Урок чтения.Киплинг
план-конспект урока (6 класс) на тему

Киплинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kipling.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Р. Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави».

Цель: обобщить знания учащихся по произведению Р. Каплинга «Рикки-Тикки-Тави»

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить биографию автора, характерные черты главных героев,
  • Повторить композицию построения художественного произведения
  • Проверить умение составлять отзыв к произведению

Развивающие:

  • Развивать умение работать в группах, с деформированным текстом и карточками-картинками
  • Развивать артикуляционный аппарат, речь, внимание, оперативную память

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к своим одноклассникам
  • Прививать любовь к животным.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Методы обучения: беседа, частично-поисковый, исследовательский, вербальный, наглядный, аналитический

Упражнение для развития техники чтения: чтение предложений по заданному началу

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная и групповая.

Оборудование:

  • Портрет Р. Каплинга
  • «Мозаика» (5 разрезанных картинок-сюжетов)
  • Деформированный отрывок из произведения
  • Портреты главных героев: Рикки-Тикки-Тави, Мальчик Тедди, Мать Тедди – Эллис, Отец Тедди – Большой человек, Дарзи, птица-портной и его жена, Наг и его жена Нагайна, Чучундра и его сестра Чуа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

.

  1. «Мозговой штурм»

- Кому принадлежат эти слова? (Рикки-Тикки-Тави)

- Что они обозначали? (Его боевой клич, когда он мчался в высоких травах)

- Кто является автором сказки? (Редьярд Джозеф Киплинг)

- Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

  1. Постановка цели урока

- Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по произведению Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».

III.Повторение.

  1. Вступительная беседа. Слово о писателе.

- Что вы запомнили об авторе?

 КИПЛИНГ  РЕДЬЯРД  (1865–1936), английский писатель. Родился 30 декабря 1865 в Бомбее (Индия). Отец, крупный специалист по истории индийского искусства. В шесть лет мальчика отослали на учебу в Англию. В 1882 шестнадцатилетний Редьярд вернулся в Индию и устроился помощником редактора в газете. Затем долгое время работал журналистом, много путешествовал по миру.  Побывал во многих странах Востока, видел необычную красоту тропических лесов, познал таинственную жизнь её обитателей. Его лучшим произведением считается «Книга джунглей». Это он сочинил истории про кошку, которая гуляла сама по себе, про удивительного человека-волка Маугли, про неустрашимого Рикки-Тикки-Тави, истребителе опасных змей.

  1. Характеристика героев

- Перечислите всех героев сказки, дайте им краткую характеристику. Кто они такие?

  • Рикки-Тикки-Тави
  • Мальчик Тедди
  • Мать Тедди – Эллис
  • Отец Тедди – Большой человек
  • Дарзи, птица-портной и его жена
  • Наг и его жена Нагайна
  • Чучундра и его сестра Чуа

- В какой стране происходит действие? Как вы догадались?

 

  1. Словарная работа

- Посмотрите, как выглядит мангуст. На какого зверя он похож? (ласку).

- Что вы о нем знаете?

- Как называется змея?

- Что вы знаете о кобрах? Об их привычках? Поведении?

- Еще вам в тексте встретилось слово «фут» - это сколько? (30 см). А пять футов? (150 см).

- Какому герою подходит эта характеристика? (Нагу, это его длина)

- Кто такие Дарзи?

  1. Работа по частям композиции и их анализ (не называя части композиции).
  1. ЭКСПОЗИЦИЯ
  1. Анализ 1 части текста Что изображено на картинке?

- Где жил мангуст?

- Как он оказался в саду Большого Человека?

- Кто его спас?

- Перескажите эпизод, где Рикки знакомится с семьей Большого Человека.

- Как вы думаете, понравился ли мангуст Тедди?

- Понравилось ли мангусту в семье Большого Человека?

  1. Восстановление текста по опорным словам

- Прочитайте слова:

рыскал, не утонул, сунулся, обжег, взобрался, прибежал, улегся, взобрался, прикорнул, вскакивал и настораживался, бежал разузнать, не спит, сидит, въехал.

О ком и о чем рассказали нам эти глаголы? (Как Рикки знакомился с домом)

- Как они характеризуют мангуста?

  1. Оглавление части текста.

- Как бы вы назвали эту часть? Знакомство с семьей Большого Человека.

  1. ЗАВЯЗКА (С чего начиналось действие?)
  1. Анализ 2 части текста- Давайте посмотрим, к какому сюжету составила картинку 2 группа.

- О чем идет разговор между мангустом и Дарзи?

- Какое несчастье случилось у птички?

- Какие слова использовал автор, для описания появления Нага?

  1. Выборочное чтение.

- Прочитайте страшный образ кобры (стр. 113). (негромкое шипение — страшный, холодный звук: огромная черная кобра, пяти футов длины от головы до хвоста; злые змеиные глаза).

