Художественные искания эпохи. Серебряный век русской поэзии.
план-конспект урока (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
11 класс
Художественные искания эпохи.
Серебряный век русской поэзии.
Урок из серии
«Технология проектного обучения»
Разработала:
учитель русского языка и литературы
Щур Е.Н.
Тема: Художественные искания эпохи. Серебряный век русской поэзии.
Цель: 1. Обобщить представления учащихся об удивительном мире русской культуры начала XXвека в форме создания ученических проектов.
2.Создать условия для осознания и принятия учащимися культурных ценностей Серебряного века.
3.Воспитывать уважение к историческому прошлому страны, формировать активную жизненную позицию.
Форма урока: защита проектов по теме «Серебряный век русской поэзии»
Оборудование: АРМ, презентации по теме , запись музыки С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского, романсов на стихи поэтов Серебряного века в исполнении А. Вертинского.
Ход урока.
1.Оргмомент. Целеполагание.
Вступительное слово учителя о Серебряном веке.
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью
По Неве или против теченья,
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела Флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над СЕРЕБРЯНЫМ веком плыл.
(А.Ахматова «Поэма без героя»)
Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем – «серебряный век». На этот период пришёлся великий взлёт русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Начало «серебряного века» пришлось на 90-е годы XIX века.
Серебряный век – блеск, яркость, звон, утончённость, хрусталь, бокалы, хрупкость. Мгновенность, отражения, прозрачность, свечение, туман,тайна, волшебство, уста, шёпот… Звуковой облик слов «Серебряный век» создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном.
2. Защита проектов.
1)Символизм как одно из течений модернизма.
И невозможно нам предвидеть и понять,
В какие формы дух оденется опять.
Н. Минский
Символизм – первое и самое значительное из модернистских течений в России.
- «Старшие символисты» (1890 г.) : В. Брюсов, К. Бальмонт, Д.Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб.
- «Младшие символисты»(1900 г.):А. Блок, А.Белый, В. Иванов.
Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным.
Поэты-символисты:
Иннокентий Анненский
Константин Бальмонт
Юргис Балтрушайтис
Андрей Белый
Александр Блок
Валерий Брюсов
Зинаида Гиппиус
Александр Добролюбов
Вячеслав Иванов
Иван Коневской
Дмитрий Мережковский
Николай Минский
Сергей Соловьев
Федор Сологуб
- Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроения, чувства и мысли поэта при помощи образов-символов. При этом художник познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе литературного творчества – в момент ниспосланного ему свыше творческого экстаза.
- Символисты придали поэтическому слову
подвижность и многозначность.
Научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.
- Расширили ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика.
- Попытались создать новую философию культуры.
- Поставили по-новому вопрос об общественной роли художника.
- Сделали искусство более личностным.
-Чтение стихов: К.Бальмонт «Я – изысканность русской медлительной речи»,
А.Блок «Вхожу я в темные храмы»
Романс на стихи А.Блока «Зимний ветер играет терновником» в исполнении В. Сидорова.
2) Акмеизм как одно из течений модернизма.
Новое литературное течение «серебряного века» – акмеизм- родилось в споре с символизмом. Поэты этого направления – Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам – отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать. А посредством отображения реальности художник-акмеист становится причастным к ней.
...Акмеизм (от греческого слова "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила) возник на отрицании мистических устремлений символистов... Акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали "возлюбить землю" и как можно меньше говорить о вечности, о трансцендентном, о непозноваемом...
Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
1911 – основано новое литературное объединение – «Цех поэтов».
Руководители «Цеха»: Н.Гумилев и С.Городецкий.
Акмеисты издали 10 номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М.Л.Лозинский), а также несколько альманахов «Цеха поэтов).
Стихи:
Н. Гумилев «Жираф»
А.Ахматова «Сжала руки под темной вуалью»
Романс на стихи А. Ахматовой « Сероглазый король» в исполнении А.Вертинского.
Картины художников Серебряного века.
3) Футуризм как одно из течений модернизма
Пришедшее на смену акмеизму новое литературное течение «серебряного века» – футуризм – отличалось агрессивной оппозиционностью традиционным стихам поэтов-классиков.
Футуризм (от лат. Futurum –будущее).
«Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность , тайна властной ничтожности воспеты нами. Мы презираем славу… Мы новые люди новой жизни…
(Из сборника «Садок Судей»)
- Футуризм заставил переживать искусство как проблему, изменил отношение к проблеме понятности – непонятности в искусстве.
- Важным следствием футуристических экспериментов явилось осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве – не всегда недостаток, а порой необходимое условие полноценного восприятия.
- Приобщение к искусству в этой связи понимается как труд и сотворчество, поднимается от уровня пассивного потребления до уровня бытийно – мировоззренческого.
Объявляя классику и всю старую литературу как нечто мертвое, отжившее и не соответствующее современности, футуристы утверждали свое право на произвольное слово, слово-новшество, "самовитое" слово, над которым не тяготеет его бытовое значение и смысл которого связан только с звучанием...
Основные признаки футуризма:
— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
— культ техники, индустриальных городов;
— пафос эпатажа..
Стихи.
В. Маяковский «А вы смогли бы?»
И. Северянин «Я, гений Игорь Северянин»
Романс «Классические розы» на стихи Северянина в исполнении А.Вертинского.
Заключение. Значение серебряного века в русской культуре.
Поэзия «серебряного века» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами «серебряного века» новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.
Поэзия «серебряного века» имела большое значение для дальнейшего развития русской литературы:
- она выражала настроение эпохи,
- определяла поиски новых путей в искусстве,
- привлекала читателя к сотворчеству.
- Листва закипает, как наши двадцатые,
Когда Маяковский с Асеевым в дружестве
Писали стихи о любви и о мужестве,
Неугомонные и угловатые;
Когда Пастернак в бормотанье восторженном,
Стремительном, миротворяще-встревоженном,
Слагал свои строки и тут же выбрасывал,
Сквозь жизнь пробираясь движением брассовым;
Когда над Есениным рдяными красками
Пылали все зори рязанские истово,
И Хлебников числа свои перелистывал
И впроголодь пел, детворою обласканный.
Листва закипает, как годы начальные,
Уже отдаленные дымкой забвения,
И новые к жизни идут поколения,
Но листья кипят, будто годы те дальные,
Те годы начальные, годы двадцатые:
Мы нищие были, мы были богатые.
Лев Озеров, "Двадцатые"
Домашнее задание по выбору
- Ответить на вопросы викторины
или
- Написать эссе «Мой любимый поэт Серебряного века»,
«Поиски и находки поэтов Серебряного века».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории в 8 классах по теме: «XIX век – век художественных исканий новой картины мира» с использованием адаптивной технологии (семинар – лабораторная работа).
На уроке - семинаре курса "Новой истории" обучающиеся 8-х классов узнают новые художественные стили живописи XIX века, знакомятся с основными произведениями авторов - импрессионистов...
КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ, АЛЕКСЕЙ РЕМИЗОВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ
Пограничные литературные состояния, порожденные чрезвычайной полиморфностью художественного развития, явились одной из примет искусства слова конца XIX – начала XX столетия. Появляются произведения «д...
8 класс. Урок истории. Тема: XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.
Дата: 23.09.2015Класс: 8 «А», «Б»Тема: XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.Учебник: Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история, 1880 – 1918: Учеб. для 8 кл. общеобразова...
XIX век в зеркале художественных исканий
история Нового времени, 19 век, 8 класс, Юдовская...
19 век в зеркале художественных исканий; Искусство в поисках новой картины мира.
19 век в зеркале художественных исканий; Искусство в поисках новой картины мира.Презентация по истории Нового времени 8 класс....
Комментарии
Елена Николаевна, спасибо за
Елена Николаевна, спасибо за информацию. Буду использовать ее на своих уроках в 11 классе.