Кульурно-речевая и творческая деятельность учителя
статья на тему
Материал для участия в Региональной (заочной) научно-практической конференции «Инновации и современные технологии в системе образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konferentsii_kulterno-rechevaya_deyatelnost_uchitelya.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.В. Абдуллина
учитель татарского языка и литературы
МАОУ – «СОШ №17» г.Альметьевска
Культурно-речевая и творческая деятельность учителя
В педагогической науке и педагогической практике выдвигались и выдвигаются различные коммуникативные модели, призванные активизировать культуру речи учителя.
Исторический анализ показывает, что обучение искусству речи и письма как средствами вербальной коммуникации издавна стало предметом педагогической деятельности. Значительное место в культуре древних цивилизаций занимала подготовка писцов. Истоки обучения искусству ораторской речи, умению вести публичные дискуссии восходят к классическим античным традициям. В греческом полисе были развиты самые разные речевые жанры: публичные выступления, философская беседа (диалектика), составление документов и писем. В Античности свободные владения речью являлось одним из основных условий гражданской карьеры. Осваивая искусство ритора, афинский гражданин готовился к общественно-политической деятельности. Философы древности учились говорить с толпой, тем самым закладывая основы массовой коммуникации. В более узком кругу (который мы сегодня определяем как межличностную коммуникацию), они непринуждённо беседовали с учениками, оттачивая аргументацию и красоту высказываний, рождая приёмы целенаправленного владения словом.
Античные ораторы и философы воспринимались современниками как учителя аудитории, и поэтому в Древней Греции и Риме общественно значимая проблема образования (воспитания) оратора. Уже в ту пору создавались соответствующие рекомендации по освоению ораторского мастерства. В Веках прославилась и широко цитируется «Риторика» Аристотеля. Подробную характеристику риторики как искусство мыслить и управлять мы находим в сочинениях Цицерона и Квинтилиана. Исторически достаточно рано были выделены качества: говорящего с аудиторией человека (умение производить впечатление, доставлять удовольствие, соблюдать меру, сохранять спокойствие и терпение); его речи (чистота, простота, правильность, краткость, ясность, истинность, уместность, полезность); его мысли – тезис – цель – итог).
Влечение риторики, диалектики, грамматики в число «семи свободных искусств», составлявших содержание классического образования, закрепило общественное значение речевого взаимодействия, основанного на силе действенного слова, убеждающего, заражающего, способность оказывать влияние на людей.
Опираясь на понимание коммуникативного потенциала как интеграции личностных качеств и особенностей «знаю, умею, могу», можно выделить две его составляющие: инвариантную – это характеристики, свойства и качества личности, проявляющиеся в любой коммуникативной деятельности, но не имеющие для неё определяющего значения (особенности темперамента, экстраверсия/интраверсия, агрессивность, социальный статус, эмоциональная привлекательность и др.) и вариативную – это совокупность особых качеств и свойства личности и набор специфических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять профессиональную коммуникацию.
Составляющие коммуникативного потенциала личности учителя в реальной жизни выступают в органическом единстве, обеспечивая ему максимальные возможности приспособиться к разнообразным ситуациям, с которыми неизбежно сталкивается в профессиональной деятельности.
А поскольку профессионально-педагогическая деятельность осуществляется преимущественно посредством реализации коммуникативного потенциала, необходимо его развивать, максимально нацеливая его на формирование последнего.
Поэтому в теоретические основы развития коммуникативной культуры учителя учёными включен компетентностный подход к формированию его коммуникативной культуры. Несмотря на различие подходов к решению проблемы профессионально-педагогической компетентности, смысл, вкладываемый в это понятие, заключается в признании главной её функции – развитии у учителя своих профессионально-личностных качеств. Эффективность реализации этой функции определяется уровнем профессионально-педагогической компетентности учителя.
