Моделирование продуктивных заданий.
статья по русскому языку на тему
В данной статье рассматриваются проблемы использования заданий продуктивного типа на уроке в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование продуктивных заданий.
Автор: учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей им.Д.А.Фурманова» г.Кинешма
Шумилина Н.Л.
На всём протяжении моей педагогической деятельности меня всегда привлекала проблема развития творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы. При традиционном подходе к обучению эта задача решалась мной в основном через использование на занятиях игровых форм работы. За последние годы в обществе произошло немало перемен, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую креативно преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях. Именно от уровня развития креативности во многом зависит жизненный успех учащихся. Поэтому от современного образования в условиях его модернизации требуется, согласно ФГОС, уже не фрагментарное включение методов развития творческого, креативного мышления в образовательную практику, а целенаправленная работа по его развитию.
Достичь такого результата невозможно, используя на уроке задания только репродуктивного характера, при выполнении которых ученик, получая готовую информацию, воспринимает её, понимает, запоминает, а затем воспроизводит. Основная цель такой деятельности: формирование знаний, умений и навыков, развитие внимания и памяти. Безусловно, без заданий такого типа на уроке не обойтись, но в основании урока, по моему мнению, должна лежать деятельность продуктивная, связанная с активной работой мышления. При сравнении продуктивных и репродуктивных заданий можно выделить ряд существенных отличий.
Репродуктивное задание | Продуктивное задание |
|
|
Продуктивные задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, сложнее, но интерес учеников к ним больше. Способ открытия знаний переносится с одного вида деятельности на другой, что, безусловно, позволяет достигать метапредметных результатов.
Этапы работы с продуктивным заданием | Формируемые метапредметные УУД |
Осмысление цели задания | Регулятивные |
Нахождение нужной информации | Познавательные |
Преобразование информации в соответствии с заданием | Познавательные |
Формулировка ответа | Коммуникативные |
Полный ответ (рассказ) | Коммуникативные |
Теоретическая основа такого подхода к обучению не вызвала у меня определённых трудностей, а вот практическая сторона поставила передо мной целый ряд задач:
1) как правильно сформулировать задание, чтобы оно стало продуктивным;
2) на каком этапе урока целесообразнее всего использовать задания такого типа;
3) каким образом учитывать возрастные особенности и способности учащихся;
4) как отследить и оценить уровень развития метапредметных умений учащихся в процессе использования продуктивных заданий на уроке.
Прежде всего необходима классификация продуктивных заданий по типу мыслительных операций, что поможет учителю при составлении технологической карты урока .
Примерная классификация продуктивных заданий
1. Выделение главного в тексте по заданному направлению и
формулирование суждения.
2. Поиск и отбор информации в любом источнике по заданному
направлению.
3. Построение умозаключений – обобщений-выводов.
4. Доказательство.
5. Определение причин и следствий, понятий и явлений.
6. Группировка по заданному основанию.
7. Сравнение по указанным критериям.
8. Формулирование определения понятия по тексту.
9. Классификация (группировка с иерархией).
10. Анализ явления и формулирование обобщения-вывода
11. Определение своей аргументированной оценки,
отношения к чему-либо.
Самостоятельная формулировка таких заданий с учётом формируемых УУД на разных этапах урока нередко вызывает у учителя некоторые затруднения. Проблему формулировки продуктивных заданий в соответствии с классификацией я решила при помощи использования так называемых слов-помощников (готовых клише), разнообразить которые любой учитель может на своё усмотрение. Затем каждый из одиннадцати типов продуктивных заданий я соотнесла с основными этапами урока. Результаты этой работы представлены в таблице, использование которой позволит учителю правильно смоделировать свой урок.
Этап урока | Типы продуктивных заданий | Слова-помощники |
Этап 1: Мотивирование к учебной деятельности. | 1. Выделение главного в тексте по заданному направлению и формулирование суждения. 2. Построение умозаключений – обобщений-выводов. | Раскройте существующие связи, оцените возможности. Найди в тексте, подберите, сгруппируйте, расположите в определенном порядке. |
Этап 2: Построение нового знания | 1. Выделение главного в тексте по заданному направлению и формулирование суждения. 2. Построение умозаключений – обобщений-выводов 3. Определение причин и следствий понятий и явлений 4. Группировка по заданному основанию. 5. Сравнение по указанным критериям. 6.Формулирование определения, понятия по тексту. 7. Классификация | Осмыслите, раскройте существующие связи, оцените значимость, возможности Найдите информацию, преобразуй те информацию, сгруппируй те информацию, назовите основные части, подберите, раскройте особенности, составьте список понятий, изобразите информацию графически, найдите схожие черты и отличия. Сформулируйте (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во-первых …, во- вторых ...», изложите своё мнение в форме … |
Этап 3: Применение полученных знаний | 1. Поиск и отбор информации в любом источнике по заданному основанию. 2. Построение умозаключений – обобщений-выводов. 3. Доказательство. 4. Сравнение по указанным критериям. 5. Классификация. 6. Анализ явления. 7.Формулирование обобщения-вывода. 8. Определение своей аргументированной оценки, отношения. 9. Представление решения, продукта в определенной форме. | Осмыслите, предложите способ, раскройте существующие связи, оцените значимость, возможности. Найдите причину и решение, преобразуй те информацию, подберите, раскрой те особенности, рассчитай те на основании данных, представьте алгоритм действий. Дайте оценку, обоснуйте свою позицию, сформулируйте (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что…, во-первых…, во- вторых….», приведи те пример того, как, изложите своё мнение в форме … |
Этап 4: Рефлексия | 1. Построение умозаключений – обобщений-выводов.
