Статья «Методы и приемы организации ситуации успеха для учащихся 5 класса на 2 ступени обучения»
статья на тему
Статья «Методы и приемы организации ситуации успеха для учащихся 5 класса на 2 ступени обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shcherbak_ev.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методы и приемы организации ситуации успеха для учащихся 5 класса на 2 ступени обучения»
Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их.
С педагогической точки зрения ситуация успеха –это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой рассол? Что взять за его основу? Педагогу для рассола нужны приемы и методы создания ситуации успеха.
Какие технологические операции создания ситуаций успеха провожу я?
- Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
- Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
«У вас обязательно получится».
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
- Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.
«Возможно, лучше всего начать с…..».
«Выполняя работу, не забудьте о…..».
- Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
- Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
«Только ты и мог бы….».
«Только тебе я и могу доверить…».
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
- Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий.
«Нам уже не терпится начать работу…».
«Так хочется поскорее увидеть…»
- Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
«Тебе особенно удалось то объяснение».
«Больше всего мне в твоей работе понравилось…».
«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
А теперь попытаемся систематизировать приемы и методы создания на уроках ситуации успеха.
Какие приемы создания ситуации успеха я использую?
- "Эмоциональное поглаживание".
Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!". Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
2.«Умышленная ошибка»
Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!
Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.
3. «Заражение»
В случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
Какие методы помогают создать ситуации успеха на уроке?
Метод дифференцированного обучения
Необходимость дифференцированного подхода к учащимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Коллективная форма обучения.
В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть учащихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников
Проектный метод
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.
Диагностика эмоционального состояния учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса
Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.
С чего начинается создание ситуации успеха на уроке?
Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Возможно, с необычного начала урока. С создания психологического климата, обстановки жизнерадостности, разумного сочетания репродуктивных и творческих методов. С предвкушения необычности, способности учителя удивлять.
Так, например, на этапе «Мотивация учебной деятельности. Целеполагание» можно предложить вызывающее интерес к теме урока задание: покажите на пальчиках:
- Сколько частей речи вы знаете?
- Сколько типов речи вам известно?
- Сколько стилей речи существует? и др.
Приступая к этапу «Работа над темой урока» предлагаю вызывающее интерес к теме урока задание:
-Можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это. (Текст у каждого на парте)
— Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные.
Пуськи бятые
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
— Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А калуша волит:
— Оее, оее! Бутявка – то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:
— Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!
Физминутка тоже помогает развивать интерес:
- Игра на внимание “Хлопок – молчок” (игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат имена существительные женского рода, а мальчики – мужского: кот, кошка, воробей, лиса, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.
Помогают поддержать хорошее настроение на уроке интересные приемы рефлексии:
- Прием «Незаконченные предложения»
Продолжите предложения:
«На уроке мне больше всего понравилось…»
«Меня удивило…»
«Я запомнил, что…»
или
«Сегодня я узнал…»
«Интереснее всего было…»
«Мне это пригодится, чтобы…»
- Прием «Вопросы друг другу»
Учитель задает вопрос по теме урока и вызывает учащегося. Тот вызывает учащегося, задавая ему свой вопрос по теме.
- Прием «Составь высказывания»
- «Я сегодня научился…»
«Я сегодня закрепил знания…»
- Игра «Змейка»
На доске записаны задания для каждого ряда. Учащиеся по очереди – один человек из ряда – пишут одно слово по заданию. Ряд, все учащиеся которого справятся с заданием быстрее и правильно, выигрывает».
- «Подчеркни нужное слово»
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен |
- Физкультминутка для пальцев
Покажите на пальчиках:
- Сколько частей речи вы знаете?
- Сколько типов речи вам известно?
- Сколько стилей речи существует? и др.
7. Опрос
- Расскажите изученную сегодня орфограмму. Приведите примеры.
8. «Смайлик»
- Нарисуйте смайлик на полях, который бы отражал вашу подготовку к уроку (настроение на уроке, усвоение материала).
9. «Взаимоопрос» (работа в парах)
- Задайте друг другу по 2 вопроса, касающихся сегодняшней темы.
- Кто из вас увереннее отвечал на вопросы, а кому стоит еще повторить материал?
10. Прием «Микрофон»
- Что сегодня на уроке произвело на вас большое впечатление, запомнилось?
