Воспитательный потенциал предмета в формировании коммуникативной компетентности учащихся.
статья на тему
Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6» г.Вязники
Добрынина Л. Л.
Воспитательный потенциал предмета в формировании
коммуникативной компетентности учащихся.
Лишь только Дух,
Коснувшись глины,
Творит из неё Человека.
Антуан де Сент Экзюпери
Мы знаем, что процесс обучения и воспитания, а также понятие УЧИТЕЛЬ неразрывно связаны. Осознание миссии УЧИТЕЛЯ считается неизбежно начинается с осознания того, что такое ПРОСВЕЩЕНИЕ и что такое ОБРАЗОВАНИЕ. Необходимо понять и то, как эти два понятия взаимосвязаны. Ответ на эти вопросы мы найдем в самих словах, если внимательно и в них всмотримся, вдумаемся.
Итак, ОБРАЗОВАНИЕ. Корень этого слова – -ОБРАЗ-. В нём, в корне, мы знаем, заключено главное значение, смысл слова. Возникает вопрос:
Образ чего? Ответ напрашивается сам собой. Конечно же, ОБРАЗ МИРА, созданного БОГОМ, а значит и образ БОГА (творца этого МИРА).
А теперь – ПРОСВЕЩЕНИЕ. В понимании сути и этого понятия важную роль играет состав слова – приставка ПРО- ,т.е. ПРОСВЕЩЕНИЕ – это рассказ про СВЕТ (корень – -СВЕЩ-). Вновь мы выходим на понятие БОГА (в Библии написано: «Я есьм СВЕТ») как носителя ИСТИНЫ (отсюда не случайно выражение «СВЕТ ИСТИНЫ»). Теперь становится ясным направление пути, на который должен вывести ПРОСВЕТИТЕЛЬ – ВОСПИТАТЕЛЬ своих питомцев, а значит – помочь им идти по пути восхождения к этому свету.
И ещё два понятия, без которых нельзя обойтись при осознании миссии УЧИТЕЛЯ – ВОСПИТАТЕЛЯ. Это понятия – ОБУЧЕНИЕ (УЧЕНИЕ) и ВОСПИТАНИЕ. Итак, понятие первое (мы считаем, что данное понятие является главным по отношению ко второму). ОБУЧЕНИЕ. В чём суть?
И опять-таки слово говорит само за себя. Рассказ ПРО УЧЕНИЕ. Возникает вопрос: про какое учение? Смею утверждать, что о главном УЧЕНИИ ЖИЗНИ, УЧЕНИИ БОГА – УЧЕНИИ О СВЕТЕ, ЛЮБВИ И КРАСОТЕ.
Развитие языковой личности непрерывно движется от «красивых образов – к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте» (Платон).
Правильное, точное, полное восприятие чужого текста предполагает конструирование собственного текста, адекватного данному. Поэтому, совершенствуя умения текстовосприятия, мы создаем условия для формирования умений текстообразования.
К необходимым условиям, при которых учащиеся успешно овладевают умениями текстообразования, можно отнести следующие.
1. Формирование потребности (мотивации в общении, желания учащегося поделится с другими тем, как воспринимается и оценивается им ситуация или событие).
2. Обучение школьников различным видам речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_russkogo_yazyka_i_literatury_sosh.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6» г.Вязники
Добрынина Л. Л.
Воспитательный потенциал предмета в формировании
коммуникативной компетентности учащихся.
Лишь только Дух,
Коснувшись глины,
Творит из неё Человека.
Антуан де Сент Экзюпери
Мы знаем, что процесс обучения и воспитания, а также понятие УЧИТЕЛЬ неразрывно связаны. Осознание миссии УЧИТЕЛЯ считается неизбежно начинается с осознания того, что такое ПРОСВЕЩЕНИЕ и что такое ОБРАЗОВАНИЕ. Необходимо понять и то, как эти два понятия взаимосвязаны. Ответ на эти вопросы мы найдем в самих словах, если внимательно и в них всмотримся, вдумаемся.
