Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"

Сопровождается  презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация к уроку1.04 МБ
Microsoft Office document icon конспект урока67.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Николаевич Островский Драма «Гроза» 1859 год

Слайд 2

Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза Тема урока:

Слайд 3

Цели урока: Обучающие: учащиеся овладевают такими важнейшими понятиями, как речевая характеристика персонажей, авторская позиция; стараются увидеть особенности речевой характеристики героев драмы Островского «Гроза» и выяснить, как речь героев помогает понять их характер Развивающие: в процессе работы над текстом пьесы учатся вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову, эстетическому восприятию образов и событий драматического произведения; овладевают теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста. Воспитательные: учатся разбираться в людях, делать выводы и обобщения, основываясь на речи собеседника; строят собственные высказывания

Слайд 4

В чем особенность литературной основы драмы? Каковы причины этих особенностей? При этом необходимо учитывать особенности драматургии! Идейно-тематическое содержание; композиция; характеры; язык персонажей и др. отсутствие описательной речи автора; большая острота проявления конфликтных ситуаций; речь действующих лиц как единственный источник для характеристики и анализа образов персонажей .

Слайд 5

Речевая характеристика персонажа (план) !!! Общая характеристика героя. 1. Объем речи героя (много или мало говорит и почему). 2. Общий строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т. п.). 3. Лексические особенности. 4. Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь. 5. Взаимосвязь характера и поступков героя с его речью. 6. Общая характеристика героя.

Слайд 6

Функции речевой характеристики: Характеризующая – чтобы лучше раскрыть образ героя, его индивидуальность, подчеркнуть какие-то черты характера или принадлежность к определенной группе (профессиональной, этнической, социальной), особенности воспитания. Через изменение речевой характеристики персонажа можно показать изменения в характере и в образе жизни героя. Выделительная – чтобы сделать образ запоминающимся, выделить на фоне других. Сравнительная – используется для сопоставления или противопоставления героев. Психологическая – раскрывает эмоциональное состояние героя.

Слайд 7

Первые реплики персонажей Что можно сказать о героях? «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная». «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» «Не уважишь тебя, как же!» «ругатель» Дикой странница Феклуша, прикидывающаяся святой властная и деспотичная Кабаниха бесхарактерный Тихон строптивая и лукавая Варвара

Слайд 8

Вывод: Речь персонажей Островского – проявление присущего им облика, мировосприятие, общественно – бытовых связей и влияний.

Слайд 9

« Хозяева» «Жертвы» Дикой: «Ты червяк. Захочу помилую, захочу — раздавлю». Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет». Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится». Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный». Кулигин: «Лучше уж стерпеть». Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает»

Слайд 10

Вывод: Островский в драме "Гроза" очень четко показывает всю глобальную разницу между положительными и отрицательными героями своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их реакции на развивающиеся события.

Слайд 11

Речевая характеристика Дикого Когда появляется на сцене? Как себя ведёт? Используем план речевой характеристики!

Слайд 12

Речевая характеристика Дикого Когда и при каких обстоятельствах Дикой меняет манеру поведения и тон течи? С чем это связано?

Слайд 13

Выводы: Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, и он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость. Нас поражает его бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве. Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив.

Слайд 14

Итоги урока: «Произведение Островского – филигранно отшлифованные самоцветы русского слова». Сквозь язык его действующих лиц русская речь просвечивает самыми существенными своими признаками: лексическим богатством, сочностью, образностью, меткостью, гибкостью. Речь персонажей Островского – проявление присущего им облика, мировосприятие, общественно – бытовых связей и влияний. Вот почему действующие лица одной и той же социальной категории отличаются не поступками, но и в особенности языком, манерой говорить.

Слайд 15

Домашнее задание : Составить речевую характеристику Катерины или Кабанихи (с цитатами) Подготовить на основе реч.хар-ки анализ образа персонажа драматического произведения. Доп. Задание: презентация –викторина «Узнай героя по реплике».



Предварительный просмотр:

Материалы к открытому уроку по драме Островского «Гроза»

«Роль речевых характеристик в создании  характеров персонажей  драмы Островского «Гроза»»

Цели урока:

Обучающие:  учащиеся  разбираются с теоретическими понятиями (герой, персонаж, характеристика, речь, автор, авторская оценка), определяют и объясняют литературные понятия,  овладевают такими важнейшими понятиями и навыками, как речевая характеристика персонажей, выяснение авторской позиции, стараются увидеть особенности речевой характеристики героев драмы Островского «Гроза» и выяснить, как речь героев помогает понять их характер

Развивающие: из  наблюдений над особенностями стиля Островского делают  первоначальные выводы и обобщения, касающиеся отдельных компонентов стиля, овладевают теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста, в процессе работы над текстом пьесы учатся вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову, эстетическому восприятию образов и событий драматического произведения.

