Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках русского языка как одно из направлений повышения социализации обучающихся.
методическая разработка по теме

Исанчурина Фаиля Фаритовна

Роль ситуации успеха в социализации детей. Приемы, позволяющие создать ситуацию успеха на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_uspekha_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx43.17 КБ

Предварительный просмотр:


Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» отмечает: «Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека (гражданина, патриота своей страны), готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»

Школьное образование базируется на единстве и взаимосвязи знаний о социальной и индивидуальной жизни человека. Одна из задач школы -привить выпускнику потребность  к постоянному самообразованию.

Какова же во всем этом роль ситуации успеха?

Организация учебного процесса будет результативной при условии сотрудничества между учителями и учащимися, и только в том случае, если обучающиеся будут испытывать успех в познании окружающей действительности.

Надежным путем  создания  ситуаций  успеха  является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и  характеру помощи учащимся при ее осуществлении.

Большое  значение  в  создании  ситуаций  успеха   имеет   общая   морально-психологическая атмосфера выполнения заданий,  поскольку  это  в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к  внешне сложным заданиям.

Использование ситуации успеха способствует повышению  рабочего тонуса,  увеличению  производительности  учебного  труда,  а  также   помогает учащимся осознать себя полноценной  социализированной личностью.

Некоторые приемы, которые позволяют создать ситуацию успеха и активизировать познавательную деятельность на уроках русского языка, предлагаю вашему вниманию.

Прием «Настроение»

Урок желательно начинать с создания  благоприятной обстановки на удачу. Вот примеры:

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

-Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

- Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку: оно заглядывает к нам в класс и пытается угадать наше настроение.

-Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем.

- Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

-Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).

-Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Прием «Снятие страха»

       Тестирование постепенно становится основной формой сдачи экзаменов. ГИА и ЕГЭ по русскому языку, введенный с 2010 года региональный экзамен в 7 и 8 классах по русскому языку состоят из тестового материала. Применяю на уроках при проверке домашнего задания или при  закреплении нового материала тематические тесты, позволяющие за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. 

        Для того чтобы ученик готовился к урокам изо дня в день, зная, что обязательно будет опрос в виде тестирования, он должен знать изученный материал.  Следовательно, у ученика  будет тяга  к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. Снятие страха - особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи.         Эта поддержка нужна постоянно. Для этого можно использовать фразы:   «хорошо»,  «очень хорошо» и «молодец», «Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!», «Уже намного лучше! Старайся  и дальше!» и т.д.  

После выполнения тестовых работ и сразу на глазах у детей проверив по коду материал, учитель на уроке делает похвалу: «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами».

Но только ли это похвала? Или констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю: «Да, я молодец, да,  я умница.  Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Внушаем ребенку веру в себя.

Подбадривающие слова + мягкие интонации + мелодичность речи + корректность обращений + открытая поза и доброжелательная мимика – это и есть благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей и снять стрессовые моменты и напряжения во время экзаменов. Тренировки в течение учебного года позволяют учащимся при сдаче ЕГЭ и ГИА реально повысить балл. Также во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля.

Прием «Умышленная ошибка»

  Учитель при записи на доске умышленно пишет с ошибкой слово или при объяснении орфограммы неверно рассуждает. Затем ждет реакцию детей. Дети привыкли, что только учитель может указывать учащимся  на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя! Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

  Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Прием «Эмоциональный всплеск», или «Ты так высоко взлетел!»

Ученик 6 класса Марсель И. не очень любил русский язык, но занимался   более   или    менее   регулярно,    имел   средние   отметки.  

На одном уроке русского языка он получил хорошую отметку, успокоился, решил больше не обременять себя домашними заданиями.

Пришел черед нового урока. Марсель  что-то слушал, что-то пропускал мимо ушей. У него наступило привычное состояние пассивного отсиживания. Вдруг он услышал вопрос учителя, который попросил его повторить правило, изученное на прошлом уроке. Правило не вспоминалось, мысли путались. Марсель в затруднении. И вдруг он услышал голос учителя, услышал слова, сказанные с такой надеждой, добротой, поддержкой: «Марсель! Ты не можешь молчать. Ты подумай, ты вспомни! Ты так высоко взлетел! Ты взлетел и летишь так высоко, ты понимаешь,   что   это?   А   сейчас   ты   можешь   упасть,   а   падать   всегда больно!»

Сразу вспомнились откуда-то выплывшие строки правил, изученных на прошлом уроке, примеры, подтверждавшие эти правила. И Марсель начал отвечать. Говорил верно, с небольшими паузами, четко, с надеждой, что его поймут и поддержат! Домой не пришел, а вбежал: «Мама, ты знаешь, она мне вот так и сказала: «Ты полетел!» Я вспомнил! Я все вспомнил, мама! Я не упал...»

Какой огромный эмоциональный заряд скрывается в добром слове учителя, всем сердцем желающего успеха своему воспитаннику! Формируем веру в себя, веру в успех.

Действия учителя, обеспечивающие ситуацию успеха:

  • Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь,    используйте элементы юмора при общении.
  • Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.
  • Не давайте детям прозвища,   не вешайте на них ярлыки.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте «персональную исключительность»
  • Аргументируйте необходимость ваших действий; ту отметку, которую вы выставляете ученику.
  • Оценивайте действия ученика с акцентом на детали.
  • Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им свое мнение.
  • Не высказывайте  недовольство ученику при всем классе, не применяйте угрозы.
  • Помните, что вы, как педагог, формируете личность обучающегося и частично несете ответственность за его дальнейшую судьбу.

       Таким образом, процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого. Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, формирую у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению, а значит и социализации, так как социализация учащегося предполагает включение обучающегося в систему общественных взаимоотношений, поддерживающих ценностные нормы и установки общества, а также самостоятельное осознанное воспроизводство школьником усвоенного в своем поведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся

Как  сделать для учеников выполняемую работу интересной, а интересную выполнимой? Что  нужно дать ученикам и в каком объеме, как организовать их работу, которая принесла бы удовлетворение вс...

Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках коллективного музицирования. Оркестр народных инструментов.

Методическое сообщение на тему "Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках коллективного музицирования"на примере работы детского творческого коллектива "Оркестр народных инструментов". дет...

Методы и приемы организации ситуации успеха на уроке

1.Эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).2. «Три лица».Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.Учащимся п...

Методическая разработка "Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся"

Процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого. Развитие творчески...

методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся

Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Также и неуспех, разделенный с другими, становится чем-то иным. Оптимальный вариант: радость одного становится рад...