Публичное представление педагогического опыта
статья по русскому языку на тему
Анализ деятельности по проблеме и результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_sobstvennogo_moyoyoyoyoyoyoyoyoyoyoyoyo.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
- Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение 10 лет – «Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы».
Мы живём в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты, когда методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового Федерального государственного стандарта.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся. Современные образовательные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные, позволяют учителю:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать учебную и самообразовательную деятельность;
- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий;
- добиваться высоких результатов в обучении учащихся.
Ведущая педагогическая идея педагогического опыта – состоит в создании условий для развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся как на уроках русского языка и литературы, так и во внеклассной работе
Актуальность обусловлена современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа». Она заключается в том, что дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
Практическая значимость заключается в том, что одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и за ее порогом и, конечно же, развивать творческие способности детей.
Цель работы – организация преподавания, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей.
Задачи: используя традиционные и нетрадиционные формы и методы, внеклассную работу, икт, проектную деятельность,
• систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления;
• стимулировать процессы переключения, поисковой активности;
• учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы;
• находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека.
Перспективность данного опыта работы вижу в том, что раскрывая и развивая способности каждого ученика, воспитывая порядочного и патриотичного человека, личность, получаю возможность готовить детей к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Я уверена, что школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьёзные цели и достигать их, реализуя свои способности.
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, принцип индивидуализации и дифференциации в условиях коллективной работы.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников и развитию творческого потенциала обучающихся.
Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий.
Теоретическая база опыта
На современном этапе, на мой взгляд, перед методикой преподавания любого предмета стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными.
Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным
требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные,
технологи уровневой дифференциации, здоровьесберегающие, игровые, проектного обучения.
Использую технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться. Использую следующие виды заданий: с наличием образца выполнения; со вспомогательными вопросами; с инструкциями; с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).
Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого
учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе
урока.
Большой интерес для меня представляет проектная технология, потому что она направлена на творческую самореализацию личности, развитие ее возможностей, мышления. Участвуя в проекте, школьники реализовывают свои творческие возможности. Навыки и умения, полученные во время создания проекта, развивают деловые качества, которые в дальнейшем помогут стать им успешными в жизни и уверенными в себе людьми, быть духовно полноценными творческими личностями. Для меня метод проектов привлекателен тем, что, возлагая на себя роль организатора познавательной, поисковой, творческой деятельности учащихся, я обогащаю свой потенциал, постоянно нахожусь в творческом поиске.
Практикую как на уроках литературы, так и на уроках языка исследовательские работы. Так в 9-м классе при изучении темы «Бессоюзные сложные предложения» ряд высокомотивированных учащихся получили задания проанализировать тексты художественных произведений и в творческом виде представить результаты своего труда.
При подготовке и проведении уроков стараюсь использовать все возможности личностно ориентированного и компетентностно ориентированного подходов, которые базируются на принципах самоактуализации, индивидуализации, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки. Актуализация субъектного опыта учащихсяся – один из необходимых аспектов построения компетентностно ориентированного урока. Литература как учебный предмет направлена, прежде всего, на духовно-нравственное воспитание учащихся. Ведущая идея моего подхода – анализировать проблематику и идейный смысл изучаемого произведения, опираясь на субъективный опыт ребёнка, и на основе рефлексии формировать потребность в самодиагностике, самопознании, самосовершенствовании. Другими словами, познавая литературу, дети имеют возможность познать и оценить самого себя.
В своей работе я применяю несколько типов проектов: исследовательские, творческие, индивидуальные и групповые.
Формы проектов в урочной деятельности в 5 -11 классах:
- альманах класса «Лучшие творческие работы»; (5 «А», 2011 год)
- книжка-малышка «Я расскажу вам о слове…» (5 «Б» класс, 2011 год);
- сценарий ко Дню славянской культуры и письменности (групповые работы);
- литературная газета по темам «Направления литературы 20 века» (11 «А» класс, 2013 год);
«Поэты пушкинской поры» (9 «А» 2014 год), защита на уроке (группа)
- «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…». Конкурс презентаций о жизни и творчестве
А.С. Пушкина (10 «А» класс, 2012 год).
