Формирование орфографической зоркости.
методическая разработка на тему
Методическая разработка по формированию навыков орфографической зоркости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_orfograficheskoy_zorkosti.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
И САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ПИСЬМА.
Формирование навыков орфографической зоркости является одним из главных аспектов в обучении письму. Но, известно, что работа по орфографии не всегда дает желаемые результаты ,причем как в массовой школе, так и вспомогательной. Одна из важнейших причин этого-неумение учащихся видеть орфограммы./Орфограмма-«то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками( двумя-тремя),но из которых только один принят за правильный.
Орфограмма-эта буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки.)
«Неумение распознать в «лицо» знакомую орфограмму, неумение при слуховом восприятии выделить слово с такой орфограммой - вот одна из причин, тормозящих развитие орфографических навыков». Адамович Е.А. Что же такое орфографические навыки и умения?
Словарь определяет орфографические умения как составную часть умений по русскому языку ,которые формируются на основе знаний по грамматике, орфографии, фонетике, словообразованию. Важнейшим в орфографических умениях является момент осознанности, что обеспечивает возможность самопроверки.
Учащиеся должны уметь: находить в словах, словосочетаниях орфограммы, правильно соотносить их с изученными грамматико-орфографическими правилами или определять непроверяемость, проверять орфограммы, пользуясь правилами, справочниками и словарями, выполнять орфографический разбор слов, словосочетаний, осуществлять орфографическое комментирование с разной степенью развернутости –свернутости комментария; осуществлять орфографическую проверку написанного текста собственного или чужого ,находить, объяснять и исправлять допущенные ошибки. Главное в обучении в орфографии -уметь писать без ошибок любой текст, как в самостоятельном сочинении, так и диктанте или списывании.
Поэтому способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил.
Чтобы выяснить уровень орфографической зоркости у учащихся 5г класса я дала работу: списывание с заданием: подчеркнуть все буквы на изученные правила. Текст для списывания был такой:
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел
В этом тексте орфограммы встречаются в таких частях слова ,как приставка, корень.
С заданием справились по-разному, но все орфограммы никто не указал.
Это подчеркивает уже высказанную мысль, что формирование орфографической зоркости у учащихся длительный и кропотливый процесс, который у учащихся необходимо вырабатывать на протяжении всего обучения письму в школе.
Вопрос заключается в том, как это следует делать?
«Имеющийся опыт работы, - отмечает М.М. Разумовская, - позволяет говорить о наличии двух основных путей решения данной проблемы:
1 Умение обнаружить орфограмму у учащихся на интуитивной основе с помощью целевой установки: «Ищи сомнительные написания» или «Отделяй знаю от не знаю».
2.Умение обнаружить орфограмму развивается у учащихся на теоретической основе в результате целенаправленных упражнений, выполняя которые учащиеся обращают внимание, например, на фонетические условия. «Обучение орфограмм в школе». Под ред. Разумовской М.М. 1974.
Одним из важнейших условий формирования орфографической зоркости учащихся является развитый фонематический слух 1.Одним из надежных приемов развития у детей умения слышать звучащее слово является звуковой анализ. Во время работы ребята находят «трудные места», выделяют их и самостоятельно или при помощи учителя находят орфограмму. Лучше запоминают ребята задания, которые дает учитель в игровой форме. Если учащиеся определили «трудные места», но не могут проверить данную орфограмму известным способом, то необходимо учителю решить орфографическую задачу или обратиться к справочнику.
2.Другой прием с помощью которого закрепляется умение учащихся выделять «трудные места» ,это письмо ,которое предполагает написание только тех букв, которые находятся в сильной позиции .Остальные буквы пропускаются и вставляются с подчеркиванием после выяснения написания. Такое письмо дает возможность писать любые слова почти без риска допустить ошибку.
