Проект"Повторение односоставных предложений и видов сказуемых"
проект (8 класс) на тему

Росихина Марина Геннадьевна

Проект"Повторение односоставных предложений и видов сказуемых"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 »

        проект

 по теме:

   

«Повторение  односоставных предложений и видов сказуемых

 (на материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)»

Выполнила работу:

учитель русского языка и литературы

Росихина Марина Геннадьевна

Череповец, 2018 г.

Содержание

Введение

  1. Список предложений
  2. Карточки со схемами предложений
  3. Задания
  4. Ключи к заданиям
  5. Презентация «Повторение  односоставных предложений и видов сказуемых 
  6. Список использованной литературы

Введение

        Изучение поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтова и повторение по теме «Односоставное предложение» совпадают по времени, поэтому методически очень целесообразно использовать названный литературный материал на уроке русского языка: это способствует ознакомлению учащихся с текстом литературного произведения, формированию эстетического чувства, повышению  языковой компетентности.

 Как оказалось, поэма «Мцыри» изобилует примерами  односоставных предложений, а также позволяет проиллюстрировать все виды сказуемых.

Актуальность: Работа с видами сказуемых и   односоставных предложений крайне важна при подготовке к  русскому языку, так как напрямую связана с несколькими заданиями тестовой части (например, с выделением грамматической основы предложения и расстановкой знаков препинания в простых предложениях с однородными членами, а также в сложных предложениях).

Методы и приемы: сплошная выборка, структурный анализ, схематизация.

Цель:

Разработать методический материал для повторения видов сказуемых и видов односоставных предложений на материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Задачи:

  1. Выявить примеры использования интересующего нас языкового явления в поэме.
  2. Оформить материал в удобном для применения на уроке виде (презентация, карточки).
  3. Разработать задания на основе найденного материала.

Результаты:

В тексте поэмы М.Ю.Лермонтова было выявлено 37 предложений, содержащих интересные примеры видов сказуемых и односоставных предложений.

 Материал данных предложений  представлен таким образом, чтобы можно было организовать групповую или  индивидуальную работу, обеспечить как проблемную ситуацию, так и качественную самопроверку по исследуемой теме: сами предложения представлены в виде списка из 37 пунктов, а также в схематизированном виде - на карточках; создана презентация с тем же материалом.

Сформулированы 12 заданий для контроля знаний и профилактики ошибок.

К заданиям приложены ключи.

1.Список предложений

Методом сплошной выборки в тексте поэмы М.Ю. Лермонтова выявлено 37  предложений, среди которых - односоставные предложения в роли простого предложения или части сложного, а также двусоставные с интересными средствами выражения сказуемого:

  • 1. Он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал.
  • 2. Но после к плену он привык, стал понимать чужой язык.
  • 3. Его в степи без чувств нашли и вновь в обитель принесли.
  • 4. Он страшно бледен был и    худ.
  • 5. Благодарю.
  • 6. Я никому не мог сказать священных слов «отец» и «мать».
  • 7.    Звук их был рожден со мной.
  • 8.    Но с жизнью жаль расстаться мне.
  • 9.    Я молод, молод…
  • 10.   Я также мог бы жить!
  • 11.    Ты хочешь знать, что видел я на воле?
  • 12.    И стало в памяти моей  прошедшее ясней, ясней…
  • 13. Мне было свыше то дано!
  • 14. И было сердцу моему легко, не знаю почему.
  • 15. В ущелье там бежал поток, он шумен был, но не глубок.
  • 16.   И жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и грустней   бессильной старости твоей!
  • 17.   Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля.
  • 18. О, я как брат обняться с бурей был бы рад!
  • 19.   Глазами тучи я следил, руками молнию ловил…
  • 20.   Скажите мне, что средь этих стен могли бы дать вы мне взамен той дружбы краткой, но живой, меж бурным сердцем и грозой?
  • 21.   Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов, и только!
  • 22.   Но страх не сжал души моей: я сам, как зверь, был чужд людей.
  • 23.   Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.
  • 24.   В то утро был небесный свод так чист, что ангела полет прилежный взор следить бы мог.
  • 25.    И я висел над глубиной, но юность вольная сильна.
  • 26.   Я поднял боязливый взгляд и жадно вслушиваться стал.
  • 27.   Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
  • 28.    И беден был ее наряд; и шла она легко, назад изгибы длинные чадры откинув.
  • 29.   И мрак очей был так глубок, так полон тайнами любви, что думы пылкие мои смутились.
  • 30. Я стал влезать на дерева, но даже на краю небес все тот же был зубчатый лес. 
  • 31.   Удар мой верен был и скор.
  • 32.   И было все на небесах светло и тихо.
  • 33.   Она вилась над головой моей не раз, и взгляд ее зеленых глаз был грустно нежен и глубок...
  • 34. И надивиться я не мог: ее сребристый голосок мне речи страстные шептал, и пел, и снова замолкал.
  • 35. Усни, постель твоя мягка.
  • 36. О милый мой, не утаю, что я тебя люблю.
  • 37. Ты перенесть меня вели в наш сад.

