урок литературы в 7 классе
план-конспект урока (7 класс) на тему
урок литературы в 7 классе . А.П.Чехов Рассказ "Хамелеон" Смысл названия и художественные особенности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по литературе | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественные особенности рассказа
Цели урока:
Обучающая: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,
Развивающая: -познакомить учащихся с художественными особенностями рассказа «Хамелеон»; расширить и углубить понятия: стиль писателя, композиция художественного произведения, художественная деталь, название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика,
-формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей
Воспитывающая: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.
ХОД УРОКА
1.Мотивация
Здравствуйте. Мне приятно видеть ваши милые лица. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное. Ну а теперь повернитесь друг к другу, мило улыбнитесь и пожелайте удачной работы.
-Ну что, готовы?
Перед вами лежат листки, разделите их на 2 части и нарисуйте смайлик, показывающий ваше настроение .
Свой урок мы начнем вот с таких слов (на экране)
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Как вы понимаете эти слова?
Сегодня на уроке мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова
Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов)
Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.
2. Вступительное слово. Сегодня мы вновь встретимся с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.
Почему я говорю вновь?
Целеполагание
Какова же тема нашего урока? -Творчество А.П.Чехова.
Смысл названия и художественные особенности рассказа «Хамелеон»
Исходя из темы, какие цели можем поставить перед собой?
Давайте вспомним , что вы знаете из биографии писателя .
Какие рассказы Чехова вы читали?
Работа с иллюстрациями по рассказам Чехова
Учитель: Л.Н. Толстой писал о Чехове: «…Благодаря своей искренности Чехов создал новые, по-моему для всего мира, формы писания, подобные которым я не встречал нигде. Язык его удивителен. Я помню, когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным, но как только я вчитался, так этот язык захватил меня..»
Исходя из темы урока, проведем словарную работу. Дайте объяснение слову «Хамелеон». Кто такой хамелеон?
А в рассказе о какой ящерице идёт речь? (ни о какой).
-Тогда почему рассказ так называется?
-А кого из героев рассказа можно назвать ХАМЕЛЕОНОМ?
Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.
Вопрос: Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?
А сейчас узнаем, внимательно ли вы читали рассказ?
Назовите героев рассказа.
- Имя повара генерала (Прохор) ;
- 2 Полицейский надзиратель (Очумелов) ;
3.Городовой (Елдырин);
4. Золотых дел мастер (Хрюкин)
5. Фамилия генерала ( Жигалов
-Где происходит действие?
- кто идет по площади?
- как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. - что нарушает тишину? (прочитайте отрывок , где об этом говорится.)
Так что же произошло на площади?
Кто главный герой рассказа?
Что происходит с Очумеловым в течение всего рассказа? (найдите в тексте)
Как и в зависимости от чего меняется его мнение
Как автор описывает лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?
(Бросает то в жар, то в холод.; Голос его от повелительного переходит в трусливый.
Почему так странно ведет себя Очумелов?
А сколько раз меняет он свое мнение? (Проблемный вопрос!!!)(шесть)
Давайте вспомним, что такое авторская позиция?
-Это косвенное отношение автора к герою произведения. Скажите, как Чехов оценивает поведение Очумелова? Действительно, он высмеивает главного героя. Смех может быть разный: дружелюбный, гневный, обличающий.Подумайте, каким из них автор пользуется в этом произведении? А обличающий смех –это сатира или юмор? Вспомните теорию литературы и скажите, что такое сатира и юмор.
Запишите в тетради определения, данные на экране.
А сейчас рассмотрим художественные особенности рассказа.
Работа в группах
1 группа.
1.Что вы скажете о названии рассказа? (состоит из одного слова, короткое, но точное)
2.Как можно объяснить значение фамилии полицейского? Почему именно такую фамилию придумал автор?
Запись в тетради:
1. Короткое, простое заглавие.
2. «Говорящие фамилии»
2 ГРУППА: Каковы особенности композиции и как построен рассказ?
1.Вспомните элементы композиции и найдите их в рассказе.
Завязка:
Кульминация: -
Развязка:
Как построен рассказ?
- Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?
( Из диалога)
Использует ли автор выразительные средства?(эпитеты, сравнения).
Каких предложений в рассказе больше- простых или сложных?
Запись в тетради:
1 .Традиционная композиция: завязка-кульминация-развязка
2. .рассказ построен в форме диалога.
3. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов
3 ГРУППА : Как изображены герои, их речь?
Как вы охарактеризуете речь Очумелова? Как он говорит?
Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?
Речь официальная смешивается с грубой бранью.
Запись в тетрадях: речь каждого героя характеризует его как личность, по характеру.
Вопрос: Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении?
(Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.
- Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль
На какую деталь обращает внимание автор в описании Очумелова? Какие качества они характеризуют?
А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?
Учитель: Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.
Вопрос: Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех?
Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.
Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.
Итак, мы с вами выяснили особенности рассказа Чехова «Хамелеон» ,в котором он
высмеивает глупых людей, которые меняют свою позицию, свое мнение, как хамелеон шкурку, в зависимости от обстоятельства. Хамелеонство, глупость, чинопочитание – это человеческие пороки.
- М.Горький так писал о манере письма Чехова: « Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям - просторно». Так ли это? Действительно ли в коротких рассказах Чехова сказано очень многое?
Рассказы Чехова были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!
Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!
РЕФЛЕКСИЯ
Возьмите свои листки ,на которых вы в начале урока изобразили свое настроение и нарисуйте смайлик,с каким настроением вы подошли к концу урока. Сдайте свои листки.
Как вы оцените свою работу на уроке?
Какие оценки вы поставите себе за урок?
Домашнее задание:
- Ответить на вопросы в конце текста.
Письменно: Случаи «хамелеонства» в нашей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...