3Прием Комментированного письма - вид орфографического упражнения, разновидность орфографического разбора, состоит в том ,чтобы учащийся в процессе и темпе письма кратко комментировал все орфограммы, указывал их типы, называл правило проверки, приводил проверочные слова, делал вывод. Опыт показывает, что при систематическом применении Комментированного .письма у учащихся вырабатывается орфографическая зоркость, хорошо отрабатываются шаги орфографических действий Комментирование может быть устным или письменным ,полным или выборочным, развернутым или свернутым. Важно, чтобы в комментировании участвовали постоянно все учащиеся класса, в противном случае К.П. не обеспечит достаточной самостоятельности учащихся в работе.
4. Заучивание правила и закрепление написания орфограммы.
5. Несомненную ценность для развития орфографической зоркости могут оказать различные виды диктантов: например объяснительный и предупредительный.
6Решение орфографических задач чаще всего носит комплексный характер, включает в себя знание и использование на практике нескольких правил
Приемов, развивающих орфографическую зоркость у учащихся достаточно много. Главная цель у учителя - научить ребенка грамотно писать, правильно употреблять слова, умело пользоваться справочным материалом.
ТЕМА: « Путешествие в страну Русского языка».
ЦЕЛЬ: Закрепление правил, пройденных по теме: «Звуки и буквы»
- Развитие фонетического и фонематического слуха;
- Воспитание любви к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, мел, дидактический материал, таблицы.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и цели урока.
3Вступительная беседа учителя.
Ребята, в течение 1 четверти, мы с вами изучали звуки русского языка; четко уяснили в чем отличие звука от буквы, вспомнили алфавит.Все
Эти умения нам необходимы для дальнейшего обучения письму, письму грамотному.
Сегодня наш урок по закреплению материала мы проведем с вами в форме путешествия-путешествия в страну Русского языка. И ваши знания, смекалка и находчивость помогут вам в этом.
Как вы знаете в каждой стране есть главный город. Как он называется?
/СТОЛИЦА/. Слово записано на листе и закреплено на доске.
В нашей сказочной стране тоже есть столица- город АЛФАВИТ. Именно
В нем нам предстоит побывать, поэтому давайте вспомним, что мы знаем об алфавите; звуках и буквах.
Ответьте на вопросы:
1.Что такое алфавит?
2.Сколько букв в русском языке?
3.Назовите их.
Правильно, пока мы слушали ответы, дорога привела нас в город Алфавит.
Но попасть туда не легко. Ворота надежно охраняют стражи. Это ТВЕРДЫЙ
и МЯГКИЙ знаки. В этой стране существует правило: попасть за ворота можно в том случае ,если правильно справишься с заданием.
Необходимо написать без ошибок слова:
В…езд,сем…я,об…явление,друз…я,Тат…яна,вороб…и,колос…я.
/Слова пишутся на доске./Ученик у доски вставляет пропущенные знаки.
Мы успешно справились с заданием, нас пропустили дальше. Вот площадь Звуков. На домах записи. Давайте перепишем их в тетрадь.
А роза упала на лапу Азора.
Около Миши молоко.
Аргентина манит негра.
Интересные надписи, но давайте попробуем прочитать их наоборот, слева направо. Это так называемые перевертыши. Посчитайте, сколько в первом
предложении слогов, гласных и согласных звуков?
И с этим заданием мы справились. Вспомним, что мы находимся на площади Звуков, а звуки рождают музыку; под музыку хочется двигаться.
Физминутка.
1.Дыхательное упр.
2.Наклоны головы вправо-влево.
3.Разминка кистей рук.
4.Дыхательное упр.
Отдохнули ,теперь продолжим наше путешествие. С площади мы попадаем на улицу Ударений.
Для чего нужны ударения?
/Ударение необходимо для правильного произношения слова и для верного понимания его значения/
Есть у ударений и смыслоразличительная роль. Прочитайте написанное и отгадайте:
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение
И превращаюсь я в конфету.
