Конспект урока по драме М.Ю .Лермонтова "Маскарад"
учебно-методический материал (9 класс) на тему

Рыбакова Елена Леонидовна

Данная разработка может использоваться в школах с углубленным изучением литературы или в профильных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_drame_m.yu_.lermontova_maskarad.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» (Технология развития критического мышления)

Тема: «Бес мистификаций или Игра против маскарада»

Гуляют феи, визири,

Полишинели, дикари,

Их мучит бес мистификаций...

(Е.Баратынский)

Цель урока: познакомить учащихся со сценической историей пьесы; через анализ содержания выявить реализацию идеи  двуплановости драмы; научить работать литературно-критическими  источниками; показать своеобразие драматургического конфликта в романтической пьесе; выразительное чтение по ролям

Оборудование: музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»; оформление сцены (класса) в стиле 19 века; костюмы для участников инсценировок; выставка книг по творчеству М. Ю. Лермонтова, карты деятельности учеников

Ход урока

  1. Фаза вызова.

 Слово учителя.

- Известный литературовед Константин Николаевич Ломунов, изучая творчество  Лермонтова в статье «Маскарад» как социальная трагедия», заметил, что «в лермонтоведческой литературе Лермонтову-драматургу уделено совершенно недостаточное внимание».

Известно, что автор предназначал свое произведение специально для театра и упорно добивался ее постановки на сцене, но судьба распорядилась по-своему.

Путь «Маскарада» к сцене был тернистым.

Несмотря на долгие цензурные мытарства (автор в угоду цензорам переделывал ее пять раз), драма Лермонтова так и не увидела свет при жизни её автора. Только в 1842 году, через год после смерти поэта, «Маскарад» был напечатан … в Петербурге в сборнике в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Лишь в 1852 впервые пьеса была показана на сцене Александринского театра.

Обратите внимание на тему нашего урока и эпиграф.

Какой, по-вашему, может быть сегодня цель нашего урока? Что вы ждете от сегодняшнего урока? Обговорите это в паре и запишите в карту деятельности.

Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад» занимает особое место как в творчестве поэта, так и во всей русской драматургии. Эта социально-психологическая романтическая драма, основной сюжетной линией которой является конфликт лирического героя с обществом, условностями окружающей обстановки, а также с самим собой.

Перед вами находится книга под названием «Динамика Русского романтизма», которую написал известный российский   литературовед  Юрий Владимирович Манн. На прошлом уроке мы с вами коснулись вопросов, освещенных автором в данном пособии, и поговорили об особенностях развития романтизма в России. Дома вы должны были составить тезисный план  одиннадцатой главы книги.

Сегодня нам предстоит погрузиться в атмосферу Петербурга девятнадцатого века и постараться ответить на ряд непростых вопросов, которые,  возникнут у нас в процессе анализа пьесы Лермонтова..

2.Фаза осмысления

- Прежде всего, давайте вспомним, какие произведения драматически близки «Маскараду» М. Ю. Лермонтова? («Горе от ума» А. С. Грибоедова, где изображение героя, противостоящего обществу, особенности стиха и стиля напоминают о встрече ранее; «улавливаются следы чтения Шекспира»; «Цыганы» и «Борис Годунов» А. С. Пушкина.)

- Лермонтов, используя опыт Пушкина и Грибоедова, «пытался создать театр высокой романтики». Михаил Юрьевич, как автор пьесы «Маскарад», продолжил традицию обращения к теме маскарада и карточной игры, характерной для современной ему русской литературы (повесть А. А. Бестужева - Марлинского «Испытание» (1830), из которой заимствованы фамилии баронессы Штраль и князя Звездича.

-В чем, на ваш взгляд,  заключается смысл названия  пьесы?

( Название пьесы заключает в себе не только прямой, но и второй, иносказательный смысл. По мысли Лермонтова, маскарад - это весь блестящий Петербург, где под маской внешней благоприятности скрываются порок и преступление. И только на маскараде, скрыв под маской свои черты, это общество обнажает свои низменные пороки и страсти).

- А что говорит по этому поводу Ю. Манн?

(Как к подсказывает нам Ю. Манн, в пьесе реализуется «особый вид двуплановости — когда последняя реализуется с помощью образов, включающих игровые моменты. Таковы образы карточной игры, маскарада, бала и т. д. Яркий пример такой двуплановости в пределах романтизма представляет собою лермонтовский «Маскарад». Здесь образы с игровыми моментами способствуют оформлению и развитию романтической коллизии»).

