Рабочая программа и КТП по родному(башкирскому) языку для 1 класса
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа для 1 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
- Закон об образовании в Республике Башкортостан от 1.07.2013г. №696-з.
- Закон о языках народов Российской Федерации.
- Закон о языках народов Республики Башкортостан.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643).
- Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 235 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.5.2409-08) зарегистрированными в Минюсте России 23.07.2008г, № 45.
- «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года №44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.1178-02»).
- Приказ МБОУ СОШ № __ «Об утверждении перечня учебников, планируемых к использованию в образовательном процессе на 2015/2016 учебном году (№ 129 от 18.05.2015г.).
- Положение о рабочей программе по учебному предмету, утвержденному приказом директора МБОУ СОШ № __ (приказ № 195 от 17.08.2015 г.).
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № __ на 2015-2016 учебный год.
- План внеурочной деятельности МБОУ СОШ № __ на 2015-2016 учебный год.
- Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ № __ на 2015-2016 учебный год.
Место учебного предмета в плане внеурочной деятельности
Программа осуществляется согласно «Плану внеурочной деятельности» на 2015-2016 учебный год муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №__» городского округа город _______. Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме дополнительного занятия общеинтеллектуальной направленности «Родной (башкирский) язык». Реализация программы рассчитана на 1 год начального образования, объёмом в 32 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 30 минут. Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 6,5-8 лет.
В основу обучения положен современный образовательный проект.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника, и является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Цель: Развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение башкирским литературным языком в разных сферах, для достижения высокого уровня интеллектуального развития личности обучающегося.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Башкирский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению башкирского языка в школе.
Курс башкирского языка направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание интереса и любви к башкирскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение башкирским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи у учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о башкирском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах башкирского языка, об основных нормах башкирского литературного языка, о башкирском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Одна из основных задач – организация работы по овладению обучающимися прочными и осознанными знаниями.
Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Одно из основных направлений – организация работы по овладению обучающимися прочными и осознанными знаниями. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Планирование составлено на основе программы по родному башкирскому языку и литературе для учащихся-башкир I – XI классов школ с русским языком обучения. Составители: Тикеев Д.С., Тулумбаев Х.А., Вильданов А.Х., Давлетшина М.С., Хуснутдинова Ф.А., Хажин В.И. – Ижевск, издательство «КнигоГрад» , 2008г. Программа допущена Министерством образования и науки РБ.
Программа предназначена для работы с детьми начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:
- сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
- сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- развивать образное мышление;
- развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
- развивать творческие способности;
- увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
- содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
Краткое описание содержания программы
Образовательная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня по конкретным видам внеучебной деятельности младших школьников (т.е. 1 класса). Программа имеет возрастную привязку: для 1-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности; формирующая позитивное отношение к базовым ценностям.
Игры на развитие речи;
Объединение по группам;
Игры на развитие внимания;
Упражнения на развитие логической связи;
Упражнения на развитие логического мышления.
Определение порядка и логической связи между предметами;
Название предметов по их признакам;
Исследовательские и практические работы по определению логических связей между предметами.
Формы организации внеурочной деятельности
Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Организуются теоретические и практические занятия. Теоретические занятия педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практические занятия организуются в проектах, конкурсах, викторинах, познавательных играх.
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
- регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
- создание проблемной ситуации;
- техника поэтапного формирования умственных способностей;
- развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
- методы групповой работы;
- методы индивидуальной работы.
Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшую загадку, сказку, рисунок. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.
Значительное место при проведении занятий занимают игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания, речи детей.
Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:
- игрового самочувствия;
- от простого к сложному;
- от элементарного фантазирования к созданию образа.
Существует большое разнообразие интеллектуально-игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Возрастные особенности достижения результатов воспитания.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
В результате изучения данной программы в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- сравнивать предметы по заданному свойству;
- устанавливать общие признаки;
- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
- определять последовательность действий;
- находить истинные и ложные высказывания;
- наделять предметы новыми свойствами;
- переносить свойства с одних предметов на другие.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
Библиотечный фонд:
- Раҡаева Ә.С. Уйнайыҡ уйлап ҡына. – Өфө: Китап, 2008.
- Толомбаев Х.А., Дәүләтшина М.С. Беҙ башҡортса уҡыйбыҙ: Уҡытыу урыҫ телендә алып барылған мәктәптәрҙең 1-2 синыфтары өсөн дидактик материалдар. – Өфө: “Китап”, 2002 – Һүрәттәре менән 152 бит.
- Ғәбдрәхимова Л.М. Хәрефтәр донъяһында. – Өфө: “Китап”, 2009 - Һүрәттәре менән 128 бит.
- Тел төҙәткестәр, тиҙәйткестәр, һанамыштар. Төҙөүселәр: Иҫәнғолова Ә.Ф., Дәүләтҡолова Г.Ш. – Өфө: Китап, 2008.
- Туғыҙбаева Ф.Х. Беҙ уҡырға өйрәнәбеҙ: Мәктәпкәсә һәм кесе йәштәге уҡыусы балалар өсөн уҡыу китабы. – Өфө: Китап, 2008.
- Әүбәкирова З.Ф., Әүбәкирова Х.E., Дилмөхәмәтов М.И. Мин башҡортса уҡыйым. – Өфө: Китап, 2007.
- Ял минуттары өсөн күнегеүҙәр. Методик ҡулланма. Төҙөүселәр: Иҫәнғолова Ә.Ф., Дәүләтҡолова Г.Ш. – Өфө: Китап, 2008.
