урок по теме Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Няне"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Трудный период в жизни поэта, ссылка в Михайловское, где верным другом и помощником бала Арина Родионовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме:  Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»

Цели урока:

-познакомить с некоторыми фактами биографии Арины Родионовны , стихотворениями, посвященными няне поэта,

-развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования , умения выделять в тексте произведения изобразительно –выразительные средства  и определять их роль в художественной структуре стихотворения,

-совершенствовать работу учащихся с толковым  словарем . с учебником ,

-обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения,

- развивать аналитические способности , потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе

Ход урока :

1.Оргмомент . Объявление темы урока. Работа в тетрадях

2 Вступительное слово учителя .

Сегодня  у вас не первая встреча с именем А.С.Пушкина. Встречи с поэтом – это «чудное мгновение» ,которое длится всю жизнь

На прошлом уроке мы знакомились с некоторыми фактами его биографии . Вы уже знакомы со сказками поэта, некоторыми стихотворениями

-Можете ли вы назвать наиболее значительные моменты детства А.С.Пушкина? его произведения?

(опрос)

-Сегодня мы будем говорить не только о Пушкине , но и о его няне, Арине Родионовне, без которой , может быть ,Пушкина не было бы как поэта

-Показ слайда №1         Да будет же ей , этой няне , и от лица русского общества вечная благодарная память .- Аксаков (речь на открытии памятника Пушкину в Москве в 1880году)

-Как вы думаете , каковы цели нашего сегодняшнего урока?

Давайте вместе попробуем  сформулировать  их ( запись на доске )(узнать, какую роль сыграла няня в жизни поэта, факты её биографии. Учиться выразительно читать , анализировать произведение)

В 1984году в Пскове был открыт памятник «Пушкин и Крестьянка» Автор – скульптор Олег Комов

Перед нами

Пушкин и крестьянка ,

Ну , а кто ж по имени она ?

Слушайте , ответьте , псковитяне ,

Чей изваян лик и взгляд!

Может , это пушкинская няня , о которой  помнят стар и млад?

- А что вы знаете о няне поэта ,Арине Родионовне?   Слайд . Портрет Няни

(расскажет Сердюк Виктории )

Няня Пушкина ,Арина Родионовна  Яковлева , родилась 10 апреля 1758 года в деревне Лампово Петербургской губернии. Мать её , Лукерья Кирилловна , отец – Родион Яковлев , были крепостными , имели семерых детей.. Арина  - её домашнее имя , а настоящее – Ирина или Иринья. Как крепостная крестьянка , няня фамилии не имела. В документах она названа по отцу – Родионовой , а в быту – Родионовной. Сам Пушкин ни единого раза не назвал её по имени , а в письмах пиал «няня»

Арина вышла замуж за крестьянина Фёдора Матвеева , и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино , что недалеко от Гатчины  Жили бедно , вот почемуАрина попросилась в няни. После рождения Ольги (старшей сестры поэта) Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных.)

Слайд Домик няни в Кобрино. Рассказ о нем Любименко Максим

Современный поэт Николай Доризо посвятил няне Пушкина замечательные строки , показывающие  роль этой женщины в жизни Пушкина :

Читают Свинарев  Святослав и Баранова Дана:

Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки , и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины .

В светелке теплота перинная,

Свеча устало догорала ,

И песня русская , старинная

Его, младенца, пеленала.

Трудилась ,

Господа не гневала ,

Жила, как все ,

Вставала рано .

Но без неё , быть может, не было б ,

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила ,

Когда с хитринкой, по – крестьянски ,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

В душе звала сынком , кровиночкой ,

А вслух – лишь Александр Сергеевич.

С ним вы , Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово»родина»

Так с вашим именем созвучно.

Сам Пушкин посвятил много стихов своей няне .      Семешина Елена :

В вечерне тишине

Являлась ты веселою старушкой ,

И надо мной сидела в шушуне ,

В больших очках и с резвой погремушкой

Ты , детскую качая колыбель ,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель ,

Которую сама заворожила.

Слово учителя :

Благодаря Арине Родионовне Пушкин окунулся  в мир волшебных сказок , старинных былей и небылиц , которые замечательно она рассказывала . Из всех близких ему людей Поэт больше всего любил сестру Ольгу и няню. Когда михайловского кучера Петра Парфёнова спросили , правда ли ,что Александр Сергеевич очень любил няню ,то ответил:» Арину-то Родионовну? Как же ещё любил-то ,она у него тут вот жила . И он всё с ней , коли дома. Чуть встанет утром , уж и бежит её глядеть :»Здорова ли , мама?» - он её всё мамой называл. И уж чуть старуха занеможет там , что ли , он уже всё за ней ..»

С 1824-1826 год Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском , и Арина Родионовна вместе с ним разделяла его изгнание .

