Игра по страницам Пушкинских сказок
план-конспект занятия (6 класс) на тему
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_po_stranitsam_pushkinskih_skazok.zip | 15.45 КБ |
Предварительный просмотр:
"Игра-путешествие по страницам сказок А.С. Пушкина"
Образовательные цели:
- Обобщить и дополнить знания учащихся, которые получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина;
- Проверить умение школьников ориентироваться в содержании произведения;
Развивающие цели:
- Растить вдумчивого читателя, способного анализировать, сравнивать, обобщать;
- Развивать память, связную монологическую речь учащихся;
- Способствовать развитию творческого воображения и актерских способностей детей;
- Вдохновить кого-либо начать писать собственные сказки или стихи.
Воспитательные цели:
- Поддерживать интерес к урокам литературы, вызвать желание неоднократно возвращаться к пушкинским произведениям;
- Прививать любовь к возвышенному, поэтическому миру сказки;
- Заронить в детские души семена добра, справедливости, любви к ближнему, научить радоваться своим успехам и успехам друзей;
- Воспитывать чувство прекрасного;
- Укреплять дух соревнования;
Оборудование: музыкальный центр.
Оформление класса: Портрет А.С. Пушкина;
Плакат:
В класс пришел, не хмурь лица,
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся
И в игру скорей включайся!
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма.
А.С. Пушкин
"Памяти Пушкина":
Мы чтить тебя привыкли с юных лет,
И дорог нам твой образ благородный,
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
А. Плещеев.
"Парад сказочных героев" (под музыку входят ученики в сказочных костюмах).
Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас, и надеюсь, что наша встреча будет для вас интересна и полезна, станет настоящим праздником.
Все мы, люди, родом из детства. Мы, взрослые, вспоминаем свое детство, как волшебный сон. И, наверное, ребята, вам родители иногда говорят: "Как бы я хотела сейчас оказаться на твоем месте, стать такой же маленькой, как ты". Счастливы те дети, у которых есть бабушки, особенно если бабушки перед сном рассказывают волшебные сказки. Итак, представьте:
Сценка.
(На фоне мелодии ведущий читает текст, за столом сидит Арина Родионовна (вяжет), рядом маленький Пушкин.)
Ведущий.
Мерцали редкие огни деревни Михайловское: В доме Пушкиных, стоявшем среди парка, утонувшего в сугробах, светилось лишь одно окно: Сейчас, когда ночь окутывала землю, нет писем, не звенит колокольчик, возвещая о чьем-то приезде: И кажется, что на всем белом свете они только двое: Пушкин и няня.
Няня. - Вот взялись они за руки, и пошли, куда глаза глядят. Идут, идут - видят озеро большое, а у озера - табун лошадей. Захотелось Иванушке пить, а сестрица Аленушка не пускает. "Не пей, говорит, братец, а то будешь жеребеночком. Потерпи, милый, до колодца:" (Клубок шерсти скатился с колен няни на пол. Она, кряхтя, нагнулась, подняла и снова задвигала спицами, лукаво поглядела на Александра.) Сказывать дальше, аль спать будешь?
Ведущий.
Она быстро досказала сказку.
Няня. - Высватали Иванушке царевну из соседнего царства, свадьбу учинили, и такой веселый пир пошел, какого с начала мира не было: И я там была, - закончила няня, складывая работу и втыкая спицы в шерсть, - мед, пиво пила, по губам текло, да вот, жаль, в рот не попало. (Она тяжело поднялась с табурета). - Ну, спи, Христос с тобой, - сказала она и перекрестила Александра, приговаривая: "Спи, глазок, спи другой. О хорошем думай - сон хороший увидишь".
Ведущий.
Александр внимательно слушал сказку. Он затвердил в ней почти каждое слово, но готов был слушать еще и еще. Его убаюкивал певучий голос няни, а в голове шевелились при этом какие-то неясные и приятные мысли.
Слово учителя.
6 июня 2014 года в России отмечается 215-гая годовщина со дня рождения А.С.Пушкина.