- Радуга. Хрестоматия для детских садов. Ягафарова А.Х., Юлмухаметов М.Б.- Уфа: Китап, 2006.
Материально- техническое обеспечение
- Учебно-иллюстративный материал:
слайды, презентации по темам;
видеоматериалы по темам;
аудиоматериалы по темам;
иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
наглядные пособия (игровые таблицы, атрибуты);
- Методические материалы:
методическая литература для учителя;
литература для обучающихся;
подборка журналов;
- Мультимедийный комплекс
Компьютер, интерактивная доска
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно-тематический план
1А, В,Г классы
34 часа в год, 1 час в неделю
№ п/п | Дата | Содержание учебного материала Разделы, темы | кол-во часов | Основные виды учебной деятельности (УУД) | примечания | |
план | факт | |||||
07.09. | Башкортостан. Сентябрь. | 1 | слышать и говорить своеобразные звуки башкирского языка, изучение букв: строение при помощи моделей, схем, опорных сигналов слогов, слов, определение количество букв и звуков в слове, определение твердых и мягких гласных, правильное произношение звуков, правильное письмо букв; запоминание счёта до 10, умение считать; составление элементарных диалогов на разные темы; работа с текстом, чтение по слогам правильно и осознанно, слушание сказок, стихотворения, анекдоты, находить ответы, пересказывание; списывание несложных предложений, письмо под диктовку; запомнить слова по темам, составление словосочетаний, предложений. Ответы на вопросы кто? что? где? что делает? что сделал? сколько? какой? Расстановка в конце предложения точки, вопросительного знака. Употребление в речи местоимений мой, твой, наш, ваш, его, их. Выразительный рассказ стихотворений. | Беҙ башҡортса уҡыйбыҙ. Стр.17 | ||
14.09. | Знакомство. Что делает? | 1 | ||||
21.09. | Мы ученики. Потеря. | 1 | Беҙ башҡортса уҡыйбыҙ. Стр.20 | |||
28.09. | Мои учебные принадлежности. Что? | 1 | ||||
05.10. | Учебные принадлежности. Где? Пословицы про учебу. | 1 | Беҙ башҡортса уҡыйбыҙ. Стр.24 | |||
12.10. | Игрушки. | 1 | ||||
19.10. | Мы умеем считать. Сколько? | 1 | Беҙ башҡортса уҡыйбыҙ. Стр.50 | |||
26.10. | Сколько? | 1 | Беҙ башҡортса уҡыйбыҙ. Стр.51 | |||
09.11. | Какой цвет красивый? Какой? | 1 | ||||
16.11. | Овощи. Чем? | 1 | ||||
23.11. | Фрукты. | 1 | ||||
30.11. | Магазин. | 1 | ||||
07.12. | Птицы. Волк и сорока. | 1 | Беҙ башҡортса уҡыйбыҙ. Стр.38 | |||
14.12. | Домашние птицы и животные. | 1 | ||||
21.12. | Дикие животные. | 1 | ||||
28.12. | Зима. Дед мороз. | 1 | ||||
18.01. | Части тела. Буква и звук [Аа]. | 1 | ||||
25.01. | Режим дня. Буква и звук [Оо]. | 1 | ||||
01.02. | Моя семья. Буква и звук [Ыы]. | 1 | ||||
08.02. | Верхняя одежда. Буква и звук [Ээ]. | 1 | ||||
22.02. | Обувь. Буква и звук [Әә]. | 1 | ||||
29.02. | Человек умеющий читать.Буква и звук [Өө]. | 1 | ||||
07.03. | Прятки. Буква и звук [Үү]. | 1 | ||||
14.03. | Весна. Буква и звук [Ҡҡ]. | 1 | ||||
21.03. | Заяц в школе. Буква и звук [Ғғ]. | 1 | ||||
04.04. | Башкортостан. Буква и звук [Һһ]. | 1 | ||||
11.04. | Наш герб. Буква и звук [ҫ]. | 1 | ||||
18.04. | Уфа. Буква и звук [ң]. | 1 | ||||
25.04. | Липовый мед. Буква и звук [Ҙҙ]. | 1 | ||||
02.05. | Очень смешно.Буква и звук [Вв]. | 1 | ||||
16.05. | Ж.Киекбаев. Почему медведь не выходит из берлоги? | 1 | ||||
23.05. | Лиса и ворона. Обобщение пройденного за время занятий. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование. Английский язык. 2 класс. УМК М.З.Биболетовой, Н.Н.Трубаневой
Рабочая программа и подробное календарно - тематическое планирование уроков английского языка во 2 классе к УМК М.З.Биболетовой, Н.Н.Трубаневой "Enjoy English"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку 2 класс
Внеурочная деятельность по английскому языку 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку для 3 класса...
Рабочая программа для индивидуального обучения по русскому языку, 8 класс, 51 час (к учебнику С.Г. Бархударова).
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование (1,5 часа в неделю), информационно-методическое обеспечение....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС ООО
Внеурочная деятельность по ФГОС.«Загадки русского языка»для учащихся 5 классаПояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие ...
Рабочая программа ФГОС с УУД по рускому языку 6 класс по программе М.Т .Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по р...
Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Русский язык» 5 класс к учебнику Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и другие. Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»
Программа создана на основе конструктора "Единого содержания общего образования" https://edsoo.ru/...