Проект"Повторение односоставных предложений и видов сказуемых"
проект (8 класс) на тему
Проект"Повторение односоставных предложений и видов сказуемых"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_povtorenie_odnosostavnyh_predlozheniy_i_vidov_skazuemyh.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 »
проект
по теме:
«Повторение односоставных предложений и видов сказуемых
(на материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)»
Выполнила работу:
учитель русского языка и литературы
Росихина Марина Геннадьевна
Череповец, 2018 г.
Содержание
Введение
- Список предложений
- Карточки со схемами предложений
- Задания
- Ключи к заданиям
- Презентация «Повторение односоставных предложений и видов сказуемых
- Список использованной литературы
Введение
Изучение поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтова и повторение по теме «Односоставное предложение» совпадают по времени, поэтому методически очень целесообразно использовать названный литературный материал на уроке русского языка: это способствует ознакомлению учащихся с текстом литературного произведения, формированию эстетического чувства, повышению языковой компетентности.
Как оказалось, поэма «Мцыри» изобилует примерами односоставных предложений, а также позволяет проиллюстрировать все виды сказуемых.
Актуальность: Работа с видами сказуемых и односоставных предложений крайне важна при подготовке к русскому языку, так как напрямую связана с несколькими заданиями тестовой части (например, с выделением грамматической основы предложения и расстановкой знаков препинания в простых предложениях с однородными членами, а также в сложных предложениях).
Методы и приемы: сплошная выборка, структурный анализ, схематизация.
Цель:
Разработать методический материал для повторения видов сказуемых и видов односоставных предложений на материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Задачи:
- Выявить примеры использования интересующего нас языкового явления в поэме.
- Оформить материал в удобном для применения на уроке виде (презентация, карточки).
- Разработать задания на основе найденного материала.
Результаты:
В тексте поэмы М.Ю.Лермонтова было выявлено 37 предложений, содержащих интересные примеры видов сказуемых и односоставных предложений.
Материал данных предложений представлен таким образом, чтобы можно было организовать групповую или индивидуальную работу, обеспечить как проблемную ситуацию, так и качественную самопроверку по исследуемой теме: сами предложения представлены в виде списка из 37 пунктов, а также в схематизированном виде - на карточках; создана презентация с тем же материалом.
Сформулированы 12 заданий для контроля знаний и профилактики ошибок.
К заданиям приложены ключи.
1.Список предложений
Методом сплошной выборки в тексте поэмы М.Ю. Лермонтова выявлено 37 предложений, среди которых - односоставные предложения в роли простого предложения или части сложного, а также двусоставные с интересными средствами выражения сказуемого:
- 1. Он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал.
- 2. Но после к плену он привык, стал понимать чужой язык.
- 3. Его в степи без чувств нашли и вновь в обитель принесли.
- 4. Он страшно бледен был и худ.
- 5. Благодарю.
- 6. Я никому не мог сказать священных слов «отец» и «мать».
- 7. Звук их был рожден со мной.
- 8. Но с жизнью жаль расстаться мне.
- 9. Я молод, молод…
- 10. Я также мог бы жить!
- 11. Ты хочешь знать, что видел я на воле?
- 12. И стало в памяти моей прошедшее ясней, ясней…
- 13. Мне было свыше то дано!
- 14. И было сердцу моему легко, не знаю почему.
- 15. В ущелье там бежал поток, он шумен был, но не глубок.
- 16. И жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и грустней бессильной старости твоей!
- 17. Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля.
- 18. О, я как брат обняться с бурей был бы рад!
- 19. Глазами тучи я следил, руками молнию ловил…
- 20. Скажите мне, что средь этих стен могли бы дать вы мне взамен той дружбы краткой, но живой, меж бурным сердцем и грозой?
- 21. Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов, и только!
- 22. Но страх не сжал души моей: я сам, как зверь, был чужд людей.
- 23. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.
- 24. В то утро был небесный свод так чист, что ангела полет прилежный взор следить бы мог.
- 25. И я висел над глубиной, но юность вольная сильна.
- 26. Я поднял боязливый взгляд и жадно вслушиваться стал.
- 27. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
- 28. И беден был ее наряд; и шла она легко, назад изгибы длинные чадры откинув.
- 29. И мрак очей был так глубок, так полон тайнами любви, что думы пылкие мои смутились.
- 30. Я стал влезать на дерева, но даже на краю небес все тот же был зубчатый лес.
- 31. Удар мой верен был и скор.
- 32. И было все на небесах светло и тихо.
- 33. Она вилась над головой моей не раз, и взгляд ее зеленых глаз был грустно нежен и глубок...
- 34. И надивиться я не мог: ее сребристый голосок мне речи страстные шептал, и пел, и снова замолкал.
- 35. Усни, постель твоя мягка.
- 36. О милый мой, не утаю, что я тебя люблю.
- 37. Ты перенесть меня вели в наш сад.
- Карточки со схемами предложений
КОМПЛЕКТ КАРТОЧЕК (продублированный и в презентации) представляет собой пронумерованные в соответствии со списком схемы предложений с обозначением:
- двусоставности/односоставности предложений и их основ,
- видов односоставных,
- видов сказуемых,
- видов предложений по количеству основ,
- средств связи между частями сложных предложений.
- Задания
На наш взгляд, целесообразно использовать собранный материал для выполнения заданий такого плана:
по вариантам (1,2,3)
(в презентации каждый слайд содержит по три предложения или по три соответствующих схемы):
- Выпишите грамматическую основу предложения.
- Определите тип сказуемого.
- Составьте схему предложения.
- Сопоставьте записи с ключом (самопроверка или взаимопроверка).
по группам или индивидуально
- Выпишите номера простых предложений.
- Выпишите номера сложносочиненных предложений.
- Выпишите номера сложноподчиненных предложений.
- Выпишите номера бессоюзных предложений.
- Выпишите номера и/или грамматические основы определенно-личных предложений (для сложных предложений укажите и номер части).
- Выпишите номера и/или грамматические основы неопределенно-личных предложений (для сложных предложений укажите и номер части).
- Выпишите номера и/или грамматические основы безличных предложений (для сложных предложений укажите и номер части)
- Объясните роль местоимения в Д.п. в предложениях №№ 21, 23.
- Объясните роль инфинитива в предложении №37.
4. Ключи к заданиям
- Выпишите номера простых предложений.
Ответ: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,12, 13, 16,17, 18, 19, 21,26,27, 31,32,37..
- Выпишите номера сложносочиненных предложений.
Ответ: 25, 30, 33.
- Выпишите номера сложноподчиненных предложений.
Ответ: 11, 20, 24, 29, 36.
- Выпишите номера бессоюзных предложений.
Ответ: 14, 15, 22, 23, 28, 34, 35.
- Выпишите номера и/или грамматические основы определенно-личных предложений (для сложных предложений укажите и номер части).
Ответ: 5 – Благодарю. 14 (часть 1) – Было легко. 20 (часть 1) - Скажи. 35 (часть 1) – Усни. 36 (часть 1) – Не утаю.
- Выпишите номера и/или грамматические основы неопределенно-личных предложений (для сложных предложений укажите и номер части).
Ответ: 3 – Нашли и принесли.
- Выпишите номера и/или грамматические основы безличных предложений (для сложных предложений укажите и номер части).
Ответ: 8 – Жаль расстаться. 14 (часть 2) – Не знаю. 23 (часть 1) – Стало страшно.
- Объясните роль местоимения в предложениях №№ 21, 23.
Ответ: 21- Мне (Дат.п. - дополнение) было весело вдохнуть. 23 – Мне (Дат.п. - дополнение) стало страшно.
- Объясните роль инфинитива в предложении №37.
Ответ: «Вели» - это сказуемое, «перенесть» – это дополнение, так как действия соотносятся с разными деятелями.
5.Презентация
6. Список использованной литературы.
1. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация.-М.:Просвещение, 1979. - С. 116-139.
2. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация.- М., 1981.- Ч.3.- С.100.
3. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5-9 классов общеобраз. учебн. заведений. - М.:Просвещение,- 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение 11 класс .Типы сказуемых. Односоставные предложения.
Материал урока русского языка в 11 классе по теме " Типы сказуемых. Односоставные предложения"...
Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани...
Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани...
Урок русского языка по теме: Односоставные предложения. Их виды
В работе представлен материал подготовки к восприятию односоставных предложений, вспомогательный по изучению материала и закреплению.....
Повторение и обобщение по теме "Односоставные предложения с главным членом - сказуемым"
План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием элементов сингапурской методики обучения по теме:: «Односоставные предложения с главным членом - сказуемым»....
Грамматическая основа. Предложения простые и сложные. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений.
Грамматическая основа. Предложения простые и сложные. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений....
Презентация "Виды односоставных предложений. Повторение и обобщение"
Данный материал позволяет повторить и обобщить теоретические знания о видах односоставных предложенийи, а также потренироваться на практике определять виды односоставных предложений....