Конспект «В человеке должно быть все прекрасно…» (к 155-летию со Дня рождения А. П. Чехова)
план-конспект урока (10 класс) на тему

Цели урока:

·         познакомить учащихся с жизнью и творчеством Антона Павловича Чехова;

·         повысить интерес к творчеству Антона Павловича Чехова;

·         развить познавательные способности учащихся;

·         развить творческие способности учащихся;

·         воспитать информационную культуру учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»; компьютер, медиапроектор, экран; выставка книг с произведениями Чехова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka-_zhizn_i_tvorchestvo_a._p._chehova.docx67.89 КБ

Предварительный просмотр:

МСОУСОШ № 3 г.Южи

Конспект

«В человеке должно быть все прекрасно…»

(к 155-летию со Дня рождения А. П. Чехова)

Картинка 1 из 999

Подготовила учитель русского языка и литературы

МСОУСОШ № 3 г.Южи  Шеронова Наталья Вячеславовна

Южа  2015г.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством Антона Павловича Чехова;
  • повысить интерес к творчеству Антона Павловича Чехова;
  • развить познавательные способности учащихся;
  • развить творческие способности учащихся;
  • воспитать информационную культуру учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»; компьютер, медиапроектор, экран; выставка книг с произведениями Чехова;

Слайд 1,2

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге (слайд 3) в семье купца третьей гильдии. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. 
Дед Чехова, Егор Михайлович, ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния.

Отец, Павел Егорович (слайд 4), будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело, небольшой магазин по торговле "колониальными товарами". Но больше всего он увлекался церковным пением, даже руководил церковным хором, играл на скрипке, неплохо писал красками. Павел Егорович Чехов унаследовал от своего отца деспотичный характер и, хотя в письмах семейству проявлял заботу и сострадание, в жизни часто прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах.

Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова — тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Она пережила четырёх из семи своих детей — самой первой умерла дочь Евгения в возрасте двух лет. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери». Надо сказать, что мать Чехова родом из здешних мест: предки её жили в деревне  Фофаново, недалеко от с. Хотимль Южского района. Здесь же жила и сама Евгения Яковлевна Морозова (Чехова) до 12лет.

Антон Павлович Чехов был третьим ребёнком в семье (слайд 6). Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни, после школы братья втроем бегали рыбачить или ловить щеглов и чижей.

Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль.

В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию (слайд 7,8). Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу.

Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.

Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии . Гимназический период Чехова был важным периодом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ.

Ещё в 1874 году дела у отца Павла Егоровича пошли совсем плохо, и он стал падать в долговую яму. Через два года он вынужден был тайно уехать из Таганрога, 25 апреля 1876 года он приехал в Москву, где его уже ждало всё семейство Чеховых, за исключением Антона, оставшегося доучиваться в гимназии. Жил он в то время с людьми, которым достался семейный дом, занимался репетиторством с сыном нового хозяина, «оплачивая» этим проживание.

В 1879 году Антон Чехов окончил гимназию в Таганроге и в этом же году переехал к родителям в Москву (слайд 9). В Москве он поступил на медицинский факультет Московского университета (слайд 10), где учился у известных профессоров: Н. Склифосовского, Г. Захарьина и других. В 1884 году он окончил курс университета  и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в Чикинской больнице , заведующим которой был известный доктор П. А. Архангельский. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей.

Чехов уже студентом (с 1880 г.) начал помещать рассказы, фельетоны, юморески в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических (слайд 11): московских журналах «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза». Он публикует свои юморески под самыми разными смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте .

Итогом раннего периода творчества стали сборника малой прозы — «Сказки Мельпомены» (1884), «Пестрые рассказы» (1886), «Невинные речи» и «В сумерках» (оба - 1887, за последний сборник в 1888 автору присуждена академическая Пушкинская премия). В лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование.

Оканчивая университет, он уже был автором таких великолепных произведений, как "Хамелеон" (слайды 12-18), "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника"  ,"Хирургия"  ), "Жалобная книга" , чуть позже написан рассказ «Лошадиная фамилия»  , которые впоследствии будут считаться программными в его творчестве. Все они выросли из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились в сатирическое обличение современной Чехову действительности. Внешний комизм и стихия нехитрой веселости, рассчитанной на развлечение массового читателя, сочетаются с гоголевско-щедринской традицией сатирического обличения.

