Кружок "Юный лингвист"
методическая разработка (11 класс) на тему

Уланкова Наджеда Юрьевна

Занимаясь лексикой, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение пользоваться справочной литературой. На занятиях обогащается словарный и фразеологический запас детей..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок "Юный лингвист"39.03 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Кружок  «Юный лингвист» по русскому языку в 11  классе - это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Занятия по программе данного кружка имеют большое познавательное и воспитательное значение. Углубленное изучение словарного состава русского языка формирует у детей представление о необыкновенном богатстве его лексики, желание обогатить свой словарный запас, развивает языковой эстетический вкус. Занятия способствуют развитию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.

Кружок также имеет большое практическое значение. Занимаясь лексикой, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение пользоваться справочной литературой. На занятиях обогащается словарный и фразеологический запас детей..

Кружок способствует формированию у ребят интереса к работе исследователей языка и закладывает профессиональный интерес к занятиям лингвистикой – наукой огромной социальной значимости.

Занятия данного кружка посвящены наиболее интересному для ребят разделу науки о языке – лексике. В нём рассматривается слово как единица языка, которое, обозначая реалии окружающего мира, в предложении и тексте участвует в оформлении мысли, в обмене ими между говорящими или пишущими.

Ребят, пожелавших углубленно изучать лексику, интересуют в первую очередь не языковые факты (они тоже привлекают детей), а комплекс научно-лингвистических проблем: что такое слово, системные связи слов, причины изменений в семантике слов, пути пополнения словарного состава языка, связь лексики с жизнью общества и др., методика лексикологических исследований. С учётом указанных потребностей ребят и была составлена программа занятий кружка «Русское слово».

Направленность-гуманитарная .Данный курс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребенка. Широко применяются личностно-ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.

Уровень освоения: общекультурный.

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести ребят в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов  обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.

 Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка,  вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Всё большая часть нашего общества проявляет уже неспособность усваивать и обоснованно применять новые слова, поскольку просто не понимает их значения. Но что ещё печальнее, стараясь выглядеть «продвинутыми» и современными, многие употребляют слова, искажая их настоящий смысл, не утруждая себя проверить значение слова по словарю. В связи с чем всё чаще можно слышать и в жизни и по телевидению в речи уважаемых людей смешные и глупые смысловые нелепицы и ляпсусы, причём произносятся они в серьёзном контексте. Выглядит это удручающе, так как происходит активное внедрение в массовое сознание слов с заведомо искажённым смыслом, а это, в свою очередь, вносит дисгармонию в речевую культуру общества.

    Что же делать в данных условиях нашим детям, лишённым возможности слышать грамотную речь от окружающих людей и от такого мощного средства воздействия,  как телевидение.

   Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.

 Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с основами стихосложения, с языковыми нормами. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования на базе лучших образцов литературного творчества.

   Перспективность данного курса заключается в том, что предполагает дальнейшее расширение темы от слова к словесности. Перспективной задачей является формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как явление искусства слова.

   Словесность, в широком смысле, - это словесное творчество, способность выражать мысли и чувства устно и письменно. В узком смысле, словесность – это искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. При этом язык является материалом словесности, таким образом, следующий курс направлен на рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка.

   Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению родного языка.

В соответствии с этим конечной целью становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

   Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ребенок получил широкую практику работы с различными текстами.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу ребят на занятии.

Цель кружковых занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их коммуникативных компетентностей.

Задачи  курса: 1.        Расширить знания ребят по лексикологии;

2.        Пополнить словарный запас детей;

3.        Научить пользоваться толковыми словарями различных типов;

4.        Заложить основу для более глубокого изучения лексикологии;

5.        Развивать интерес к изучению русского языка, прививать любовь к родному слову, развивать эстетический вкус.

6.        Воспитание учащихся средствами данного предмета;

- привитие интереса учащихся к русскому языку;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;

- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;

- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;

- воспитание инициативы, целеустремленности;

- повышение общей языковой культуры.

