Публичное представление педагогического опыта
статья на тему
В этой статье описываю свой опыт работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Публичное представление собственного опыта | 290.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя мордовского (мокшанского) языка
МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа№1»
Куликовой Елены Васильевны.
Работая с детьми, я заметила, что мал у них интерес ко всему национальному, как-то с нежеланием относятся и родители, и дети к своему национальному достоянию. Возможно это оттого, что мы мало знаем свою культуру, свою литературу, фольклор, обычаи, обряды; мало и литературы на эту тему. И я подумала: «Кто же, если не мы, учителя и воспитатели, будем приобщать детей к национальной культуре, воспитывать любовь к своему родному краю и гордость за свой родной народ». И вот поэтому работаю над проблемой: «Активизация познавательной деятельности на уроках мокшанского языка».
1.Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Актуальность и перспективность опыта обусловлена изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении мокшанского языка переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого учащегося. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, воображения, поддерживания интереса к обучению.
На уроке в новой образовательной ситуации возможна подготовка субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активность не только учителя, но и учеников.
2 Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей в моей образовательной работе является приобщение школьников к мокшанскому языку,изучение культуры своего народа, прививать любовь к своей малой Родине . Хотелось бы чтобы они дорожили её прошлым, знали свой мордовский язык, изучали его и общались на нём, исполняли песни мордовских композиторов, знали стихи мордовских поэтов.
Основной педагогической идеей опыта является создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к предмету через организацию активного обучения, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности учителя в целях интенсификации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Основной целью обучения мокшанскому языку является овладение учащихся коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать мокшанского язык как средство общения в диалоге культур.
Новизна заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательной активности учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъект-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях.
Другим элементом новизны данного опыта является использование разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности, которые не являются традиционными в школе: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических, информационно-коммуникационных методов обучения и др. Они представлены и как фрагменты в уроке, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей. Игра является важным средством обучения и развития детей на уроках в русскоязычных школах. На уроках используем игры, «Руцяня»(Платочек), «Топоня»(Мячик),«Ярхцан-аф ярхцан» (Съедобное- несъедобное),»Тюс,косат тон?(Цвет,где ты?)« Щаса-аф щаса»(Одену-не одену), « Эхо»и многие другие. С ними дети лучше запоминают слова по разным темам. Эти игры развивают творческие способности детей, активизируют познавательную деятельность. Даже самый тихий ребёнок в классе в игре оживает, становится активным.
Содержание указанных форм работы определяется сообразно с принципами: связь с жизнью, связь с программным материалом по предмету, соответствие возрастным особенностям учащихся, особенностям их умственного развития и интересов
3. Наличие теоретической базы опыта.
Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
По убеждению ученых, изучение языка лишь как информационного средства не влияет на развитие языкового чутья и, следовательно, не способствует формированию личности. «Путь очеловечивания» возможен лишь при изучении выразительной, духовной силы языка литературных образцов.
В течение всего времени преподавания мокшанского языка мной осуществлялся анализ многочисленных методических материалов и создание собственных. На своих уроках постоянно пользуюсь разработками из журналов «Мокша», «Якстерь Тяштеня».
Разработаны поурочные планы-конспекты уроков, планы-конспекты открытых уроков и внеклассных мероприятий. Это уроки «Зима», «Моя семья», «В классе», «Сёксе» и другие. Внеклассные мероприятия "Горжусь тобой, Мордовия моя»"и другие.
Иллюстративные материалы используются на уроках при объяснении нового материала для проверки знаний учащихся. Данный материал я использую на уроках и в процессе подготовки. Наличие материальной базы, использование информационно-коммуникативных технологий и таких образовательные технологий, как: метод проблемного обучения, проектного обучения, организационно - деятельностного (игрового) обучения, обучения в сотрудничестве, позволяют мне разнообразить свои уроки. В условиях классно-урочной системы, эти технологии легко вписываются в учебный процесс. Они обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но обеспечивают и развитие самостоятельности, доброжелательности, коммуникабельности; воспитываются такие ценности как открытость, честность, сопереживание, толерантность.