Наше мероприятие называется "По страницам сказок А.С. Пушкина". Проведем мы его в форме путешествия. Почему путешествия? Да потому, что эта традиция народных сказок. Путешествуют сестрица Аленушка с братцем Иванушкой, царевич на Сером волке, Иван - крестьянский сын: А так как вы все любите игры, песни, загадки и пляски, это будет необычное, игровое путешествие в удивительный волшебный мир пушкинских сказок. Но, прежде чем мы отправимся в путь, я хочу рассказать вам о событии, которое произошло недавно. В село Михайловское пришло удивительное письмо. Его прислал (кто бы вы думали?) Кот ученый. Он обратился в музей с просьбой помочь восстановить некоторые детали сказок, которые подзабыл. А так как у сотрудников перед юбилеем много работы, они попросили помочь коту вас, ребята, и переслали это письмо сюда, в школу №5.
(Учитель читает текст).
Многоуважаемые господа!
Долгие годы мои сказки были самым любимым развлечением всей российской детворы. В Лукоморье шли нескончаемым потоком люди. Я, не останавливаясь ни днем ни ночью, рассказывал и рассказывал сказки, пришедшие к нам из глубины веков от дедов и прадедов. Дети, слушавшие мои сказки, вырастали, становились мамами и папами и, в свою очередь, приводили ко мне своих детей.
Но я постарел, а мир изменился. Сейчас все меньше детей готовы слушать певучие народные сказки, их все больше интересуют телевидение и компьютеры. Школьники готовы часами играть с заморскими чудищами, все чаще выказывают неуважение родному языку, наследию устного народного творчества. Все меньше их приходит ко мне, в Лукоморье, на полянку сказок, все реже они готовы слушать, а тем более читать сказки. И я, старый и больной кот, ничего не могу с этим поделать.
Многоуважаемые господа, помогите мне! Не дайте погибнуть в сердцах детей любви к доброй, милой, лукавой русской сказке! Помогите восстановить в памяти их все подробности, все мельчайшие детали самых лучших из сказок - тех, что стали бессмертными, благодаря легкому поэтическому перу Александра Сергеевича Пушкина.
С надеждой и уважением к Вам, Кот ученый.
P.S. Вот такие сказки я рассказываю ребятам сейчас.
Старуха Салтану: ":Дурачина ты, простофиля! Не сумел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, наше-то совсем раскололось:"
Салтан (возмущенно) ":Какое корыто?! Что я царь или дитя?..."
Слово учителя.
-Ребята! Вы поняли, какую сказку рассказал нам Кот? Можно ли назвать одну сказку? (нет, сначала прозвучали слова из "Сказки о рыбаке и рыбке", а затем из "Сказки о царе Салтане:").
-Значит, действительно, у Кота проблемы, много он подзабыл. Вы готовы помочь ему вспомнить все? Тогда отправляемся в наше путешествие.
Но сначала нам надо открыть замок волшебной двери, через которую мы попадем в сказочную страну.
Для этого предлагаю задачки.
Задача №1:
Сколько раз закидывал старик невод в море? (Ответ: 3 раза).
Задача №2:
Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (Ответ: 30 и 3 года).
Задача №3:
Сколько богатырей защищали мертвую царевну? (Ответ: семеро).
Задача №4:
За какую плату нанялся Балда в услужение к попу? (Ответ: три щелчка по лбу).
Задача №5:
Сколько раз разговаривала царица с зеркалом в "Сказке о мертвой царевне?» (Ответ: пять раз).
Задача №6:
Сколько девиц-сестриц сидело под окном? (ответ: три).
Задача №7:
Сколько раз князь Гвидон летал к Салтану? (Ответ: три раза).
1. Комар 2. Шмель 3. Муха
Учитель:
Первое место, куда мы попадаем - это "Аллея знатоков". Здесь нам придется ответить на вопросы сказочной викторины. (Условия: за каждый правильный ответ - один балл). Готовы? Повторим наши заветные слова: "Ура! Ура! Продолжается игра!".
Первая часть викторины. "ОТКУДА ЭТИ СТРОКИ?" (Назовите произведение Пушкина, из которого приведены строки).