Отчего стало страшно мангусту на минуту? (Рикки-Тикки увидел на капюшоне очковую метку, точь-в-точь как стальная петля от стального крючка). 

- Испытал ли страх Наг «в глубине холодного сердца»?

- Почему?

- Перескажите эпизод появления Нагайны, злой жены Нага.

- Как она ведет себя? (подкралась сзади, шипела, разъяренная).

- Кто предупредил Рикки об опасности?

- Каким вы видите Рикки? (Хвост стал раздуваться, глаза стали краснеть, сел на хвост, как маленький кенгуренок, затараторил от ярости). 

-Чем закончилась их встреча?

  1. Оглавление части текста.

- Как бы вы назвали этот эпизод? Встреча с Нагом и Нагайной.

  1. РАЗВИТИЕ (Как развивалось действие?)
  1. Выразительное чтение 3 части

- Прочитаем с выражением начало третьей части.

«...Рикки-Тикки прислушался. В доме была тишина, но ему показалось, что до него еле-еле доносится тихое, еле слышное «ш-ш-ш», как будто по стеклу прошла оса. Это шуршала змеиная чешуя по кирпичному полу.

«Или Наг, или Нагайна! - решил он. - Кто-то из них ползёт по водосточному жёлобу в ванну...

...Он прокрался в Теддину умывальную комнату, но там не оказалось никого. Оттуда он пробрался в умывальную комнату Теддиной матери. Там в оштукатуренной гладкой стене у самого пола был вынут кирпич для водосточного жёлоба, и когда Рикки пробирался по каменному краю того углубления, в которое вставлена ванна, он услыхал, как за стеной в лунном сиянии шепчутся Наг и Нагайна».

  1. Чтение диалога (Наг, Нагайна, автор) .

-О чем они шептались? Прочитайте диалог.

- Какие страшные планы вынашивали змеи?

- Почему Рикки весь дрожал от негодования и ярости?

- О чем он думал? Как действовал? (Стоял тихо, как смерть. Начал продвигаться к кувшину -мускул за мускулом).

3.Оглавление 3 части текста

- Как назовете этот эпизод? (Рикки следит за Нагом).

  1. КУЛЬМИНАЦИЯ (Наивысший, острый момент в момент развития действий)

Чтение предложений по заданному началу..

- Найдите в тексте предложение по заданному началу.

 «А потом его подхватило и брякнуло оземь, … стр. 116 ( … и стало мотать во все стороны, как крысу мотает собака, и вверх, и вниз, и большими кругами, но глаза у него были крысиные, и он не отставал от змеи, когда она мотала им по полу, расшвыривая в разные стороны жестяные ковшики, мыльницы, щетки, и била его о края металлической ванны»).

«Голова у него кружилась, … ( …его тошнило, и он чувствовал себя так, будто весь был разбит на куски. Вдруг у него за спиной словно ударил гром, и горячий вихрь напотел на него и сбил его с ног, а красный огонь опалил ему шерстку»).

- Что описывает в этих предложениях автор? (бой мангуста и змеи)

  1. Оглавление 4 части текста

- Как можно назвать эту часть? Смертельная схватка

  1. РАЗВЯЗКА (Чем закончилось действие?)
  1. Анализ 5 части.

- В какой момент спадает напряженность в событиях? (После выстрела Большого Человека в Нага).

- Чем закончилось действие? (Окончательная победа мангуста над кобрами, торжество Рикки, спасителя и охранника жизни и спокойствия людей, в доме которых он живеет).

  1. Оглавление 5 части.

- Как бы вы назвали эту часть? Торжество победы над врагом.

  1. Обобщение
  1. Дневник двойной записи

«+»

«-»

- Запишите, что хорошего в том, что змей убили.

- Запишите, что плохого в том, что змей убили.

2Написание отзыва к произведению.

  1. Работа с термином «Отзыв»

- Каждая группа должна составить отзыв о прочитанном произведении

- Что называют отзывом?

 Отзыв - это мнение, оценка прочитанного, понимание того, как автор относится к своим героям — осуждает, высмеивает, восторгается.

  1. Написание отзыва по опорным словам.

-Напишите отзыв по опорным фразам

Я прочитал сказку ...

В ней говорится о ...

Основными героями  являются ...

Наибольшее впечатление на меня произвел эпизод, в котором ...

Особенно понравился мне эпизод, который ...

Главная мысль рассказа заключается в том, что ...

Автор хотел сказать читателю…

V. Выводы

     Выведение главной мысли произведения.

Чтение рассказа направлено на осознание главной мысли любви и преданности друзей, что является самым главным в жизни человека и животных. Почувствовав заботу, внимание, доброе отношение членов семьи, мангуст преданно служит им, спасая мальчика от заклятого врага - кобры.

VI. Подведение итогов.

- Чем занимались на уроке?

- Что понравилось больше всего?

VI. Выставление оценок.

VII. Задание на дом: выразительное выборочное чтение эпизодов, которые особенно понравились.

По теме: методические разработки, презента


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...