деятельности учащихся.
5.Оптимальность и эффективность средств.
На мой взгляд, обучение любому предмету в школе, в том числе и мокшанскому языку, должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять их усваивать учебный материал.
Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Развитие познавательной активности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Такого рода деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы. Отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников
Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю личностно-ориентированному обучению, так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка. В своей работе наряду с традиционными уроками использую следующие технологии личностно-ориентированного обучения:
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Обучение в сотрудничестве (Работа в малых группах);
Игровые технологии
- Технология разноуровневого обучения
Мой опыт преподавания с использованием ИКТ на уроках в течение шести лет, показал, что этот вид обучения имеет преимущества: повысился темп урока, сократилась потеря рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Урок получается более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть много нового и интересного, стать активными участниками образовательного процесса. Ведь компьютер - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактический материал, сопровождающий урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно- коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей. Данная технология повышает качество наглядности в учебном процессе (презентации). Повышает информативность урока, эффективность обучения, придает уроку динамизм и выразительность. В нашей школе есть всё необходимое для проведения видеоуроков. Помогают в работе фильмы «Самобытная Мордовия», «Русь мордовская», «Тюштины игры», «Мокшане- народ Мордовии» и другие, выложенные на ютюбе.Основная цель уроков игровой педагогической технологии - создание условий для проявления познавательной активности учеников. На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока - беседа с элементами проблемно-поискового подхода.
Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету.
Различные формы уроков дают возможность выявить способности каждого ученика, вызвать интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества учителя и ученика, стать активными участниками учебного процесса, не боятся высказать свое мнение.
6. Результативность опыта.
На уроках мокшанского языка создаю комфортную психологическую атмосферу, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определенных результатов:
- у многих учащихся сформировалась положительная мотивация изучения мокшанского языка ;
- формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
В период с 2011 по 2016 год качественный показатель обучения находится в пределах 89-96%, учащиеся демонстрируют высокий уровень знаний мокшанского языка.
Потапова Дарья ученица 4 а класса в 2016 году участвовала в республиканском конкурсе творчества «Наследие» и заняла призовое место.
Ежегодно мои ученики принимают участие в предметных школьных и муниципальных олимпиадах по мордовскому языку.
В 2014 году ученица 3б класса Кидяева Полина заняла призовое место в региональной олимпиаде по мокшанскому языку. В2016 году 4 учащихся из 3,4,5,6 классов заняли призовые места в муниципальной олимпиаде.
7. Возможность тиражирования.
Опытом своей работы делюсь на педагогических советах в учебном образовательном учреждении, на заседаниях методического объединения учителей, семинарах различного уровня. На республиканской научно-практической конференции «Этнокультурное образование» в 2011 учебном году (секция «Создание национально-культурной среды в общеобразовательном учреждении»») выступила с докладом «Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания учащихся».
В 2016 году 18 ноября буду выступать на IX всероссийской научно-практической конференции с докладом «Игровая деятельность младших школьников на уроках мокшанского языка»
Принимаю участие в муниципальных семинарах для учителей мордовского языка.Сама тоже провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия на район. В 2014 году провела для коллег района открытый урок и внеклассное мероприятие о Мордовии. Но я не останавливаюсь на достигнутом. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации.
Посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Составляю свое поурочное планирование, рабочие программы по предмету в соответствии со стандартом образования. Использую различные формы и методы проведения уроков. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, приобретаю методическую литературу.
На личном сайте регулярно обновляется информация, где можно ознакомиться с опытом моей работhttp://nsportal.ru/elena kulikova.