/Ирис-Ирис/
А теперь в написанных на доске словах расставьте ударение:
Алфавит ,арбуз, библиотека, документ, магазин, шофер.
Запоминанию правильного ударения способствует и отгадывание загадок:
На бахче у нас растет,
Как разрежешь -сок течет;
Свеж и сладок он на вкус,
Называется……/Арбуз/
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется все…/Алфавит/
Мы идем дальше, но кажется, заблудились, потому что попали в тупик ошибок. А выбраться из него можно, если исправим ошибки, которые найдем в текстах.
Карточки раздаются детям, но образец записан на доске.
-Закричал охотник «Ой!
Двери гонятся за мной!»
-На виду у детворы
Крысу красят маляры.
-Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
« Там ползет зеленый лук
С длинными усами».
-Тает снег. Течет ручей
На ветвях полно врачей.
Мы собираем васильки,
У нас на голове щенки.
-Говорят один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом. И с этим заданием вы справились. А наше путешествие на сегодня подошло к концу. Мы повторили с вами сегодня звуки и буквы, правильно расставили ударение в словах, поняли, что правильное ударение помогает понять смысл слов, исправили ошибки, совсем не растерялись в стране Русского языка. Изучать нам предстоит еще много, но сейчас мы отдохнем после длительного и трудного путешествия. Урок окончен.
ТЕМА : « ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛБНОЕ»
ЦЕЛЬ : Знакомство с именем существительным, нахождение грамматических признаков числа, рода, одушевленности-неодушевленности этой части речи.
- Развитие внимательности, мышления;
- Развитие интереса к знаниям.
ОБОРУДОВАНИЕ : доска, мел, плакаты, опорные таблицы,
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и цели урока
3.Проверка домашнего задания.
/ 1ученик читает слова, отвечающие на вопрос Что/Кто?.
2 ученик читает слова, отвечающие на вопрос Какой?
3 ученик зачитывает слова, отвечающие на вопрос Что делать?/
4. Беседа учителя.
Когда мы знакомились с частями речи, то говорили о том, что все мы живем в семье, в которой могут быть такие члены семьи ,как папа, мама, дедушка, бабушка, сын, дочь. Каждый член семьи имеет свое имя. Это
сходно с нашей речью. Наша речь, как и семья, состоит из отдельных частей, т.е. слов. Эти слова имеют свои названия. Прочитайте на плакате эти названия.
/Дети читают: имя существительное, имя прилагательное, глагол./
Сегодня мы будем говорить о части нашей речи-имени существительном.
На плакате запись:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
Ребята, назовите предметы, которые вы видите вокруг себя.
/Парта, стол, стул, доска, ручка, тетрадь и т. д./
А теперь решим небольшую задачу.
Одному из учеников предлагается на выбор две коробки. На одной коробке написано слово ПОДАРКИ, на другой- ПОДАРОК.
Вопрос: Какую коробку надо выбрать, чтобы угостить своих товарищей?
/Взять коробку со словом ПОДАРКИ./
Почему?/Потому что там будет не один подарок, а много./
Верно. А теперь поиграем. Игра называется «Наоборот». Я называю один предмет, а вы хором называете много предметов:
Ученик/ученики/
Стол/столы/
Карандаш/карандаши/
А теперь я называю много предметов, а вы называете один:
Тетради/тетрадь/
Цветы/цветок/
Люди/человек/
Правильно. Вот мы с вами и обозначили один признак имени существительного- ЧИСЛО.
Запомним: если существительное обозначает один(единственный) предмет, то это существительное единственного числа, если обозначает много предметов, то -это существительное множественного числа.
У вас на столах лежат карточки. Возьмите их, прочитайте.
Один ученик читает карточку:
Кто? мама, бабушка;
Что? Туча, столы.
Допишите по одному слову в каждый ряд. После прочтения ребятами написанных слов делается вывод, что к живым предметам ставится вопрос Кто это? Такие существительные называются одушевленными.
