы

6.

Изучение педагогического опыта по теме.

Наработка методического ресурса для реализации программы

В течение года

Учитель русского языка и литературы

7.

Метод наблюдение: отслеживание уровней познавательной творческой активности

Выявление уровня развития творческих способностей

Сентябрь Май

Учитель русского языка и литературы

8.

Участие обучающихся в мероприятиях, конкурсах творческого характера на уроке, в школе и других учреждениях

Развитие креативного мышления

В течение года

Учитель русского языка и литературы

9.

Организация проектно-исследовательской деятельности

Развитие творческой самостоятельности

обучающихся

В течение года

Учитель русского языка и литературы

10.

Изучение научно-методической литературы по теме

Наработка методического ресурса для реализации программы

В течение года

Учитель русского языка и литературы

11.

Промежуточная диагностика творческой активности каждого обучающегося /Метод «Креативное поле» Д.Б. Богоявленской/

Беседа с родителями

Оценка «творческого продукта»

Выявление уровня развития творческих способностей, совершенствование методов работы

Воспитание творческой личности

Январь

Учитель русского языка и литературы

12

Проведение коммуникативных тренингов для родителей и детей

Воспитание творческой личности

Сентябрь

Май

Учитель русского языка и литературы

13

Выходная диагностика (итоговая) Тестирование. Творческий отзыв.

Воспитание творческой личности

Май

Учитель русского языка и литературы

14

Презентация творческого опыта

Воспитание творческой личности

В течение года

Учитель русского языка и литературы

15

Обмен опытом

Воспитание творческой личности

В течение года

Учитель русского языка и литературы

16

Опробирование творческого опыта

Воспитание творческой личности

В течение года

Учитель русского языка и литературы

17

Анкетирование «Обратная связь» Творческая рефлексия.

Педагогический анализ и самоанализ обучающихся уровня развития творческой личности

Май

Учитель русского языка и литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству. М:Научное творчество, 1969.
  2. Бернштейн С.М. Психология научного творчества. // «Вопросы психологии», № 3 1965г.
  3. Богоявленская. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
  4. Брумлинский А.В. Воображение и творчество. // Проблемы научного и технического

творчества. Материал к симпозиуму. – М., 1967.

  1. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.
  2. Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.- М., 1983.
  4. Грузенберг С.О. Гений и творчество, Л., 1924.
  5. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.
  6. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодёжи. – ВФ., 1971, №7
  7. Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М., 1963.
  8. Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974.
  9. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! / Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение,1988.
  10. Основные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б.Богоявленской. М: Молодая гвардия, 1997.
  11. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика. 1976.
  12. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  13. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.
  14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения в 3т. – М., 1979.
  15. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность».// Психологический журнал, 4 т., № 5, 1983, с. 38-46.
  16. Шамардин В.Н. , Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. – М., 1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы « Познать себя»

С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности  становится все более актуальной.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.  Проис...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Узнай себя»

Выявляемые способности: Моя задача - помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в т...