Марк Твен
план-конспект урока (5 класс) по теме
Урок- обобщение -это урок ,на котором учитель видет, понравилось ли учайщимся прочитанное произведение ,какими они видят героев и какие качества хотели бы взять у них. А урок получится интересным ,если в нем активное участие будут принимать сами ребята . Для этого используются различные виды работ : сценки ,подготовленные учайщимся ,рисунки ,посредствам которых видно, как ребята относятся к героям, кроссворды и ,конечно же ,интересные факты из жизни писателя.Итак, вашему вниманию предлагается урок -обобщение по теме" Марк Твен и его роман " Приключения Тома Сойера" в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mark_tven.doc | 313 КБ |
Предварительный просмотр:
Марк Твен
и
его роман «Приключения Тома Сойера» Тип урока: урок – обобщение.
Цель: проверить, как
учащиеся уяснили содержание произведения; воспитывать интерес к творчеству Марка Твена, а также лучшие нравственные качества: верность дружбе, смелость и мужество, умение в любых обстоятельствах оставаться самим собой.
Оборудование: портрет Марка Твена, иллюстрации к произведениям , рисунки учащихся
к роману, выставка книг.
.
Марк Твен - мой любимый
писатель… он пишет
хорошо, он меня развлекает…
Эрнест Хемингуэй
1.Вступительное слово.
Американский писатель Марк Твен-мастер смеха, смеха бодрого, веселого, жизнерадостного.
Прибыв с вокзала в один из лондонских отелей, Марк Твен увидел в книге приезжающих последнюю запись: «Лорд Л. с камердинером». Твен, в свою очередь, записал: «Марк Твен с чемоданом».
Великий писатель улыбается. Смеётся и мы, когда читаем, как фантазирует один из его героев Том Сойер. Смех, но и глубокое сочувствие вызывают наивные хитрости другого героя-Гека Финна.
Марк Твен любил повторять, что «Приключения Тома Сойера» -книга для взрослых.
Между тем в ней главный герой-мальчик. Писатель знал, что эту книгу полюбили ребята не только в Соединенных Штатах, но и за границей.
2.Марина Цветаева, стихотворение «Книги в красном переплёте».
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте,
Неизменившие друзья
В потёртом, красном переплёте.
Темнеет… В воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Кладбище…Вещий крик совы…
(Мне страшно!)Вот летит чрез кочки
Приёмыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком-корона…
Вдруг-нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушёл во тьму, кто в ней возник,
Британии печальны судьбы…
-О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
-Кто же он такой, писатель, создавший произведения, которыми зачитывались
раньше и любят читать сейчас?
3.О писателе.
Марк Твен-это литературный псевдоним Сэмюэля Клеменса. Будущий писатель родился 30 ноября 1835 года в посёлке Флорида штата Миссури, на западе страны. Земли штата были тогда мало заселены, и семья Клеменсов переехала в небольшой городок Ганнибал, расположенный на берегу Миссисипи.
После смерти отца 12-летним мальчиком стал сам зарабатывать себе на жизнь. Кем он только не работал! Где он только не побывал! В родном городе был учеником в типографии, продавцом газет, наборщиком, учеником лоцмана, репортером маленькой провинциальной газеты. Он ездил на Дальний Запад, в Неваду, в поисках серебра.
Когда Сэмюэль Клеменс был уже знаменитым писателем, больше всего он любил вспоминать о том, как, будучи учеником лоцмана, обучался водить пароходы по Миссисипи. И свой псевдоним «Марк Твен» он взял в честь этого тяжелого, но радостного труда, в память о могучей ,своенравной реке Миссисипи. Измеряя глубину реки, Сэмюэлю Клеменсу часто приходилось говорить:«марк твен»,что в переводе значит «мерка два»- глубина, достаточная для пароходов.
4.Сценки из произведений Марка Твена.
Марк Твен создал увлекательные приключенческие книги. Ему хотелось писать о красоте и поэзии, и он обратился к миру детства.
Живой ум и находчивость Тома Сойера выводят его из всех затруднений и неурядиц.
Вспомним эпизод из его столкновения с тетушкой Полли.
Первая сценка
(герои: тетушка Полли, Том, Сид)
(Том ужинает, таская при всяком удобном случае из сахарницы куски сахару, а тетя Полли задает ему разные каверзные вопросы)
-Том, в школе было не очень жарко?
-Нет, тетя.
-А может быть очень жарко?
-Да, тетя.
-Что ж, неужели тебе не захотелось выкупаться, Том?
-Нет, тетя, не очень.
( Она протянула руку и, пощупав рубашку Тома, сказала:
-Да, пожалуй, ты нисколько не вспотел.
-У нас в школе мальчики обливали голову из колодца. У меня она и сейчас еще мокрая, поглядите!
-Том, ведь тебе не надо было распарывать воротник, чтобы окатить голову, верно? Расстегни куртку!
(Лицо Тома просияло. Он распахнул куртку-воротник был крепко зашит.)
-А ну тебя! Убирайся вон! Я, признаться, думала, что ты сбежишь с уроков купаться. Так и быть, на этот раз я тебя прощаю. Не так ты плох, как кажешься.