За свою работу учителем мокшанского языка в 2011 году нагаждена Почётной Грамотой Министерства образования Мордовии, в 2014 году Благодарностью Главы Администрации Торбеевского района,в 2016 году Дипломом победителя муниципального конкурса «Лучший учительмордовского( мокшанского, эрзянского) языка-2016»,Дипломом участника республиканского конкурса «Лучший учитель мордовского(мокшанского,эрзянского) языка 2016», Почётной Грамотой Министерства Национальной политики Мордовии, Благодарностью Главы района и Благодарностью Поволжского центра культуры финно- угорских народов.
8. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися.
Я считаю, что заниматься проектной и исследовательской работой надо с младшего школьного возраста.
Приложения.
Исследовательская работа на тему: «Традиционные блюда мордвы»
Подготовила учащаяся 6а класса Мартынова Ирина-2014год.
Содержание
Введение
Основная часть
Мордовская кухня
Ш. Заключение
IV.Список литературы
V. Приложения
Некоторые рецепты мордовских традиционных блюд.
Введение
Каждый из нас стремится в окружающий мир. А знакомство с ним начинается с самого близкого – с нашего дома, с нашей улицы, с нашего села, с тех людей, которые живут рядом. Нам, прежде всего, открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной.
Мордовия является частичкой огромной и необъятной Российской Федерации, где проживают люди разных национальностей, в том числе и мордва. Соседствуя с русскими, татарами и чувашами - мордва не только не утратили своего языка, но и до сих пор бережно хранят свои традиции и обычаи.
Каждый народ имеет свои особенности в обрядах, в традициях. Поэтому, живя по соседству с этими людьми, пробудило в нас интерес к изучению культурного наследия, творчества и жизни мордовского народа.
Цели моего исследования:
1. Расширение представлений о традиционной кухне мордовского народа.
2. Развитие бережного отношения к культуре мордовского народа.
Задачи исследования:
1. Возрождение и сохранение традиций мордовской культуры;
2. Расширение знаний о мордовских блюдах.
3. Анализ и систематизация полученных знаний;
При написании работы мной были использованы различные методы, а именно:
1. Научно-поисковые:
- проведение опроса и бесед с жителями;
- работа с литературными источниками
2. Аналитические:
- анализ и синтез собранного материала;
3. Систематизирующие:
- систематизация полученных данных;
4. Практические:
- компьютерная презентация.
- написание исследовательской работы на тему : «Традиционные блюда мордовского народа»
Мордовская национальная кухня
Составной частью культуры каждого народа является традиционная кухня. В ней в концентрированном виде отражается вся история, менталитет, нравы, быт этноса. Жизнь человека находится в естественной, постоянной связи с питанием. Каждодневная забота о приобретении, хранении и потреблении составляет основу жизнедеятельности людей. Посредством питания человек приобретает здоровье, силу, красоту. Народная мудрость так оценивает роль пищи: «Ули ярхцамбяль – ули эряф», «Эряфсь и ярцамбяльсь ряцок якайхть» - «Есть пища – есть жизнь», «Питание и жизнь рядом ходят (живут)».
Традиционная кухня включает выработанные веками состав блюд, способы их приготовления и потребления, заготовки и хранения, праздничную, обрядовую и повседневную пищу.
Вообще, традиционная национальная кухня финно-угорских народов не знает жареных блюд. Лишь мордва и марийцы заимствовали у соседних татар в конце XIX в. некоторые жареные блюда из мяса, но для национальной кухни типичны лишь отварные или томленые блюда, а точнее томленые мясо и рыба в сочетании с отдельно приготовленными отварными или пареными (томлеными) овощами (паренки).
Со второй половины XIX в. значительное место в пище мордвы стал занимать картофель (модамарь) Его обычно отваривали в кожуре, а затем чистили. После этого его толкли, добавляя масло, молоко, сливки. Иногда толчёный или нарезанный картофель обжаривали или тушили в печи. Его ели с рассолом, огурцами, капустой и грибами. Из картофельного крахмала готовили лапшу. Многие исследователи отмечали наличие в кухне народов Поволжья также супов с добавлением картофеля, картофеля жаренного в молоке и сметане, тушенного с мясом, ливером, пирогов с картофельной начинкой.
