Урок литературы "В.В.Маяковский"
методическая разработка (7 класс) на тему
Первый урок в разделе изучения жизни и творчества В.В.Маяковского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
первый урок по теме | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Григорьева Т.А.
ЧОУ "школа экономики и права"
Красносельского района города Санкт-Петербург.
Конспект урока литературы в 7 классе
«Знакомство с жизнью писателя»
Тема урока: биография В.В. Маяковского
Цель: познакомить учащихся с жизнью поэта
Задачи:
1.Обучающие :
- обучить учеников умению работать с презентацией.
- научить соотносить визуальный ряд с текстом
- научить структуировать информацию из текста по значимости
- уметь составлять конспект и вычленять значимое из текста
2.Развивающие :
- Развить внимание
- Развить аналитическое мышление
- Развить грамотную устную речь
3.Воспитательные :
- Воспитывать патриотизм
- Воспитывать умение работать в коллективе
Оборудование : доска, проектор, ноутбук, презентация ,тетради, письменные принадлежности.
Ход урока.
1. Орг. Момент и приветствие класса.
2. Проверка домашнего задания.
3.Подготовительная работа :
-Ребята, какому историческому событию в ноябре было 100 лет ? ( Октябрьская революция)
-А знаете ли Вы писателей и поэтов, работавших в после Революции в России? Назовите фамилии .
- Посмотрите на экран. Скажите, вы знаете , кто здесь изображен ? ( варианты ответов учащихся)
-Так давайте же посмотрим, кто из вас был прав ! ( щелчок мышки по изображению, выплывает текст «Владимир Владимирович Маяковский»)
4. Работа с презентацией:
- Темой нашего сегодняшнего урока будет жизнь Владимира Владимировича Маяковского. Запишите, пожалуйста, его имя себе в тетради.
Он родился в 19 веке,а творил и умер уже в 20ом. ( щелчок мышки по изображению, выплывают даты жизни)
Слайд 2.
Небольшое селение Багдади вблизи города Кутаиси прославилось тем, что его переименовали в Маяковский. В нем родился один из интереснейших поэтов современности, но многие сельчане думали, что это переименование было в честь отца поэта – лесничего, умного и уважаемого среди крестьян человека.
Как вы думаете, судя по названию села и города, в какой стране родился Маяковский ? (варианты ответов) . Правильно, ребята, это Грузия!
Давайте подумаем, что мы запишем с вами в наш конспект в тетради ? ( «Родился в Грузии в селе Багдади»)
Слайд 3.
Детство среди привольной, величественной, прекрасной природы Кавказа было счастливым для будущего поэта.
Я знаю:
глупость – эдемы и рай!
Но если
пелось про это,
должно быть, Грузию, радостный край,
подразумевали поэты!
Слайд 4.
В 1902 году Володя поступает в Кутаисскую гимназию, но на школьной скамье ему не сидится: слишком привлекательно революционное движение. Хочется быстрее стать взрослым, хочется изменить мир к лучшему.
Слайд 5.
В 1908 году от заражения крови умирает отец, и семья перебирается в Москву, где Володя мог бы учиться на художника (это была его мечта). Два года учебы в Строгановском училище прерываются арестами из-за подпольной работы – Маяковский не мог отказаться от революции, она казалась ему возможностью переустройства жизни.
-Ребята, а кто знает, чему учат в Строгановском училище ? (варианты ответов учащихся) . В училище Маяковский изучал живопись.
Скажите, что важного мы уже узнали о юности Маяковского из презентации ? Что запишем ?
( « В 1908 году семья Маяковского переезжает в Москву» , « Два года учился в Строгановском училище на художника» , «Был арестован за подпольную работу»)
Слайд 6.
За участие в подготовке побега политзаключенных Маяковский попадает в Бутырскую тюрьму, где проводит без малого год. Там впервые он начинает писать стихи. Впоследствии он так оценивал результаты своих поэтических опытов: «Вышло ходульно и ревплаксиво». Стихи были отобраны тюремщиками и затерялись в архивах, однако сам поэт считал именно это время началом своей творческой карьеры.
Слайд 7.
«Хочу делать социалистическое искусство», - так Маяковский определил цель своей жизни в 1910 году. Знакомство с Давидом Бурлюком было очень важным для всей жизни Маяковского. В нем он нашел и друга, и единомышленника: они оба были убеждены, что новая жизнь – это новое искусство, и этим искусством назвали футуризм.
«Мы пойдем на улицы Москвы, в гущу народа и станем…читать стихи… Мы, революционеры искусства, обязаны выступить с проповедью нового искусства по всем городам России… Мы должны и можем делать феноменальные явления и в искусстве, и в жизни. Возьмем мир за бороду и будем трясти…облапим весь мир земной и повернем в обратную сторону…Всё человечество – наше – и никаких разговоров!...»
-Чем захотел заниматься Маяковский в 1910-ом году ? Давайте запишем : ««Хочу делать социалистическое искусство», - так Маяковский определил цель своей жизни в 1910 году.»
