семинар СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ
методическая разработка на тему

Сочинение- это осмысленное структурированное речевое произведение, представляющее собой внутренне взаимосвязанную последовательность различных знаков (макроструктура), образующих внешне оформленную целостность (микроструктура). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_.docx292.18 КБ
Файл v.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА  СОЧИНЕНИЯ

В композиции осуществляется связь частей, образующих целое,

поэтому композиция противостоит хаосу.

Она есть созидание, а не разрушение...

Н.Н.Третьяков «Образ в искусстве» слайд 1

Сочинение- это осмысленное структурированное речевое произведение, представляющее собой внутренне взаимосвязанную последовательность различных знаков (макроструктура), образующих внешне оформленную целостность (микроструктура). слайд 2

Данное выступление- синтез множества представленных учеными, учителями материалов, а также презентация некоторых собственных находок.

В оценке сочинения важным критерием является оценка 3 структурных параметров: композиционной цельности, логической связи, соразмерности частей. слайд 3

Композиционная цельность (слайд 4) основывается на 1 законе текстообразования: Сочинение- не от слова «сочинять» (придумывать), а от слова «чин» (порядок). слайд 5 Композиция сочинения хорошо знакома учащимся. Трехчастная структура рассуждения вполне освоена школьниками, в большей части работ легко вычленяются вступление, основная часть и заключение. Но все равно должна проводиться необходимая работа.

слайд 6

Сейчас часто слышатся голоса противников шаблонов. На Конгрессе РОПРЯЛ эту проблему бурно обсуждали, итогов у этой дискуссии, как вы понимаете, нет. Но рано или поздно решающий эту проблему учитель приходит к выводу, что шаблон в выстраивании композиции для ученика порой необходим. (слайды 7-9) Интересным было высказывание Фалиной Татьяны Михайловны: «Композиция любого высказывания- шаблон, другое дело, как учитель научит ученика этот шаблон интерпретировать». Шаблон диктует определенный порядок работы над сочинением.

Задание: слайд 10

1. определите в шаблоне задачи композиционных частей

2. наметить структуру работы

Части сочинения

Задачи

Вступление

-ввести в тему,

-дать предварительные, общие сведения о проблеме

Основная часть

-раскрыть тему сочинения

-привести рассуждения

-проанализировать текст художественного произведения

Заключение

-подвести итог

-обобщить сказанное

Логическая связь (слайд 11) основывается на II законе текстообразования: Логика должна быть во всём, потому что текст- от слова textum- связь, ткань, соединение. В сочинении следует различать: внешнюю (композиционную) структуру и внутреннюю структуру. слайд 12

Композиционная структура

Логическая структура (выделение абзацев)

Вступление

Зачин.

Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Основная часть

Тезис 1

Доказательства, примеры- микровывод

Тезис 2

Доказательства, примеры- микровывод

Тезис 3

Доказательства, примеры- микровывод

Заключение

Вывод. Обобщение по всему сочинению

слайд 13

Существует достаточное количество различных видов работы, формирующих логику высказывания: знакомство с основами логики, предъявление памяток (слайд 14), работа со структурными средствами связи (слайд 15), выделение абзацев- нахождение микротем. Одним из самых сложных является решение логических задач. (слайд 16)

Задание:

Определите абзацы (слайд 17)

Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви. Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви и, пожалуй, самых печальных — это купринский «Гранатовый браслет». Истинный романтик Куприн обожествляет любовь. Каждое слово здесь светится, переливается, сверкая драгоценной огранкой, но в рассказе описана любовь трагическая. Как говорит в рассказе генерал Аносов, любимый дедушка Ани и Веры: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!». Эта великая любовь поражает самого обыкновенного человека, гнущего спину за канцелярским столом, чиновника Желткова. Он был готов издалека обожать Веру Николаевну, он ее просто боготворил: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да святится имя Твое». Читаешь эти строки и понимаешь, что о любви в мировой литературе без Куприна сказано не все. А ведь кажется, что можно поведать о любви после шекспировской истории Ромео и Джульетты, после пушкинского «Евгения Онегина, после «Анны Карениной» Льва Толстого? Но у любви тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении своя светоносность, своя печаль, свой излом и свое благоухание.

Соразмерность частей (слайд 18-19)

Как научить? Редактирование текста, конструирование текста, написание сочинения по заданному началу, написание вступления, основной части и заключения сочинения

Задание:

Напишите заключение

Учёные сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы двигаться, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперёд. В тексте мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, — повторяем какую-то часть предыдущего предложения (это «данное»). Затем делаем шаг вперёд — добавляем новую информацию, нужную для развития мысли. Основная функция «данного» — связывать между собой предложения, «нового» — развивать мысль в тексте. На «новое» ставится логическое ударение. Кто благоразумен (данное), тот воздержан (новое). Кто воздержан (данное), тот стоек (новое). Кто стоек (данное), тот невозмутим. Кто невозмутим, тот беспечален. Кто беспечален, тот счастлив. Следовательно, кто благоразумен, тот счастлив (Сенека).



Предварительный просмотр:

Ход мастер- класса

I. Введение в тему (3 мин)

Жемчужины мысли сложу в ожерелье. Каждое    мастером создано было, и этим бесценно… Своё ожерелье- я всем, кто ещё не богат- раздам по жемчужинке, по частичке души…                      

                                                                   ЛукьЯна

с сайта «Жемчужины мысли»

слайд 1

Цель мастер- класса:

составить модель сочинения по направлению «Разум и чувство»

слайд 2

этап

Вопросы

Выпускник должен

1

о чём хочет рассказать читателю

определить тему

2

для чего должен об этом рассказать

основную мысль своего сочинения

3

как будет это делать

способ и стиль изложения материала.