Итак, ОБРАЗОВАНИЕ. Корень этого слова – -ОБРАЗ-. В нём, в корне, мы знаем, заключено главное значение, смысл слова. Возникает вопрос:
Образ чего? Ответ напрашивается сам собой. Конечно же, ОБРАЗ МИРА, созданного БОГОМ, а значит и образ БОГА (творца этого МИРА).
А теперь – ПРОСВЕЩЕНИЕ. В понимании сути и этого понятия важную роль играет состав слова – приставка ПРО- ,т.е. ПРОСВЕЩЕНИЕ – это рассказ про СВЕТ (корень – -СВЕЩ-). Вновь мы выходим на понятие БОГА (в Библии написано: «Я есьм СВЕТ») как носителя ИСТИНЫ (отсюда не случайно выражение «СВЕТ ИСТИНЫ»). Теперь становится ясным направление пути, на который должен вывести ПРОСВЕТИТЕЛЬ – ВОСПИТАТЕЛЬ своих питомцев, а значит – помочь им идти по пути восхождения к этому свету.
И ещё два понятия, без которых нельзя обойтись при осознании миссии УЧИТЕЛЯ – ВОСПИТАТЕЛЯ. Это понятия – ОБУЧЕНИЕ (УЧЕНИЕ) и ВОСПИТАНИЕ. Итак, понятие первое (мы считаем, что данное понятие является главным по отношению ко второму). ОБУЧЕНИЕ. В чём суть?
И опять-таки слово говорит само за себя. Рассказ ПРО УЧЕНИЕ. Возникает вопрос: про какое учение? Смею утверждать, что о главном УЧЕНИИ ЖИЗНИ, УЧЕНИИ БОГА – УЧЕНИИ О СВЕТЕ, ЛЮБВИ И КРАСОТЕ.
Развитие языковой личности непрерывно движется от «красивых образов – к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте» (Платон).
Правильное, точное, полное восприятие чужого текста предполагает конструирование собственного текста, адекватного данному. Поэтому, совершенствуя умения текстовосприятия, мы создаем условия для формирования умений текстообразования.
К необходимым условиям, при которых учащиеся успешно овладевают умениями текстообразования, можно отнести следующие.
1. Формирование потребности (мотивации в общении, желания учащегося поделится с другими тем, как воспринимается и оценивается им ситуация или событие).
2. Обучение школьников различным видам речевой деятельности.
Кропотливую, систематическую, многоплановую работу по форми-рованию «Языковой» провожу на уроках и факультативных занятиях. Использую систему уроков по формированию коммуникативной компетенции учащихся, литературному образованию и формированию духовного мира подростка «Азбука культуры общения» (автор Кононы-хина Н.И.). Содержанием «Азбуки культуры общения» стали лучшие образцы (тексты) современной, художественной, отечественной и зарубежной литературы. Тематика уроков общения многообразна:
- Это скромное чудо-общение;
- Человеческое слово могуче;
- «Словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»;
- Монолог, его особенности;
- Поговорим … поспорим;
- За живое, образное слово;
- «Умей чувствовать рядом с собой человека;
- Расчисть тропинку к собственной совести;
- «Всякий человек сам себя воспитать должен»;
- «В человеке должно быть всё прекрасно»;
- «Берегите, люди, землю свою!»;
- Уроки – откровения.
УРОКИ – ОТКРОВЕНИЯ. Эти уроки должны быть непосредственно связаны с осознанием таких понятий, как ДОБРОТА, КРАСОТА, ЛЮБОВЬ и т.п. Тех понятии, которые являются составляющими элементами всевбира-ющего (основного понятия ЖИЗНИ – ИСТИНЫ). Поэтому эти уроки можно назвать уроками ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ ЖИЗНИ.