А к именам существительным, которые обозначают неживые предметы ставится вопрос Что это?. Это неодушевленные имена существительные.
Второй признак имени существительного- одушевленность- неодушевленность.
Все имена существительные можно разделить на 3 группы. Какие это группы вы скажете сами, когда прослушаете грамматическую сказку.
Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама Королева их путала.
И вот однажды она издала указ: Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награжден.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили они все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они ,делили слова, да так и не разделили до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода(туда попали слова: муж, дядя, папа, стул). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода(туда попали слова: жена, бабушка, весна…).
А что стало с остальными словами, мы узнаем после физ.минутки.
1.Дыхательное упр. Медленный вдох на счет4,выдох на счет 6.
Повторить 3 раза.
2.Стоя,руки на поясе.1-поворот головы направо,2.-и.п.,3-поворот головы налево,4-и.п. Повторить 6 раз. темп медленный.
3.И.п.-стоя,кисти тыльной стороной на поясе.1.-2-свести локти вперед, голову наклонить вперед,3-4-локти назад, прогнуться. Повторить 6 раз , затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
4.Крепко зажмурить глаза. Считать до 3,открыть их и посмотреть вдаль. Считать до 5.Повторить3раза.
Садитесь. Вернемся к сказке. Так что же стало с остальными словами? « А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода»,-сказала Королева.
Вот так и появился род существительных .С тех пор Королева перестала путать существительные друг с другом. Но она знала и секрет различия рода существительных. На какие 3 группы поделились имена существительные?(Женский, мужской, средний).
А вот и секрет, который знала королева(плакат):
Женский род запомню я
И скажу: « она- моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он -мой».
Средний род: «Оно -мое!»
Это правило -твое!
А теперь поиграем. В коробке находятся три предмета.
Задание. -Назовите эти предметы и узнайте род этих слов.
СР.Р. Ж.Р. М.Р.
Яблоко груша банан
Назовите их одним словом.(Фрукты).
Появляется опора-плакат.
Итак, что мы узнали сегодня об именах существительных?
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Обозначает предмет
Отвечает на вопрос кто, что
Это не все признаки имени существительного ,но с остальными мы познакомимся на других уроках. А теперь посмотрим, как вы запомнили, что мы изучали на уроке.
Задание 1:Расскажите,что вы знаете об этом сладком слове
Торт -сущ., ед.ч., неод.,ьм.р.
Мама -сущ., ед.ч., ж.р.
2.Отгадайте слова и определите род слов: м…л…ко, л…са, в…да,
б…нан, звер…
Цель урока выполнена. Домашнее задание: определить род слов : небо, мама, папа, солнце, луна, земля, книга, парта, цветок, тетрадь, окно, шалаш.
Определить число сущ-х: доски, подарки, ученик, окно, учебник, столы, ручки.
Выставление оценок учащимся.
Урок окончен.
ТЕМА « Различение на письме предлогов и приставок»
ЦЕЛЬ: Знакомство с орфограммой раздельного написания предлогов, отличие их от приставок;
- Развитие зрительной и слуховой памяти учащихся;
- Воспитание любви к родной речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: мел, доска, таблицы.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели.
- Беседа учителя.
Ребята, сегодня мы познакомимся с правильным написанием предлогов и приставок; звучат они одинаково, а вот пишутся по-разному.
И помогут нам в знакомстве с правилами орфографии сказки. Послушайте:
« Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица, -
Молвит первая сестрица. /Сказка о царе Салтане…»/
-Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
/ «Сказка о попе и его работнике Балде»/
-Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одной тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришел невод с травою морскою.
/ «Сказка о рыбаке и рыбке»/
Из каких произведений эти отрывки?
Ученики называют из каких произведений эти отрывки.
Да, сказки А.С. Пушкина вы знаете и любите. Теперь выберем несколько слов из прочитанного, запишем на доске и разберем по составу.
