Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literatura_9_klass.docx | 42.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ЛИЦЕЙ № 57»
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО МО учителей начальных классов протокол № 1 от 27.08. 2016 Председатель МО русского языка и литературы Павлова Н. В. (ФИО) ______________ (подпись) | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Е.А. Агафонов ____________ (подпись) | УТВЕРЖДЕНО приказ № 237 от 30.08.2016 г. Директор лицея Г.В. Горба _____________ (подпись) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для обучающихся 9 - х классов
на 2016-2017 учебный год
Составители:
Павлова Н. В.
Корнийчук Г. Н.
Федорова Т. В.
г. Ростов-на-Дону
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Планируемые результаты изучения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
формировать понимание важности процесса обучения;
формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - формировать уважение к литературе народов многонациональной России;
формировать в процессе» чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;
совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;
развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики анализа текста;
формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;
формировать готовность к. получению новых знаний, их применению и преобразованию;
развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;
развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.
Метапредметные:
формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления и процессе чтения и изучения литературного произведения;
формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
формировать умение активно использовать речевые сродства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»;
развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;
развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;
развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;
совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);
развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.
Предметные:
Предметные результаты обучения:
воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;
совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);
способствовать совершенствованию читательского опыта;
совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;
совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
развивать интерес к творчеству;
развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
развивать навыки характеристики (в 5—6 классах) и анализа (в 7—9 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;
формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;
формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.
II Содержание учебного предмета
Программа 5-9 классов опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от фольклора, древнерусской литературы к литературе XX века; четко ориентирована на последовательное углубление постижения литературных произведений, понимание и осмысление творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом.
Курс литературы направлен на то, чтобы научить ребенка думать, уметь строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации, уметь решать учебные и практические задачи, что и составляет умение учиться (учить самого себя), без которого невозможно реализовать цели и задачи ФГОС.
Содержание курса литературы для IX класса
(102 часа)
Литература как искусство слова (1 час)
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.
Древнерусская литература (1 час)
Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
«Слово о полку Игореве» (3 часа)
Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры
Литература XVIII века (3 часа)
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
М.В. Ломоносов (3 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Разговор с Анакреоном»,
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.
Г.Р. Державин (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор)
Стихотворения: «Бог», «Памятник», »Властителям и судиям»,
Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.
А.Н. Радищев (3 часа)
Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).
Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.
Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (1 час+1 вн.)
Литература XIX века (2 часа)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Романтизм.
А.С. Грибоедов (9 часов)
Жизнь и творчество
Комедия «Горе от ума»
Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.
А.С. Пушкин (16 часов+ 3 р/р+1 вн. чт.)
Жизнь и творчество.
Стихотворения:
«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;
Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики. Роман в стихах «Евгений Онегин»
Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.
Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина
М.Ю. Лермонтов (10 часов + 2 р/р)
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» « Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. Роман «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе
Н.В. Гоголь (5 часов + 2 р/р часов)
Жизнь и творчество. «Шинель». Образ маленького человека в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении.
Поэма «Мертвые души» (I том). История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании).
Ф.И. Тютчев. (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь»
А.А. Фет (1 час + 1 р/р)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения).
Н.А. Некрасов (1 час + 1 р/р)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Памяти Добролюбова» .Гражданская позиция Некрасова.
Ф.М. Достоевский (2 часа)
Слово о писателе. «Бедные люди». Развитие темы «маленького человека»
Л.Н.Толстой (2 часа)
Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
А.П. Чехов (1 час + 1 вн. чт.)
«Человек в футляре». Особенности сюжета. Истинные и ложные ценности героев рассказов. Жанровые особенности чеховского рассказа.
М.Горький (3 часа + 1 р/р)
Слово о писателе. «Челкаш». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов.
Художественное своеобразие поэзии Серебряного века. (4 часа)
Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского.
А.А. Блок (1 часа)
Слово о поэте.
С.А. Есенин (1 час)
Слово о поэте.
В. В. Маяковский (1 час)
М.И.Цветаева (1 час)
Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой
А.А. Ахматова (1 час + 1 р/р + 1 вн. чт)
Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др.
. М.А.Булгаков. (2 часа)
Слово о писателе. «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Прием гротеска в повести.
М.А. Шолохов (1 час)
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа.
А.Т. Твардовский (1 час)
« Я убит подо Ржевом…»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.
А.И.Солженицын (1 час)
Основные вехи биографии. Слово о писателе. «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе.
Поэзия второй половины 20 века (2 часа)
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по литературе в 9 классах
Количество часов в 9 классе «А» на учебный год 102, в неделю - 3 часа.
1 четверть – 9 учебных недель 01.09. – 30.10 | 2 четверть – 8 недель 07.11. – 30.12. | 3 четверть – 10 недель 12.01. – 22.03 | 4 четверть – 8 недель 03.04 – 25.05 | |
Общее кол. часов | ||||
Плановых к/ работ | ||||
Сочинения | ||||
Количество часов в 9 классе «Б» на учебный год 102, в неделю - 3 часа.
1 четверть – 9 учебных недель 01.09. – 30.10 | 2 четверть – 8 недель 07.11. – 30.12. | 3 четверть – 10 недель 12.01. – 22.03 | 4 четверть – 8 недель 03.04 – 25.05 | |
Общее кол. часов | ||||
Плановых к/ работ | ||||
Сочинения | ||||
Количество часов в 9 классе «В» на учебный год 101, в неделю - 3 часа.
1 четверть – 9 учебных недель 01.09. – 30.10 | 2 четверть – 8 недель 07.11. – 30.12. | 3 четверть – 10 недель 12.01. – 22.03 | 4 четверть – 8 недель 03.04 – 25.05 | |
Общее кол. часов | 25 | 24 | 28 | 24 |
Плановых к/ работ | 1 | 1 | ||
Сочинения | 2 | 2 | ||
Количество часов в 9 классе «Г» на учебный год 102, в неделю - 3 часа.
1 четверть – 9 учебных недель 01.09. – 30.10 | 2 четверть – 8 недель 07.11. – 30.12. | 3 четверть – 10 недель 12.01. – 22.03 | 4 четверть – 8 недель 03.04 – 25.05 | |
Общее кол. часов | 25 | 24 | 29 | 24 |
Плановых к/ работ | 1 | 1 | ||
Сочинения | 2 | 2 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....