В 1886 Чехов получил предложение о сотрудничестве от издателя газеты "Новое время" А.С. Суворина (слайд 19). Здесь он впервые начинает публиковать сочинения под собственным именем. Тогда же произошел перелом в художественном творчестве. Начиная с повестей «Степь» (1886), «Скучная история» (1889) и пьесы «Иванов»(1887-1889), поставленной в петербургском театре Ф.А. Корша, перед читателем предстал уже "зрелый", "серьезный" Чехов, в сочинениях которого слышнее драматические перебои жизненного пульса, тоска о гармонии и устремленность к вопросам человеческого духа .

По настоянию издателя А. С. Суворина  Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора» (1889). Сюда вошли рассказы «Детвора», «Кухарка женится», «Беглец», «Событие», «Дома», «Ванька» , «Мальчики» . Сборник получил высокую оценку учителей. По их мнению, книга Чехова вызывает самые хорошие чувства и ее следует «горячо рекомендовать для детей всех возрастов». Рассказы Чехова о детях, лишенных детства, оказали большое влияние на развитие общественного сознания конца XIX века. Созданные в духе прогрессивных традиций критического реализма, они с предельной остротой ставили вопрос о несправедливости социального неравенства, об ответственности общества перед самым молодым его поколением.

Известно, что Чехов любил животных и постоянно возился с ними . Он был глубоко убежден в большом воспитательном эффекте тесного общения детей с различными животными, и особенно домашними. Поэтому свои произведения о животных «Каштанка»  и «Белолобый»  он адресовал именно детям. В письме к брату Чехов писал о впечатлении детей А. С. Суворина от «Каштанки»: «Детишки не отрывают от меня глаз и ждут, что я скажу что-нибудь необыкновенно умное. А по их мнению, я гениален, так как написал повесть о Каштанке».

В 1890 году (с апреля по декабрь) писатель совершил поездку на остров Сахалин, который в то время был местом, где отбывали каторгу (слайд 20). Для Чехова это был гражданский поступок, своеобразное «хождение в народ». На Сахалине он проводил перепись населения, им составлено около 10000 карточек. Переписывая ссыльных Сахалина, писатель внёс вклад не только в историю острова, но и в русскую литературу. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок.

История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин» (слайд 21). Путевые заметки из этой серии наглядно отображают жизнь обитателей острова и труд переписчика, которым стал на время А. П. Чехов. «Что в России страшно, то здесь обыкновенно, — пишет он, - Сахалин - это место невыносимых страданий... Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст... размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносых смотрителей... Виноваты не смотрители, а все мы». С тех пор творчество писателя, как он сам говорил, было все «просахалинено». Отразились сахалинские впечатления и в рассказах «В ссылке», «Палата № 6» (оба 1892).

Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова, обострился туберкулезный процесс.

С 1890 по 1892 год, по возвращении в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке.Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6» , а также встречался с писателями В. Г. Короленко,Д. В. ГригоровичемВ. А. ГиляровскимП. Д. БоборыкинымД. С. МережковскимВ. И. Немировичем-Данченко, известными актёрами А. П. Ленским и А. И. Южиным, художником И. И. Левитаном. Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А. П. Чехова.

В 1892 году Чехов приобрел имение Мелихово под Москвой (слайд 22), где сейчас работает один из главных чеховских музеев. Здесь он не только писал, но и лечил местных крестьян, построил несколько школ для крестьянских детей , открыл медицинский пункт, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения (слайд 23).

В мелиховский период было написано 42 произведения (слайд 24). С 1892 по 1898 гг. созданы «Палата № 6», «Человек в футляре» , «Бабье царство», «Случай из практики» , « Ионыч», «Крыжовник» , написан большой "деревенский цикл" — «Мужики», « На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года», пьесы «Чайка» (премьера в Петербургском Александринском театре в 1896 провалилась, вторая постановка, во МХАТе в 1898, прошла с большим успехом) , «Дядя Ваня». В эти годы Чехов адресует своим корреспондентам свыше полутора тысяч писем, которые в своей целостности впоследствии были оценены как шедевр русской эпистолярной культуры.

В 1898 году Чехов переехал в Ялту (слайд 26), где приобрел участок земли и построил дом, в котором у него бывали Л. Н. Толстой, М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, художник И. И. Левитан .