Ученик у доски записывает и разбирает по составу слова:
Пошел, море, закинул, расписной.
Назовите, какие части слова вам известны? -
Приставка, корень, суффикс, окончание.
Назовите в данных словах приставки: по, за.
Как мы пишем приставки?/Слитно, их нельзя отделить от слова,иначе меняется смысл слова./
Какие приставки вы знаете? /в, раз, на, по, во, с, при, пере, и т.д./
На доске написано слово ХОД
Задание. Придумайте новые слова при помощи приставок на основе слова
ХОД/выход, заход, поход, переход./
Но кроме приставок, есть слова ,которые звучат точно так же, но пишутся со словами раздельно. Это -предлог.
А сейчас немного отдохнем, физ.минутка.
1.И.п. сидя, руки на поясе.1.поворот головы направо,2. и.п.,3.поворот головы налево,4.и.п. Темп медленный. Повторить 4-5 раз.
2.И.п. стоя. Руки вверх.1.сжать кисти в кулак.2.разжать кисти. Повторить 6-8 раз.
3.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
4. Дыхательное упражнение. Вдох на счет 4, выдох на счет 6 . повторить 3р.
Садитесь. Продолжим урок. Вернемся к прочитанным в начале урока отрывкам, посмотрите на плакаты и найдите предлоги; зачитайте их вместе со словами, к которым они относятся.
Ответ: по базару, с тиной, под окном.
Как же отличить предлог от приставки и правильно написать слово?
/Запись на доске/
1.Между предлогом и словом можно мысленно вставить слово .
С/зеленой/ тиной, по /городскому/ базару.
2. К слову с предлогом можно задать вопрос с этим же предлогом.
Пряли /под чем?/ под окном
Невод/ с чем?/ с травою.
- Мысленно поставь слово в И.п. Предлог будет отсутствовать.
Делаем запись в тетрадь для правил.
А теперь, помогите раскрыть скобки и правильно написать слова.
(По)дорожке, (рас)сыпались цветы,(у) тропинки,(на)лужайке, (по)слышались.
Ученики поочередно говорят о правописании слов. Затем отмечают другие орфограммы в словах.
После проверки ученики записывают отрывок на память:
Ветер, ветер, ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Ты гоняешь /на /просторе.
/ «Сказка о мертвой царевне …»/
После записи в тетрадях ученики сверяют написанное с записью на плакате.
Вопрос: Как вы написали НА в последней строчке?/Слитно, раздельно/
Ответ: раздельно, т.к. это предлог.
Задание. Подчеркните в этой строчке подлежащее и сказуемое.
Ответ: Ты –подлежащее , гоняешь -сказуемое.
После ответов учеников учитель подводит итог. На уроке сегодня мы познакомились с правилами правильного написания предлогов и приставок; научились различать приставки и предлоги, а в дальнейшем мы будем закреплять свои навыки и умения в письменных работах.
Повторили правописание безударных гласных в корнях, вспомнили сказки А.С. Пушкина.
Д.З. Выучить правило, записанное в тетрадях для правил.
Выставление оценок.
Урок окончен.
Проанализировав образец,вставьте нужное слово :
Багор (роса) тесак
Гараж (…. ) табак
Фляга (альт) жесть
Косяк (…...) мираж
Книга (аист) салат
Порог (…...) омлет
Лоток (клад) лодка
Олимп (……) катер.
Канава (внук) улика
Холст (……) олень
Подберите слово,которое служило бы окончанием первого и началом второго (количество точек соответствует количеству букв):
У (…) ова апо (….) б
С (…) окно кес (…) ет
Г (…) ожа вам (…) амида
У (….) ь сна (…) овой.
Объясни значение фразеологических оборотов:
Кожа да кости
Дырявая память
На всех парусах
Перемывать косточки
Рукой подать
Сбить с толку.
