Урок-викторина по творчеству А.С.Пушкина, 9 класс (у/о)
план-конспект урока (9 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Заключительный урок в системе изучения творчества А.С.Пушкина в 9 классе школы (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-viktorina_po_pushkinu.docx46.82 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫУПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫУл. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840Телефон/Факс: 8 (495) 851-50-03                                                  e-mail: tro_school@dszn.ru

ОТКРЫТЫЙ УРОК-ВИКТОРИНА ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С.ПУШКИНА

14.10.2016

Варченко Е.В.


Урок-викторина по творчеству А.С. Пушкина.

Данный урок является заключительным в системе уроков по творчеству А.С.Пушкина в 9 классе.

Цели: 
Образовательные: повторение, обогащение сведений о Пушкине как человеке и великом писателе и поэте; повторение сведений, полученных на предыдущих уроках; развитие навыков выразительного чтения учащихся; изучение читательских интересов школьников; контроль объема и качества самостоятельного чтения учащихся; выявить уровень свободного владения материалом 
Развивающие: развитие ассоциативной памяти и мышления учащихся; творческих способностей детей; развитие речи учащихся, умения точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос. 
Воспитывающие: вызвать у учащихся желание самостоятельно продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.; воспитание читателя, чуткого к художественному слову; воспитание нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему), учить учащихся слушать друг друга, уважать мнение товарища.

Оборудование: 
Портрет писателя, иллюстрации к произведениям Пушкина, книги о Пушкине и произведения автора.

Предварительная работа: вспомнить и прочитать произведения автора

Форма проведения викторины: 
урок совершенствования знаний (викторина)                

 ХОД УРОКА

Викторина состоит из 7-ми туров.

1 тур: Конкурс «Разминка»

1. Назовите дату рождения А.С. Пушкина (06. 06. 1799)

2. Как звали деда А.С. Пушкина? (Абрам Петрович Ганнибал)

3. Откуда был  привезён Абрам Петрович Ганнибал в дар Петру I? (из Турецкого Константинополя)

4. Назовите город, в котором родился поэт. (Москва)

5. Как назывался лицей, в котором учился А.С. Пушкин? (Царскосельский)

6. Назовите имя известного русского поэта, учителя Пушкина. (Г.Р. Державин).

7. В течение всей жизни А. С. Пушкина «лишали» возможности свободно общаться с обществом. Как назывались эти периоды жизни поэта? (ссылка)

8. Назовите имя няни А.С. Пушкина. (Арина Родионовна)

9. Как погиб поэт? (на дуэли)

10. Как звали оппонента Пушкина на дуэли? (Дантес)

Абрам Петро́вич Ганниба́л (1696 — 20 апреля 1781) — русский военный инженергенерал-аншеф, прадед А. С. Пушкина. Ибрагим был сыном чернокожего африканского князя — вассала турецкого султана. В 1703 году его захватили в плен и отправили в султанский дворец в Константинополе. В 1704 году русский посол Савва Рагузинский привёз его в Москву, где через год тот был крещён. Поскольку крёстным отцом был Пётр I, в православии Ибрагим получил отчество Петрович. С 1756 года — главный военный инженер русской армии, в 1759 году получил звание генерал-аншефа. В 1762 году вышел в отставку. Во втором браке у Ганнибала родился Осип Абрамович Ганнибал — дед А. С. Пушкина по материнской линии. Своему прадеду А. С. Пушкин посвятил неоконченный роман «Арап Петра Великого».

2 тур:  Угадай героя и его произведение. По описанию портрета литературного персонажа назвать героя и произведение, в котором он фигурирует.

1. Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет.

(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)

2. Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит. (Царевна – Лебедь, «Сказка о царе Салтане»)

3. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки. (старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

4. Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

И жених сыскался ей –

Королевич Елисей. (молодая царевна, « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

3 тур: Продолжи стихотворную строку, выбрав её из словаря

1.  Сижу за решеткой … (в темнице сырой)

2. Я помню чудное мгновенье…(передо мной явилась ты)

3. Жил – был поп…(толоконный лоб)

                  4. У Лукоморья дуб зеленый… (златая цепь на дубе том)

5. Во глубине сибирских руд ….(храните гордое терпенье)

6. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,….(на мутном небе мгла носилась;  )

7. как ныне сбирается вещий Олег… (отмстить неразумным хозарам:)

4 тур Какому из литературных героев принадлежат эти вещи?