(Тут вмешался Сид)
-Мне показалось, будто вы зашили ему воротник белой ниткой, а теперь у него черная!
-Ну да, я зашивала белой! Том!
(Но Том не стал дожидаться продолжения. Выбегая за дверь, он крикнул:
-Я это тебе припомню, Сидди!
Вторая сценка.
( Том встретил Гека, который был одет в большой, не по росту пиджак и большие, тоже не по росту штаны, штанины волочились по грязи. На голове рваная шляпа )
(Том окликнул Гека)
-Здравствуй, Гекльберри!
Здравствуй и ты, коли не шутишь.
-Что это у тебя?
-Дохлая кошка.
-Дай-ка поглядеть, Гек. Вот здорово окоченела! Где ты ее взял?
-Купил у одного мальчишки.
-А что дал?
-Синий билетик и бычий пузырь; а пузырь я достал на бойне.
-Откуда у тебя синий билетик?
-Купил у Бена Роджерса за палку для обруча.
-Слушай, Гек, а на что годится дохлая кошка?
-На что годится? Сводить бородавки.
-А как же это их сводят дохлой кошкой?
-Как? Очень просто: берешь кошку и идешь на кладбище в полночь, после того, как там похоронили какого-нибудь большого грешника; ровно в полночь явится черт, а может, два или три; ты их, конечно, не увидишь, услышишь только,-будто ветер шумит, а может, услышишь, как они разговаривают; вот когда они потащат грешника, тогда и надо бросить кошку им вслед и сказать: «Черт за мертвецом, кошка за чертом, бородавка за кошкой, я не я, и бородавка не моя!» Ни одной бородавки не останется!
-Слушай, Гек, ты когда думаешь пробовать кошку?
-Нынче ночью. По-моему, черти должны нынче прийти за старым хрычом Вильямсом.
-А ведь его похоронили в субботу. Разве они не забрали его в субботу ночью?
-Чепуху ты говоришь! Да разве колдовство может подействовать до полуночи? А там уж и воскресенье. Не думаю, что чертям можно было везде шляться по воскресеньям.
-Я как-то не подумал. Это верно. А меня возьмешь?
-Возьму, если не боишься.
-Боюсь! Еще чего! Ты мне мяукнешь?
-Да, и ты мне тоже мяукни, если можно будет.
5.Слово учителя.
Посмотрев на жизнь глазами детей, Твен нашел в ней истинные ценности-храбрость, мужество, верную дружбу, которых так недоставало в мире взрослых. Поэзия этой книги не только в веселых приключениях Тома и его товарищей, не только в изображении природы, но и в глубоком отвращении к миру грабежа, стяжательства, лжи.
6.Конкурс-выставка рисунков к произведениям Марка Твена.
а) какая сцена и из какого произведения изображена на рисунке?
7.Разгадайте кроссворд по произведению Марка Твена.
2 | |||||||
1 | |||||||
3 | 6 | ||||||
5 | |||||||
4 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
По вертикали:
2.Что было спрятано в кладовке? (варенье)
3.Что хотели найти Том и его друг? (клад)
4.Как звали индейца? (Джо)
5.Имя брата Тома. (Сид)
6.Известковые наросты, свисающие с потолка пещеры. (сталактит)
По горизонтали:
1.Фамилия судьи. (Тэтчер)
3.Настоящая фамилия писателя. ( Клеменс)
4.Имя мальчика, который шел за водой. (Джим)
7.Как звали друга Тома Сойера? (Гек)
8.Что пришил Том черными нитками? (воротник)
8.Высказывания Марка Твена, ставшие афоризмами.
1.Доброта-это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
2.Если вы говорите только правду, вам не нужно ни о чем помнить.
3.Когда сомневаетесь, говорите правду.
4.Каждый человек, подобно луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает.
5.Морщины должны только обозначать места, где раньше были улыбки.
9.Заключительное слово.
Марк Твен был великим гуманистом. Он верил, что «морщины должны быть только следами былых улыбок».
Сочувствие автора на стороне Тома. Отсюда жизнерадостный юмор Марка Твена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Марк Твен и его герои
Тема урока: «Марк Твен и его герои»Предмет: английский язык и литератураКласс: 6 Автор: Галушкина Любовь Васильевна-учитель английского языка.МБОУ СОШ №3, Ставропольский край,Труновский район, с....
Презентация Smart к уроку "Марк Твен "Приключения Тома Сойера""
Презентация выполнена в программе Smart Notebook для учащихся 5 класса по литературе....
Марк Твен -- A Connecticut Yankee in King Arthur\'s Court
Марк Твен -- A Connecticut Yankee in King Arthur\'s Court...
Марк Твен -- A Connecticut Yankee in King Arthur\'s Court
Марк Твен -- A Connecticut Yankee in King Arthur\'s Court...
Тест по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
Тест по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера»....
Герои романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»
ПредметлитератураКласс6Тип урокаурок усвоения новых знанийТема урокаГерои романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» Цель урокаЗнакомство с биографией писателя; определение особенностей ро...
Марк Твен Приключения Тома Сойера
Первый урок в 5 классе по книге М.Твена "Приключения Тома Сойера и ....." Проводится в интересной форме...