Загадки-шутки
В каком глаголе 100 отрицаний?
В каком 100 букв Й? В каком 100 букв Ю ?
ПРОФЕССИЯ ПОВАР
ЦЕЛЬ :знакомство с профессией повара.
Ход занятия.
1 уч. У меня растут года-
Будет мне 17.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
2 уч. Профессий очень много .Если их пересчитывать ,не хватит урока. Профессию необходимо выбирать по душе, чтобы твой труд приносил радость тебе и людям.
1 уч. Кулинария-это искусство приготовления пищи ,а повар-это человек ,который эту пищу готовит.
2 уч. История кулинарии начинается с древних времен. И каждый новый век вносит что-то новое в питание людей. Сначала человек ел сырую пищу ,затем научился готовить ее на огне ,потом стал добавлять всевозможные пряности и процесс приготовления пищи превратился в искусство
Повару необходимо знать:
1.Блюда разных народов;
2.Уметь использовать всевозможные специи;
3Знать свойства продукиов;
4Уметь их хранить,
5Распозновать качество,
6Быть чистым и опрятным,
7Содержать рабочее место в чистоте.
1 уч. Эту профессию можно получить в ПТУ №7,училище готовит специалистов,которые могут работать как на берегу,так и в море.
- Я могу варить картошку
Из мешка берм картошку
И питайся понемножку
Можешь есть ее вареной
Иль в мундире запеченной
Из картошки сварим кашу
Кому каша надоест
Пусть картошку в супе ест.
Наш век очень быстрый.Поэтому когда нет времени готовить пищу на огне,можно сделать будерброд
-Чудак – математик
В Германии жил
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил
Потом результат сложил себе в рот
Вот так
Человек
Изобрел бутерброд.
Затем ученики готовят бутерброды и сервируют стол.
В это время раздаются кроссворды все участники его разгадывают;затем бутерброды ставят на стол,угощают всех. .
Опорные конспекты, их роль в усвоении программного материала учащимися специальной коррекционной школы.
Опыт показывает ,что если теоретический материал группируется в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого материала на уроке без перегрузки учащихся
Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям, получившим подтверждение в многочисленных экспериментах Л.В.Занкова, В.В Давыдова и др.,где была доказана эффективность «2-го вида обобщения»- движения от абстрактного к конкретному ,раннего сопоставления сходных понятий ,а не изолированного изучения каждого из них.
В методической системе Шаталова В.Ф. введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с помощью так называемых опорных сигналов.
Опорный сигнал по Шаталову-это ассоциативный символ ,заменяющий некое смысловое значение ;он способен мгновенно восстановить в памяти известную ранее и понятую информацию/Учит.газета 1987г.,9 апр./
Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.
Обучение предполагает активную мыслительную деятельность учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, соотнесения ее с ранее усвоенным материалом, выделения главного.
Увидеть большую тему в целостном виде, без схематизированного краткого конспекта довольно трудно .Схема представляет собой прием, облегчающий восприятие темы и ее понимание.
Известный советский историк ,Л.Н.Гумилев, писал: «Схема- целенаправленное обобщение материала: оно позволяет обозреть суть предмета исследования ,отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко ,значит остаются силы на то ,чтобы продвинуться дальше, т.е. поставить гипотезы и организовать их проверку. Схема- это скелет работы,без которого она превращается в медузу или головного маллюска».
Роль такой схемы в методической системе В.Ф.Шаталова играет опорный конспект.
Опорные конспекты во многом сходны со школьными наглядными пособиями. Но в отличие от последних они содержат знаки ,конкретизирующие содержание абстрактного теоретического материала: рисунки ,ключевые слова, короткие фразы и т.д.
Одна из задач опорного сигнала- облегчение понимания новой информации и закреплении ее в долговременной памяти ,что особенно важно для детей ,обучающихся в школе 8 вида. Возможность наглядно представить теоретические знания служит хорошей опорой для их осознания учащимися, что особенно важно в школе, где преобладает словесное обучение. Систематизация и логичность представления учебного материала облегчают работу всех механизмов произвольной памяти.
Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются ,то уровень усвоения нового материала повышается.
При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память ,причем способ запоминания не механический ,а основанный на установлении смыслового понимания сигналов ,что особенно важно для детей с проблемами в развитии. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная/моторная/память.
В работе с опорными конспектами системно используется многократное вариативное повторение ,что обеспечивает сохранение учебной информации в долговременной памяти .Такое осмысленное запоминание является альтернативой механическому заучиванию ,зубрежке.
РАЗРАБОТКА И СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ
1.Подбор фактического материала. Этот этап работы играет большую роль ,позволяет учителю глубже разобраться во внутрипредметных и межпредметных связях темы. Материал отбирается из разных источников: программы, учебника, справочной литературы.
2.Генерализация материала .Выделение ядра знаний ,основных понятий .На этом этапе происходит обобщение содержания»выжимка» отобранного материала отбрасывание второстепенного ,малосущественного.
Основные орфограммы ,пунктограммы ,правила определения, формулировки-эти наиболее важные фактические данные составят»ядро» знаний, которое должно храниться в долговременной памяти учащихся.
Значительную часть этой суммы знаний должен составлять оперативный материал ,необходимый в практической деятельности.
Применение в учебной работе опорных конспектов ни в коей мере не упрощает программу ,не сокращает ее в объеме. В каждом опорном конспекте отражен весь учебный материал темы или раздела. Опорные сигналы стимулируют развитие творческого мышления учащихся.
Опора на сигнал-эквивалент смыслового значения .Если наглядность в школьной практике используется вне определенной системы ,то опорные конспекты являются постоянным и необходимым компонентом учебного процесса. Они играют значительную роль и при изложении материала ,и при отработке учебных навыков и умений ,и при повторении ,и при контроле знаний учащихся.
Структура расположения блоков должна быть удобна и для запоминания ,и для воспроизведения ,и для проверки учителем.
При оформлении опорных сигналов большое значение имеет цветовое оформление. Правильно раскрашенный конспект должен манить ,привлекать ,заострять внимание на главном, т.е воздействовать на ученика своими эстетическими качествами .С точки зрения психологического воздействия нужно помнить ,что теплые цвета/желтый ,оранжевый, красный/ на психику человека действует возбуждающе. Поэтому при применении их в опорных конспектах необходимо соблюдать чувство меры. Красным цветом в наших опорных конспектах выделено самое главное.
Опорные сигналы должны быть разнообразными на только по форме, но и по содержанию.
Опорный конспект представляет собой свернутую в пружину схему знаний, готовую развернуться в объемное знание.
Во вспомогательной школе опорные конспекты помогают детям усвоить программный материал ,осмыслить его и применить эти знания на практике. Они являются для детей хорошим подспорьем в усвоении программного материала.
Известно ,что зрительная память играет главенствующую роль в формировании знаний учащихся .Имея ежеурочно помощь в форме опорного сигнала, ученик вырабатывает стойкое практическое применение теоретических знаний в работе на уроках.
ФОРМИРОВАНИЕ
ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ
ЗОРКОСТИ И
САМОКОНТРОЛЯ
НА УРОКАХ ПИСЬМА
ТЕМА СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА
Цель: Знакомство со сказками А.С.Пушкина;
Развитие слуховой, зрительной памяти учащихся;
Воситание любви к роднму языку и родной литературе на примерах сказок А.С.Пушкина.
Оборудование Книги А.С.Пушкина,декорация к сказке А.С.Пушкина, костюмы.
Ход праздника.
Учитель.
Имя этого человека хорошо известно каждому русскому человеку.
В 2009 году мы будем праздновать 210 лет со дня рождения великого человека, поэта , гражданина.