Основные принципы организации кружка:

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий кружка -1 час.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- передавать мысли правильно, точно и выразительно;

- самостоятельно работать с книгами, словарями, справочниками, подбирать материал;

 -умение логически связывать сведения из разных разделов курса русского языка.

Содержание программы.

вовлекать одаренных детей в серьезную творческую работу.

Принципы работы кружка:

-принцип добровольного участия в занятиях;

-принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность ребят в подготовке и проведении мероприятий;

-принцип занимательности;

-принцип научности;

-принцип наглядности;

-принцип доступности;

-связь теории с практикой;

-индивидуальный подход к учащимся.

Методы.

В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся, наглядные- иллюстрации, демонстрации, как обычные, так и компьютерные, практические- выполнение практических, творческих , исследовательских работ. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации.

Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее. Формы занятий используются следующие: выставка, диспут, конкурс, круглый стол, презентация и другие.

Ожидаемые результаты:

К концу изучения курса данного кружка ребята должны получить и уметь использовать на практике следующие знания и умения:

1. Знать определения основных понятий лексикологии, уметь находить языковые явления в тексте;

2. Уметь пользоваться толковым словарём, словарями синонимов, антонимов и омонимов, уметь определять по указанным словарям основные сведения об определённом слове;

3. Уметь использовать полученные знания в практике речевого общения.

4.Развить литературные способности через индивидуальный подход к творчески одаренным детям;

5. Развитие интереса к литературе и родному языку через изучение лучших образцов художественной литературы;

6. Создание условий для самореализации через выступления на литературных вечерах, конкурсах разных уровней, публикаций творческих работ, создание презентаций, проектов.

Рабочая программа кружка «Занимательный русский язык» по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта.

В современном мире востребованы люди способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Итоговая аттестация по русскому языку, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком. Данная рабочая программа помогает учащимся овладеть навыками  владения речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.

Кружок «Занимательный русский язык» предназначен для учащихся 11 класа в Программа кружка рассчитана на 34ч. (1 час в неделю).

Продолжительность одного занятия - 60 мин. Программа кружка опирается на  те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.

Основные формы организации кружковых занятий –лекции и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.

Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках    мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена  с целью углубления представлений  о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком. 
Программа кружка включает в себя углубленные  вопросы по  лингвистике. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка.                    Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка. 
Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.                                                                              

Требования к уровню подготовки обучающихся                                                                                 

В результате изучения русского языка  ученик должен

Знать/понимать                                                                                                                                             функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

Уметь

проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

Аудирование и чтение

использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

Говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Арсирий. Занимательная грамматика. – М., 1961. – Ч. II.
  2. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – М., 1978.
  3. Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. – М., 1977
  4. Богданова Г.А., Равенский Ю.И. Материалы для олимпиад по русскому языку // Рус. яз. в школе. – 1979. - № 6.
  5. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. – М., 1984.
  6. Будагов Р..А. Закон многозначности слова // Русская речь. – 1972. - № 3.
  7. Введенская Л.А. и др. Программа факультативного курса «Лексика и фразеология русского языка» // Рус. яз. в школе. – 1969. - № 6.
  8. Введенская Л.А. и др. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка». – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1987.
  9. Виды внеклассной работы по русскому языку / Сост. М..М. Морозова. – М., 1968.
  10. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). – М., 1976.
  11. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. – М., 1972.
  12. Кирпикова Л.В., Шенкевец Н.Л. Лингвистический кружок в школе // Рус. яз. в школе. – 1982. – № 1.

№п/п

                          Содержание тем курса

Виды деятельности

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса.

Беседа. Работа с тестами

2

Морфемика и словообразование. Основные способы образования слов.

Тренировочные упражнения.

3

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Фразеологизмы, их значение и употребление.

Выполнение тестовых заданий, работа со словарем.

4

Речевые и грамматические ошибки. Ошибки в употреблении языковых единиц.

Анализ предложений и ситуаций.

7

Речевое общение. Речевой этикет. Культура речи. Критерии культуры речи.