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
("Сказка о рыбаке и рыбке")
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
("Сказочная поэма "Руслан и Людмила")
- Какая сказка начинается этими строками? О каком времени года идет речь в начале этой сказки?
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи,
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", о зиме).
Вот восьмой уж день проходит,
Войско в горы царь уводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
("Сказка о золотом петушке").
Вторая часть викторины. "УЗНАЙ ГЕРОЯ".
- О ком написан этот отрывок, из какой он сказки?
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
(О царе Дадоне "Сказка о золотом петушке").
В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке").
Княжны испуганной бледнее;
Зажавши уши поскорее,
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьется:
(Черномор из сказочной поэмы "Руслан и Людмила").
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
(Царевич Елисей "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях").
И вдруг сидит передо мной
Старушка дряхлая, седая,
Глазами впалыми сверкая,
С горбом, с трясучей головой,
Печальной ветхости картина,
Ах, витязь, то была (Наина - коварная колдунья из поэмы "Руслан и Людмила").
В уныньи, с пасмурным челом,
За шумным, свадебным столом
Сидят три витязя младые;
Безмолвны, за ковшом пустым,
Забыли кубки круговые
И брашна неприятна им;
Не слышат вещего Баяна;
Потупили смущенный взгляд:
То три соперника Руслана;
В душе несчастные таят
Любви и ненависти яд.
Один - Рогдай, воитель смелый:
Другой - Фарлаф, крикун надменный:
А кто третий соперник Руслана в поэме "Руслан и Людмила"?
(Молодой Хазарский хан Ратмир).
- Перечислите за одну минуту всех героев "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях", помните о том, что герои бывают живые и неживые. (1. Царь 2. Царица 3. Царевна 4. Царица-мачеха 5. Зеркальце 6. Пес Соколко 7. Чернавка 8. Царевич Елисей 9. Семеро богатырей 10. Солнце 11. Ветер 12. Месяц).
Молодцы! Многих героев сказок узнали! Сейчас будет задание посложней.
Третья часть викторины "ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЛИ ТЫ ЧИТАТЕЛЬ?".
Вы хорошо помните "Сказку о царе Салтане:". По жестокой несправедливости царицу и ее сына посадили в бочку, которую выбросили в море, но "пленники" обратились с мольбой к волне.
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько.
Как "освободились" из своего плена царица и ее сын?
Ответ ребят, уточнение учителя
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся;
Поднатужился немножко:
"Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?" - молвит он,
Вышиб дно и вышел вон.
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет:
Что делают из скорлупок золотых орешков, которые грызет белка в "Сказке о царе Салтане"?
Ответ:
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету.
Три раза закинул старик невод:
В первый раз пришел невод с тиной,
В третий раз с золотой рыбкой.
А во второй раз, с чем пришел невод в "Сказке о рыбаке и рыбке"?
Ответ:
С травою морскою.
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе:"
Так сказал старик золотой рыбке, отпустив ее на свободу, но его старуха захотела воспользоваться умением золотой рыбки исполнять желания.
- Кем хотела стать старуха в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина?
Ответ: столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою. "Копилка для любознательных" (Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода).
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Вступление к какому произведению прозвучало? Что означает слово лукоморье?
Ответ: поэма в шести песнях "Руслан и Людмила".
Ребята, сейчас была сложная интеллектуальная игра, мы прошли длинную "Аллею знатоков" и теперь отправляемся дальше. Давайте скажем: Ура! Ура! Продолжается игра.
Домашнее задание смотрим. Сейчас мы с вами попадаем на бульвар "Веселых мимов". Было задание: с помощью пантомимы изобразите содержание какого-либо отрывка из любой сказки Пушкина.
Отправляемся в путь дальше.
Теперь мы попадаем в необыкновенное место города - на улицу "Забавных недоразумений". Здесь все таинственно, необычно. Всем нам предстоит применить фантазию и смекалку, чтобы справиться с этими непростыми заданиями. Готовы? Ну, давайте, рискнем. И чтобы нам сопутствовала удача, давайте снова повторим "Ура! Ура! Продолжается игра!".
Сейчас прозвучат вопросы под рубрикой "Пушкинская сказка на новый лад".
Задание: Узнайте, какие пушкинские герои могли прислать такие телеграммы?
Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить! (Ответ: Балда!).
Ветер весело шумит, судно весело бежит, мимо острова Буяна. Ждите, ждите, очень спешим. (Ответ: корабельщики).
Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут, знать не будет мне обидно! (Ответ: молодая царевна).
Приеду с подарками, так как на весь мир одона наткала я полотна. (Ответ: вторая сестрица).
Очень жаль, приехать не могу:
"Горе мне! Попались в сети
Оба наших сокола!
Горе! Смерть моя пришла".
(Ответ: царь Дадон).
Догадайтесь, герои каких сказок Пушкина могли бы дать такие объявления?
Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как:
Укусы правого и левого глаза,
Волдыри на носу. (Ответ: Гвидон)
Тем, кто интересуется квартирой! Недорого сдаю на лето свою гостиницу в аренду.
В горнице имеются:
Кругом лавки, крытые ковром,
Стол дубовый,
Печь с лежанкой.
(Ответ: семеро богатырей).
Помните сказочный терем, к которому приходит царевна: лающий пес, тишина на подворье, в светлой горнице - лавки, крытые ковром, печь, полати.
Разгадайте загадку:
Я в сказке Пушкина герой,
Но если Л на Н мне сменишь,
Сибирской стану я рекой.
(Ответ: Елисей - Енисей).
Будьте внимательны. Ответьте на такие необычные вопросы.
- В какой сказке говорится о коварстве красивой девушке? Об устранении еще более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимых больших затратах на погребение и о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средстве реанимации?
- В какой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип "от каждого по способностям, каждому по труду" и присвоило заработную плату трудящегося. А последний учинил самосуд, причинил должностному лицу тяжкие телесные повреждения. (А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде").
Молодцы! Ну, а такого вы не ожидали. Супер игра. "Черный ящик"
Вам необходимо определить, о каком предмете, упоминающемся в произведениях Пушкина, идет речь. (Отвечают все, правильный ответ - лепесточек).
- Балда с помощью этого предмета доказал бесенку свое превосходство. (Палка).
- Предмет, перед красотою которого не устояла царевна. (Яблоко).
- Предмет, с помощью которого Людмила определенное время находилась в безопасности в замке Черномора. (Колпак).
- Балда с помощью этого предмета хотел "море морщить", "проклятое племя" бесов корчить. (Веревка).
- С помощью этого предмета царица-мачеха пыталась узнать о своей красоте. (Зеркальце).
Мы с вами подошли к "Дому актера". Наши ребята покажут инсценированный отрывок из "Сказки о царе Салтане:".
СЦЕНКА
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет:
Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы - дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов - Александра Сергеевича Пушкина! И нам приятно, что "Солнце" русской поэзии, как называли Пушкина друзья, согревает своими теплыми лучами не только вас, российских ребят, но и всех детей мира.
Мы чтить тебя привыкли с юных лет,
И дорого нам твой образ благородный;Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина для учащихся 5 классов "В Стране пушкинских сказок".
Викторин по сказкам Пушкина много, я предлагаю свою версию работы с этим удивительным материалом....
Литературная викторина для учащихся 5 классов "В Стране пушкинских сказок".
Викторин по сказкам Пушкина много, я предлагаю свою версию работы с этим удивительным материалом....
Литературная ИГРА-ВИКТОРИНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ «По страницам любимых сказок» "
Данная разработка содержит вопросы и задания к сказкам....
Урок "игра-эстафета" «По страницам любимых сказок»
Открытый урок физической культуры в 4 классе в форме игры-эстафеты...
Литературный конкурс «По страницам пушкинских сказок»
Литературный конкурс «По страницам пушкинских сказок»...
Знатоки пушкинских сказок
Данный материал представляет собой программу мероприятия для пятиклассников в рамках литературного проекта после изучения сказок А.С.Пушкина. Это командная игра, включающая инсценировки фрагмент...
Урок- игра "По страницам английских сказок"
Урок-игра в 5-м классе по "По страницам английских сказок"...