Сдаем без проблем.
материал для подготовки к егэ (гиа, 10 класс) на тему
В помощь обучающимся клише по работе с частью С ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sdaem_bez_problem.docx | 52.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).
… – вот тема, к которой обращается автор текста.
Этот текст (статья) о …
Автор обращается к актуальной теме – теме…
Этот текст о …
Автор посвящает статью…
2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.
Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.
Проблема чего, точка зрения на какую-либо проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание какой-либо проблеме, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания.
Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.
Проблем может быть несколько. Важно увидеть две и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале.
Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.
Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
Шаблоны: автором проблема может быть:
- поставлена
- изложена
- рассмотрена
- выдвинута
- затронута
- поднята
- сформулирована
- исследована
- проанализирована
Возможные проблемы:
- Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
- Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
- Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7);
- Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом7);
- Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
- Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
- Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
- Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
- Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
- Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
- Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
- Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
- Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
- Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
- Проблеме коммерциализации культуры.
3. Комментируем проблему.
Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное.
Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?
Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?
Шаблоны: Проблема может быть:
|
|
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
|
|
Проблема может заставить читателя:
|
|
Почему важно уметь комментировать основную проблему текста?
- Это позволяет увидеть, что интересует автора.
- Комментируя проблему, вы показываете и своё восприятие того, что волнует автора.
- Комментарий позволит вам глубже посмотреть на поставленную проблему.
В комментарии не должно быть:
- Пересказа исходного текста или его части.
- Рассуждений по поводу всех проблем текста.
- Комментариев о действиях героев текста.
- Избегать повторов слова «проблема»
- Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что..», «проблема о мужестве и стойкости..».
4. Определяем авторскую позицию (идея текста).
При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста, Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, как автор на него отвечает. Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.
Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не снизили балл).
Если текст художественный, то авторская позиция может быть прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно; использование средств выразительности; призывность; оценочность; доступность; простота и т.д.
Автор может | |
|
|
Автор стремится реализовать цели:
- Поделиться с вами своими размышлениями, передать вам свою заинтересованность данной темой, проблемой
- Эмоционально воздействовать на вас
- Найти в вас единомышленника
Клише:
- Автор считает, что… Автор утверждает, что…
- Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания.
- Автору важно убедить читателя в том, что…
- Бесспорно мнение автора о том, что…
- Автор подводит читателя к мысли о том, что…
- Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…
- Решая проблему, автор приходит к выводу: …
- … – в этих словах, по – моему, отражена основная проблема текста.
- … – это высказывание точно отражает мысль автора.
- Позиция автора очевидна:…
5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.
Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного опыта. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.
Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы доказываете приведенным примером.
Важно доказать, почему вы так думаете. Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю…
Здесь идет строгое сочинение-рассуждение:
- тезис
- аргументация
- вывод
- аргументация
Каждый аргумент начинать с нового абзаца.
Приводить примеры, ссылаясь на примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих.
Нельзя не согласить с автором в том, что…
С автором можно поспорить …
Автор прав в том, что…
Однако его мысль о … вызывает сомнение
С автором трудно (не) согласиться
Позиция автора близка (понятна ) мне
Я (не) разделяю точку зрения автора
Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…
Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)
Мое мнение подтверждает и такой факт…
Шаблоны:
- С удовольствием прочитал…
- Нельзя остаться равнодушным…
- К сожалению…
- Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…
- Автор убедительно доказывает, что…
- Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что…
- Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
- На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
- Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
- Автор справедливо отмечает, что…
- Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
- Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.
- Во-первых,…
- Во-вторых,…
- Таким образом,
Аргументы должны быть точными.
Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.
Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?
С помощью словосочетаний:
- Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…)
- Достаточно привести такой пример…
- Это можно доказать следующим образом..
- Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
- Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.
- В этом легко убедиться, обратившись к…
С помощью вводных слов и словосочетаний:
- Например,… Допустим…
- По свидетельству кого-либо,… Предположим…
- Во-первых, …, во-вторых, … и т.д.