Ребята выступают не только в роли авторов, но и дизайнеров работ.
Применение метода проектов на уроках литературы позволяет мне осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует мотивации учащихся к учебной и творческой деятельности, повышает качество знаний, самооценку учащихся, развивает навыки самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
Информационно-коммуникационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех участников обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Уроки с компьютерной и мультимедийной поддержкой помогают разнообразить формы работы, экономить время и использовать в большем объеме информационный материал.
ИКТ использую на следующих этапах:
- при объяснении нового материала – визуализация знаний;
- при закреплении изученного материала;
- при контроле и проверка;
- для самостоятельной работы учащихся.
Положительные результаты внедрения ИКТ: развитие творческих, интеллектуальных, исследовательских способностей учащихся, повышение их активности; интенсивности учебно-воспитательного процесса, приобретение навыков самоорганизации, самостоятельной работы; развитие познавательной деятельности учащихся; повышение интереса к предмету,
Все перечисленные мною технологии импонируют мне тем, что они направлены на развитие творческих способностей детей и помогали мне в реализации методической темы «Развития творческих способностей учащихся». Они позволили существенно повысить результативность учебной деятельности учащихся, активизировать познавательный интерес, привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, сделали процесс обучения более эффективным.
Оптимальность и эффективность достигается с помощью использования ИКТ, классических произведений литературы, как предмета изучения.
Результативность применения данной опыта проявляется в:
- результатах итоговой аттестации в форме ЕГЭ:
- результатах итоговой аттестации в форме ГИА:
- участии детей в предметных олимпиадах:
Предметные олимпиады
2012-2013 уч. год. Межрегиональная I Открытая олимпиада школьников по литературе – призёр;
2013-2014 уч. год – 1 призёр на муниципальном уровне; 1 участник республиканской олимпиады;
2014-2015 уч.год – 2 призера на муниципальном уровне, 1 призёр республиканской олимпиады;
Республиканские творческие конкурсы:
2012-2013 уч. год. Открытый республиканский конкурс литературного мастерства «Юные таланты пера-2012»- победитель;
Муниципальные творческие конкурсы:
2011 уч. год. - Городской конкурс творческих работ «Душой рождённые стихи» в номинации «Сила слова» - победитель
2014 уч. год - Городской конкурс творческих работ «Душой рождённые стихи» в номинации «Аплодисменты» - победитель
заочные олимпиады, конкурсы и научно-практические конференции:
Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»;
Всероссийская предметная олимпиада «Олимпус»;
Всероссийская предметная олимпиада «Школьные дни»;
Городская научно-практическая конференция «Школьники города – науке XXI».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Публичное представление педагогического опыта "Влияние школьных печатных изданий на творческое развитие учащихся"
Девиз редакции: "ВЕСТИ ПЛАНЕТЫ ДЕТСТВА" - ЭТО ГАЗЕТА О ТЕБЕ И ДЛЯ ТЕБЯ. ЭТО ТВОЯ ГАЗЕТА!"...
Публичное представление педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Рябова Александра Владимировича, учителя технологииМБОУ «Подлесно-Тавлинская основная общеобразовательная школа» Кочкуровского...
Публичное представление педагогического опыта
В последнее время государство уделяет большое внимание физическому здоровью школьников. В Министерстве образования и Науки РФ была принята концепция Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу». Она ...
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы
Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности учащихся»....
Публичное представление педагогического опыта
Какие выпускники нужны современной России? Квалифицированные, креативные, умные… Новое время диктует: необходимо реформировать российское образование. Нужны новые методики, новые подходы,...
Публичное представление педагогического опыта на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникационных технологий"
В статье " Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением информационно-коммуникационных технологий" раскрывается актуальность и перспективность опыта. Описываются...