Моделирование продуктивных заданий.
статья по русскому языку на тему

Шумилина Наталья Леонидовна

В данной статье рассматриваются проблемы использования заданий продуктивного типа  на уроке в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование продуктивных заданий.

Автор: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей им.Д.А.Фурманова» г.Кинешма

 Шумилина Н.Л.

На всём протяжении моей педагогической деятельности меня  всегда привлекала проблема развития творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы. При традиционном подходе к обучению эта задача решалась мной в основном через использование на занятиях игровых форм работы. За последние годы в обществе произошло немало перемен, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую креативно преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях. Именно от уровня  развития креативности  во многом зависит жизненный успех учащихся. Поэтому от современного образования в условиях его модернизации требуется, согласно ФГОС,  уже не фрагментарное включение методов развития творческого, креативного мышления  в образовательную практику, а целенаправленная работа по его развитию. 

   Достичь такого результата невозможно, используя на уроке задания только репродуктивного характера, при выполнении которых ученик, получая готовую информацию, воспринимает её, понимает, запоминает, а затем воспроизводит. Основная цель такой деятельности: формирование знаний, умений и навыков, развитие внимания и памяти. Безусловно, без заданий такого типа на уроке не обойтись, но в основании урока, по моему мнению, должна лежать деятельность продуктивная, связанная с активной  работой мышления. При сравнении продуктивных и репродуктивных заданий  можно выделить ряд существенных отличий.

Репродуктивное задание

Продуктивное задание

  • Дайте определение однородных членов  предложения.

  • Составьте письменный ответ на одну из тем: «Как найти в предложении однородные члены».
  • Используйте в своём ответе предложения с однородными членами. Составьте схемы к ним.

    Продуктивные задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, сложнее, но интерес учеников к ним больше. Способ открытия знаний переносится с одного вида деятельности на другой, что, безусловно, позволяет достигать метапредметных  результатов.

Этапы работы с продуктивным заданием

Формируемые метапредметные  УУД

Осмысление цели задания

Регулятивные

Нахождение нужной информации

Познавательные

Преобразование информации в соответствии с заданием

Познавательные

Формулировка ответа

Коммуникативные

Полный ответ (рассказ)

Коммуникативные

 Теоретическая основа такого подхода к обучению не вызвала у меня определённых трудностей, а вот практическая сторона поставила передо мной целый ряд задач:

1) как правильно сформулировать задание, чтобы оно стало продуктивным;

2) на каком этапе урока целесообразнее всего использовать задания такого типа;

3) каким образом учитывать возрастные особенности и способности учащихся;

4) как отследить и оценить уровень развития метапредметных умений учащихся в процессе использования продуктивных заданий на уроке.

    Прежде всего необходима классификация продуктивных заданий по типу мыслительных операций, что поможет учителю при составлении технологической карты урока .

Примерная классификация продуктивных заданий

1. Выделение главного в тексте по заданному направлению и

формулирование суждения.

2. Поиск и отбор информации в любом источнике по заданному

направлению.

3. Построение умозаключений – обобщений-выводов.

4. Доказательство.

5. Определение причин и следствий, понятий и явлений.

6. Группировка по заданному основанию.

7. Сравнение по указанным критериям.

8. Формулирование определения понятия по тексту.

9. Классификация (группировка с иерархией).

10. Анализ явления и формулирование обобщения-вывода

11. Определение своей аргументированной оценки,

отношения к чему-либо.
     Самостоятельная формулировка таких заданий  с учётом формируемых УУД на разных этапах урока нередко вызывает у учителя некоторые затруднения. Проблему формулировки продуктивных заданий в соответствии с классификацией я решила при помощи использования так называемых слов-помощников (готовых клише), разнообразить которые любой учитель может на своё усмотрение. Затем каждый из одиннадцати типов продуктивных заданий я соотнесла с основными этапами урока. Результаты этой работы представлены в таблице, использование которой позволит учителю правильно смоделировать свой урок.

 

Этап урока

Типы продуктивных заданий

Слова-помощники

Этап 1: Мотивирование к учебной деятельности.

1. Выделение главного в тексте по заданному направлению и формулирование суждения.

2. Построение умозаключений – обобщений-выводов.

Раскройте существующие связи, оцените возможности.

Найди в тексте, подберите, сгруппируйте, расположите в определенном порядке.

Этап 2: Построение нового знания

1. Выделение главного в тексте по заданному направлению и формулирование суждения.

 2. Построение умозаключений – обобщений-выводов

 3. Определение причин и следствий понятий и явлений

4. Группировка по заданному основанию.

 5. Сравнение по указанным критериям.

 6.Формулирование определения, понятия по тексту.

7. Классификация

Осмыслите, раскройте существующие связи, оцените значимость, возможности

Найдите информацию, преобразуй те информацию, сгруппируй те информацию, назовите основные части, подберите, раскройте особенности, составьте список понятий, изобразите информацию графически, найдите схожие черты и отличия.

Сформулируйте (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во-первых …, во- вторых ...», изложите своё мнение в форме  …

Этап 3: Применение полученных знаний

1. Поиск и отбор информации в любом источнике по заданному основанию.

 2. Построение умозаключений – обобщений-выводов.

 3. Доказательство.

 4. Сравнение по указанным критериям.

 5. Классификация.

 6. Анализ явления.

7.Формулирование обобщения-вывода.

 8. Определение своей аргументированной оценки, отношения.

 9. Представление решения, продукта в определенной форме.

Осмыслите, предложите способ, раскройте существующие связи, оцените значимость, возможности.

Найдите причину и решение, преобразуй те информацию, подберите, раскрой те особенности, рассчитай те на основании данных, представьте алгоритм действий.