- Посмотрим же, как это происходит. Что же такое маскарад? (Бал, на который являются в масках, в характерных костюмах.)

- Прежде всего,  мы видим, что центральные образы лермонтовской драмы — «игра», «бал» и «маскарад» — имеют не один, а два смысловых слоя. Рождается, своего рода, параллелизм образа: игра — жизнь.

Инсценировки пьесы

(звучит музыка из фильма «Маскарад»)

Инсценировка «Звездич и маска»

(Действие I, сцена II, выходы 5 и 6.)

- Почему баронесса не призналась Звездичу в любви без маски?

(Потому что в высшем свете  существуют «правила игры», по которым  самое главное – соблюдение «видимости» приличия. Маска же освобождает от ответственности.)

- Ю.  Манна, «маскарад — образ не просто жизненной борьбы, но борьбы под чужой личиной, образ скрытого соперничества».

 Вот, какие слова по этому поводу Лермонтов вложил в уста Арбенину:

Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.
И если маскою черты ужасны,
То маску с чувств снимают смело.

- Опираясь на ваши конспекты, скажите, в чем же суть маскарада?

 ( Суть маскарада не в искренности (или, наоборот, лживости), но в особой установке на представление, то есть на выход из повседневной колеи. И участник его может быть и искренним и неискренним или одновременно тем и другим, смотря по обстоятельствам).

- В  основе драмы – любовная интрига, тоже своего рода “игра”, схожая с карточной. В ней существуют свои “правила”, свое шулерство, свои испытанные приемы. Она осложнена мотивом мнимой измены. Однако если со стороны Звездича встреча на маскараде – всего лишь очередное любовное приключение, бытовая интрижка, то со стороны Арбенина – это вызов высшим силам, освятившим брак романтического героя. И потому ставка в такой «игре» – участь человека, жизнь или смерть.

Сейчас нам с вами предстоит просмотреть  финальную сцену

Инсценировка «развязка»

(Действие IV, сцена I, выход 8.)

 Обратясь к статье Ю. Манна, мы, бесспорно, согласимся с мнением критика: «Финал напоминает о том, что на уровне центрального персонажа конфликт остался полностью неразрешим: новая попытка найти смысл «существованья», определить свои отношения с людьми и высшей правдой разбилась так же, как и предыдущая. В финале реализована некая замкнутость судьбы персонажа, который переступил через принятые нормы и законы, переступил дважды (и в прежней и в новой своей жизни, то есть до и после «возвращения»; иначе говоря, и на первой и на второй стадии своей «игры») и за это должен расплачиваться; но, с другой стороны, не переступить он не мог в силу и особого стечения обстоятельств, и своего особого душевного строя».

3.Фаза релаксации

- Настало время подвести итог нашему сегодняшнему занятию. Как мы выяснили, Лермонтовский герой связан со светским обществом рождением и воспитанием, и напрасны его стремления к независимости и свободе. «Евгений живёт по законам общества , которое считает порочным, принимая, тем самым «правилама игры», и, пытаясь защитить свою честь, сам становится злодеем. Арбенин - это и «жертва», и «палач»: он не только страдает, но и несёт страдания другим»[14, с. 274].

- Сейчас вам предстоит завершить работу в паре, заполнив карту деятельности.

- А закончить наш урок хочется словами М. Ю. Лермонтова: «Справедливо ли описано у меня общество? Не знаю! По крайней мере, оно всегда останется для меня собранием людей - бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя малейшая искра небесного огня!» Согласны вы с этим?

 Домашнее задание

- Подготовить сообщения по темам: «Маскарад» М.Ю. Лермонтова в русской критике», «Образ  светского общества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад"

Данная разработка может использоваться в школах с углубленным изучением литературы или в профильных классах...

Конспект урока по драме А.С. Пушкина "Борис Годунов"

"Борис Годунов" (сцена в Чудовом монастыре)...

Конспект урока в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему.

Конспект урока внеклассного чтения  в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему....

Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»

Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается  презентацией....

Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»

Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается  презентацией....

Конспект урока" Героико-романтическая народная драма "Как француз Москву брал"".

Данный урок составлен , проведён в средней школе станции Курдюм. Урок соответствует требованиям школьной программы. Представляет интерес для педагогов , работающих по учебникам под редакцией Т.Ф.Курдю...