Герои романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»
методическая разработка (6 класс) по теме
Предмет | литература |
Класс | 6 |
Тип урока | урок усвоения новых знаний |
Тема урока | Герои романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» |
Цель урока | Знакомство с биографией писателя; определение особенностей романа Марка Твена, развитие навыков краткого сюжетного пересказа и выразительного чтения, развитие навыка анализировать текст. |
Основное содержание темы, термины, понятия | Приключения, писатель, доброта |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dostoevskiy_malchiki.docx | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт урока
Предмет | литература |
Класс | 6 |
Тип урока | комбинированный |
Тема урока | Ф.М.Достоевский. «Мальчики» |
Цель урока | Прививать интерес к русской классической литературе. Развивать аналитические умения и навыки обучающихся, расширять знания о драматургии, проследить связь литературы и живописи. Формировать положительные нравственные ориентации, воспитывать интерес к произведениям писателя. Воспитывать чувства доброты, чуткости и сострадания. Развивать умение учащихся читать, воспринимать и четко формулировать свои мысли. |
Основное содержание темы, термины, понятия | Милосердие, злость, агрессия |
Планируемый результат.
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные |
Понимает, что такое доброта, милосердие, умеет сочувствовать | Контролирует процесс и результаты своей деятельности | Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом и дополнительной литературой. | Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками |
Оценивание содержания текста | Умеет действовать по плану | Осознанное построение речевого высказывания в устной речи | Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном |
Умение прогнозировать результат. | Анализировать эпизод | Развитие речи и творческих способностей учащихся | |
Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера | Умение структурировать знания по теме. | Умение ставить вопрос | |
Умение точно выражать свои мысли |
Этапы урока.
1 этап «Организационный» | |||
цель | Ситуативные задания | Деятельность ученика | Планируемый результат |
Создать позитивный настрой у учащихся | Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое. | Слушают учителя | Настроились позитивно на работу |
2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся» | |||
Сформировать тему и задачи урока | Вступительное слово учителя.Музыка. Читаю отрывки из произведений Ф.М. Достоевского.
- Мало кто сумел так близко подойти к детской душе и так глубоко в нее проникнуть, как Ф.М. Достоевский. Ему детская душа открывалась полностью, потому что писателю был дан самый ценный человеческий дар – дар сострадания. | Запись в тетрадях ключевых слов | Проявить интерес к поставленной цели. Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. Личностные :умение сотрудничать с учителем и учащимися. Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию. Коммуникативные: умение управлять своим поведением. |
- Ваши впечатления о прочитанных мною отрывках из произведений Ф.М. Достоевского? Как воспринимаете эти строки: умом или сердцем? | Регулятивные: выполнять учебное действие (записать по порядку план). Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку. | ||
3 этап «Актуализация знаний» | |||
цель | - Достоевского читает весь мир. Им восторгались, пророчили великое будущее, о нем спорили и спорят до сих пор: «принимать или не принимать его»; его низвергали, им любовались, именно на его могиле среди множества венков был венок и от русских детей, ему дарили букеты цветов мальчики и девочки. «Не совсем ясно, какие это были цветы – живые или искусственные?» - было написано в одной газете. Впрочем, это не так уж важно. Главное, что цветы дарили дети. - Ребята, предлагаю в знак признания таланта великого писателя-гуманиста положить цветы к его портрету (звучит музыка). - Принимать или не принимать Достоевского, его произведения решать вам, моим сегодняшним ученикам. Я надеюсь, что в конце урока вы дадите утвердительный ответ, потому что мы поведем наш разговор о детях в творчестве Ф. М. Достоевского. Предлагаю вас мысленно перелистать страницы жизни и творчества большого писателя, увидеть его индивидуальность, попытаться понять его мировосприятие и то, как оно преломилось в творчестве – необыкновенно ярком и своеобразном. - Дети всегда интересовали Достоевского. Сам писатель с особой нежностью и большой любовью относился к собственным детям. «К моему большому счастью, - пишет жена писателя Анна Григорьевна, - Ф.М. оказался нежнейшим отцом…» Да, Достоевский был хорошим отцом. «Да и как не любить детей? – писал он. – Если уж перестанем детей любить, то кого же после того мы сможем полюбить и что станется тогда с нами самими?» - Среди «униженных и оскорбленных» героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления. С 1873 г. издавался «Дневник писателя». Достоевский создал своеобразную литературную вещь. С одной стороны, это известный журнал, с другой – это дневник, так сказать, для себя, в котором писатель выражает свои мысли, взгляды. | Деятельность ученика Слушают учителя | Планируемый результат |
Повторение того, что неоходимо к изучению нового материала: знание текста | В своем следующем рассказе «Мальчик у Христа на елке» он рассказал о судьбе одного мальчика. Этот рассказ принадлежал к числу тех художественных произведений, которые в конце жизни писатель больше всего ценил. Именно этот рассказ читал Достоевский на своих встречах с детьми. - Это произведение принято относить к жанру святочных рассказов. Как вы думаете, почему? Какие дни в году мы называем святками? | Святки - главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в рождественский сочельник (24 дек./6янв.) и завершаясь в день Крещенья. | Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста |
- Рассказ начинается с экспозиции, из которой мы узнаем историю мальчика. - Почувствовав холод и бесприютность, мальчик вышел на улицу. Что можно сказать о людях, которые живут в этом городе? - Их отношение к мальчику? - Автор использует прием противопоставления, когда описывает елку, увиденную мальчиком через большое стекло, и сказочную елку у Христа. Чем они отличаются? - Прочитаем финал этого рассказа («Это «Христова елка»…). |
| ||
4 этап «Первичное усвоение новых знаний» | |||
цель | - К какому размышлению приводит этот финал? - Тема «детской слезинки», невинного страдания детей получила отклик и в романах писателя. («Униженные и оскорбленные», «Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание»). Сильный человек Иван Карамазов гордо отказывается от счастья, купленного страданием, и не просто страданием, а страданием детей. Если мировая гармония непременно должна быть основана на слезах и крови, то долой такую гармонию! | Деятельность ученика | Планируемый результат |
Отработка навыков комментированного чтения, | Чтение главы «Связался со школьниками» Ваши впечатления? Что вы поняли из прочитанного? Почему Алеша решил поговорить с детьми? Опишите мальчиков, которые участвовали в стычке? Как ведет себя Алеша в этот момент? Кто из героев ожесточен? Почему? А почему Алеша спокоен? Что вы можете сказать о мальчике? Как он выглядел? Осуждают ли его дети, а Алеша? | Познавательные: уметь объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли. | |
5 этап «Первичная проверка понимания» | |||
цель | Чтение главы «Надрыв в избе» | Деятельность ученика | Планируемый результат |
Формировать умения работать с активной доской, | Что происходит в семье Снегиревых? Как ведет себя отец? Как он относится к Алеше? К Илье? Что понял Алексей? | регулятивные : уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации ( в группе). коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли. познавательные: находить и выделять необходимую информацию | |
6 этап «Первичное закрепление» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися. | Комментированное чтение «Коля Красоткин» Охарактеризуйте этого мальчика. Как вы оценили особенности его характера и поведения? | Познавательные
| |
7 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
Объяснить обучающимся домашнее задание. | Прочитать оставшиеся главы | Записывают дом.задание | |
9 этап «Рефлексия» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. | Пусть раздаются повсюду Колокольчики добра, Чтобы от детских слез, невинного страдания детей на земле Не осталось и следа. Пожелайте, пожалуйста, соседу добра. |
| Регулятивные: оценка достигнутых результатов. Личностные :нравственно-этическая ориентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Smart к уроку "Марк Твен "Приключения Тома Сойера""
Презентация выполнена в программе Smart Notebook для учащихся 5 класса по литературе....
Тест по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
Тест по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера»....
Марк Твен Приключения Тома Сойера
Первый урок в 5 классе по книге М.Твена "Приключения Тома Сойера и ....." Проводится в интересной форме...
викторина по повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера"
Викторина проводится в течение двух уроков внеклассного чтения в 5 классе (как вариант групповой работы в рамках ФГОС). Состоит из трёх частей: 1. О ком идёт речь? 2. Кто и при каких обстоят...
Марк Твен "Приключения Гекльберри Финна". Урок в 7 классе.
Разработка урока литературного чтения в 7 классе школы с узбекским языком обучения....
Методическая разработка Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»
Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»....
Поиски свободы в романе Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»
Презентация к уроку...