С помощью союзов и придаточной части:
- Так как…
- Потому что…
- Оттого что…
- Благодаря тому что…
- В связи с тем что…
6. Как заканчивать сочинение?
- 2-3 предложениями, дублирующими вступление.
7. Как начать сочинение?
- Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
- Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
- Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
- На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
Алгоритм написания сочинения-рассуждения
- Вступление.
- Проблемы, над которыми размышляет автор.
- Комментарий.
- Выявление позиции автора.
- Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).
- Первый аргумент.
- Второй аргумент.
- Вывод (заключение).
Совет: Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.
.
проблема сочинения | автор, произведение для аргументации |
1.Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколении (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных возрастных поколений уважать взгляды друг друга?) | |
2. проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви | |
3.проблема предательства детьми своих родителей | |
| |
5.Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?) | |
6.Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?) | |
7.Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом? | |
РОЛЬ ДЕТСТВА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 8.проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров; Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?) | |
9. проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?) | |
10.проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?) | |
11.Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?) | |
ПРОБЛЕМА КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 12.проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека | |
13.проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодежь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?) | |
14. проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?) | |
СЛОЖНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОСТУПКОВ 15.проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?) | |
16.проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации | |
17. проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью. | |
18. проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека; отношения человека к своему делу?) | |
19.проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к себе и своим поступкам?) | |
20. проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей | |
21. проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?) | |
ЧЕСТЬ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО 22. проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?) | |
23.проблема защиты чести и собственного достоинства | |
24. проблема истинных и ложных жизненных ценностей | |
ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ 25. проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми | |
26.проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которою считаешь другом | |
27.проблема истинной дружбы | |
28.проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?) | |
29.проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?) | |
30.проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя | |
31.Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?) | |
32.Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?) | |
33.Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?) | |
ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 34. проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц | |
35.проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?) | |
36.Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?) | |
37.Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?) | |
ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА 38. проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?) | |
39.проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя одиноким?) | |
40.проблема одинокой старости | |
41.проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?) | |
42.проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?) | |
43.проблема восприятия музыки человеком | |
44.Проблеме коммерциализации культуры | |
ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ ПРИРОДЫ 45.проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы | |
46.проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы | |
47.проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека | |
48.Проблема влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния | |
49. проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?) | |
50.проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным?) | |
51.Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?); | |
БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЯЗЫКУ 52.проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?) | |
ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ, КОТОРОЙ ОН НАДЕЛЕН 53. проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?) | |
54.проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?) | |
55. проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку | |
56. проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?) | |
57. проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?); | |
58.проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?) | |
59.проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний. (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?) | |
60.проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях? | |
Учащиеся старших классов за два последних года обучения должны освоить комплексный анализ текста и научиться писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.
Для успешного решения этой задачи можно предложить учащимся следующую модель написания сочинения-рассуждения.
I. О чем писать?
1. Анализ любого текста начинаем с определения темы текста, и для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).
Возьмем, к примеру, текст Г. Смирнова и выделим ключевые слова.
(1) Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2) Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (3) Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов, тяжело в учении - легко в бою.
(4) Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5) Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идет твой смертельный враг, не может быть легко! (6) Суворов же говорил нечто иное: тяжело в учении - легко в походе! (7) В походе, а не в бою! (8) Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!
(9) Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10) Поняв слово“похоронен” в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11) Да задумайтесь, что вы говорите! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13) Их невозможно похоронить! (14) И что же? (15) Не считать законченной ни одну войну в истории? (16) Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17) Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока ведет бой, пока держит в руках оружие и пока ведет бой последний солдат! (18) Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19) И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!
Выделив ключевые слова (“подумать стало труднее”; стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины”; великий человек… не мог сказать такой глупости”; “поняв слово… в буквальном смысле”; “задумайтесь, что вы говорите”; “вы не поняли, что сказал Суворов”), можно определить тему текста: этот текст о неточном цитировании и поверхностном толковании слов известных людей.
Учащимся бывает трудно обозначить тему, поэтому предлагаем им клише, которые помогут это сделать:
…- вот тема, к которой обращается автор текста.