Зимние вечера коротали они вместе . Пушкин читал или ходил по комнате, слушая ,как ветер завывает в трубе . Арина Родионовна пряла в сторонке.          Слайд

Так родилось стихотворение «Зимний вечер»  Читает Осипенко Настя

Слово учителя:  

 В 1826 году  Николай 1 приказал срочно доставить поэта к себе . Разлуку с любимцем няня переносила очень тяжело. Дворовый Пушкиных  Пётр рассказывал, что Арина Родионовна «растужилась , навзрыд плачет».

После окончания ссылки поэт живет в Москве. И когда хоть ненадолго приезжает к няне, она встречает его с радостью , а если воспитанника долго не бывает , няня тоскует и посылает ему написанные под её диктовку трогательные письма. Даже ездила на ближайшую почтовую станцию Новгорода  в надежде услышать о Пушкине от проезжающих из Петербурга.

Умерла няня 31 июля 1828года в доме сестры Пушкина. Поэт никогда не забывал «многолюбящую « его няню.

В стихотворении «Вновь я посетил» поэт писал :

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет – уж за стеною

Не слышу я шагов её тяжелых,

Ни кропотливого её дозора.

Судьба отпустила ей 70 лет жизни и одарила счастьем испытать сыновью любовь и привязанность поэта.

Сейчас мы рассмотрим стихотворение , посвященное няне , поучимся приёмам анализа , попробуем подготовить текст  высказывания об этом стихотворении

2. Анализ стихотворения. Чтение стихотворения. Прослушивание записи в исполнении Качалова

3. Перечитаем стихотворение сами

-Как вы понимаете значение слова «няня»? А какое значение оно имело во времена   Пушкина?   (Посмотрите в словаре В.И.Даля и С.И. Ожегова .   Читаем)

Попробуйте выразить настроение стихотворения с помощью красок –цветов .

- Какими красками вы бы передали его настроение?

 (мрачными , темными . Только настроение последней , незаконченной строки  , в котором звучит надежда – более светлыми)

- Каким  настроением  пронизано стихотворение?

(грустное , печальное , тоскливое)

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом , когда он писал это стихотворение?

( чувство вины перед няней за долгое отсутствие , страдание от разлуки , признательность за дружеское участие в дни ссылки , проведенные вместе)

Анализируя лирическое произведение , будем помнить , что в нем действует лирический герой . Он близок автору ,но нельзя ставить знак равенства между ними.

- Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Поэтому жанр этого стихотворения – послание (записать в тетрадь)

В лирическом произведении и жанр , и композиция , и выразительные средства  - всё способствует выражению настроения.

-Рассмотрим , как выражается настроение в этом стихотворении

Перечитайте первые 2 строчки . К кому они обращены?  (Это обращение лирического героя к няне)

-Представьте , что вам надо проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды презентации. Сколько слайдов у вас получится?  

Читаем дальше . 1 картина «Одна в глуши лесов сосновых

                                                    Давно , давно ты ждешь меня» (строки рисуют забытый домик в глуши лесов)

2 картина –читаем  

«Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах,

И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках»( изображаем няню , сидящую у окна и поминутно вглядывающуюся в окно)

3 картина читаем

« Глядишь в забытые ворота

На черный отдаленный путь :

Тоска ,предчувствия .заботы

Теснят твою всечасно грудь» ( кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль)

4 картина  «То чудится тебе….(  возможно, няне видится её воспитанник , спешащий к ней )

Таким образом , мы разделили стихотворение на части , то есть определили композицию

Запишем :

1часть – обращение лирического героя к няне

2 часть забытый домик няни

3часть –тоска , тревога няни .

Лирический герой словно видит няню , угадывает её переживания : она горюет под окном светлицы , подходит к воротам , вслушивается, не звучит ли колокольчик , не едет ли кто-нибудь , вглядывается вдаль)

В душе её беспокойство о нем , горестные предчувствия – об этом в 4-й части

- Объясните значение устаревших слов : светлица, вороты, всечасно   (смотри словарь на парте)

 -  Как же , с помощью каких средств выразительности  переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?

Проведем наблюдения над текстом и оформим в рабочих тетрадях. Смотрите определение изобразительных средств на карточках  на столах:  эпитет, метафора , сравнение , перифраза.

 Какие чувства героеев переданы с помощью эпитетов , метафор , сравнений , повторов

            Заполните таблицу в рабочих тетрадях

Что такое эпитет? (Смотри в карточку)    «Голубка дряхлая моя»- народное слово»голубка» и эпитет «дряхлая» несут оттенок дружеской шутки , а местоимения «моя» – усиливает ласковый тон .Эти слова передают чувство сыновней любви к няне

Эпитеты »забытые ворота», «Черный отдаленный путь» - создают мрачное , печальное настроение , показывают горечь долгого ожидания , тяжесть одиночества няни.

«Черный» цвет – символ разлуки

 – найдите метафоры Что такое метафора ? Что она передает? Какое настроение няни?

( «Медлят поминутно спицы в её наморщенных руках» - няня прислушивается к звукам за окном ,надеясь услышать долгожданный звук колокольчика. Не едет ли он?

