Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе в соответствии с ФГОС ООО
статья по русскому языку (5 класс) на тему
В работе представлен опыт использования продуктивных заданий, классификация продуктивных задний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_modelirovanie_produktivnykh_zadaniy.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Федорова Наталья Алексеевна
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО)
Долгое время индикатором качественного образования считались знания, полученные учениками в результате школьных занятий. Эти знания проверялись контрольно-измерительными материалами, где выпускники показывали хорошие результаты. Они умело воспроизводили информацию, отраженную в учебниках. Международные исследования TIMSS и PISA показали, что наличие знаний не дает гарантии в том, что ученик сможет их применить в конкретной жизненной ситуации при решении при решении практических задач. Исследование PISA, определяющее оценку того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для жизни, показывает, что российские школьники испытывают затруднения при решении конкретных жизненных задач. За 10 лет исследований Россия потеряла почти 20 мест в международном рейтинге участников PISA.
Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт. Типичными ошибками проверочных и итоговых работ, проводимых в школах, педагоги называют следующие: ученики не умеют правильно определять суть вопроса, с трудом определяют главное, плохо ориентируются в структуре задания, не умеют составлять план своей работы, а затем её анализировать согласно предложенным критериям.
Решить эти проблемы, на мой взгляд, могут продуктивные задания, которые будет использовать учитель на уроке и предлагать для домашнего задания.
Продуктивные задания, по мнению Е.Л. Мельниковой, это творческое воспроизведение знаний. Каждый ученик должен сам и по-своему выразить полученное на уроке знание и представить на суд учителю и одноклассникам собственный продукт. Отсюда и название.
Если сравнить продуктивные и репродуктивные задания, то можно выделить ряд существенных отличий. Ответ в учебнике на репродуктивное задание находится в готовом, легко воспроизводимом виде. Это прямые вопросы, на которые всегда можно найти ответ в учебнике, заучить, а затем воспроизвести в нужный момент. Ответа на продуктивное задание в готовом виде в учебнике нет, информацию необходимо искать не только в тексте, но и вне его: в таблицах, схемах, рисунках, графическом выделении, а также в других источниках. Эти задания сложнее, но интерес учеников к ним больше. Они позволяют развивать универсальные учебные действия, применять свои знания на практике. Способ открытия знаний переносится с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другое. Это позволяет достигать метапредметных результатов.
Разницу в формулировках продуктивных и репродуктивных заданий можно проследить на конкретном примере:
- Дайте определение сложноподчинённого и сложносочинённого предложения.
- Составьте письменный ответ на одну из тем: «Как найти в сложноподчинённом предложении придаточную часть», «Средства связи частей сложноподчинённого предложения». Используйте в своём ответе сложноподчиненные предложения. Составьте их схемы.
Первое задание предполагает конкретный ответ на вопрос, который есть в учебнике, второе – творческую переработку информации.
Все продуктивные задания можно разделить на группы:
1. Выделение главного в мини-тексте по заданному основанию важности и формулирование суждения.
2. Поиск и отбор информации в полноценном тексте и любом
источнике информации по заданному основанию.
3. Построение умозаключений – обобщений-выводов.
4. Доказательство, в т.ч. подведение под понятие.
5. Определение причин и следствий.
6. Группировка по заданному основанию.
7. Сравнение по указанным критериям.
8. Формулирование определения понятия по тексту.
9. Классификация (группировка с иерархией).
10. Анализ явления и формулирование обобщения-вывода.
11. Определение своей аргументированной оценки, отношения к…
12. Определение личных качеств, черт характера человека по
его поступкам.
Павлова Т.И., Белоусова Т.В. предлагают следующие речевые клише для формулировок продуктивных заданий:
Каким образом можно…использовать для…?
Что подразумевается под…?
На что похоже…?
Каким образом…связано с тем, что мы изучили ранее?
В чем разница между …и…?
Какой аргумент можно привести против…?
Что, на ваш взгляд, является причиной… и почему?
Чем вы можете аргументировать свой ответ?
Что случится, если…?
В чем сильные и слабые стороны…?
Что мы уже знаем о…?
Каким образом…влияет на…?
Объясните, почему…? Объясните, как…?
