Конспект урока по драме М.Ю .Лермонтова "Маскарад"
учебно-методический материал (9 класс) на тему
Данная разработка может использоваться в школах с углубленным изучением литературы или в профильных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_drame_m.yu_.lermontova_maskarad.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» (Технология развития критического мышления)
Тема: «Бес мистификаций или Игра против маскарада»
Гуляют феи, визири,
Полишинели, дикари,
Их мучит бес мистификаций...
(Е.Баратынский)
Цель урока: познакомить учащихся со сценической историей пьесы; через анализ содержания выявить реализацию идеи двуплановости драмы; научить работать литературно-критическими источниками; показать своеобразие драматургического конфликта в романтической пьесе; выразительное чтение по ролям
Оборудование: музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»; оформление сцены (класса) в стиле 19 века; костюмы для участников инсценировок; выставка книг по творчеству М. Ю. Лермонтова, карты деятельности учеников
Ход урока
- Фаза вызова.
Слово учителя.
- Известный литературовед Константин Николаевич Ломунов, изучая творчество Лермонтова в статье «Маскарад» как социальная трагедия», заметил, что «в лермонтоведческой литературе Лермонтову-драматургу уделено совершенно недостаточное внимание».
Известно, что автор предназначал свое произведение специально для театра и упорно добивался ее постановки на сцене, но судьба распорядилась по-своему.
Путь «Маскарада» к сцене был тернистым.
Несмотря на долгие цензурные мытарства (автор в угоду цензорам переделывал ее пять раз), драма Лермонтова так и не увидела свет при жизни её автора. Только в 1842 году, через год после смерти поэта, «Маскарад» был напечатан … в Петербурге в сборнике в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Лишь в 1852 впервые пьеса была показана на сцене Александринского театра.
Обратите внимание на тему нашего урока и эпиграф.
Какой, по-вашему, может быть сегодня цель нашего урока? Что вы ждете от сегодняшнего урока? Обговорите это в паре и запишите в карту деятельности.
Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад» занимает особое место как в творчестве поэта, так и во всей русской драматургии. Эта социально-психологическая романтическая драма, основной сюжетной линией которой является конфликт лирического героя с обществом, условностями окружающей обстановки, а также с самим собой.
Перед вами находится книга под названием «Динамика Русского романтизма», которую написал известный российский литературовед Юрий Владимирович Манн. На прошлом уроке мы с вами коснулись вопросов, освещенных автором в данном пособии, и поговорили об особенностях развития романтизма в России. Дома вы должны были составить тезисный план одиннадцатой главы книги.
Сегодня нам предстоит погрузиться в атмосферу Петербурга девятнадцатого века и постараться ответить на ряд непростых вопросов, которые, возникнут у нас в процессе анализа пьесы Лермонтова..
2.Фаза осмысления
- Прежде всего, давайте вспомним, какие произведения драматически близки «Маскараду» М. Ю. Лермонтова? («Горе от ума» А. С. Грибоедова, где изображение героя, противостоящего обществу, особенности стиха и стиля напоминают о встрече ранее; «улавливаются следы чтения Шекспира»; «Цыганы» и «Борис Годунов» А. С. Пушкина.)
- Лермонтов, используя опыт Пушкина и Грибоедова, «пытался создать театр высокой романтики». Михаил Юрьевич, как автор пьесы «Маскарад», продолжил традицию обращения к теме маскарада и карточной игры, характерной для современной ему русской литературы (повесть А. А. Бестужева - Марлинского «Испытание» (1830), из которой заимствованы фамилии баронессы Штраль и князя Звездича.
-В чем, на ваш взгляд, заключается смысл названия пьесы?
( Название пьесы заключает в себе не только прямой, но и второй, иносказательный смысл. По мысли Лермонтова, маскарад - это весь блестящий Петербург, где под маской внешней благоприятности скрываются порок и преступление. И только на маскараде, скрыв под маской свои черты, это общество обнажает свои низменные пороки и страсти).
- А что говорит по этому поводу Ю. Манн?
(Как к подсказывает нам Ю. Манн, в пьесе реализуется «особый вид двуплановости — когда последняя реализуется с помощью образов, включающих игровые моменты. Таковы образы карточной игры, маскарада, бала и т. д. Яркий пример такой двуплановости в пределах романтизма представляет собою лермонтовский «Маскарад». Здесь образы с игровыми моментами способствуют оформлению и развитию романтической коллизии»).