11. Прием «Градусник»
- На градуснике 36.6 – это нормальная температура тела человека. Какова ваша температура усвоения сегодняшнего материала урока? Все поняли, получилось – 36.6. Не все в порядке – температура ниже. Запишите вашу температуру на полях тетради.
12. Прием «Перевоплощение»
- Представьте себя охотничьим ветром. Расскажите на ушко соседу историю сегодняшнего урока (чему вы научились). Как вы будете это делать: громко, шумно, нежно, тихо?
13. Прием «Баллы»
- Поставьте себе от 1 до 10 баллов, в зависимости от того, как вы поняли материал урока. Что бы вам еще хотелось узнать по этой теме?
Рассмотрим методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха на этапах урока
Этап урока | Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха | Обоснование выбранных приёмов |
Организационный | Устранение пробелов знаний, анализ ошибок | Мысль, что мы все пробуем, ищем, ошибаемся, добавляет уверенности, «убирает» страх перед ошибкой, перед трудным заданием |
Проверка домашнего задания | Закрепление пройденного и устранение ошибок в задании, выполненном самостоятельно. | Предоставляется возможность исправить допущенные ошибки |
Постановка целей и задач урока | Авансирование успешного результата: «Тема трудная (лёгкая, есть сложности и т.д.), но я не сомневаюсь: у вас всё получится, вы обязательно справитесь». Внесение мотива | Помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что дети обязательно справятся с проставленной задачей |
Объяснение нового материала | Мобилизация активности: побуждает к выполнению различных действий, Скрытое инструктирование ученика в способах и формах совершения деятельности («Обратите внимание на…», «С чего лучше начать…», «Догадайтесь, почему…»). Персональная исключительность: «Это можешь сделать только ты», «У тебя получится лучше (не хуже), чем у других»,. Метод «педагогического рисунка»: выполняя работу, учитель действует одновременно с детьми, допуская при этом какие-то неточности, промахи. | Дети при изучении новой темы могут предлагать свои решения проблемы, высказывать свои версии, что тоже помогает снять страх перед неправильным ответом. |
Закрепление изученного | Использование ситуации «от простого к сложному». Высокая оценка детали: «Особенно мне понравилось…», «Вот здесь ты был молодец…» | Успешное выполнение простого задания даёт уверенность в том, что возможно успешное выполнение более сложного. |
Алгоритм создания ситуации успеха на уроке
Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.
Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.
Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?
Реальная помощь в продвижении к успеху.
Краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.)
Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы
Действия учителя, обеспечивающие ситуацию успеха:
- Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении.
- Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.
- Не давайте детям прозвища,
не вешайте на них ярлыки.
Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте
«персональную исключительность»
- Аргументируйте необходимость ваших действий; ту отметку, которую вы выставляете ученику.
- Оценивайте действия ученика с акцентом на детали.
- Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им свое мнение.
- Не высказывайте недовольство ученику при всем классе, не применяйте угрозы.
- Помните, что вы, как педагог, формируете личность обучающегося и частично несете ответственность за его дальнейшую судьбу.
Все эти приемы и методы способствуют формированию УУД у учащихся 5 класса на 2 ступени обучения.
В заключение хочу обратиться к словам известных талантливых педагогов:
Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно. (Л.Н.Толстой)
Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. (В.А. Сухомлинский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся
Как сделать для учеников выполняемую работу интересной, а интересную выполнимой? Что нужно дать ученикам и в каком объеме, как организовать их работу, которая принесла бы удовлетворение вс...
Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках русского языка как одно из направлений повышения социализации обучающихся.
Роль ситуации успеха в социализации детей. Приемы, позволяющие создать ситуацию успеха на уроках русского языка....
Презентация на тему:"Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся."
Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!...
Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках коллективного музицирования. Оркестр народных инструментов.
Методическое сообщение на тему "Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках коллективного музицирования"на примере работы детского творческого коллектива "Оркестр народных инструментов". дет...
Выступление на педсовете "Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся, декабрь 2019 г.
Выступление на педсовете 2019-2020 уч. год...
«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения уровня социализации учащихся» Доклад на семинаре по дефектологии
Материал поможет раскрыть, что главный смысл деятельности учителя состоит в том,чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха...