урок по теме Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Няне"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Трудный период в жизни поэта, ссылка в Михайловское, где верным другом и помощником бала Арина Родионовна
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по теме: Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»
Цели урока:
-познакомить с некоторыми фактами биографии Арины Родионовны , стихотворениями, посвященными няне поэта,
-развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования , умения выделять в тексте произведения изобразительно –выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения,
-совершенствовать работу учащихся с толковым словарем . с учебником ,
-обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения,
- развивать аналитические способности , потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе
Ход урока :
1.Оргмомент . Объявление темы урока. Работа в тетрадях
2 Вступительное слово учителя .
Сегодня у вас не первая встреча с именем А.С.Пушкина. Встречи с поэтом – это «чудное мгновение» ,которое длится всю жизнь
На прошлом уроке мы знакомились с некоторыми фактами его биографии . Вы уже знакомы со сказками поэта, некоторыми стихотворениями
-Можете ли вы назвать наиболее значительные моменты детства А.С.Пушкина? его произведения?
(опрос)
-Сегодня мы будем говорить не только о Пушкине , но и о его няне, Арине Родионовне, без которой , может быть ,Пушкина не было бы как поэта
-Показ слайда №1 Да будет же ей , этой няне , и от лица русского общества вечная благодарная память .- Аксаков (речь на открытии памятника Пушкину в Москве в 1880году)
-Как вы думаете , каковы цели нашего сегодняшнего урока?
Давайте вместе попробуем сформулировать их ( запись на доске )(узнать, какую роль сыграла няня в жизни поэта, факты её биографии. Учиться выразительно читать , анализировать произведение)
В 1984году в Пскове был открыт памятник «Пушкин и Крестьянка» Автор – скульптор Олег Комов
Перед нами
Пушкин и крестьянка ,
Ну , а кто ж по имени она ?
Слушайте , ответьте , псковитяне ,
Чей изваян лик и взгляд!
Может , это пушкинская няня , о которой помнят стар и млад?
- А что вы знаете о няне поэта ,Арине Родионовне? Слайд . Портрет Няни
(расскажет Сердюк Виктории )
Няня Пушкина ,Арина Родионовна Яковлева , родилась 10 апреля 1758 года в деревне Лампово Петербургской губернии. Мать её , Лукерья Кирилловна , отец – Родион Яковлев , были крепостными , имели семерых детей.. Арина - её домашнее имя , а настоящее – Ирина или Иринья. Как крепостная крестьянка , няня фамилии не имела. В документах она названа по отцу – Родионовой , а в быту – Родионовной. Сам Пушкин ни единого раза не назвал её по имени , а в письмах пиал «няня»
Арина вышла замуж за крестьянина Фёдора Матвеева , и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино , что недалеко от Гатчины Жили бедно , вот почемуАрина попросилась в няни. После рождения Ольги (старшей сестры поэта) Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных.)
Слайд Домик няни в Кобрино. Рассказ о нем Любименко Максим
Современный поэт Николай Доризо посвятил няне Пушкина замечательные строки , показывающие роль этой женщины в жизни Пушкина :
Читают Свинарев Святослав и Баранова Дана:
Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки , и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины .
В светелке теплота перинная,
Свеча устало догорала ,
И песня русская , старинная
Его, младенца, пеленала.
Трудилась ,
Господа не гневала ,
Жила, как все ,
Вставала рано .
Но без неё , быть может, не было б ,
У нас Людмилы и Руслана.
Хотя о нас она не грезила ,
Когда с хитринкой, по – крестьянски ,
То вдруг задумчиво, то весело
Ему рассказывала сказки.
В душе звала сынком , кровиночкой ,
А вслух – лишь Александр Сергеевич.
С ним вы , Арина Родионовна,
В веках остались неразлучно.
Святое слово – слово»родина»
Так с вашим именем созвучно.
Сам Пушкин посвятил много стихов своей няне . Семешина Елена :
В вечерне тишине
Являлась ты веселою старушкой ,
И надо мной сидела в шушуне ,
В больших очках и с резвой погремушкой
Ты , детскую качая колыбель ,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель ,
Которую сама заворожила.
Слово учителя :
Благодаря Арине Родионовне Пушкин окунулся в мир волшебных сказок , старинных былей и небылиц , которые замечательно она рассказывала . Из всех близких ему людей Поэт больше всего любил сестру Ольгу и няню. Когда михайловского кучера Петра Парфёнова спросили , правда ли ,что Александр Сергеевич очень любил няню ,то ответил:» Арину-то Родионовну? Как же ещё любил-то ,она у него тут вот жила . И он всё с ней , коли дома. Чуть встанет утром , уж и бежит её глядеть :»Здорова ли , мама?» - он её всё мамой называл. И уж чуть старуха занеможет там , что ли , он уже всё за ней ..»
С 1824-1826 год Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском , и Арина Родионовна вместе с ним разделяла его изгнание .