В чем смысл…? Почему важно..?
Чем похожи…и…?
Какой…является лучшим и почему?
Сравните … и … на основании…
Согласны ли вы с утверждением, что…?
На уроках русского языка и литературы можно использовать следующие задания для формирования УУД:
- регулятивных: работа с правилом, составление плана текста, различных инструкций и алгоритмов, плана самооценки деятельности;
-познавательных: моделирование, диалог с текстом, сравнительные характеристики героев, произведений; задания на соответствие;
- коммуникативных: ведение диалога, написание сочинений и изложений, свободные диктанты, устные ответы и др.
На своих уроках я уделяю большое внимание работе с правилами. Предлагаю не просто прочитать и пересказать, а выполнить ряд заданий:
• Прочитай текст в рамке. Что из этого тебе уже известно?
• Какие новые сведения ты получил?
• Озаглавь текст в рамке.
• Разбей его на смысловые части. Поставь к каждой части вопрос.
• Составь план. Перескажи текст по плану.
• Составь вопросы к каждому абзацу.
• Допиши слова в правиле (доскажи словечко…);
• Составь рассказ по правилу;
• Отметь графически;
• Выбери ключевые слова.
Методисты Образовательной системы «Школа 2100» предлагают следующий алгоритм выполнения продуктивных заданий:
- Осмысли цель задания. (Что надо сделать?)
- Найди нужную информацию (текст, рисунок, схему…).
- Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…).
- Запиши, если необходимо, свое решение ( в виде таблицы, списка, текста) или мысленно составь ответ, например, используя слова: « я считаю, что…», «потому что…», « во-первых,…», 2во-вторых,…» и т.д.
- Дай полный ответ (если необходимо), не ожидая наводящих вопросов.
Этот алгоритм я использую на уроках русского языка и литературы на первоначальном этапе, когда ученики только учатся выполнять продуктивные задания. Свою работу они анализируют по алгоритму самооценки, задавая себе вопросы:
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Потом добавляются другие вопросы, в т.ч.:какую ты ставишь себе отметку?
Такая форма работы развивает регулятивные универсальные учебные действия, позволяет контролировать выполнение задания на каждом этапе, самому давать оценку своей работе, видеть плюсы и минусы, пути достижения лучших результатов.
Анализ заданий в учебниках показывает, что продуктивных заданий в них немного. Учителю необходимо самому формулировать их. При подготовке к уроку использую следующие формы трансформации репродуктивных заданий в продуктивные:
- Вместо оценки авторской предлагаю ученику оценить ситуацию самому;
- отрабатываю учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций;
- Переношу акцент с воспроизведения на анализ информации;
- Связываю задание с повседневным опытом ученика через жизненную ситуацию;
- Даю задание паре или группе, распределив роли участников.
Например, задание в учебнике: поставь существительные в форму мн. ч. род. падежа: апельсины, помидоры, мандарины…
Продуктивное задание: по фотографии составьте несколько предложений с данными словами, отвечая на вопросы: чего на прилавке много, а чего нет? Употребляйте существительные во множественном числе. Проверьте себя по словарю.
Работа с продуктивными заданиями направлена на получение нового образовательного результата, соответствует ФГОС.
Список использованной литературы
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками:
Пособие для учителя.- М., 2002.
Образовательные технологии. Сборник материалов.– М. : Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Компетентностные задания по русскому языку. Методический конструктор. – Ростов на Дону, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование познавательных способностей на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС»
Проблема формирования познавательных способностей учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни. В ...
Рабочий лист участника семинара «Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе (в соответствии с требованиями ФГОС ООО)
В материале представлены примерная классификация продуктивных заданий, алгоритмы решения и самооценки...
Продуктивная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО
Материал о внедрении ФГОС на уроках русского языка....
Формирование речевой компетенции школьников в рамках внеклассной работы по русскому языку и литературе в соответствии с ФГОС
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся. Подготовка к государственной аттестации по русскому языку (повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствова...
Статья "Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС"
Статья "Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС"...
Применение игровых технологий в преподавании русского языка и литературы в соответствии с ФГОС.
Применение игровых технологий в преподавании русского языка и литературы в соответствии с ФГОС....