- Посмотрим же, как это происходит. Что же такое маскарад? (Бал, на который являются в масках, в характерных костюмах.)
- Прежде всего, мы видим, что центральные образы лермонтовской драмы — «игра», «бал» и «маскарад» — имеют не один, а два смысловых слоя. Рождается, своего рода, параллелизм образа: игра — жизнь.
Инсценировки пьесы
(звучит музыка из фильма «Маскарад»)
Инсценировка «Звездич и маска»
(Действие I, сцена II, выходы 5 и 6.)
- Почему баронесса не призналась Звездичу в любви без маски?
(Потому что в высшем свете существуют «правила игры», по которым самое главное – соблюдение «видимости» приличия. Маска же освобождает от ответственности.)
- Ю. Манна, «маскарад — образ не просто жизненной борьбы, но борьбы под чужой личиной, образ скрытого соперничества».
Вот, какие слова по этому поводу Лермонтов вложил в уста Арбенину:
Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.
И если маскою черты ужасны,
То маску с чувств снимают смело.
- Опираясь на ваши конспекты, скажите, в чем же суть маскарада?
( Суть маскарада не в искренности (или, наоборот, лживости), но в особой установке на представление, то есть на выход из повседневной колеи. И участник его может быть и искренним и неискренним или одновременно тем и другим, смотря по обстоятельствам).
- В основе драмы – любовная интрига, тоже своего рода “игра”, схожая с карточной. В ней существуют свои “правила”, свое шулерство, свои испытанные приемы. Она осложнена мотивом мнимой измены. Однако если со стороны Звездича встреча на маскараде – всего лишь очередное любовное приключение, бытовая интрижка, то со стороны Арбенина – это вызов высшим силам, освятившим брак романтического героя. И потому ставка в такой «игре» – участь человека, жизнь или смерть.
Сейчас нам с вами предстоит просмотреть финальную сцену
Инсценировка «развязка»
(Действие IV, сцена I, выход 8.)
Обратясь к статье Ю. Манна, мы, бесспорно, согласимся с мнением критика: «Финал напоминает о том, что на уровне центрального персонажа конфликт остался полностью неразрешим: новая попытка найти смысл «существованья», определить свои отношения с людьми и высшей правдой разбилась так же, как и предыдущая. В финале реализована некая замкнутость судьбы персонажа, который переступил через принятые нормы и законы, переступил дважды (и в прежней и в новой своей жизни, то есть до и после «возвращения»; иначе говоря, и на первой и на второй стадии своей «игры») и за это должен расплачиваться; но, с другой стороны, не переступить он не мог в силу и особого стечения обстоятельств, и своего особого душевного строя».
3.Фаза релаксации
- Настало время подвести итог нашему сегодняшнему занятию. Как мы выяснили, Лермонтовский герой связан со светским обществом рождением и воспитанием, и напрасны его стремления к независимости и свободе. «Евгений живёт по законам общества , которое считает порочным, принимая, тем самым «правилама игры», и, пытаясь защитить свою честь, сам становится злодеем. Арбенин - это и «жертва», и «палач»: он не только страдает, но и несёт страдания другим»[14, с. 274].
- Сейчас вам предстоит завершить работу в паре, заполнив карту деятельности.
- А закончить наш урок хочется словами М. Ю. Лермонтова: «Справедливо ли описано у меня общество? Не знаю! По крайней мере, оно всегда останется для меня собранием людей - бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя малейшая искра небесного огня!» Согласны вы с этим?
Домашнее задание
- Подготовить сообщения по темам: «Маскарад» М.Ю. Лермонтова в русской критике», «Образ светского общества».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад"
Данная разработка может использоваться в школах с углубленным изучением литературы или в профильных классах...
Конспект урока по драме А.С. Пушкина "Борис Годунов"
"Борис Годунов" (сцена в Чудовом монастыре)...
Конспект урока в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему.
Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему....
Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»
Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается презентацией....
Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»
Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается презентацией....
конспект урока "Э.Ионеско. Пьеса «Носороги» как драма абсурда. «Оносороживание» – феномен массового обезличивания общества" и презентация к нему
Урок литературы в 11 классе...
Конспект урока" Героико-романтическая народная драма "Как француз Москву брал"".
Данный урок составлен , проведён в средней школе станции Курдюм. Урок соответствует требованиям школьной программы. Представляет интерес для педагогов , работающих по учебникам под редакцией Т.Ф.Курдю...