Профессионально-педагогическая компетентность – это индивидуально-психологическая совокупность теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающая готовность педагога к активному выполнению педагогической деятельности; своеобразный психологический (личностный) инструмент специалиста, обеспечивающий эффективность его профессиональной деятельности; часть психологической культуры педагога и важнейший элемент его профессионализма. Учитель – профессия, наиболее нуждающаяся в такой дисциплине, как культура речи. Иногда же эрудированный и методически грамотный педагог не может найти общего языка с классом лишь потому. Что не ищет этого языка, уделяет ему недопустимо мало времени, небрежно относясь к фактам говорения и общения. Есть и другая причина обращения к этой дисциплине, не менее важная: речевая культура – визитная карточка человека, и при всей предметной эрудиции отсутствие или неизбежность этой «карточки» может оказаться только причиной срыва занятия, но и фактором устойчивого личностного неприятия человека.
Культура речи в настоящее время находится под влиянием различных факторов, порой носящих негативной характер, искажая и уродуя русский язык, в том числе речь учителя, например «засорение» словарного запаса родного языка путём чрезмерного употребления заимствованных слов (например, англицизмов), жаргонизмов и т.д. По признанию исследователей, на фоне так называемой демократизации общественной жизни манера общения на уроке стала восприниматься «эстетически ущербно и архаичной». Вместо с тем, чрезмерное следование стандартом разговорной речи, употребление просторечных компонентов, свидетельствует не о современности речевой манеры, не о стремлении к новым средствам выразительности, но о той же ущербности и бедности лексикона.
Средства массовой информации (радио, телевидение, пресса) – одно из основных средств, несущее культуру речи и массы. На и здесь не редко допускаются ошибки (например, неправильная постановка ударения). Задача учителя – противостоять нарушениям речевой культуры, непрерывно совершенствовать, оттачивать мастерство устной речи, быть речевым образцом для учащихся.
Понятие «культура речи» определяется различно в силу того, что у неё чрезвычайно много первообразных и смежных научных дисциплин. Рассмотрим важнейшие определения этого понятия. В.В. Краевский считает, что культура педагогической речь не отдельная дисциплина, она учитывает данные многих наук, оказываясь конкретизацией культуры речи в целом, она делает акцент на оптимальность коммуникативного процесса для целей и задач преподавания – учения – обучения.
Культура речи связана с общей культурой человека, является одним из важнейших её компонентов. Речевая культура заключается, прежде всего, в том, чтобы соответствовать нормам литературного языка употреблять слова, произносить их, изменять, сочетать с другими лексемами, правильно строить предложения. Она требует глубокого знания литературного языка. Языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические) – это совокупность целесообразных для общения средств. Они свойственны литературному языку, без их усвоения немыслима культура речи.
Список литературы
- Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. – Москва, 2007.
- Мурашов А.А. Педагогическая риторика. Москва: Педагогическое общество России, 2001.
- Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация. Екатеринбург, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы творческого объединения учителей физики и информатики по теме "Реализация возможностей ИКТ и их использование в профессиональной деятельности учителя"
План работы школьного творческого объединения учителей физики и информатики на 2011-2012 учебный год по теме«Реализация возможностей ИКТ и их использование впрофессиональной деятельности уч...
Творческая деятельность учителя Цыреновой Ц.Ж.
представлена творческая деятельность учителя Цыреновой Ц.Ж....
Совместная творческая деятельность учителя и ученика на уроках информатики
Метод проектов направлен на личностное, познавательное и коммуникативное развитие ученика, на совместную творческую деятельность учителя и ученика...
Исследовательская работа на тему : «Реализация активного творческого сотрудничества учителя и ученика через разнообразные формы творческой деятельности»
На протяжении нескольких лет я работаю над проблемой развития интереса к французскому языку. Анализируя причины низкого уровня мотивации, я пришла к необходимости определения новых подходо...
Творческая деятельность учителя в рамках реализации ФГОС
Статья посвящена очень актуальным в настоящее время вопросам: насколько важным является творческий подход в работе учителя и как деятельность учителя может стать творческой?...
Презентация по теме "Творческая деятельность учителя в рамках реализации ФГОС"
В презентации собран теоретический материал по этой теме, который можно дополнить в своем выступлении профессиональными наработками и приемами....
Творческая деятельность учителя как решающий фактор развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся
Аннотация: Статья отражает творческую деятельность учителя через его участие в профессиональных конкурсах и выставках творческих работ. Отражено влияние таланта педагога на развитие познавательного ин...