II. Работа по выбору темы (5 мин)

Задание:

  1. Объясните правило «3»: «хочу», «могу», «знаю».
  2. Впишите номера тем в определенный столбец таблицы
  3. Выберите для анализа тему, отметьте на листе

Тип формулировки

Тема-понятие

Слово или словосочетание

Тема-вопрос

Вопросительное слово или ли

Тема-суждение

«П» Все виды предложений.

  1. Разум или чувство?
  2. «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны». (Гюстав Флобер).
  3. Надо ли давать надежду людям на взаимные чувства, если их совсем нет?
  4. Царство разума в мире.
  5. «Как страшен может быть разум, если он не служит человеку». (Софокл).
  6. Разум – счастливый дар человека или его проклятие?  

III. Работа по формулировке тезисов (10 мин)

- Вы уже выбрали тему, теперь важным является формулирование тезиса

Правило триединства тезиса

Тезис – простое повествовательное предложение

Все слова в тезисе  - в прямом значении

В тезисе прямой порядок слов (1. подлежащее + 2. сказуемое)

Алгоритм формулировки тезиса по виду

ТЕМА - ПОНЯТИЕ

ТЕМА - ВОПРОС

ТЕМА - СУЖДЕНИЕ

1.Найди в теме сущ. в И.п.

2.Определи, о чём писать.

3.Подбери к сущ. в И.п. оценочное сказуемое.

1.Найди подлежащее и сказуемое в вопросе.

2.Поставь подлежащее на 1 место, сказуемое- на второе.

1. Найди подлежащее и сказуемое

2. Определи, в каком значении: прямом или в переносном- употреблены.

3. Сделай так, чтобы главные члены были употреблены в прямом значении.

Задание:

1. сформулируйте тезис

2. впишите в строчку

IV. Определение направления (работа с клипом на песню Цыгановой)

1. Вопросы:

-О каких жизненных позициях говорится в песне?

-В каких отношениях они находятся по отношению друг к другу?

2. Словарная работа

Задание:

1. прочитайте словарные статьи из разных словарей (распечатка на доске)

2. дополните карту понятий стрелками

СОПОСТАВЛЯТЬ

(Толковый словарь русского языка.

Ефремова Т.Ф.)

1. Рассматривать, взаимно соотносить, сравнивать с чем-либо или между собою,

2. Выявлять сходство и различие

ПРОТИВОПОСТАВИТЬ

(Толковый словарь русского языка.

Ожегов С.И.)

1. Сравнить, сопоставить, указав противоположность

    свойства какого-нибудь лица или предмета свойствам другого.

2. Направить против кого-чего-нибудь

СООТНОСИТЬ

(Викисловарь)

https://ru.wiktionary.org/wiki/

1. устанавливать соотношение между чем-либо;

2. сопоставлять, сравнивать

СРАВНИВАТЬ

(Толковый словарь русского языка.

Ушаков Д.Н.)

1. выявлять различия между двумя объектами, явлениями и т. п.

2. уравнивать; признавать равноценными по какому-либо параметру

V. Обдумывание композиции

Структура сочинения

Рекомендации

Вступление (5-6 предложений)

Постарайтесь сделать его ярким, чтобы оно привлекло внимание

Тезис

Продумайте способ формулировки

Аргументация

Продумайте способы цитирования, используйте языковые средства рассуждения

Выводы (до 6 предложений)

Помните, что здесь содержится идея рассуждения, которая может быть выражена по- разному (риторические вопросы, побудительные предложения- призывы или же повествовательные предложения, подводящие итог)

IV. Подбор аргументов

Задание:

1. выберите произведения

2. сформулируйте аргумент

В.Шекспир «Ромео и Джульетта», Д. Остин «Гордость и предубеждения» – Дарси  и  Элизабет, И.Гончаров «Обломов», И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Первая любовь», Л. Н. «Война и мир»  –  Болконские – Ростовы, Наташа Ростова– княжна Марья; «Анна Каренина» –  Алексей Каренин – Анна Каренина;  «После бала» – Иван Васильевич до и после бала, Н.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», М. Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца»,Е.Замятин «Мы», «Пещера», И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи», «В Париже»; «Холодная осень», М.Горький «Старуха Изергиль»; «На дне», К.Паустовский «Телеграмма», А.Фадеев «Разгром», О.Уайльд «Портрет Дориана Грея», Д.Киз «Цветы для Элджернона», В Кондратьев «Сашка», В.Распутин «Прощание с Матёрой»; «Живи и помни».

Меняется все- отношения, век,

Лишь не меняется человек.

Мы все и святые, и вечно грешны...

Два полюса жизни, две стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

структура сочинения

Материал для подготовки учащихся 9 классов к ГИА....

Структура сочинения-рецензии.

Сочинение-рецензия.Требования к сочинению, структура сочинения, клише....

Структура сочинения - рассуждения ГИА 2013

Подробная структура написания сочинения - рассуждения на лингвистическую тему ГИА 2013 год....

Структура сочинения на ЕГЭ

План написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту...

Семинар "Структура и содержание новых учебников по отечественной истории издательства "Просвещение"" с 6 по 10 класс

Обсуждение структуры и содержания новых учебников по отечественной истории издательства "Просвещение" с 6 по 10 класс...

Подготовка к ЕГЭ. Уроки 1-2 из системы уроков по написанию сочинений. Тема: "Структура сочинения. Основные критерии к сочинению"

Мной разработана система уроков по проблеме  "Как научить писать сочинение по прочитанному тексту" в 11 классе. Данные уроки в системе - первый и второй.    Тема урока: "Структура сочин...

«МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМ ТЕКСТУ. СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ»

В  данной работе подробно рассматривается методика написания сочинения по прочитанному тексту при подготовке к ЕГЭ...