Марк Твен Приключения Тома Сойера
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Первый урок в 5 классе по книге М.Твена "Приключения Тома Сойера и ....." Проводится в интересной форме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mark_tven_priklyucheniya_toma_soyera.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Марк Твен «Приключения Тома Сойера.»
Тема: «Марк Твен «Приключения Тома Сойера.»
Цель: 1) продолжить разговор с учащимися о том, что окружающий нас мир сложен, существуют такие явления, которые человек никак принять не может, в частности унижение человеческого достоинства, физические и нравственные страдания;
2) продолжить работу над понятием «повесть»;
3) побудить детей к чтению повести.
Оборудование: 1. Портрет Марка Твена.
2.Выставка книг писателя.
Доска: Марк Твен (Сэмюэл Клемена) 1835 - 1910
Без поиска, без упорства, не прожить жизнь достойно, по -
Настоящему ярко, содержательно, интересно.
М. Твен.
Слово учителя:
- Жизнь людей на Земле и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой , безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого во всех уголках земного шара не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.
Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни и многие другие тяжелые испытания преследуют людей.
Как жить, решая эти проблемы, учит американский писатель Марк Твен, который жил почти 200 лет назад, но которого помнят и любят взрослые и дети всей планеты Земли и сейчас.
- Что значит запись на доске Сэмюэля Клеменс?
- как появился псевдоним Марк Твен?
(Когда Марк Твен был знаменитым уже писателем, любил вспоминать о том, как учеником лоцмана учился водить пароходы по реке Миссисипи. Миссисипи – могучая, своенравная река. Она течёт через всю Америку. В верховьях реки очень много отмелей и песчаных островов, а бакенов и маяков ещё не было.
Лоцман устраивался на носу судна и замерял глубину реки. Потом кричал своему помощнику : «Марк Твен»! – что означало отмель, что до дна две сажени (около четырех метров) и , значит пароход может пройти. Твен плавал по реке до 1861 г.
Работа в паре: - Что значит Марк Твен?
2.Чтобы ближе познакомиться, я приготовила на урок Марка Твена.
- Здравствуйте! Меня зовут Сэмюэл Клеменс, но я люблю когда меня называют Марк Твен. Я родился в небольшом американском городке Ганнибал. Он стоит на перекрёстке двух больших дорог, одна дорога вела из свободных штатов Севера в рабовладельческие штаты Юга; другая через степи вела с обжитого Востока на неосвоенный Дальний запад. В нашем городке проживало около 3 тысяч человек.
Я родился в небогатой семье. Мой отец был провинциальный судья. Когда мне было двенадцать лет, отец умер и я сам стал зарабатывать себе на жизнь, обед и башмаки. Я служил учеником наборщика в типографии. Меня за это кормили и одевали. Поэтому, после уроков я шел не домой, а в типографию. Часто вообще не ходил в школу, потому что целый день простаивал у печатного станка. Плохо мне и всей моей семье жилось. Мне помогло то, что я всюду в жизни умел находить смешное, никогда не вешал носа.
Работа в паре: ваше впечатление от знакомства с американским мальчиком, которому суждено было стать великим писателем?
3. У Сэма (сокращенное Сэмюэл) Клеменса был брат Орион. Мы его тоже пригласили. Послушаем, что он расскажет о брате.
Мой брат рано начал работать и сменил много профессий. Побывал в самых разных уголках страны. Он не только работал учеником наборщика в типографии родного города, но был и бродячим наборщиком, кочуя из одного города в другой; работал помощником лоцмана на пароходе, плавал по Миссисипи. Он очень любил это время. Даже потом, когда жил далеко от Миссисипи и годами не бывал у себя на родине, он всё так же любил свою реку и людей с их мечтами, поверьями, предрассудками.
Мы с Сэмом побывали даже на золотоносных холмах Запада, надеясь, что, найдем золото и разбогатеем. Мы жили в ветхой хижине, платили бешенные деньги за хлеб, не заработали ни цента, и поняли, что золотодобытчиков из нас не получиться.
Однако мой брат верил, что без поиска, без упорства не прожить жизнь достойно.
Работа в паре: Задайте вопросы Ориону.
4. Слово учителя.
Воспоминания о детских впечатлениях и богатый жизненный опыт побудил Марка Твена взяться за перо.
Создавая книги о Чеке и Томе, писатель стремился «разрушить» очень модный тогда в литературе образ послушного мальчика, который исправно ходит в церковь, беспрекословно слушает маму и папу, слушает учителя и варенья ест столько, сколько позволяли старшие.
Том Сойер и Чек и Чек – озорники, выдумщики, мудрецы и простаки, романтики, влюблённые проказники, человеколюбцы.
Отношение американцев к Чеку Финну и Тому Сойеру особое. Они из литературных героев превратились «в своих парней», «отличных ребят». Над ними не властно время.
Правда в наш скоростной век они сменили плот на блестящий скоростной Мерседес; запачканные, разодранные штанишки на адидасовскую форму и колесят они не только по Миссисипи, а по всему белому свету.
Но в них остался неукротимый, задорный нрав. Том и Чек сегодня среди нас.
У марктвеновских героев есть прототипы, т.е. живые люди, с которых он списывал своих героев.
Чек Финн – Том Бленкеншип (сын местного пьяницы),
Том Сойер – сам автор,
Тётушка Полли – мать автора,
Негр Джимм – добрейший дядюшка Даниэль,
Судди – брат писателя.
5.Чтение 1 главы.
Читают подготовленные ученики.
Работа в паре: Составьте характеристику тома Сойера.
6.В классе, есть дети, прочитавшие повесть до конца. Для них конкурс «что бы это значило?»
Какую роль в повествовании играют эти предметы?
- Сахарница (её разбил Сид, но тётя Полли по привычке наказала Сойера и он очень обиделся).
- Туфля (с помощью этого предмета тётя Полли прогнала негритёнка Джима, собиравшегося помогать Тому красить забор)
Ложка и бутылка из – под лекарств (в бутылке был «болеутолитель», которым тётя Полли отпаивала затосковавшего Тома, а ложка выдала Тома, кормившего щель в полу лекарством и заодно угостившего им кота Битера).
Кто это?
- За его вину был наказан другой.
- Любил слушать ночной бред.
- Получил комья земли за умение отличить белое от черного.
- Однажды слушал предсмертные стоны.
- Не склонен к шалостям и проказам (Сид Сойер)
Конкурс «Запутанный рассказ».
Послушаем рассказ тёти Полли. Она ведь лучше других знает своего Тома.
«Беда мне с этим Томом. Распустила я мальчишку! Однажды заставила его красить забор, так он пришёл весь в известке, уж и сама была не рада, что решила его наказать.
Сахарницу разбил, сам в этом признался, а потом давай на Сида валить. Больным притворялся, лишь бы в школу не ходить. А когда я лечить его стала, что выдумал! – кота лекарством напоил. А однажды вообще исчез, пропал в пещере, я уж думала не увижу больше моего Тома! Сколько слёз я тогда пролила. И что же!? Он явился в церковь прямо на поминальную службу! Ох, горе мне! Вот и теперь он куда – то запропастился. Вы его, не видели?
Том! Том, где ты?
- Том не пришел после покраски забора весь в извести;
- Он не разбивал сахарницу и не мог признаться в этом тёте Полли;
- Лечить «болеутолителем» тётя Полли стала не тогда, когда он притворялся, а гораздо позже.
- На поминальную службу по самому себе Том заявился не после приключения в пещере, а после побега на остров!
7.Заключение вопрос Тому
- Сколько у вас было костюмов? (Поскольку выходной костюм, надевался только в воскресную школу назывался «тот другой», можно заключить, что костюмов у Тома было два)
Домашнее задание:
- - Можно ли данное произведение отнести к жанру «повесть»?
- Мои любимые страницы «Тома Сойера»
- Принести зелёную книгу «Мир вокруг нас»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Smart к уроку "Марк Твен "Приключения Тома Сойера""
Презентация выполнена в программе Smart Notebook для учащихся 5 класса по литературе....
Тест по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
Тест по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера»....
викторина по повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера"
Викторина проводится в течение двух уроков внеклассного чтения в 5 классе (как вариант групповой работы в рамках ФГОС). Состоит из трёх частей: 1. О ком идёт речь? 2. Кто и при каких обстоят...
Тест по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
В 6 классе на уроках литературы по программе Т.Ф. Курдюмовой изучается несколько глав романа Марка Твена "Приключения Тома Сойера". Данный материал содержит тестовый вариант контроля знаний учащихся....
Итоговый урок-аукцион по произведению Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
Урок проведится с применением цифровых образовательных ресурсов и игровых технологий. Урок обобщения знания по данной теме включает в себя большой объем информации. Главной целью учителя я...
Изучение повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера" в 6 классе
Конспект содержит биографический материал и методические рекомендации по проведению урока в 6 классе...
Сочинение " Образ Тома Сойера" в романе Марка Твена "Приключения Тома Сойера"
Данная презентация поможет учителям 5-х классов по литературе к учебнику Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. 2024, когда дети должны будут написать сочинение по Тому Сойеру...