Хрустальный дом (белка)

Корыто (старуха)

Невод (старик)

Борода (Черномор)

Череп коня (вещий Олег)

Хрустальный гроб (мертвая царевна)

Зеркальце (царица)

Золотой петушок (царь Дадон)

5  тур: “Вопрос – ответ”

Вопросы.

1. В литературном обществе “Арзамас”, членом которого был А.С.Пушкин, у каждого из членов было своё прозвище: “Светлана” у Жуковского, “Старушка” у Уварова, “Асмодей” у Вяземского. Какое прозвище было у А.С.Пушкина?

Ответ: “Сверчок”.

2. Назовите нижегородское имение, связанное с творчеством поэта.

Ответ: Болдино.

3. Скажите, какое слово в строке пропущено: “Маша имела прекрасный ………….. и большие музыкальные способности”?

Ответ: слово голос.

4. Назовите город, откуда родом коварная Шемаханская царица из “Сказки о золотом петушке”.

Ответ: Шемаха.

5. “Бежал, как швед под Полтавой” – историческая пословица, связанная с крупнейшим событием в истории России. Кто разбил шведов под Полтавой 27 июня 1709 года?

Ответ: Полтавская битва, Пётр I

6 тур⃰: “Напиши ответ”.

1. В отрывке из поэмы “Руслан и Людмила” расставьте знаки препинания и пропущенные буквы, пропущенные знаки препинания даны сбоку от строчки в скобках, найдите им место в строке, а буквы вставьте самостоятельно

А Черномор Он за седлом                       (, ?)
В котомк
ведьмою забытый                (, ,)
Ещё  не знает  н
 о чём                          ( ; )
Усталый сонный и сердитый                  ( , )
Княжну героя моего                                 ( , )    
Бранил от скуки молчаливо…

Ответ:

А Черномор? Он за седлом,
В котомке, ведьмою забытый, 
Ещё не знает ни о чём;
Усталый, сонный и сердитый
Княжну, героя моего
Бранил от скуки молчаливо…

⃰ для сильных учащихся

7  тур: “Прочитай выразительно отрывки из произведений А.С.Пушкина”.

Уж близок полдень, жар пылает,
Как пахарь, битва отдыхает
Кой-где гарцуют казаки.
Соперники в искусстве брани, 
Не знайте мира меж собой;
Несите мрачной славе дани
И упивайтеся враждой.

Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье…
Об ней, друзья мои, для вас
Начну своё повествованье.
Привёл меня Бог видеть злое дело.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.**

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тлeнья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.К нему и птица не летит
И тигр нейдет — лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин .
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
"Эй, пошел, ямщик!" - "Нет мочи:
Коням, барин, тяжело,
Вьюга мне слипает очи,
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.
Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она.
Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса.
Но я вникал в ее беседы мало.

Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.

ТЕСТ

на знание творчества А.С.Пушкина

учащийся __________________________ класс__________ предмет_________________________дата проведения____________

1 тур: Конкурс «Разминка»

1. Назовите дату рождения А.С. Пушкина ___________________________________________________________________________

2. Как звали деда А.С. Пушкина? ___________________________________________________________________________________

3. Откуда был  привезён Абрам Петрович Ганнибал в дар Петру I? ______________________________________________________

4. Назовите город, в котором родился поэт. (Москва)__________________________________________________________________

5. Как назывался лицей, в котором учился А.С. Пушкин? ______________________________________________________________

6. Назовите имя известного русского поэта, учителя Пушкина. __________________________________________________________

7. В течение всей жизни А. С. Пушкина «лишали» возможности свободно общаться с обществом. Как назывались эти периоды жизни поэта? ____________________________________________________________________________________________________

8. Назовите имя няни А.С. Пушкина. ________________________________________________________________________________

9. Как погиб поэт?________________________________________________________________________________________________

10. Как звали оппонента Пушкина на дуэли? _________________________________________________________________________

2 тур:  Угадай героя и его произведение. По описанию портрета литературного персонажа назвать героя и произведение, в котором он фигурирует, подсказку найди в словаре.

1. Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет._________________________________________________________________

2. Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит. _________________________________________________________________________________

3. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки. _____________________________________________________________________________

4. Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

И жених сыскался ей –

Королевич Елисей. _____________________________________________________________________________________

Словарь: Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»; Царевна – Лебедь, «Сказка о царе Салтане»; старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»; молодая царевна, « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

3 тур: Продолжи стихотворную строку, выбрав её из словаря

1.  Сижу за решеткой … ___________________________________________________________________________________

2. Я помню чудное мгновенье…____________________________________________________________________________

3. Жил – был поп…_______________________________________________________________________________________

                4. У Лукоморья дуб зеленый… _____________________________________________________________________________

5. Во глубине сибирских руд …_____________________________________________________________________________

6. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, …_____________________________________________________________________

7. как ныне сбирается вещий Олег… ________________________________________________________________________

Словарь: передо мной явилась ты; отмстить неразумным хозарам:; златая цепь на дубе том; в темнице сырой; на мутном небе мгла носилась;  храните гордое терпенье; толоконный лоб.