Дайте оценку, обоснуйте свою позицию, сформулируйте (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что…, во-первых…, во- вторых….», приведи те пример того, как, изложите своё мнение в форме …

Этап 4: Рефлексия

1. Построение умозаключений – обобщений-выводов.

 

2. Анализ.

 

3. Сравнение по указанным критериям.

 

4.Формулирование обобщения ,вывода

 5. Определение своей аргументированной оценки, отношения.

Обоснуйте.

Оцените значимость … для …

Оцените возможности.

 Определите возможные критерии оценки …Оцените  свои действия…

    Как показал опыт работы,  при составлении продуктивных заданий с целью формирования метапредметных УУД учителю необходимо также учитывать  возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. МБОУ «Лицей им. Д.А.Фурманова» с 2013 года является пилотной площадкой по внедрению ФГОС ОО, поэтому я могу поделиться результатами своих наработок только за последние три года (5,6,7 класс). В дальнейшем я планирую продолжить работать в данном направлении.

Регулятивные УУД

5-6 класс

7 класс

Средний уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Высокий  уровень

Осмыслите.

Объясните. Обрисуйте в общих чертах.

Предложите способ, позволяющий… Напишите возможный сценарий развития… Оцените значимость, возможности.

Осмыслите. Объясните. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

Предложите новый (иной) вариант… Разработайте план, позволяющий (препятствующий)… Напишите возможный сценарий развития…

Найдите необычный способ, позволяющий… Оцените значимость для..., возможности для…

 

Познавательные УУД

5-6 класс

7 класс

Средний уровень

Высокий  уровень

Средний  уровень

Высокий уровень

Назовите основные части…

Сгруппируйте.

Составьте перечень. Изложите в форме текста…

Найдите в тексте (модели, схеме) то, что…

 Расположите в определенном порядке.

Объясните причины того, что…

 

Сравните … и …, а затем обоснуйте…

Раскройте особенности…

Постройте классификацию.

Раскройте связи.

Придумайте игру, которая…

Составьте список понятий, касающихся… Расположите в определенном порядке… Составьте перечень основных свойств. Изложите в форме текста. Изобразите информацию о … графически.

Рассчитайте на основании данных о… Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…

Объясните причины того, что…

 Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… Сравните … и …, а затем обоснуйте… Раскройте особенности… Постройте классификацию… на основании … Проведите экспертизу состояния … Раскройте существующие связи.

Коммуникативные УУД

5-6 класс

7 класс

Средний  уровень

Высокий уровень

Средний  уровень

Высокий уровень

Обсудите. Согласитесь или опровергните. Разработайте в группе вариант решения…

Возьмите интервью. Докажите. Проведите презентацию.

Обсудите. Согласитесь или опровергните. Разработайте в группе вариант решения…

Выскажите критическое суждение о … Прокомментируйте ответ …

Возьмите интервью. Докажите свою точку зрения. Проведите презентацию.

    Представленный в данных таблицах материал  (с учётом регулярного использования заданий продуктивного типа на уроке!) позволит учителю не только выявить в какой-то мере степень одарённости учащихся, но и поможет оценить  сформированность  метапредметных действий по трём уровням: низкий (не справился с предложенным заданием), средний, высокий.

   Отметкой фиксируется только демонстрация умения по применению знания (решения задачи), а любое  правильно выполненное  универсальное действие, связанное не только с решением продуктивных заданий, должно оцениваться иным способом. Так, в пятом классе, на уроках я использую следующий метод: каждому виду УУД соответствует вырезанный из бумаги квадрат определённого цвета. В течение урока учащиеся получают квадрат за успешно выполненное метапредметное действие. В  конце каждой недели учитель  с учениками подсчитывают количество полученных квадратов и делают соответствующие выводы о развитии того или иного УУД, внося их в таблицу результатов. В шестом или седьмом классе ( в зависимости от уровня развития класса), ученики по алгоритму самооценивания , который я сейчас разрабатываю,  смогут самостоятельно определить свою оценку.

      Несмотря на все свои преимущества, продуктивные способы не универсальны: не любая учебная информация хранит в себе противоречие и играет роль учебной проблемы. Некоторый учебный материал воспринимается только репродуктивными способами. Организовать проблемную ситуацию на абсолютном неведении невозможно:  для того, чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, нужно, чтобы они уже имели некоторый начальный запас знаний. Создать этот запас можно только благодаря репродуктивному методу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник продуктивных заданий и проектов по математике и информатике

Сборник содержит продуктивные задания следующих видов:описание интегрированных проектов по математике и информатике;комплекс заданий, направленных на работу с текстом;проектные задачи;практико-ориенти...

Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе в соответствии с ФГОС ООО

В работе представлен опыт использования продуктивных заданий, классификация продуктивных задний....

Интегрированная проверочная работа. Комплект продуктивных заданий для 5 класса по теме «Легкая атлетика» учебного предмета «Физическая культура»

Интегрированная проверочная работа.Комплект продуктивных заданий для 5 класса по теме «Легкая атлетика» учебного предмета «Физическая культура»         Древнегр...

Продуктивные задания по математике

На уроках математики использую  различные виды продуктивных заданий, например:- поиск закономерностей; -классификация математических объектов (выражений, геометричес...

Анисимова В. В. Продуктивные задания по физике 7-8 классы

Проверка умений учащихся работать с различными видами информации....

Рабочий лист участника семинара «Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе (в соответствии с требованиями ФГОС ООО)

В материале представлены примерная классификация продуктивных заданий, алгоритмы решения и самооценки...

Продуктивные задания на уроке русского языка

Выды продуктивных заданий для уроков русского языка...