В конце 1880-х годов Чехов много писал для театра: были созданы пьесы «Иванов», «Леший», «Свадьба»,водевили «Медведь», «Юбилей».

Непонятая актерами и зрителями, в 1896 году потерпела провал его пьеса «Чайка», но уже через два года, в 1898 году, в постановке молодого Московского художественного театра эта пьеса имела триумфальный успех и стала символом нового театра.

Там же были поставлены пьесы «Дядя Ваня» (1898), «Три сестры» (1901) и «Вишневый сад» (1904), которые с тех пор не сходят со сцен театров всего мира .

В 1900 году Чехов избран академиком по разряду изящной словесности, однако в 1902 году от звания академика он отказался (совместно с В. Г. Короленко) в связи с тем, что избрание в Академию М. Горького было объявлено царем недействительным.

В 1901 году Чехов женится на актрисе Московского художественного театра О. Л. Книппер (слайд 27).

В 1904 году в связи с резким ухудшением здоровья Чехов едет для лечения в Германию на курорт Баденвейлер (слайд 28).

15 июля во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался (слайд 29).

А.П. Чехов похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (слайд 30).

В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы - трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира (слайд 31)

Мечта и мысль Чехова были обращены к человеку подвижнического  труда. Сам он лечил, организовывал помощь голодающим губерниям, был заведующим холерным участком, строил школы, больницы, укомплектовывал библиотеки.

Имя А.П.Чехова увековечено в его книгах: за 25лет  творчества им было создано около 900 различных  произведений. Его именем названы город,улицы, площади, театры, школы.

Викторина по биографии и творчеству А.П. Чехова 

  1. В каком году и где родился А.П. Чехов? 
  2. Какие учебные заведения закончил А.П. Чехов? 
  3.  Кем работал А.П. Чехов по окончании Московского университета 
  4. В каких журналах и еженедельниках печатался начинающий писатель
  5.  Какими псевдонимами подписывался А.П. Чехов под своими произведениями
  6.  Какие ранние юмористические рассказы А.П. Чехова вы знаете
  7.  С какой газетой начал сотрудничать А.П. Чехов в 1886 году
  8. Как назывался сборник рассказов А.П. Чехова о детях?
  9. Какие рассказы А.П. Чехова о детях и для детей вы знаете? 
  10. Какие сборники рассказов, ставшие итогом раннего творчества писателя, вы знаете? 
  11. С какой целью А.П. Чехов совершил поездку на о. Сахалин?
  12.   Какая книга стала итогом поездки А.П. Чехова на о. Сахалин?
  13. В какой период творчества А.П. Чеховым написано 42 произведения?
  14. Какие рассказы позднего периода творчества Чехова вы знаете? 
  15.  Какие пьесы А.П. Чехова вы знаете
  16.  Назовите известные вам чеховские места.
  17. Где похоронен А.П. Чехов? 

Подведение итогов викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме " В человеке должно быть все прекрасно"

Разработка урока по теме " В человеке должно быть все прекрасно" может также использоваться и на классном  часе, и на внеклассном мероприятии....

«В человеке должно быть все прекрасно…» (урок в 10 классе)

«В человеке должно быть все прекрасно…»...

урок биологии по теме "ОДС" "В человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и тело!"

Презентация сможет помочь учителю биологии подготовить как открытый урок по указанной теме, так и подготовить рядовой комбинированный урок.  Особенность урока- он является интегрированным, с ИЗО....

В человеке должно быть все прекрасно

Занятие включает в себя разыгрывание мини-сценок....

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли

Из пьесы «Дядя Ваня» (1897) Антона Павловича Чехова (1860—1904), слова доктора Астрова (действ. 2).Используется как способ сделать кому-либо замечание относительно внешнего вида, поведения и т. д.: мы...

Урок литературы в 10 классе по творчеству А.П.Чехова "В человеке должно быть все прекрасно..."

А.П.Чехов - это трогательная страница русской культуры, нежной и изящной, которой мы справедливо гордимся как драгоценным и неотъемлемым достоянием русского духа и русского народного гения. Каким чело...

Сценарий литературно - музыкальной композиции по творчеству А.П. Чехова "В человеке должно быть все прекрасно..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции посвящен творчеству А.П. Чехова. В  сценарий включены ранние юмористические рассказы А.П. Чехова, а также биографические факты из жизни писателя....