Эта статья о …
Автор обращается к актуальной теме – теме…
Этот текст о…
2. Определив тему, формулируем проблему текста (проблема текста - вопрос, над которым задумывается автор). Проблема предложенного текста может быть сформулирована так:почему в общественном сознании укореняются абсурдные интерпретации слов великих людей?
Клише, которые помогут сформулировать проблему:
… ? Над этим вопросом задумывается автор текста.
Автора интересует вопрос: …
… ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.
3. Комментируем проблему. Комментируя проблему, мы, во-первых, отмечаем либо ее новизну и злободневность, либо относим проблему к разряду “вечных” (Что есть добро, а что - зло? Что такое любовь? Что можно считать прекрасным? и т. д. ) Если автор текста задумывается над “вечной” проблемой, можно вспомнить, как до него в литературе решалась эта проблема, и отметить приверженность традиции или оригинальность автора. Если проблема нова, можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней.
Во-вторых, комментируя проблему, мы должны выявить авторское отношение к ней. Авторское отношение может быть выражено непосредственно (“Люблю тебя, Петра творенье!” А. Пушкин; “Печально я гляжу на наше поколенье…” М. Лермонтов) или опосредованно (при помощи языковых средств). Например, слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом в первой строке есенинского стихотворения “Письмо к матери” (“Ты жива еще, моя старушка…”) передает любовь и нежность лирического героя.
Комментарий к проблеме взятого нами текста может быть таким:
О новизне заявленной проблемы говорит сам автор текста. Именно сейчас, по мнению Г. Смирнова, подумать стало труднее, чем поделиться своими мыслями с широкой аудиторией. Публицист очень эмоционально (в статье много восклицательных предложений) выражает свое негодование нежеланием людей, выступающих перед телезрителями, попытаться понять, что же все-таки имели в виду цитируемые авторы (“…Вы не поняли, что сказал Суворов!”).
Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен “ошеломляющими нелепостями”, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом “образованщина” (суффикс щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок (ср. базаровщина, обломовщина, хлестаковщина)).
4. Определяем авторскую позицию, идею текста. Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему (проблемы), какие аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности.
Сформулировать идею текста помогут такие клише:
Автор подводит читателя к мысли о том, что…
Идея текста такова:
…- вот главная мысль текста.
Решая проблему, автор приходит к такому выводу:
Цель автора текста - убедить читателя в том…
Сформулировать идею предложенного текста можно так:
Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются “ошеломляющие нелепости”. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая - неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.
Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь “оповестить о своих думах весь мир” (книжные слова “оповестить”, “думы” приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание “Да задумайтесь, что вы говорите!” звучит как призыв.
II. Как начинать сочинение? Начинать сочинение можно конструкцией “именительный темы”. Такое эмоциональное начало особенно подходит для сочинений по текстам, в которых авторы обращаются к “вечным” темам. Вот пример подобного начала сочинения:
“Любовь… О ней написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, о ней говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст N. тоже посвящен любви. ”
В начале сочинения можно рассказать о своих чувствах, мыслях, ассоциациях, которые вызвало первое прочтение текста.
Клише, которые помогут начать сочинение:
Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…
Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )
Таким может быть вступление к сочинению по тексту Г. Смирнова:
Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации, что человеку свойственно доверять телеобозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах.
Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение “тяжело в учении - легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже абсурдную, она невольно оседает в памяти.
III. Как заканчивать сочинение? Сочинение- рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести не менее трех аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту). Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность: например, в случае несогласия с автором не следует писать “автор неправ”, лучше употребить выражение “с автором трудно согласиться”.
Приведем клише, с помощью которых можно сформулировать собственную позицию:
Нельзя не согласиться с автором в том, что…
С автором можно поспорить:
Автор прав в том, что… однако его мысль о…вызывает сомнение
Сочинение по тексту Г. Смирнова можно закончить так:
С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И “не везет” в этом, к сожалению, не только Суворову.
Известную фразу К. Маркса “Религия - опиум народа” очень часто цитируют так: “Религия - опиум для народа”. Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народсам ищет утешения в религии, а интерпретаторы этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.
Знаменитое пушкинское “народ безмолвствует” часто звучит из уст журналистов, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в “Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца.
Таким образом, в том, что “в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости”, отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди; ведь многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты.
Однако, на мой взгляд, человеку начитанному и образованному никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.
Приведем сочинение - рассуждение по тексту Г. Смирнова целиком:
Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации, что человеку свойственно доверять телеобозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах.
Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение “тяжело в учении - легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже нелепую, она невольно оседает в памяти.
О таком неточном, поверхностном, часто абсурдном толковании слов известных людей пишет Г. Смирнов.
Почему же эти сомнительные интерпретации укореняются в общественном сознании? Над этим вопросом задумывается автор текста.
Он сам говорит о новизне заявленной проблемы. Именно сейчас, по мнению Г. Смирнова, подумать стало труднее, чем поделиться своими мыслями с широкой аудиторией . Публицист очень эмоционально (в статье много восклицательных предложений) выражает свое негодование нежеланием людей, выступающих перед телезрителями, попытаться понять, что же все-таки имели в виду цитируемые авторы (“…Вы не поняли, что сказал Суворов!”).
Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен “ошеломляющими нелепостями”, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом “образованщина” (суффикс щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок).
Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями и не желающие подумать, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются “ошеломляющие нелепости”. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая - неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.
Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь “оповестить о своих думах весь мир” (книжные слова “оповестить”, “думы” приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание “Да задумайтесь, что вы говорите!” звучит как призыв.
С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И “не везет” в этом, к сожалению, не только Суворову.
Известную фразу К. Маркса “Религия - опиум народа” очень часто цитируют так: “Религия - опиум для народа”. Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народсам ищет утешения в религии, а интерпретаторы этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.
Знаменитое пушкинское “народ безмолвствует” часто звучит из уст журналистов, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в “Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца.
Таким образом, в том, что “в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости”, отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди; ведь многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты.
Однако, на мой взгляд, человеку начитанному и образованному никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра"Сдай экзамен на "5"!
Труфанов В.Ф.МОУ «СОШ №5», г. Нефтеюганск, Тюменская обл.При подготовке к ГИА я работаю с обучающимися, мотивированными в получении знаний. Но и они устают от однообразных уроков решения задач. ...
Сдаем ЕГЭ вместе Рекомендации родителям
Экзамен всегда несет эмоциональное и физическое перенапряжение. Волнуются взрослые, передавая психическую нестабильность старшеклассникам. Что же сделать, чтобы подготовк...
Сдаем ЕГЭ: рекомендации родителям выпускников по подготовке к ЕГЭ.
Единый государственный экзамен - новая реальность в нашем образовательном пространстве. Проблема подготовки к нему - это поле деятельности не только для школьников и педагогов, но и для Вас родителей....
Решаем задания, сдаем ГИА по Информатике и ИКТ.
Подготовка обучающихся Госудорственной ( итоговой ) аттестации 2014 года (в новой форме) по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ, осваивших основное общеобразовательные программы....
Алгоритм последовательности организационно-педагогических действий по решению проблем профилактики правонарушений среди учащихся, а также смежных проблем, связанных с учебой и дисциплиной
Рекомендации по организации работы классных руководителей с учащимися и семьей по преодолению проблем, связанных с обучением и поведением обучающихся....
Мастер-класс для учителей математики "Создать проблему? Нет проблем!"
Показаны способы создания проблемных ситуаций на уроках математики через решение различных задач...
Алгоритм последовательности организационно-педагогических действий по решению проблем профилактики правонарушений среди учащихся, а также смежных проблем, связанных с учебой и дисциплиной
Презентация для класнсых руководителей по работе с трудными подростками....