Метафора «Тоска , предчувствие , заботы , теснят твою всечасно грудь»- показывает  беспокойство в душе няни о любимом воспитаннике , тягостные предчувствия : судьба его неясна , жизнь не устроена

Что такое сравнение?  Назовите сравнение в стихотворении («Будто на часах» ) Как вы понимаете эти слова?   - они обозначают постоянство томительного ожидания

Обобщим наблюдения  , составив связное высказывание по плану . У вас на столах речевые опорные слова , которые помогут вам оформить свое высказывание

Ответы учащихся : по плану устно (Образец сочинения смотри отдельно)

 -Каким вы представляете лирического героя  стихотворения?

(Лирический герой глубоко страдает , он испытывает чувство вины  за долгое отсутствие .

Поэтом создан трогательный образ любящей женщины . Чувство няни понятны любой женщине  - матери , самоотверженно заботящейся о свих детях ,бесконечно тоскующей  в разлуке с ними. Образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта , являясь отражением его человечности

Лексическая работа

-Что такое человечность?

( Это любовь , внимание к человеку , к человеческой личности , доброе отношение ко всему живому.)

Дополнительно . Слово учителя

В книге «Мой Пушкин» замечательная русская поэтесса М.И. Цветаева  рассказывала  о переживаниях лирического героя …см. стр. 81 методички

Обобщение

 Выставление оценок с комментарием:

 Домашнее задание Написать небольшое сочинение о своей бабушке  , взяв за основу какой-либо интересный эпизод

Читать «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях»

Сочинение . Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне»

Стихотворение А.С.Пушкина «Няне» - одно из самых душевных его творений.

Стихотворение  - послание  посвящено няне поэта Арине Родионовне Яковлевой . С первых строк  стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне , нежность и забота выражается в нем щедро и открыто. И в то же время произведение пронизано грустью , щемящей болью , чувством вины. Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Как и в стихотворении «Зимний вечер» , поэт выражает признательность няне за дружеское участие в трудные для него времена .

«Подруга дней моих суровых» - образ почти высокий , утверждающий равенство отношений и духовную связь. Во второй перифразе «голубка дряхлая моя» - выражение нежности и сыновней заботы. Сердечное, народное слово»голубка2 соединяется с неожиданным , с легким оттенком дружеской шутки словом «дряхлая» ; местоимение «моя» усиливает ласковый тон обращения.

Эта нежность и забота так понятны , когда представляешь преданность самой няни своему воспитаннику. Вся её жизнь в думах о нем , в ожидании

Стихотворение написано астрофической строкой. , но его можно разделить на 4 части .Первая – обращение лирического героя к няне. Строки второй части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов .В третьей части , мысленно возвращаясь туда , лирический герой словно видит няню внутренним взором , угадывая все её переживания и душевные движения. Вот она горюет «под окном своей светлицы» , и сравнение «будто на часах» передает постоянство её томительного ожидания .Метафора «медлят поминутно спицы в её намаорщенных руках» позволяет предположить , что няне так и хочется прислушаться , не доносится ли издали звук колокольчика , не едет ли кто-нибудь …вот она подходит к воротам (или смотрит на них из окна) всё с тем же чувством.. Но нет никого …Эпитет «Забытые» передает тяжесть одиночества няни . В душе её беспокойство о нем , горестные предчувствия: ведь судьба его не ясна , не устроена ,и « черный отдаленный путь» превращается почти в символ разлуки. Об этом 4-я часть стихотворения

Произведение очень лирично , эмоциональность усиливается повторами :»Давно, давно ты ждешь меня» . В стихотворении прямо названы чувства няни : ждешь, горюешь , тоска, предчувствие , забота , а также метафора «»теснят твою всечасно грудь»

Лирический герой представляется нам глуьоко переживающим человеком . Он печалится , страдает от разлуки с няней , его терзает чувство вины  за долгое отсутствие

В этом небольшом стихотворении при всей его внешней простоте таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создан поразительный образ любящей женской души. В чувствах няни так много того , что близко каждой женщине- матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним , тоска в разлуке с ними , постоянное ожидание встречи и горе одиночества.

Стихотворение пробуждает  душевный отклик  читателя вот уже почти 2 столетия и не может оставить равнодушным

Связное высказывание   по стихотворению «Няне»

Перед нами стихотворение -  послание А.С.Пушкина «Няне» - одно из самых задушевных его произведений.

Оно посвящено его любимой няне, Арине Родионовне. В своем стихотворении  автор изображает с верную подругу,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""

Материал содержит подробный конспект урока по литературе для 5 класса по программе Г.С. Меркина на тему "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""...

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""

Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...

Конспект урока по литературе в 7 классе по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"

Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...

Урок литературы в 11 классе по теме: Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость»

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русскогоязыка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н....

Презентация к уроку немецкого языка как второго инстранного по теме "Анализ стихотворения Э.Кестнера "Wir sitzen alle in einem Zug"

Данная презентация предназначена для проведения урока немецкого языка как второго иностранного в 9 классе. Презентация нацелена на развитие коммуникативных  способностей обучающихся. В ней содерж...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября" (1825)"

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября"...