А.С.Пушкин родился в 1799 году в семье отставного майора. До начала обучения в лицее,Саша находился дома на воспитании няни Арины Родионовны. Долгими зимними вечерами она рассказывает Саше о кресьянской жизни. Он засыает под песни,спетые ею, сказки ,рассказанные простым народным языком. Именно она сумела показать ему красоту и вошебство русского языка, воспитать любовь к простому человеку из народа.
В 12 лет Сашу отдают учиться в Лицей. Это было самое лучшее учебное заведение того времени, в котором имели право учиться только дети Царской фамилии.
Друзья его, несмотря на то , что многие из них писали стихи, безоговорочно признали его поэтическое лидерство.
По окончании учебы еред юношей встает вопрос:Кем быть? Чиновнком, офицером, пэтом? И он выбирает последнее.
Погибает А.С.Пушкин на дуэли в 37 лет, но поэзия его будет ить вечно.
Ребята, вы знакомитесь с творчеством А.С.Пушкина еще совсем маленькими.Не умея читать и писать, вы уже слышите музыку его стихов из маминых уст, которая читает вам сказку. Подрастая, вы знакомитесь с ними сами, читая произведения поэта.
Вопрос.Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?
Дети отвечают.
Учитель. Правильно. Их всего 5.
«Сказка о попе и его работнике Балде»
«Сказка о цоре Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о золотом петушке..»
А сейчас посмотрим, как вы знаете эти сказки?
«Жил старик со своею старухой у самого стего моря.
Они жили ветхой землянке, ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбку, старуха пряла свою пряжу.
/ «Сказка о рыбаке и рыбке»/
2.Какие желния были у старухи?
Хоть бы взял ты с нее корыто,наше то совсем раскололось.
Поклонись ей, выпроси избу.
Поклонись рыбке, не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовой дворянкой.
Поклонись рыбке, не хочу быть столбовой дворянкой, а хочу быть вольною царицей.
Воротись, поклонись рыбке не хочу быть вольной царицей, хочу быть владычецей морскою, чтобы жить мне в море- океане.
3. А это из какой сказки?
«Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет,
ты,царица, всех милее, всех румяней и белее.
/Сказка о мертвой царевне.
- У кого спрашивал Королевич Елисей о том, где находится его невеста?
- Каким был ответ зеркальца в конце сказки?
«ТЫ прекрасна спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее».
- «Негде в тридесятом царстве, в тридесятом государстве
Жил- был славный царь Додон.
Смолоду был грозен он.
И соседям то и дело наносил обиды смело.
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел,
И покой себе устроить.
Вспомните, сколько денег заплатил царь Додон за золотого петушка?/Нискоько/
Он должен был выполнять волю мудреца.
Кто виноват в смерти царя Додона? /Шамаханская царевна./
Учитель. Правильно,ребята. В этих сказках борется добро и зло, побеждает доро, зависть наказывается, предательство раскрывается.
А сейчас ребята покажут вам сказку про попа и его работника Балду.
Ребята показывают сказку.
Подводится итог.
В своих классах продолжите работу по изученю не только сказок, но и в других произведений поэта, более подробно познакомитесь с жизнью поэта,его друзьями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.
Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....
Формирование орфографической зоркости
Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...
Формирование орфографической зоркости
Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...
Формирование орфографической зоркости учащихся 5-9 классов
Практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной, чтобы научиться правильно писать, ученик должен овладеть правила...
Концепция по теме самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формирования орфографической зоркости учащихся»
Каждому учителю русского языка известно, что сформировать грамотное письмо у учащихся - задача не из легких. В этом я убедилась с первого дня работы в школе. Орфографические навыки, действительно, при...
Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...
Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы зоркости
В последние годы всё сложнее складываются отношения школьников с родной речью, родным языком. Увлечь их, заставить полюбить русский язык учителю бывает непросто. Поэтому, работая с обучающимися, как м...