Особое место в кулинарии финно-угорских народов занимает использование зерна и каш из него. Мордва предпочитает пшено, хотя перловка, полба и рожь (черная каша) также долгое время считались основным сырьем для приготовления кашиц — сильно разваренных каш, разжиженных затем водой, маслом или горячим молоком, с добавлением лесных трав и лука.
Особо почитаемыми в составе мордовской пищи были ритуальные блюда, тесно связанные с отдельными моментами земледельческого цикла, а также семейными и общественными религиозными праздниками. В частности, пшенная каша не только была изысканным блюдом во время свадьбы, крестин, поминок, но с ней был связан и специальный молян — бабань каша (бабья каша). По традиции при укладке матицы (потолочная балка) сооружаемого нового дома хозяин обходил сруб с пшенной кашей, которая символизировала долголетие. На крестины варили молочную пшенную кашу, считавшуюся, как и яйца, символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав ее, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорождённому прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке. Из зерна нового урожая мокшане варили кашу почам. Зерно размалывали, бросали в кипящую воду и варили в горшке до необходимой густоты, после чего сдабривали конопляным маслом и подавали к столу.
Кстати, о знаменитых мордовских блинах!
Блины готовились из различной муки: полбяной, овсяной, гречневой, пшеничной, ржаной. Они являются традиционным кушаньем мордвы. «Блины — любимое кушанье мордвина: ни один праздник не обойдется у него без блинов. Ели их с молоком, маслом, мёдом. Для того чтобы блины были мягкие и пышные, в тесто добавляли крахмал или мятый сваренный картофель. Их ели с молоком, маслом, мёдом. Кроме толстых блинов пекут и тонкие — шуваня пачат, блинцят, ёмланя пачат.
Некоторые ритуальные мучные изделия были восприняты мордвой после обращения в христианство. Так, в марте пекли «жаворонки», а в среду на четвертой неделе поста — «кресты», в которые запекали монетки, крестики, угольки, зерна. На Вознесенье делали лепешки, на которые наносили поперечные полосы, что символизировало лестницы.
На Масленицу пекли блины.
Значительное место в пищевом рационе, особенно в приготовлении праздничных и ритуальных блюд, имел мед.
Пчеловодство являлось древнейшим занятием всех финно-угорских народов. Мед ели с хлебом, ставили на праздничный и обрядовый стол, добавляли в начинку для пирогов. Из меда приготовляли различные напитки, настаивали ягоды на меду, использовали и как лекарственное средство.
Молочные продукты на столе мордовской семьи тоже не совсем обычные, они тоже неповторимо своеобразны. Где еще сыщешь такого кислого молока — шапама лофца!Оно густое, вкусное и, даже еще не сдобренное пенками, приводит в изумление. Недаром в соседних русских селениях идет добрая слава об этом молоке. Когда кислое молоко заготовляли впрок, в него опускали творог, это придавало молоку особое своеобразие. А попробуйте топленое молоко! Оно почти красное, густое и имеет свой особый вкус. Большим лакомством были запеченные в горшочках сливки. Даже пахтанье пользовалось хорошей славой и широко использовалось. Вкуса оно кисловатого, в нем оставались крупиночки сливочного масла. Молоко — лофца — употреблялось мордвою и в кипяченом виде, и парным, и свежим. На молоке варили ловсонь вецаям — молочную кашицу, ловсонь лапшат — молочную лапшу.
Хлеб (кши.) ( выпекался преимущественно из ржаной и пшеничной, реже ячменной и овсяной муки. Пекли его из кислого теста на закваске. Тесто раскладывали в формы или просто клали на капустные или другие листья. По праздникам готовили лепешки из сдобного теста, замешанного на сметане, масле, яйцах (копша).
Кроме этого, пекли пироги с разнообразной начинкой (пярякат): овощной, мясной, ягодной, из каш, картошки и т.п.