4 тур: Кому из литературных героев принадлежат эти вещи?

Хрустальный дом ________________________________________________________________________________________

Корыто _________________________________________________________________________________________________

Невод __________________________________________________________________________________________________

Борода _________________________________________________________________________________________________

Череп коня ______________________________________________________________________________________________

Хрустальный гроб________________________________________________________________________________________

Зеркальце _______________________________________________________________________________________________

Золотой петушок _________________________________________________________________________________________

5  тур: “Вопрос – ответ” 

Вопросы.

1. В литературном обществе “Арзамас”, членом которого был А.С.Пушкин, у каждого из членов было своё прозвище: “Светлана” у Жуковского, “Старушка” у Уварова, “Асмодей” у Вяземского. Какое прозвище было у А.С.Пушкина?

Ответ: _________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите нижегородское имение, связанное с творчеством поэта.

Ответ: _________________________________________________________________________________________________________

3. Скажите, какое слово в строке пропущено: “Маша имела прекрасный ………….. и большие музыкальные способности”?

Ответ: _________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите город, откуда родом коварная Шемаханская царица из “Сказки о золотом петушке”.

Ответ: _________________________________________________________________________________________________________

5. “Бежал, как швед под Полтавой” – историческая пословица, связанная с крупнейшим событием в истории России. Кто разбил шведов под Полтавой 27 июня 1709 года?

Ответ: _________________________________________________________________________________________________________

6 тур⃰: “Напиши ответ”.

1. В отрывке из поэмы “Руслан и Людмила” расставьте знаки препинания и пропущенные буквы, пропущенные знаки препинания даны сбоку от строчки в скобках, найдите им место в строке, а буквы вставьте самостоятельно

А Черномор Он за седлом                       (, ?)
В котомк
ведьмою забытый                (, ,)
Ещё  не знает  н
 о чём                          ( ; )
Усталый сонный и сердитый                  ( , )
Княжну героя моего                                 ( , )    
Бранил от скуки молчаливо…

⃰ для сильных учащихся

Уж близок полдень, жар пылает,
Как пахарь, битва отдыхает
Кой-где гарцуют казаки.
Соперники в искусстве брани, 
Не знайте мира меж собой;
Несите мрачной славе дани
И упивайтеся враждой.

Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье…
Об ней, друзья мои, для вас
Начну своё повествованье.
Привёл меня Бог видеть злое дело.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.**

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тлeнья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.К нему и птица не летит
И тигр нейдет — лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин .
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
"Эй, пошел, ямщик!" - "Нет мочи:
Коням, барин, тяжело,
Вьюга мне слипает очи,
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.
Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она.
Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса.
Но я вникал в ее беседы мало.

Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина по информатике для учащихся 5-ых классов "Умники и умницы"

Данный урок рекомендуется проводить на предметной неделе информатики и ИКТ в 5 классах....

Урок-викторина "Рождество в Англии и Германии" (10 класс)

Вопросы викторины представлены на английском и немецком языках. Материал пригодится на заключительном уроке по иностранному языку  в первом полугодии в 10 классе, где изучается 2 языка по подгруп...

конспект урока-викторины по английскому языку в 9-11 классах в рамках недели английского языка “How do you know English and English-speaking countries”

викторина предназначена как для совершенствования лексических, грамматических умений учащихся, так и для расширения их кругозора...

Методическая разработка "Презентация к уроку-викторине "В гостях у натуральных чисел", 5 класс

Презентация к уроку математики в 5 классе, проводимому в форме викторины, при изучении или повторении темы "Натуральные числа". Викторину также можно использовать и во внеурочной деятельност...

Урок-викторина по русскому языку в 4-м классе

Обобщить знания учащихся о частях речи углубить знания учащихся по русскому языку, познакомить с интересными языковыми фактами. в простой и интересной форме познакомить учащихся с различными явлениями...

Интегрированный урок - викторина по истории и математике в 7 классе (для общеобразовательных школ VIII вида) по теме « Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода»

Интегрированный урок - викторина по  истории и математике в 7 классе (для общеобразовательных школ VIII вида) по теме « Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей ...