Урок "Однородные члены предложения" в 5 классе
план-конспект урока (5 класс) на тему

Тема «Однородные члены предложения и знаки препинания  при них».

Цели:

  • Образовательная. Познакомить учащихся  с понятием однородные члены предложения и постановкой знаков препинания при них. 
  • Развивающая. Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательная.

       Здоровьесберегающая. Создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon otkryityiyurok.ppt214 КБ
Файл odn.docx22.3 КБ
Файл tekst_stihotvoreniya.docx12.58 КБ
Microsoft Office document icon test.doc36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуй, мир! Это я, А вокруг мои друзья! Солнце в небесах горит, И у ног земля лежит! Я легко к земле нагнусь И к носочку прикоснусь, Влево, вправо повернусь И тихонько пробегусь. Стал я бодрый и весёлый И к уроку я готов!

Слайд 2

Тема : Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

Слайд 3

Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше, Поиграл немного Ветками черёмух, Пожурил за что-то Воробьёв знакомых И расправил бодро Молодые крылья, Полетел куда-то Вперегонки с пылью. Михаил Исаковский

Слайд 4

Что надо знать Что надо уметь Признаки однородных членов предложения Находить в тексте однородные члены предложения 2. Употреблять в своей речи 3. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами

Слайд 5

? ? ? ? ? 1 5 4 3 2

Слайд 6

Признаки однородных членов: Отвечают на один и тот же вопрос Являются одним членом предложения Относятся к одному и тому же члену предложения Обычно выражены одной и той же частью речи Произносятся с перечислительной интонацией

Слайд 7

Физминунка Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Улыбнулся, потянулся, Взвился вверх и улетел.

Слайд 8

Подошёл к концу … . Скоро прозвенит … . Мы учились, отвечали, Много нового узнали.

Слайд 9

Уважаемым гостям Дружно мы спасибо скажем, Приходите в гости к нам!



Предварительный просмотр:

Тема «Однородные члены предложения и знаки препинания  при них».

Цели:

  • Образовательная. Познакомить учащихся  с понятием однородные члены предложения и постановкой знаков препинания при них. 
  • Развивающая. Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательная.

       Здоровьесберегающая. Создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей 
Оборудование:

  • Компьютерная презентация Power Point «Однородные члены и знаки препинания при них».
  • Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся.

I. Организационный момент. 

 - Здравствуйте, ребята!

-Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог нашей школы. У кого-то из вас с утра хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с эмоциональной зарядки.

(встаньте, пожалуйста, и повторяйте движения за мной) (слайд 1)

Здравствуй, мир! Это я,
А вокруг мои друзья!
Солнце в небесах горит,
И у ног земля лежит!
Я легко к земле нагнусь, 

И к носочку прикоснусь,
Влево, вправо повернусь,
И немного  пробегусь.
Стал я бодрый и весёлый,
И трудиться я готов!

-Молодцы! А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, займите свои места.

Сегодня у нас урок, как всегда, деловой. Нам предстоит большая и трудная работа. Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие. Я желаю вам успеха.

 Мы начинаем урок.  Откройте тетради, запишите число,  классная работа и оставьте  2 строчки.

 --Для чего?, ( чтобы немного позже записать тему урока).

II. Введение в тему и зрительное  восприятие  языкового материалаl для наблюдения.
        Слово учителя. Хочу предложить вашему вниманию небольшое стихотворение.    Чтение текста

 Осторожно ветер                        

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых

И расправил бодро

Молодые крылья,

Полетел  куда-то

Вперегонки с пылью.

III. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом
Слово учителя. Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает? (Предполагаемый ответ. Ветер, обычный ветер, подобен молодому  юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему  нужно двигаться, играть, лететь на  молодых крыльях.

Взгляните на это стихотворение  глазами лингвиста и ответьте на вопросы.  Я предлагаю вам в группах обсудить

А поможет вам в этом карточка- информатор.

Слово учителя. 

Давайте проверим,   правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы.

  1. Что необычного в этом стихотворении?  Из скольких предложений состоит стихотворение?  
  2. Какую  грамматическую  основу предложения вы выписали?
  3. Сколько в этом предложении сказуемых?
  4.  Со сколькими  подлежащими  они связаны?
  5. На какой вопрос  отвечают сказуемые?
  6. С какой интонацией они читаются?
  7. Как называются подобные члены предложения? ( Ответ– Однородные члены предложения)

Какое слово в тексте показалось незнакомым?  (пожурить)

Разг., поругать, высказать кому-либо недовольство  за что-либо.

Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил, полетел.

Посмотрите ещё раз на стихотворение и скажите: чего не хватает в нём?  ( запятых)

Постановки каких знаков препинания требует перечислительная интонация?

Где должны стоять запятые?

Какова их роль?

 IV. Формулирование темы и запись в тетради. 

Слово учителя. Cформулируйте тему урока.  « Однородные члены предложения и знаки препинания  при них» (Слайд № 2)   Запись темы урока  в тетради 

V.Целеполагание. Итак, тема нашего урока: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». .

Какие две проблемы возникают на каждом уроке?

(Что надо знать и что надо уметь). 

А как вы думаете,  что нам необходимо знать  об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке? Обратите внимание на слайд и давайте  ещё раз вместе  ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы  хотим научиться».  Слайд №4
(Чтение и работа со слайдом

Физминутка!!! Музыкальная.

VI. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их  с таблицей, выведенной на экран. 
Слово учителя. А я обращаю ваше внимание на следующий слайд (Слайд № 5). Как вы думаете, что обозначают эти вопросы? Почему их 5? ( Это признаки  однородных членов, которые вам предстоит сформулировать)


Слово учителя. Итак, ребята, подумайте и обсудите в группе, а затем   сформулируйте признаки однородных членов. Каждая группа начинает свой ответ со слов:  «Однородными называются члены предложения, которые…..» Слушайте внимательно, не повторяйтесь. Готовность группы покажите сигнальной карточкой. Работа со слайдом №6, раскрываем все вопросы.
( Если  раскрыты не все вопросы, учитель помогает. А хотите узнать  остальные признаки однородных членов предложения? Давайте ёще раз все вместе прочитаем и запомним их.
Если  все вопросы раскрыли. Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием.  Давайте ёще раз все вместе прочитаем и запомним их).

Слово учителя. Итак, мы с вами успешно справились с заданием.

Хочу вам прочесть весёлое стихотворение   об  однородных членах предложения.

Если стоят однородные члены , их запятой раздели непременно.

На самом деле однородные члены предложения не всегда отделяются запятыми.  Когда это бывает, мы узнаем завтра.

 VII. Организация первичного узнавания и нахождения. Сочетание групповой и индивидуальной  работы с последующей проверкой.

Сейчас физминутка.  Слайд  7.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Улыбнулся, потянулся,

Взвился вверх и улетел.

Но как говорят:  «Играй да дело знай.»

В тексте физминутки вы должны найти все однородные члены предложения.

 VIII. Организация  творческого задания.

 Цель: формирования умения использования однородных  членов предложения в  своей речи Ребята, вам нравится учиться в  нашей школе? Каждый день вы приходите с  хорошим настроением. Вас всегда  с нетерпением ждут учителя. Мне хочется,  чтобы вы  всегда с желанием  и радостью шли учиться. А своими успехами и достижениями прославляли нашу школу.

 А сейчас я хочу предложить вам работу творческого характера в группах. Используя однородные члены предложения,   напишите  небольшое сочинение на тему  « Я, мои одноклассники и моя школа» 

 

IX.  Рефлексия.

Урок  мы закончим стихотворением, в текст которого нужно вставить рифмующиеся слова.  (слайд  8)

Подошел к концу урок,

Скоро прозвенит звонок.

Мы учились, отвечали,

Много нового узнали.

 Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Было ли вам трудно? Давайте  сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»

В таком случае найдите в четверостишье слова, в которых отражена тема урока.

X. Организация объяснения домашнего задания.  $-60.  С 169-170

1.Из учебника литературы рассказ «Кавказский пленник» выписать 5-6 предложений с однородными членами предложения.


Слово учителя.  Слайд  9.   Урок закончен. Всем спасибо.



Предварительный просмотр:

Осторожно ветер                        

Из калитки вышел

Постучал в окошко

Пробежал по крыше

Поиграл немного

Ветками черёмух

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых

И расправил бодро

Молодые крылья

Полетел  куда-то

Вперегонки с пылью.

Осторожно ветер                        

Из калитки вышел

Постучал в окошко

Пробежал по крыше

Поиграл немного

Ветками черёмух

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых

И расправил бодро

Молодые крылья

Полетел  куда-то

Вперегонки с пылью.

Осторожно ветер                        

Из калитки вышел

Постучал в окошко

Пробежал по крыше

Поиграл немного

Ветками черёмух

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых

И расправил бодро

Молодые крылья

Полетел  куда-то

Вперегонки с пылью.

Осторожно ветер                        

Из калитки вышел

Постучал в окошко

Пробежал по крыше

Поиграл немного

Ветками черёмух

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых

И расправил бодро

Молодые крылья

Полетел  куда-то

Вперегонки с пылью.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ

Вариант1

1 Укажите правильную формулировку.  Однородные члены  отвечают

    А. на разные вопросы

    В. на один и тот же вопрос

    С. на какие хотят

2. Укажите правильную формулировку. Однородные члены …

    А. относятся к одному и тому же члену предложения

    В. читаются без перечислительной интонации

    С. относятся к разным членам предложения

3. Найдите предложение с однородными членами

  1. Хохот  и песни слышались повсюду.
  2. На весенней лужайке расцвели колокольчики.
  3. Мы любим свою Родину.

4. Укажите, в каких предложениях есть однородные члены:

      А. Няня надевает Марине  сапоги.

      В. Девочка капризничает,  шалит, болтает ногами.

      С. Прогулка отменяется.

5. Найдите предложение с однородными подлежащими:

  1. Ослепительное солнце заглянуло в окно.
  2. В лесу живут разные звери.
  3. В лесу весело поют соловьи и кукушки.

  6. Найдите предложение с однородными сказуемыми

  1. Звезда горит и светит в темноте
  2. Травка зеленеет, солнышко блестит
  3. Над озером стоял туман

7. В предложении (По морям плавают пассажирские и грузовые суда.) однородными   членами являются:

  1. подлежащее
  2. определение
  3. сказуемое

ТЕСТ

Вариант 2

1. Укажите правильную формулировку. Однородные члены предложения…

  1. относятся к одному и тому же члену предложения

               В. читаются без перечислительной интонации

               С. относятся к разным членам предложения

        2. Укажите правильную формулировку. Однородные члены  предложения… 

               А. обычно выражены одной и той же частью речи

               В. выражены разными частями речи

               С. их не может быть в предложении

       3. В предложении (Мухи, осы , шмели укрываются  в сухих убежищах.)    однородными   членами являются:

  1. сказуемые
  2. подлежащие
  3. дополнения

  1. Укажите предложение с однородными сказуемыми
  1. Ночь была тёплая.
  2. Яркая луна освещала путь странникам.
  3. Сухой лист трепетал на ветке, опадал и крутился в воздухе.

  1. Найдите предложения с однородными определениями.
  1. Иногда Илюша просыпается добрый и  весёлый.
  2. В обед он с хорошим настроением идёт гулять
  3. В саду весело щебечут птицы.

  1. Найдите  предложение с однородными подлежащими:
  1. Налетела туча, и засверкала молния.
  2. Весной на лугах расцветают белые ромашки, голубые  васильки и колокольчики.
  3. Сметала осень в высокие стога душистое сено.

  1. Найдите предложение с однородными  дополнениями:
  1. Весело, весело встретим Новый год.
  2. На лесной поляне я увидела много грибов и ягод.
  3. По высокому синему небу плыли облака.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Однородные члены предложения".

Контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Предложения с однородными членами."...

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....