Воспитательные: учатся разбираться в людях, делать выводы и обобщения, основываясь на речи собеседника, строят собственные высказывания

Оборудование: компьютер, экран, флеш-презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

    1.  Вступительное слово учителя.

           Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Образ авантюриста Остапа Бендера неотделим от его афористичной, изобилующей остротами речи. Лексикон Эллочки-людоедочки давно стал хрестоматийным. Парадоксальность высказываний лорда Генри в «Портрете Дориана Грея» - отражение его ума, неординарности, образованности и цинизма. Из современных писателей к мастерам речевых характеристик можно отнести Бориса Акунина. Первая глава романа «Ф.М.», написанная от лица уголовника, резко контрастирует с тем утонченным литературным стилем, к которому привык читатель фандоринского цикла:

        Талантливо созданная речевая характеристика героя – украшение художественного текста и важный штрих к портрету персонажа. Умелое использование речевых характеристик – один из инструментов профессионального литератора. И нет ничего скучнее героев разного возраста, разного рода занятий и темпераментов, которые говорят одинаковым языком.

Такого не встретишь у Островского. И сегодня на уроке мы понаблюдаем за речевыми характеристиками его героев.

Слайд 1-4.  (Записываем тему урока)

Что   необходимо для того, чтобы разобраться в данной теме? Слайд 5

2. Вопрос ? Слайд 6

В чем особенность литературной основы драмы?                                      Каковы причины этих особенностей?

  • Идейно-тематическое содержание;
  • композиция;
  • характеры;
  • язык персонажей и др.

    При этом необходимо учитывать особенности драматургии:

  • отсутствие описательной речи автора;
  • большая острота проявления конфликтных ситуаций;
  • речь действующих лиц как единственный источник для характеристики и анализа образов персонажей.

3. Информация учителя

Слайд 7

Речевая характеристика персонажа (план)

1. Общая характеристика героя.

2. Объем речи героя (много или мало говорит и почему).

3. Общий строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т. п.).

4. Лексические особенности.

5. Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь.

6. Взаимосвязь характера и поступков героя с его речью.

Какую роль играет речевая характеристика в художественном произведении?

Слайд 8

Функции речевой характеристики

1. Характеризующая - чтобы лучше раскрыть образ героя, его индивидуальность, подчеркнуть какие-то черты характера или принадлежность к определенной группе (профессиональной, этнической, социальной), особенности воспитания.

Через изменение речевой характеристики персонажа можно показать изменения в характере и в образе жизни героя.

2. Выделительная - чтобы сделать образ запоминающимся, выделить на фоне других.

3. Сравнительная – используется для сопоставления или противопоставления героев.

4. Психологическая – раскрывает эмоциональное состояние героя.

4. Давайте посмотрим, как появляются герои драмы на сцене?

Слайд 9

Первые реплики персонажей                                          Что можно сказать о героях?   

   

 «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!»

 «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная».

 «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».

  «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

  «Не уважишь тебя, как же!»

  «ругатель» Дикой

странница Феклуша, прикидывающаяся святой.

властная и деспотичная Кабаниха

бесхарактерный Тихон

строптивая и лукавая Варвара

Вывод: Пять реплик — пять характеров. Слайд 10

5. Герои драмы условно делятся на два лагеря. Можно ли по их высказываниям определить, кто из какого лагеря.

Слайд 11

                       « Хозяева»                                              

«Жертвы»

Дикой: «Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли  хочется». «Вот куда воля-то ведет».
Кудряш: «Ну, значит, я его  и не боюсь, а пущай же он меня  боится».

Феклуша: «И купечество все народ  благочестивый, добродетелями

многими украшенный».

Кулигин: «Лучше уж стерпеть».

Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай,  что хочешь, только бы шито да крыто  было».

Тихон: «Да я, маменька, и не хочу  своей волей жить. Где уж мне своей  волей жить!»

Борис: «Не по своей воле еду: дядя  посылает».

Вывод:  Островский в драме "Гроза" очень четко показывает всю глобальную разницу между положительными и

отрицательными героями своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их реакции на развивающиеся события. Слайд 12

6. Анализ речи персонажа на примере  Дикого.

Слайд 13-14

Особенности речи

 Что узнаём о герое

 «Раз тебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?».

Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно.

       Дикой – «значительное лицо» в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил».

         

 Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу с езуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Так он ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает его бескультурье.

Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим свою речь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!»,

Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он  способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

   Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого, хотя Дикой и сознает, что он нелеп. В разговоре с Кулигиным он отказывается дать денег на “громовые отводы”, при этом называя его “разбойником”, “фальшивым мужичонко”.

Для других ты честный человек, а я думаю,  что ты разбойник… Экой

фальшивый мужичонко…

Весь разговор Дикой подчеркивает свою важность, независимость от кого-либо, а тем более от Кулигина.

Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и Поважней тебя никому отчета не даю.

Хоть Кулигин и говорит, что “расход пустой”, но Дикой все равно стоит на своем, отрицая даже возможность исполнения просьбы.

Он ходил к Кабанихе и рассказывал ей о своих неправедных делах.

О посту как-то  великом я говел, а тут  Нелегкая и подсунь мужиченка: за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки: изругал…

Дикой отличается  других персонажей драмы своим неуправляемым характером, но когда он успокоится, он готов признать, что он не прав.

Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся.

Дикой и Кабаниха очень похожи. Только один может признать что он неправ, ссылаясь на свое доброе “сердце”, а другая уверена, что она всегда права.

Купечество в своей массе полностью отрицает прогресс. В мире могут строиться новые государства, открываться новые земли, меняться лицо планеты, а в городе Калинове на берегу Волги время будет течь медленно и размеренно, как будто этого и не было. Все новости до них доходят с большим опозданием, да и то сильно искаженные. В неведомых странах люди ходят с “песьими головами”. Купечество добилось многого: они богаты, у них привилегии, зависимые крестьяне. Из-за этого они и не хотят переходить в новую эпоху, боясь быть обделенными. Поэтому они хотели ее отодвинуть хоть на несколько лет. При этом понимая, что прогресс все-таки неизбежен, он всегда присутствует в человеческом обществе.

Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником.

Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Мы можем сказать, что Дикой совершенно безграмотен

что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!».

            Ещё одна черта, которая их объединяет – это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может их наказывать

С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает её более страшной.

Важно не только то,  о чём говорит герой и как его это характеризует, но и сама манера выражать свои мысли, словарь, построение фразы.

Ведь слово – живая реакция на мысль собеседника, живая реакция на то, что происходит на сцене, выражение его раздумий и душевных переживаний

 Слайд 15

7. Групповая работа.  Речевая характеристика Кулигина, Варвары, Кудряша и Бориса.

8. Подведение итогов.  Слайд 16

«Произведение Островского – филигранно отшлифованные самоцветы русского слова» . Сквозь язык его действующих лиц русская речь просвечивает самыми существенными своими признаками: лексическим богатством, сочностью, образностью, меткостью, гибкостью. Речь персонажей Островского – проявление присущего им облика, мировосприятие,  общественно – бытовых связей и влияний. Вот почему действующие лица одной и той же социальной категории отличаются не поступками, но и в особенности языком, манерой говорить.

8.  Домашнее задание :  Слайд 17

Составить речевую характеристику Катерины или  Кабанихи (с цитатами)

                                   Подготовить на основе  речевой характеристики   анализ образа  персонажа драматического произведения.

                                   Доп. задание: презентация –викторина «Узнай героя по реплике».

9. Рефлексия.

Рефлексия    на уроке литературы (самоанализ  уч-ся)

На сегодняшнем  уроке я узнал …

Мне удалось…

Не удалось..

Я понял…

Я не понял.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта урока по теме: Характеристика класса Однодольные . Изучение растении семейства Злаковые

Разработка конспекта урока по теме: Характеристика класса Однодольные . Изучение растении семейства  Злаковые.Викторина Двудольные растения .. Общая  характеристика однодольных.  Основн...

Конспект урока "Водоросли. Общая Характеристика.

Тема урока : "Водоросли. Общая Характеристика".  Задачи урока: 1.Познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;2.Сформировать знания об их среде обитания;3.Рас...

Презентация "Роль речевых характеристик в создании образов комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Эта работа носит иследовательский характер . Она поможет повторить образы комедии "Горе от ума""...

Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»

Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается  презентацией....

Урок- "литературный хоккей" по пьесе А.Н.Островского "Гроза"

Конспект итогового урока в форме "литературный хоккей" по пьесе А.Н.Островского "Гроза" (10 класс)...

Конспект урока в 6 классе «Подготовка к домашнему сочинению. Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тема: «Подготовка к домашнему сочинению. Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».Класс: 6....