Хлеб здоровья брали с собой сваты и клали на стол в доме невесты, начиная обряд сватовства: его помещали на дно большой долблёной кадушки (паря) с имуществом невесты (приданым) перед отправкой её в дом жениха.
А напитки? В них и духу не было ликеро-водочного, они были, как говорят в народе, пользительными.
Слыхали ли вы о пенистом темно-бархатном напитке — мордовской позе и браге?Поза у мокшан культивировалась народом веками, и сразу заметим — этот напиток безалкогольный.
Брага — напиток хлебный. Основа ее — солод, а в нем много сахара. Солод — это проращенная рожь, затомленная потом в мешках. При этом в процессе происходит превращение крахмала в сахар, и живительные силы этого злака сохраняются. Потом затомленную рожь сушат, мелют, и получается коричневая сладкая мука. Полтора пуда ржаной муки, тридцать фунтов солода, приблизительно полтора фунта хмеля, и вот из этих продуктов получается 18—20 ведер этого напитка. Для приготовления браги требуется своя особая бражная посуда, при этом заметим, что она должна быть стерильна. Сусло — исходный продукт браги — не терпит нечистоты, при малейшей загрязненности посуды сусло скиснет, и браги не получишь. Технология изготовления браги сложная, но в деревнях старожилы-крестьянки хорошо ее знают. Хранится она в специальных бочках, на холоде. Вкус ее — неповторимый.
Также повседневным напитком является обыкновенный окрошечный хлебный квас. На нем часто делается окрошка — поза салведь. Окрошек есть несколько видов. Вот, к примеру, кал поза салведь — рыбная окрошка. В квас кладется картошка и мелко накрошенная вареная или соленая рыба. Или в квас кладется картошка, тертая редька, вареный горох, тертый хрен и тертый огурец, и все это сдобрено конопляным маслом.
Вот такая она мордовская кухня – самобытная, оригинальная, неповторимая, здоровая и невероятно вкусная!
III. Заключение (слайд 16,17)
Попытавшись исследовать культурное наследие мордовского народа, его традиции, обычаи, мы пришли к выводу, что данная работа станет лишь первым шагом в изучении традиций и мордвы . В своей работе мы узнали, что большинство мордвы следуют своим семейным традициям, чтят их, хранят и передают из поколения в поколение.
Работая по данной теме, хотелось бы верить, что народ эрзя и мокша противостоя обрусению и смене Республики, города или страны, всегда помнил бы свою историю, свои традиции, чтобы любой эрзянин или мокшанин отвечая на вопрос- какой он национальности - без стыда и сожаления говорил правду!
IV.Литература
1.Всё о Мордовии. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997. С. 264-268.
2.Корнишина Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования. — Саранск, 2000;
3. Традиционная культура русских Республики Мордовия и система их жизнеобеспечения: С.Г. Мордасова. – Саранск, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Публичное представление педагогического опыта "Влияние школьных печатных изданий на творческое развитие учащихся"
Девиз редакции: "ВЕСТИ ПЛАНЕТЫ ДЕТСТВА" - ЭТО ГАЗЕТА О ТЕБЕ И ДЛЯ ТЕБЯ. ЭТО ТВОЯ ГАЗЕТА!"...
Публичное представление педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Рябова Александра Владимировича, учителя технологииМБОУ «Подлесно-Тавлинская основная общеобразовательная школа» Кочкуровского...
Публичное представление педагогического опыта
В последнее время государство уделяет большое внимание физическому здоровью школьников. В Министерстве образования и Науки РФ была принята концепция Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу». Она ...
Публичное представление педагогического опыта
Анализ деятельности по проблеме и результаты....
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы
Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности учащихся»....
Публичное представление педагогического опыта
Какие выпускники нужны современной России? Квалифицированные, креативные, умные… Новое время диктует: необходимо реформировать российское образование. Нужны новые методики, новые подходы,...