Скажите, а что же такое «социалистическое искусство» ? ( варианты ответов детей)
Слайд 8.
Маяковский знакомится с людьми, оказавшими влияние на становление его поэзии. Это – Анатолий Крученых, Велемир Хлебников и, конечно же, Давид Бурлюк. Они совместно создают одну из литературных групп русских футуристов, которую называют «кубофутуристами». Именно под знаком футуризма развивается творчество Маяковского.
-Давайте подумаем, какую важную информацию из этого текста мы должны занести в наши конспекты ? Запишем « Кубофутуристы :
Хлебников
Бурлюк
Крученых
Маяковский»
Запишите также «футуризм — это» и пропустите две строчки вниз. Что такое футуризм — вы найдете дома и запишите самостоятельно.
Слайд 9.
Футуризм (от лат. futurum - будущее) как литературный метод и направление зародился в Италии в начале 10-х годов ХХ века. Однако в России был известен лишь манифест итальянских футуристов, но еще не были переведены их стихи, поэтому русские футуристы в значительной мере формировались самостоятельно. Кубофутуристы отличались прежде всего резким неприятием всей предшествующей культуры, отрицали современное устройство общества и резко, до скандальности, обличали его в своем творчестве – чего стоят сами названия их сборников «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу».
Слайд 10.
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Слайд 11.
Октябрьскую революцию 1917 года поэт принял восторженно. Новый строй оказался его символом веры, которому Маяковский посвятил и свое творчество, и свою жизнь.
Однако он не был «придворным поэтом», Маяковский слишком ясно видел общественные недостатки. Две главные опасности, угрожавшие, по мысли поэта, созданию нового общества, - мещанство и бюрократизм – были отчетливо проявлены в пьесах «Клоп» и «Баня».
Слайд 12.
В 1919 – 1920 годах Маяковский работал в РОСТА - Российском Объединенном Советском Телеграфном Агентстве. Это было учреждение, в котором в образной форме, с помощью стихов и карикатур, рассказывалось о наиболее важных политических событиях. Эти рисунки вывешивались прямо на витринах агентства, и их стали называть «Окна РОСТА».
-Давайте запишем, что такое РОСТА .
-Запишите,в каких годах Маяковский работал в РОСТА.
Слайд 13.
«Окна РОСТА»
Слайд 14.
Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В его произведениях конца 20-х годов всё чаще стали возникать трагические мотивы. Крайне обострилась его личная жизнь. Всё это привело к трагедии – в 1930 году Маяковский покончил жизнь самоубийством.
Похоронная процессия в Москве.
Могила поэта на Новодевичьем кладбище.
Давайте подумаем, что мы можем записать в конспект ? ( варианты ответов детей; « Покончил жизнь самоубийством в 1930», «Похоронен на Новодевичьем кладбище»)
-Ребята, а кто знает, в каком городе находится Новодевичье кладбище ? ( варианты ответов детей) . Маяковский покоится в Москве.
Слайд 15.
Один из современников Маяковского Юрий Олеша сказал о нем однажды: «Когда я вспоминаю Маяковского, я тот час же вижу эти глаза…
Они на меня смотрят, и мне кажется, что в мире становится тихо, таинственно.
Что это за взгляд?
Это был взгляд гения…»
5. Обобщение :
-Ребята , о каком авторе мы сегодня разговаривали ?
Где родился Маяковский ?
Почему он оказался в Москве ?
Из-за чего Маяковскому пришлось закончить обучение в училище?
А что такое Окна РОСТА ?
Из-за чего умер Маяковский?
Молодцы!
А теперь давайте проверим ваши конспекты. ( выбирается один ученик из класса) Прочитай,что ты записал в тетрадь за весь урок ? ( читает)
6. Подведение итогов :
А теперь поднимите руки те,кто отвечал на вопросы, внимательно слушал и отлично работал на уроке! Все согласны, что они заслуживают оценки 5? ( выставление оценок и обсуждение спорных учеников)
А теперь кто отвечал правильно, но мало , кто работал хорошо,а не отлично ? Согласны с теми,кто получит оценку 4 ?( выставление и обсуждение оценок)
А есть ли те,кто работал плохо, отвечал невпопад или неправильно, кто не написал конспект ? Кто честно получит тройку ? ( выставление и обсуждение оценок)
7. Домашнее задание :
-Откройте ваши дневники и запишите задание на следующий урок : « определение «футуризм» , выучить конспект.
В начале следующего урока мы напишем с вами тест по биографии Маяковского!
Все молодцы! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы. В. Маяковский. Начало творческого пути.
Вступительный урок по творчеству В. Маяковского с использованием презентации....
Конспект урока по литературе. Ранний Маяковский
Ранний период творчества интересен уже тем, что Маяковский более непосредственно, чем после революции, выражает себя. Е.Эткинд:"Ранняя лирика Маяковского - это крик отчаяния и ненависти, обращени...
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Презентации к уроку литературы "Биография Маяковского"
Данная презентация создана для первого урока в цикле уроков изучения творчества В.В. Маяковского...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...