Вопрос о роли литературы в нашей жизни чрезвычайно важен. Вступая в диалог с писателем, одобряя его или споря с ним, читатель формирует свой взгляд на мир, свою жизненную позицию. Переживая трагические конфликты, приходит к духовному очищению. Русская литература – литература высоких требований к человеку, обострённой совестливости, неуспокоенности, исканий смысла жизни. Главный предмет – Человек, его внутренний, его отношение к другим людям, к обществу, к природе. В.А. Сухомлинский писал: «Есть такая опасная вещь – лень души… Это равнодушие к человеку… Преодолей в себе эту болезнь. Всматривайся во всё, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире – Человек…»
В основе изучения литературы, дающего высокий воспитательный результат, лежит постепенное углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и усвоением историко-литературных, культурологических и теоретико-литературных сведений. Обогащение художественного восприятия предполагает развитие способности наслаждаться искусством, понимать его целостность и художественную значимость.
Оживание литературного произведения в сознании читателей приводит к тому, что каждый из них создает свою версию прочтения текста, иногда далеко стоящую от намерений писателя.
Без усилий читателя глубины литературного произведения остаются тайной, о существовании которой он и не подозревает. Труд читателя измеряется способностью вдумываться, вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, недоумевать и волноваться, находить и радоваться.
Изучая особенности детей, обучающихся по системе Л.В. Зонкова, обратила внимание на их склонность к словотворчеству.
В.А. Сухомлинский говорил, что в жизни детей первое место должно принадлежать словотворчеству, что благодаря ему дети становятся чувствительней к тончайшим средствам влияния – к слову и красоте. «Убогость слова, - говорил он, - это убогость мысли, а убогость мысли ведёт к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, этической «толстокожести». И что радость словотворчества – это доступная для детей интеллектуальная одухотворённость.
Поэтому посчитала возможным организовать уже с 5 класса «Мастерскую слова». На этих уроках учащиеся познают эстетическое воздействие слова, законы стихосложения, художественные средства выразительности, пробуют писать стихи и прозу.
Особую роль в рождении человека играет лирика. Интерес к поэзии – это показатель нравственной отзывчивости. Дети убеждаются, что хорошо зная и тонко чувствуя слово, умея им пользоваться, человек может не только точно выразить свои мысли, тончайшие оттенки переживаний, но и заставить слушающих сопереживать вместе с ним. Поэтому предлагаю учащимся задания с использованием поэтических текстов. Уделяя большое внимание развитию навыков выразительного чтения.
Способствуют пониманию образности слова задания по устному рисованию: Как поэт говорит о море? Опишите море, используя свои личные впечатления. Вот некоторые задания, которые использую для развития ассоциативного образного мышления:
- С чем у вас ассоциируются слова: мечта, удивление, листопад?
- Прочитайте стихотворение. Какие автор использует сравнения? Удачны ли они? Если бы вы писали это стихотворение, какие сравнения использовали бы вы?
Большое внимание уделяю работе над художественно – изобрази-тельными средствами. Кроме наблюдения над тем, как автор использует те или иные средства поэтического изображения, эту работу дополнили другими упражнениями. Предполагаются тексты, которые являются средством выработки у учащихся практических умений и навыков, необходимых для лучшего осмысления определённого литературного явления. Упражнения, выполненные при изучении изобразительных средств языка, кроме того, помогают учащимся вырабатывать собственный стиль.
Примерные задания:
- Подобрать эпитеты к словам: ребята, улыбаться, иней.
- Заменить, где это целесообразно, эпитет сравнением, а сравнение эпитетом.
- Определить, какой из трёх небольших текстов является этюдом, наброском, миниатюрой.
- Превратить сказку в рассказ или басню.
- На основе прозаического текста написать стихотворение.
Теоретическим обобщением наблюдений учащихся над языковыми средствами выразительности стали карточки – информаторы, составленные в результате коллективной работы учащихся, их самостоятельного поиска, изучения дополнительной литературы.
