Конспект урока по рассказу Л.Андреева "Кусака"
план-конспект урока (7 класс) на тему
На уроке учащиеся работают в группах. На основе исследовательской работы групп составляется общая таблица по рассказу. Эта таблица - "бесценный клад" для подготовки аргументов к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_rasskazu_kusaka.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности обучающиеся придут к решению проблемного вопроса: какими способами писатель подводит читателя к мысли, что человек несёт ответственность за своих питомцев?
Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся,умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Формирование мотивации к самосовершенствованию , толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Метапредметные:
Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели
Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные: овладеть умениями монологической речи, уметь работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
Предметные:
• понимание литературы как особого способа познания жизни.
• формирование потребности в чтении.
• воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение.
Ход урока.
1.Этап мотивации.
Просмотр видеоролика о жизни брошенных собак.
- Какие чувства у вас вызвал этот видеоролик?
2. Целеполагание.
- Сформулируйте тему нашего урока, продолжив выражение: «Мы в ответе за тех…(«Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент-Экзюпери)
Теперь мы с вами можем определить круг вопросов, над которыми мы можем поразмышлять сегодня. Предположите, о чём пойдёт речь на уроке, саформулируйте цели и задачи.
3. Актуализация знаний.
-Ребята , а мы уже встречались с образом собаки в литературе?
Игра «Вспомни литературного героя»( По цитатам из прочитанных ранее книг – инд.домашнее задание - учащиеся вспоминают героев книг.) Проверка по эталону с экрана. Самооценивание.
4. Работа по теме урока.
Обсуждение первичного восприятия рассказа Л.Андреева «Кусака».
-Кто является главным героем рассказа? (собака Кусака)
Работа в группах.
-Обсудите в группе и составьте ассоциативный ряд к слову собака(1,2 группы), Кусака (3,4 группы) (Обмен и дополнение )
Представление готовых ассоциаций.
Проблемный вопрос: Как получилось, что любовь и защита переросли в боль и злость? На этот вопрос мы сможем ответить, углубившись в рассказ. На какие композиционные части можно разделить рассказ?(«Одинокая жизнь Кусаки» , «Встреча с дачниками», «Расставание», «Снова одиночество»)
Каждая композиционная часть и будет объёктом вашего анализа. При помощи просмотрового чтения происследуйте каждый эпизод из жизни Кусаки и заполните каждый свою графу в таблице.
(На работу отводится 2 минуты – сигнал)
Обсуждение в группе и заполнение таблицы (На работу отводится 2 минуты – сигнал)
5 участник группы оформляет цветопись эпизода, прикрепляет к доске, затем комментирует. В итоге должна получиться цветовая цепочка, отражающая чувства героев.
Обмен информацией между группами (эксперт от группы выступает, а остальные группы заполняют таблицу)
Озаглавьте эпизод словами из текста | 2.Чувства собаки. Какие ключевые слова характеризуют душевное состояние Кусаки? | 3. Образы людей. Как они относятся к собаке? | 4. Пейзаж. Как описание природы перекликается с чувствами Кусаки? | |
1 группа | ||||
2 группа | ||||
3 группа | ||||
4 группа |
1 группа .
– Какой была жизнь Кусаки до встречи с дачниками? ( Выступления группы N1)
2 группа.
- Но не все люди жестоки, не все бьют и унижают. С приходом весны на даче, где поселилась тайком Кусака, появились красивые, добрые люди. Проследим, как складывались взаимоотношения собаки с этими людьми
( Выступления участников группы 2)
-Как изменилась жизнь Кусаки с приездом дачников?
- Как изменилась она сама внешне и внутренне?
- Каково ваше отношение к Лёле?
- группа. ( Выступления участников группы 3)
- Изменилось ли ваше отношение к Лёле?
4 группа. ( Выступления участников группы 4)
– Рассмотрите иллюстрации, приготовленные вашими одноклассниками, и по ним восстановите чувства Кусаки, ее внутреннее состояние «от одиночества до счастья» и «от счастья до одиночества». (Злоба, страх; недоверие к людям; злоба исчезла; благодарность, любовь, счастье; тревога, глухая тоска).
- Давайте обобщим информацию таблицы и сделаем выводы. Какой вывод можно сделать,сопоставив цитатные названия эпизодов?
Какой вывод можно сделать, сопоставив информацию второй и третьей колонок таблицы?
-Какую роль в рассказе выполняет пейзаж?
– Какое одиночество в жизни Кусаки страшнее? Почему?
(Возвращение к двум ассоциативным рядам собака – Кусака.)
- В чём причина, что в душе собаки вновь обида и злость?
- Какой ответ на этот вопрос даётся в песне? Прослушиваем песню «Собака бывает кусачей» в исполнении одноклассниц.
- Почему же собака становится кусачей? А у человека может быть собачья жизнь? От кого же зависит наше общее сосуществование?
(Всё в твоих руках)
Просмотр презентации с фотографиями ребят и их питомцев.
(Возвращение к теме урока)
– Какую истину вы поняли для себя? В чем нравственное значение истории Кусаки? Попробуйте отразить свои мысли в синквейне.
5.Домашнее задание.
Задания по выбору:
1. Написать рассказ «Сон Кусаки».
2.Составьте правила для людей, приручающих животных.
3. Выступить с рекламой книги о собаке.
Устный журнал «Знаешь ли ты?» (+ дополнительное задание на оценку)
6. Самооценивание и комментирование оценки.
7. Рефлексия.
Предлагается рефлексивный экран с началом фраз, нужно продолжить.
-Что вы знали по теме урока раньше и что узнали нового?
- Я ( задумался, понял, научился)…
- Кого и за что вы хотели бы поблагодарить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.
Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...
"В сердце всё человеческое богатство" (конспект урока по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
Урок по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...
Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"
Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....
Конспект урока по рассказу Людмилы Улицкой
конспект урока...
Конспект урока по рассказу Ю. Яковлева Багульник
Учитель русского языка и литературыКитахина Галина ИвановнаТема: В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека (По рассказу Ю. Яковлева “Багульник”)Цель: Услышать нравственное звуча...
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
Конспект урока по рассказу Костюнина "Рукавичка"
Разработка урока для учащихся 7 класса....