Беседа, диалог, составление плана, тренировочные упражнения.

8

Текст. Основные виды информационной переработки текста. Языковые нормы и варианты норм.

Лекция, подбор материала, аннотация, работа в группах.

                                         Календарно-тематическое планирование

№ п/п

                 Темы занятий

Виды деятельности

Дата по плану

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса.

Выполнение упражнений.

2-3

История развития русского языка.

4

Этимология. Работа по этимологическому словарю.

Работа по этимологическому словарю.

5-6

Словообразование. Составление словообразовательных цепочек.

Составление словообразовательных цепочек.

7

Лексика. Лексическая сочетаемость.

Выполнение заданий, работа со словарем.

8

Эмоционально-экспрессивная окраска слов.

9

Фразеология. Роль фразеологизмов в художественной и публицистической речи.

10-11

Образность речи. Тропы.

12

Паронимы.

Работа по словарю паронимов

13

Грамматические ошибки.

Анализ предложений и ситуаций.

14

Речевые ошибки.

Анализ предложений и ситуаций.

15

Работа над речевыми и грамматическими ошибками.

Работа над ошибками.

16

Решение олимпиадных заданий.

Упражнения и тесты.

17

Решение тестовых заданий.

Работа с тестами.

18

Благозвучие речи. Звукопись.

19

Орфоэпические нормы

Анализ ситуаций.

20

Стилистика.

21

Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций.

22-23

Синтаксические средства экспрессивной речи

24

Текст. Основные виды информационной переработки текста.

Работа с текстом.

25

Работа по тексту публицистического стиля.

26

Работа по тексту художественного стиля.

27

36

Обучение оцениванию текстов по критериям.

Оценивание и взаимооценка

33

Итоговое тестирование.

Выполнение итогового теста

34

Подведение итогов работы кружка.

Итого: 34часа

Список использованных источников и литературы:

1.        Арсирий. Занимательная грамматика. – М., 1961. – Ч. II.

2.        Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – М., 1978.

3.        Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. – М., 1977

4.        Богданова Г.А., Равенский Ю.И. Материалы для олимпиад по русскому языку // Рус. яз. в школе. – 1979. - № 6.

5.        Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. – М., 1984.

6.        Будагов Р..А. Закон многозначности слова // Русская речь. – 1972. - № 3.

7.        Введенская Л.А. и др. Программа факультативного курса «Лексика и фразеология русского языка» // Рус. яз. в школе. – 1969. - № 6.

8.        Введенская Л.А. и др. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка». – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1987.

9.        Виды внеклассной работы по русскому языку / Сост. М..М. Морозова. – М., 1968.

10.        Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). – М., 1976.

11.        Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. – М., 1972.

12.        Кирпикова Л.В., Шенкевец Н.Л. Лингвистический кружок в школе // Рус. яз. в школе. – 1982. – № 1.

13.       Плёнкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.

3.Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку 7-8 классы. – ВАКО, 2010

4.Закирьянов.К.З. Культура речи и стилистика.- Уфа: Китап, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О.А.Булатов. «Лаборатория Исследователей - лингвистов: Межкультурная коммуникация» Программа лингвострановедческого факультатива-семинара

Программа - "почасовка" факультатива-семинара лингвострановедческой направленности для "продвинутых" учеников 8 и 9 классов. Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего р...

КВН по русскому языку "Юные лингвисты"

Занимательные формы работы по русскому языку...

КВН по русскому языку "Юные лингвисты"

Занимательные формы работы по русскому языку...

Социальная адаптация учащихся в системе занятий НОУ «Лингвист» и учебного курса «Русская словесность»

Статья раскрывает формы и результаты  работы по социальной адаптации обучающихся в рамках дополнительного образования...

Программа городского летнего профильного лагеря «Лингвист»

Эта программа – программа организации жизнедеятельности детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет в городском летнем профильном лагере «Лингвист». Лагерь ставит своей задачей развитие у детей спосо...

Выдающиеся ученые лингвисты

Презентации о ученых-языковедах. Работы учеников....