В основе умственных способностей лежат природные задатки человека. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы развить эти задатки. Организуя работу по формированию у учащихся навыков литературного творчества, стремлюсь к тому, чтобы они осознавали полезность своего труда, стараюсь найти такие методы и приёмы, которые обеспечили бы их умственное развитие.
Основными логическими приёмами формирования понятий является анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Сравнение в логике – один из основных приёмов познания внешнего мира, который заключается в установлении сходства сопоставляемых предметов.
К.Д. Ушинский широко применял сравнение как приём развития логического мышления. Он считал сравнение (как приём) главным логическим приёмом, утверждая, что без сравнения нет понимания, а без понимания – суждения.
Мною разработаны творческие задания на сравнение как на уровне научного познания, так и на уровне художественного отображения действительности, позволяющие подменить общее, сходное в двух предметах и в яркой форме образно выразить это сходство.
Для написания сочинений малой формы предлагаю следующие темы:
- «Весенний сад утром, вечером, днём»
- «Берёза в разные времена года»
- «Речные и морские камешки»
- «Снег утром и вечером»
- «Прошлое и будущее»
Выполнение творческих заданий будит ум, чувства ребёнка, развивает общечеловеческие качества.
Кроме литературных текстов, художественный материал при изучении теоретических понятий являются образцы смежных искусств. Так при изучении тропов использую цветовую литографию с изображением пейзажа. Организую прослушивание стихотворений, положенных на музыку. Известно, что именно музыка оказывает благотворное влияние на формирование эстетического отношения к языку, побуждает человека к размышлениям, раздумьям. Её сходство с интонациями человеческой речи роднят литературу и музыку. Учащиеся являются свидетелями того, как музыка и поэзия, соединяясь, образуют новое художественное единство.
Такая система работы по формированию творческих способностей, обеспечивает развитие компонентов литературных способностей:
- поэтического восприятия;
- образной памяти;
- творческого воображения;
- точного и выразительного литературного языка.
Занятия литературным творчеством обостряют интерес учащихся к работе писателя и позволяют реализовать знания о стилях и жанрах словесного искусства.
Современные процессы, вызванные изменением философской концепции образования, суть которой в создании условий для развития ребёнка, в превращении его из объекта преподавания в субъект учебной деятельности, обострили внимание учёных и учителей – практиков к исследовательской работе, так как она нацелена на формирование твор-ческого уровня мышления, являющегося прогнозируемым результатом развивающего обучения.
Исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления. Следовательно, организация исследовательской работы с учащимися является необходимым условием развивающего обучения.
Важно, чтобы ребёнок творил, лишь бы включалась в процесс вся его личность: способности, чувства, разум. Всё пригодится в жизни, всё получит дальнейшее развитие. Пригодится сам творчески развитый дух личности, пригодится навык творчества. Вот поэтому мы стремимся на своих уроках организовать деятельность учащихся с постоянным поиском элементов нового, с подключением организации к любому процессу. Ищем новые подходы к слиянию обучения, воспитания, развития.
Данная работа способствует развитию творческой личности. Дети с удовольствием творят, и их произведения печатаются на страницах известных газет и журналов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...
Обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе"
Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (осуществляемые) системы комму...
Формирование коммуникативных компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Данная статья содержит материал,с которым я выступала перед своими коллегами и рассказывала о том, как я формирую коммуникативные компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы....
Чтение как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.
Данный материал посвящен чтению как средству формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка...
Приёмы организации учебной деятельности в рамках технологии критического мышления, используемые учителем в практической деятельности для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории и обществознания
Тезисы выступления учителя МБОУ СОШ №5 на РМО учителей истории и обществознания г. Киржача Владимирской обл....
Формирование коммуникативной компетентности учащихся
в работе представлены задания для учащихся 5 класса согласно разделам учебника, способствующие формированию коммуникативной компетентности...
Использование проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности учащихся 8 – 9 классов С(К)ОУ VIII вида
Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в ...