  1. Карточки со схемами предложений

КОМПЛЕКТ     КАРТОЧЕК  (продублированный и в презентации) представляет собой  пронумерованные в соответствии со списком  схемы предложений с обозначением:

  • двусоставности/односоставности предложений и их основ,
  • видов односоставных,  
  • видов сказуемых,
  • видов предложений по количеству  основ,
  • средств  связи между частями сложных предложений.

  1. Задания

На наш взгляд, целесообразно использовать собранный материал для выполнения заданий такого плана:

                по вариантам (1,2,3)

(в презентации каждый слайд содержит по три предложения или по три соответствующих схемы):

  1. Выпишите грамматическую основу предложения.
  2. Определите тип сказуемого.
  3. Составьте схему предложения.
  4. Сопоставьте записи с ключом (самопроверка или взаимопроверка).

 по группам или индивидуально

  1. Выпишите номера простых предложений.
  2. Выпишите номера сложносочиненных предложений.
  3. Выпишите номера сложноподчиненных предложений.
  4. Выпишите номера бессоюзных предложений.
  5. Выпишите номера и/или грамматические основы определенно-личных предложений (для сложных предложений укажите и номер части).
  6. Выпишите номера и/или грамматические основы  неопределенно-личных предложений (для сложных предложений укажите и номер части).
  7. Выпишите номера и/или грамматические основы безличных предложений (для сложных предложений укажите и номер части)
  8. Объясните роль местоимения в Д.п. в предложениях №№ 21, 23.
  9. Объясните роль инфинитива в предложении №37.

4. Ключи к заданиям

  1. Выпишите номера простых предложений.

Ответ: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,12, 13, 16,17, 18, 19, 21,26,27, 31,32,37..

  1. Выпишите номера сложносочиненных предложений.

Ответ: 25, 30, 33.

  1. Выпишите номера сложноподчиненных предложений.

Ответ: 11, 20, 24, 29, 36.

  1. Выпишите номера бессоюзных предложений.

Ответ: 14, 15, 22, 23, 28, 34, 35.

  1. Выпишите номера и/или грамматические основы определенно-личных предложений (для сложных предложений укажите и номер части).

Ответ: 5 – Благодарю.  14 (часть 1) – Было легко.  20 (часть 1) - Скажи.  35 (часть 1) – Усни. 36 (часть 1) – Не утаю.

  1. Выпишите номера и/или грамматические основы  неопределенно-личных предложений (для сложных предложений укажите и номер части).

Ответ: 3 – Нашли и принесли.

  1. Выпишите номера и/или грамматические основы безличных предложений (для сложных предложений укажите и номер части).

Ответ: 8 – Жаль расстаться. 14 (часть 2) – Не знаю. 23 (часть 1) – Стало страшно.

  1. Объясните роль местоимения  в предложениях №№ 21, 23.

Ответ: 21- Мне (Дат.п.  - дополнение) было весело вдохнуть. 23 – Мне (Дат.п. - дополнение) стало страшно.

  1. Объясните роль инфинитива в предложении №37.

Ответ: «Вели» - это сказуемое, «перенесть» – это дополнение, так как действия соотносятся с разными деятелями.

5.Презентация

6. Список использованной литературы.

1. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация.-М.:Просвещение, 1979. - С. 116-139.

2. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация.- М., 1981.- Ч.3.- С.100.

3. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5-9 классов общеобраз. учебн. заведений. - М.:Просвещение,- 1992.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение 11 класс .Типы сказуемых. Односоставные предложения.

Материал урока русского языка в 11 классе по теме " Типы сказуемых. Односоставные предложения"...

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...

Урок русского языка по теме: Односоставные предложения. Их виды

В работе представлен материал  подготовки к восприятию односоставных предложений, вспомогательный  по изучению материала и закреплению.....

Повторение и обобщение по теме "Односоставные предложения с главным членом - сказуемым"

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием элементов сингапурской методики обучения по теме:: «Односоставные предложения с главным членом - сказуемым»....

Грамматическая основа. Предложения простые и сложные. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений.

Грамматическая основа. Предложения простые и сложные. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений....

Презентация "Виды односоставных предложений. Повторение и обобщение"

Данный материал позволяет повторить и обобщить теоретические знания о видах односоставных предложенийи, а также потренироваться на практике определять виды односоставных предложений....