2. Анализ.
3. Сравнение по указанным критериям.
4.Формулирование обобщения ,вывода 5. Определение своей аргументированной оценки, отношения. | Обоснуйте. Оцените значимость … для … Оцените возможности. Определите возможные критерии оценки …Оцените свои действия… |
Как показал опыт работы, при составлении продуктивных заданий с целью формирования метапредметных УУД учителю необходимо также учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. МБОУ «Лицей им. Д.А.Фурманова» с 2013 года является пилотной площадкой по внедрению ФГОС ОО, поэтому я могу поделиться результатами своих наработок только за последние три года (5,6,7 класс). В дальнейшем я планирую продолжить работать в данном направлении.
Регулятивные УУД
5-6 класс | 7 класс | ||
Средний уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Осмыслите. Объясните. Обрисуйте в общих чертах. | Предложите способ, позволяющий… Напишите возможный сценарий развития… Оцените значимость, возможности. | Осмыслите. Объясните. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… | Предложите новый (иной) вариант… Разработайте план, позволяющий (препятствующий)… Напишите возможный сценарий развития… Найдите необычный способ, позволяющий… Оцените значимость для..., возможности для… |
Познавательные УУД
5-6 класс | 7 класс | ||
Средний уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Назовите основные части… Сгруппируйте. Составьте перечень. Изложите в форме текста… Найдите в тексте (модели, схеме) то, что… Расположите в определенном порядке. | Объясните причины того, что…
Сравните … и …, а затем обоснуйте… Раскройте особенности… Постройте классификацию. Раскройте связи. Придумайте игру, которая… | Составьте список понятий, касающихся… Расположите в определенном порядке… Составьте перечень основных свойств. Изложите в форме текста. Изобразите информацию о … графически. Рассчитайте на основании данных о… Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… | Объясните причины того, что… Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… Сравните … и …, а затем обоснуйте… Раскройте особенности… Постройте классификацию… на основании … Проведите экспертизу состояния … Раскройте существующие связи. |
Коммуникативные УУД
5-6 класс | 7 класс | ||
Средний уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Обсудите. Согласитесь или опровергните. Разработайте в группе вариант решения… | Возьмите интервью. Докажите. Проведите презентацию. | Обсудите. Согласитесь или опровергните. Разработайте в группе вариант решения… | Выскажите критическое суждение о … Прокомментируйте ответ … Возьмите интервью. Докажите свою точку зрения. Проведите презентацию. |
Представленный в данных таблицах материал (с учётом регулярного использования заданий продуктивного типа на уроке!) позволит учителю не только выявить в какой-то мере степень одарённости учащихся, но и поможет оценить сформированность метапредметных действий по трём уровням: низкий (не справился с предложенным заданием), средний, высокий.
Отметкой фиксируется только демонстрация умения по применению знания (решения задачи), а любое правильно выполненное универсальное действие, связанное не только с решением продуктивных заданий, должно оцениваться иным способом. Так, в пятом классе, на уроках я использую следующий метод: каждому виду УУД соответствует вырезанный из бумаги квадрат определённого цвета. В течение урока учащиеся получают квадрат за успешно выполненное метапредметное действие. В конце каждой недели учитель с учениками подсчитывают количество полученных квадратов и делают соответствующие выводы о развитии того или иного УУД, внося их в таблицу результатов. В шестом или седьмом классе ( в зависимости от уровня развития класса), ученики по алгоритму самооценивания , который я сейчас разрабатываю, смогут самостоятельно определить свою оценку.
Несмотря на все свои преимущества, продуктивные способы не универсальны: не любая учебная информация хранит в себе противоречие и играет роль учебной проблемы. Некоторый учебный материал воспринимается только репродуктивными способами. Организовать проблемную ситуацию на абсолютном неведении невозможно: для того, чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, нужно, чтобы они уже имели некоторый начальный запас знаний. Создать этот запас можно только благодаря репродуктивному методу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник продуктивных заданий и проектов по математике и информатике
Сборник содержит продуктивные задания следующих видов:описание интегрированных проектов по математике и информатике;комплекс заданий, направленных на работу с текстом;проектные задачи;практико-ориенти...
Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе в соответствии с ФГОС ООО
В работе представлен опыт использования продуктивных заданий, классификация продуктивных задний....
Интегрированная проверочная работа. Комплект продуктивных заданий для 5 класса по теме «Легкая атлетика» учебного предмета «Физическая культура»
Интегрированная проверочная работа.Комплект продуктивных заданий для 5 класса по теме «Легкая атлетика» учебного предмета «Физическая культура» Древнегр...
Продуктивные задания по математике
На уроках математики использую различные виды продуктивных заданий, например:- поиск закономерностей; -классификация математических объектов (выражений, геометричес...
Анисимова В. В. Продуктивные задания по физике 7-8 классы
Проверка умений учащихся работать с различными видами информации....
Рабочий лист участника семинара «Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе (в соответствии с требованиями ФГОС ООО)
В материале представлены примерная классификация продуктивных заданий, алгоритмы решения и самооценки...
Продуктивные задания на уроке русского языка
Выды продуктивных заданий для уроков русского языка...