Зимние вечера коротали они вместе . Пушкин читал или ходил по комнате, слушая ,как ветер завывает в трубе . Арина Родионовна пряла в сторонке. Слайд
Так родилось стихотворение «Зимний вечер» Читает Осипенко Настя
Слово учителя:
В 1826 году Николай 1 приказал срочно доставить поэта к себе . Разлуку с любимцем няня переносила очень тяжело. Дворовый Пушкиных Пётр рассказывал, что Арина Родионовна «растужилась , навзрыд плачет».
После окончания ссылки поэт живет в Москве. И когда хоть ненадолго приезжает к няне, она встречает его с радостью , а если воспитанника долго не бывает , няня тоскует и посылает ему написанные под её диктовку трогательные письма. Даже ездила на ближайшую почтовую станцию Новгорода в надежде услышать о Пушкине от проезжающих из Петербурга.
Умерла няня 31 июля 1828года в доме сестры Пушкина. Поэт никогда не забывал «многолюбящую « его няню.
В стихотворении «Вновь я посетил» поэт писал :
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжелых,
Ни кропотливого её дозора.
Судьба отпустила ей 70 лет жизни и одарила счастьем испытать сыновью любовь и привязанность поэта.
Сейчас мы рассмотрим стихотворение , посвященное няне , поучимся приёмам анализа , попробуем подготовить текст высказывания об этом стихотворении
2. Анализ стихотворения. Чтение стихотворения. Прослушивание записи в исполнении Качалова
3. Перечитаем стихотворение сами
-Как вы понимаете значение слова «няня»? А какое значение оно имело во времена Пушкина? (Посмотрите в словаре В.И.Даля и С.И. Ожегова . Читаем)
Попробуйте выразить настроение стихотворения с помощью красок –цветов .
- Какими красками вы бы передали его настроение?
(мрачными , темными . Только настроение последней , незаконченной строки , в котором звучит надежда – более светлыми)
- Каким настроением пронизано стихотворение?
(грустное , печальное , тоскливое)
- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом , когда он писал это стихотворение?
( чувство вины перед няней за долгое отсутствие , страдание от разлуки , признательность за дружеское участие в дни ссылки , проведенные вместе)
Анализируя лирическое произведение , будем помнить , что в нем действует лирический герой . Он близок автору ,но нельзя ставить знак равенства между ними.
- Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Поэтому жанр этого стихотворения – послание (записать в тетрадь)
В лирическом произведении и жанр , и композиция , и выразительные средства - всё способствует выражению настроения.
-Рассмотрим , как выражается настроение в этом стихотворении
Перечитайте первые 2 строчки . К кому они обращены? (Это обращение лирического героя к няне)
-Представьте , что вам надо проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды презентации. Сколько слайдов у вас получится?
Читаем дальше . 1 картина «Одна в глуши лесов сосновых
Давно , давно ты ждешь меня» (строки рисуют забытый домик в глуши лесов)
2 картина –читаем
«Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках»( изображаем няню , сидящую у окна и поминутно вглядывающуюся в окно)
3 картина читаем
« Глядишь в забытые ворота
На черный отдаленный путь :
Тоска ,предчувствия .заботы
Теснят твою всечасно грудь» ( кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль)
4 картина «То чудится тебе….( возможно, няне видится её воспитанник , спешащий к ней )
Таким образом , мы разделили стихотворение на части , то есть определили композицию
Запишем :
1часть – обращение лирического героя к няне
2 часть забытый домик няни
3часть –тоска , тревога няни .
Лирический герой словно видит няню , угадывает её переживания : она горюет под окном светлицы , подходит к воротам , вслушивается, не звучит ли колокольчик , не едет ли кто-нибудь , вглядывается вдаль)
В душе её беспокойство о нем , горестные предчувствия – об этом в 4-й части
- Объясните значение устаревших слов : светлица, вороты, всечасно (смотри словарь на парте)
- Как же , с помощью каких средств выразительности переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?
Проведем наблюдения над текстом и оформим в рабочих тетрадях. Смотрите определение изобразительных средств на карточках на столах: эпитет, метафора , сравнение , перифраза.
Какие чувства героеев переданы с помощью эпитетов , метафор , сравнений , повторов
Заполните таблицу в рабочих тетрадях
Что такое эпитет? (Смотри в карточку) «Голубка дряхлая моя»- народное слово»голубка» и эпитет «дряхлая» несут оттенок дружеской шутки , а местоимения «моя» – усиливает ласковый тон .Эти слова передают чувство сыновней любви к няне
Эпитеты »забытые ворота», «Черный отдаленный путь» - создают мрачное , печальное настроение , показывают горечь долгого ожидания , тяжесть одиночества няни.
«Черный» цвет – символ разлуки
– найдите метафоры Что такое метафора ? Что она передает? Какое настроение няни?
( «Медлят поминутно спицы в её наморщенных руках» - няня прислушивается к звукам за окном ,надеясь услышать долгожданный звук колокольчика. Не едет ли он?
Метафора «Тоска , предчувствие , заботы , теснят твою всечасно грудь»- показывает беспокойство в душе няни о любимом воспитаннике , тягостные предчувствия : судьба его неясна , жизнь не устроена
Что такое сравнение? Назовите сравнение в стихотворении («Будто на часах» ) Как вы понимаете эти слова? - они обозначают постоянство томительного ожидания
Обобщим наблюдения , составив связное высказывание по плану . У вас на столах речевые опорные слова , которые помогут вам оформить свое высказывание
Ответы учащихся : по плану устно (Образец сочинения смотри отдельно)
-Каким вы представляете лирического героя стихотворения?
(Лирический герой глубоко страдает , он испытывает чувство вины за долгое отсутствие .
Поэтом создан трогательный образ любящей женщины . Чувство няни понятны любой женщине - матери , самоотверженно заботящейся о свих детях ,бесконечно тоскующей в разлуке с ними. Образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта , являясь отражением его человечности
Лексическая работа
-Что такое человечность?
( Это любовь , внимание к человеку , к человеческой личности , доброе отношение ко всему живому.)
Дополнительно . Слово учителя
В книге «Мой Пушкин» замечательная русская поэтесса М.И. Цветаева рассказывала о переживаниях лирического героя …см. стр. 81 методички
Обобщение
Выставление оценок с комментарием:
Домашнее задание Написать небольшое сочинение о своей бабушке , взяв за основу какой-либо интересный эпизод
Читать «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях»
Сочинение . Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне»
Стихотворение А.С.Пушкина «Няне» - одно из самых душевных его творений.
Стихотворение - послание посвящено няне поэта Арине Родионовне Яковлевой . С первых строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне , нежность и забота выражается в нем щедро и открыто. И в то же время произведение пронизано грустью , щемящей болью , чувством вины. Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Как и в стихотворении «Зимний вечер» , поэт выражает признательность няне за дружеское участие в трудные для него времена .
«Подруга дней моих суровых» - образ почти высокий , утверждающий равенство отношений и духовную связь. Во второй перифразе «голубка дряхлая моя» - выражение нежности и сыновней заботы. Сердечное, народное слово»голубка2 соединяется с неожиданным , с легким оттенком дружеской шутки словом «дряхлая» ; местоимение «моя» усиливает ласковый тон обращения.
Эта нежность и забота так понятны , когда представляешь преданность самой няни своему воспитаннику. Вся её жизнь в думах о нем , в ожидании
Стихотворение написано астрофической строкой. , но его можно разделить на 4 части .Первая – обращение лирического героя к няне. Строки второй части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов .В третьей части , мысленно возвращаясь туда , лирический герой словно видит няню внутренним взором , угадывая все её переживания и душевные движения. Вот она горюет «под окном своей светлицы» , и сравнение «будто на часах» передает постоянство её томительного ожидания .Метафора «медлят поминутно спицы в её намаорщенных руках» позволяет предположить , что няне так и хочется прислушаться , не доносится ли издали звук колокольчика , не едет ли кто-нибудь …вот она подходит к воротам (или смотрит на них из окна) всё с тем же чувством.. Но нет никого …Эпитет «Забытые» передает тяжесть одиночества няни . В душе её беспокойство о нем , горестные предчувствия: ведь судьба его не ясна , не устроена ,и « черный отдаленный путь» превращается почти в символ разлуки. Об этом 4-я часть стихотворения
Произведение очень лирично , эмоциональность усиливается повторами :»Давно, давно ты ждешь меня» . В стихотворении прямо названы чувства няни : ждешь, горюешь , тоска, предчувствие , забота , а также метафора «»теснят твою всечасно грудь»
Лирический герой представляется нам глуьоко переживающим человеком . Он печалится , страдает от разлуки с няней , его терзает чувство вины за долгое отсутствие
В этом небольшом стихотворении при всей его внешней простоте таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создан поразительный образ любящей женской души. В чувствах няни так много того , что близко каждой женщине- матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним , тоска в разлуке с ними , постоянное ожидание встречи и горе одиночества.
Стихотворение пробуждает душевный отклик читателя вот уже почти 2 столетия и не может оставить равнодушным
Связное высказывание по стихотворению «Няне»
Перед нами стихотворение - послание А.С.Пушкина «Няне» - одно из самых задушевных его произведений.
Оно посвящено его любимой няне, Арине Родионовне. В своем стихотворении автор изображает с верную подругу,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""
Материал содержит подробный конспект урока по литературе для 5 класса по программе Г.С. Меркина на тему "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""...
Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""
Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...
Конспект урока по литературе в 7 классе по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"
Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...
Урок литературы в 11 классе по теме: Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость»
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русскогоязыка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н....
Урок литературы в 12 классе по теме "Анализ стихотворения С.Есенина"Отговорила роща золотая "в слабослышащем классе
Урок литературы в классе для слабослышащих детей...
Презентация к уроку немецкого языка как второго инстранного по теме "Анализ стихотворения Э.Кестнера "Wir sitzen alle in einem Zug"
Данная презентация предназначена для проведения урока немецкого языка как второго иностранного в 9 классе. Презентация нацелена на развитие коммуникативных способностей обучающихся. В ней содерж...
Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября" (1825)"
Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября"...